Конструирование сжатого текста в форматеОГЭ с использованием приемов компрессии,9 класс.
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (9 класс) на тему

Урок развития речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon prezentatsiya.ppt796.5 КБ
Файл tehnokarta.docx30.47 КБ
Файл tablitsa_1.docx19.56 КБ
Файл tablitsa_2.docx16.32 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Конструирование сжатого текста в формате ОГЭ с использованием приёмов компрессии Презентация по русскому языку Учитель: Кривец Е.В.

Слайд 2

Кластер -выделение смысловых единиц и организация их вокруг ядра. Тезис - мысль, требующая доказательства. В тезис заложена тема текста. (О чем?) Идея - главная мысль текста, то, что хочет донести до читателя автор. (Для чего?)

Слайд 3

Приемы сжатия Исключение вводных слов, однородных членов предложения, повторов, деталей, описаний, однотипных примеров… Замена сложного предложения- простым, однородных членов- обобщающим словом, прямой речи- косвенной… Обобщение ряда предложений, связанных одной мыслью, парцеллированных предложений…

Слайд 4

Тишина — самый большой дефицит на Земле. Шум транспорта, проникая в дома, даже ночью, делает планету малопригодной для жизни. Но это стоит здоровья. Поэтому наряду с тишиной становится дефицитной на Земле и валерьянка. В. Солоухин

Слайд 5

Текст Приёмы компрессии текста Сжатое изложение 1-й абзац (38 слов) Исключение Если каждую неделю совершать несколько добрых дел, это способствует нашему ощущению счастья, а иногда и просто лечит! (17 слов) 2-й абзац (33 слова) Замена, обобщение Мы становимся благосклоннее к другим, и нас больше ценят окружающие. (10 слов) 3-й абзац (80 слов) Обобщение, замена, исключение Посылая в мир любовь и добро, мы положительно влияем на него, сами делаемся радостнее и счастливее, начинаем нравиться людям. Внешне мы становимся красивее и мыслим гораздо лучше. Добрые люди любят себя и других, потому что доброта усиливает положительные эмоции, восстанавливает здоровье и помогает радоваться жизни. (45 слов) (По К.Киселевой) Итого: 151 слово Итого: 72 слова

Слайд 6

Текст Приёмы компрессии текста Сжатое изложение 1-й абзац (38 слов) Исключение Если каждую неделю совершать несколько добрых дел, это способствует нашему ощущению счастья, а иногда и просто лечит! (17 слов) 2-й абзац (33 слова) Замена, обобщение Мы становимся благосклоннее к другим, и нас больше ценят окружающие. (10 слов) 3-й абзац (80 слов) Обобщение, замена, исключение Посылая в мир любовь и добро, мы положительно влияем на него , сами делаемся радостнее и счастливее, начинаем нравиться людям. Внешне мы становимся красивее и мыслим гораздо лучше. Добрые люди любят себя и других, потому что доброта усиливает положительные эмоции, восстанавливает здоровье и помогает радоваться жизни. (45 слов) (По К.Киселевой) Итого: 151 слово Итого: 72 слова

Слайд 7

1 балл 2 балла 3 балла Микротемы 1 2 3 Пунктуационные ошибки 2 и более 1 0 Орфографические ошибки 3 и более 2 0-1 Максимальное количество: 9 баллов

Слайд 8

Самооценка Я ничего не понял- 2 балла Для полного понимания мне нужно повторить тему- 3 балла Сам все понял, но объяснить другому не берусь- 4 балла Все понял, могу материал объяснить другому- 5 баллов

Слайд 9

Спасибо за урок!



Предварительный просмотр:

                                                                                             

  Технологическая карта урока русского языка , 9 класс                                                                                   Учитель: Кривец Елена Владимировна

Тема урока: Конструирование сжатого текста в формате ОГЭ с использованием приемов компрессии

Тип урока: урок развития речи

Цели урока: путем самообразовательной деятельности формировать умение создавать текст на основе прочитанного, выделять микротемы, применять приемы сжатия текста, использовать необходимые языковые средства для описания действия; развивать речевую компетентность учащихся.

Планируемые образовательные результаты: Учащиеся раскрывают содержание темы и развивают главную мысль в тексте,  учатся понимать текст с первого прочтения, составлять связный текст. 

Научатся: Перестраивать предложения по образцу и заданной схеме, понимать текст с первого прочтения, использовать приемы сжатия текста.

Получат возможность научиться: понимать и интегрировать информацию в имеющийся запас знаний. 

Основные термины и понятия: микротема, кластер, сжатие текста.

Технология развивающего; проблемного обучения; развития критического мышления;  проблемно-поисковый, исследовательский.

Формы и методы обучения: проверка самоподготовки, эвристическая беседа, проверочная работа, лексическая работа, комплексный анализ текста, фронтальный опрос, взаимопроверка, самопроверка, самостоятельная работа по образцу, работа в группах. самостоятельная, работа в парах, фронтальная работа, творческая работа, игра в интерактивной форме "вопрос-ответ".

Организационная структура урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формирование УУД

Оргмомент.

Вызов Целеполагание

 Создание эмоционального настроя ,вопросы по домашнему заданию

Обращение учителя:

1.Что мы знаем о тексте(составление кластера)

2.Что такое тезис,идея,микротема,приемы сжатия?

Приветствие,

Отвечают на вопрос:какие виды работы с текстом предстоит выполнить на экзамене по русскому языку.

Цель урока:Научиться сжатию текста,освоить приемы сжатия.

 Проверка д.звыставление оценки в оценочный лист,

Напоминание принципов сжатия текста.Составление кластера.

             

Метапредметные результаты

Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью

Использование веб-ресурса Президентской библиотеки как подспорье в образовательном процессе, а также как безопасный "входной шлюз" для первого знакомства ребёнка с защищёнными секторами глобальной компьютерной сети, знакомятся с  виртуальными персонажами, которые приглашают посетить тот или иной раздел, рассказывают, как правильно работать с информацией, сообщают о правилах встроенных познавательных игр и тому подобное.

Личностные УУД: личностное самоопределение; действие смыслообразования, т.е. установление  связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, между термином и определением. ·         создание ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности;

создание  условий для развития уважительного отношения учеников друг к другу;иформирование сознательного отношения к собственной будущей жизн,;

удовлетворение различных информационных ожиданий и интересов

Предметные результаты

Анализ объектов с целью выделения признаков ; развивать умение работать с информацией на уроке, связно излагать мысли; сохранять и развивать умение сотрудничать в паре и группе, отвечать на вопросы, слушать и слышать; формулировать, высказывать и обосновывать свою точку зрения.

Регулятивные УУД: целеполагание – постановка учебной задачи; планирование – определение последовательности промежуточных целей (план, последовательность действий); формировать умение формулировать тему урока, цели урока, умение принимать и сохранять учебную задачу; учиться корректировать выполнение задания в соответствии с планом; уметь оценивать свою работу.

прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик;

Познавательные УУД:  извлечение необходимой информации из прослушанных текстов; определение основной и второстепенной информации; постановка  проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера формировать умение работать с  текстом, выполняя учебно- познавательные действия, осуществляя логические операции анализа, синтеза, классификации.

Актуализация. знаний,

Объясняет принцип работы с раздаточным материалом.

Начинают работу с таблицей №1.

Выделение

затруднений

Возможные ошибки: последовательность, точность. 

Понятие известно и неизвестно, данное и новое

Определение содержания (темы) и развитие главной мысли в тексте, определение синтаксических конструкций для сжатия

Практическая деятельность,осмысление

Конструируют текст ,сокращая количество слов,используя приемы сжатия.

Взаимооценивание  работы  согласно нормам, согласованным с учителем.

Выставляют оценку в оценочный лист.

 Практическая деятельность,осмысление.

 

Объясняет принцип работы с раздаточным материалом.,напоминает правила работы в группе,отвечает на вопросы при возникновении затруднений работы с текстом.

.

Начинают работу с таблицей №2

Работают в группах.

Конструируют текст ,сокращая количество слов,используя приемы сжатия.

Закрепление с комментированием.

.

  Поясняет нормы  взаимооценивания данного вида работы: за каждое из правильно построенных и записанных согласно правилам пунктуации предложений. Демонстрирует правильный вариант на доске

Взаимооценивание  работы  согласно нормам, согласованным с учителем.

Выставляют оценку в оценочный лист.

Итоги урока.

Рефлексия

Организует  рефлексию

Записывает домашнее задание на доске.

Оценивание  работы  согласно нормам, указанным в кодификаторе.

Представление и обсуждение проделанной работы .

Подводят итоги: Выполнив предложенные задания, я теперь знаю…, я умею,освоил…,я столкнулся с трудностями.. .Для преодоления трудностей планирую…

Суммирование полученного опыта.

Оценивают свою работу, суммируют оценку в оценочном листе.

Получают домашнее задание.



Предварительный просмотр:

Исходный текст

Как сократить

Сжатый текст

(I) Тишина - вот самый большой дефицит на земном шаре.

(II) Постоянное тарахтенье разнообразных автомобилей, тракторов, мотоциклов, поездов, самолётов, от шума которых современный человек не спасается даже в своём жилище, даже ночью оглушают планету и делают её малопригодной для жизни.

(III)  Но это стоит нервов,  нервов и нервов. (IV) И сердца.(V) И психики.

(VI) Поэтому наряду с тишиной становится дефицитной на земном шаре и валерьянка. (57 слов) По В.Солоухину.

 1.        Оставим без существенных изменений первое предложение: это авторский тезис.

 2.        Ряд однородных дополнений заменим обобщающим словом.

 3.        Заменим придаточное предложение от шума которых современный человек не спасается даже в своём жилище словосочетанием.

 4.        Исключим сказуемое.

 5.        Объединим три парцеллированных предложения, оставив союз но, который используется как средство связи с предыдущим предложением, заменив некоторые слова обобщающим понятием здоровье.

 6.Оставим без изменений 6-е предложение, так как оно продолжает основную авторскую мысль, лишь заменим словосочетание на слово.

(32 слова)

Таблица 1

6 баллов



Предварительный просмотр:

Текст

Приёмы компрессии текста

Сжатое изложение

Если каждую неделю совершать несколько добрых дел, причём непременно разнообразных (послать открытку старым друзьям, навестить одинокую соседку, подарить виртуальный цветок, одолжить телефон незнакомцу, перечислить сто рублей больным детям), это способствует нашему ощущению счастья, а иногда и просто лечит!

(38 слов)

Исключить второстепенную информацию

(17 слов)

Мы становимся благосклоннее к другим, чувствуем себя лучше по сравнению с окружающими, освобождаемся от чувства вины за чужое несчастье, чувствуем себя щедрыми и способными помочь, становимся привлекательнее для других, чувствуем, что нас ценят.
(33 слова)

Заменить и обобщить синонимические конструкции

(10 слов)

Чем больше мы сосредотачиваемся на том, чтобы посылать любящие и добрые мысли, тем положительнее мы влияем на окружающий мир. В то же время мы в результате делаемся более радостными и счастливыми, начинаем нравиться людям.

Даже внешне мы становимся красивыми, а мышление — гораздо яснее, чётче, намного быстрее.

Добрые люди любят себя и позитивны в отношениях с другими. Почему? Потому что доброта усиливает положительные эмоции  
(любовь, радость, - благодарность, надежду, гордость), восстанавливает
долгосрочные жизненные ресурсы человека и повышает его удовлетворённость жизнью.

(80 слов) (По К. Киселёвой)

Всего 150 слов

Исключить придаточное, обобщить два предложения

Обобщить однородные члены

Исключить вопрос, обобщить два предложения

Заменить синонимом

(45 слов)

Всего 72 слова

Таблица 2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческая мастерская "Приемы компрессии текста в 9 классе"

Предлагаемую мастерскую можно провести и в 6-8классах. Над  приемами сжатия изложения начинаем  работу уже в 5 классе, так что можно данной мастерской начинать пропедевтику....

Разработка урока " Сжатое изложение; способы и приемы компрессии текста"

Аннотацияк разработке урокаАвтор: Бондаренко Алевтина Васильевна; учитель  русского языка и  литературы;1 квалификационная категория; МОУ « СОШ № 7» города КогалымаТема урока « Сжатое изложе...

Сжатое изложение. Приемы компрессии текста.

В данном уроке показаны все приемы компресс текста при написании сжатого изложения (ГИА),...

Сжатое изложение (приемы компрессии

В презентации указаны основные приемы компрессии текста...

Информационная обработка текста. Приемы компрессии текста.

Методическая разработка темы с использованием ИКТ и  мультимедийного проектора...

Презентация "Приемы сжатия текста" Учебный текст для сжатия

Материал содержит презентацию с подробным описанием приемов сжатия и  конкретными примерами и  текст, на котором показаны приемы сжатия ( исключение,обощение и замена).Преднахначен для урока...

Презентация "Приемы сжатия текста" Учебный текст для сжатия

Презентация "Приемы компрессии текста" Для подготовки к ОГЭ...