Главные вкладки

    Информационная обработка текста. Приемы компрессии текста.
    методическая разработка по русскому языку (9 класс) на тему

    Сесейкина Ирина Викторовна

    Методическая разработка темы с использованием ИКТ и  мультимедийного проектора

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл informatsionnaya_obrabotka_teksta.docx37.69 КБ

    Предварительный просмотр:

    Тема урока:

    «Информационная обработка текста. Приемы компрессии текста»

    Цель урока:    формирование умений информационной обработки текста (компрессии текста).

    Задачи урока:

     -  ознакомить  с основными видами компрессии текста;

    -  применить  разные виды  компрессии    текста ;

    -  развить умение выделять  микротемы (предложениями в тексте  или формулировать их на основе выделения ключевых слов).

    Вид урока:

    - комбинированный

    - интегрированный

    -  с использованием ИКТ

    Техническое обеспечение:

    Оборудование: проектор с экраном

                               компьютеры

    Презентации   1.Презентация «Виды сжатия (компрессии) текста

                              2.Памятник Александру III (2 слайда)

    Текстовые документы в Microsoft Word:

                Текст № 1  для сжатия

                 Две таблицы  ( одна – для микротем и  другая - для всего текста)

    Раздаточный материал для учащихся:

    1. критерии оценки сжатого изложения (по ГИА)
    2. Текст № 1

    Этапы урока

    Деятельность учителя

    Деятельность

    учащихся

    1. Организационный  момент

    1)Инструктаж  по технике безопасности, по видам работы.

     2)Инструктаж по видам работы:

       2 вида работы:

    • работа с  ИКТ – выполнение заданий  в электронной форме, файл сохраняется в сеть
    • письмо от руки на бумажном носителе

    (в тетради – конспектируются виды  компрессии и пишется алгоритм; на листе формата А4 – микротемы текста № 2)

    3)Найти  документ на  рабочем  столе «Компрессия текста»

    -  создать копию и  назвать своей фамилией

    Открыть  свой  документ

    Иструктаж по  видам работы, как будем работать, что (ИКТ, в тетради, на  листе бумаги)

    Слушают тнструктаж.

    Знакомство с электронным д-м с материалами  на рабочем столе)

    Создание электронного документа для работы

    1. Формулирование цели урока.

    Слово учителя:

     1)Исходя из темы урока и вашего опыта написания сжатого изложения  обозначьте  цель урока (формирование  умений сжатия текста). Для чего это вам нужно?

    2) Вид работы- практическая работа

    . Помогает сформулировать цель урока, мотивирует детей

    Формулируют цель  урока и высказывают свою мотивацию

    1. Работа с презентацией.
    1. Просмотр прузентации
    2. Создание собственной инструкции(алгоритма).

    (Слайд:

     Сокращая текст, я сохраняю….

    Сокращая текст, я  убираю….)

    Показывает, руководит

     Вывод на экран  лист  MW  «Сокращая текст, я убираю….»

    Я  сохраняю…

    Смотрят презентацию, читают.

    Конспектируют в тетради.

    Создают свою инструкцию (алгоритм)

    1. Практическая работа. Текст № 1.  Выполняется в электронном  виде

    Слайды с изображением  памятника.

    Текст  № 1

    1) Чтение вслух

    - определение темы текста

    -  стиля текста

    2) Выделение микротем (задание: выделить  слова для  формулирования микротемы  жирным шрифтом или цветом, сформулировать микротему), поместить  текст по абзацам в таблицу и

    -3)Сжатие текста по абзацам (в таблице)

    4) Проверка и самооценка: чтение и сверка с  ответами (микротемами), самооценка (+ или  -  в таблице )

    5) Сохранение своей работы (сохранить  в сеть)

    Координирует процесс

    Задает вопросы

    Консультирует

    Выводит на экран

    Чтение

    Ответы на вопросы

    Работа с текстом (в электронном виде)

    Проверка (сверка с  образцом)

    Самооценка в таблице (+ или - )

    1. Практическая работа. Текст № 2.
    1. Прослушивание текста 2 раза
    2. Работа письменно от руки

    Задача – записать ТОЛЬКО микротемы

    1.  проверка: чтение и  сверка с экраном

    при необходимости – вывод  текста с ключевыми словами)

    Выключить проектор (нормы санпин) в конце  этого этапа

    Формулировка задания

    Чтение текста

    Вывод на экран микротем для  самопроверки

    Прослушивание текста

    Запись микротем  от руки на бумажном носителе

    Проверка

    Корректировка написанного

    Вывод на экран (3 чел)

    1. Само и взаимопроверка

    по критериям оценки сжатого изложения  ГИА   (проверяем 3 микротемы по 2-м критериям – 1 и 3)

    Если успеем – проверяем  текст  № 1 (по 1 и 3 критериям)

    Критерии  распечатаны

    Координирует (подсказать, как пользоваться критериями)

    Само и взаимопроверка

    1.  Итог урока
    1. Отметить  ативность учащихся, Сообщить, что РАБОТА будет ПРОВЕРЕНА  к следующему уроку
    2. Рефлексия

    Что  получалось и что не получалось в работе на уроке?

    рефлексия

    рефлексия

     

    Тексты  для практической работы

    (Тексты с использованием краеведческого материала  об истории памятника Александру III в г.Иркутске)

      Текст  № 1

    Создание памятника Александру III как инициатору строительства Транссибирской магистрали поставило немало вопросов. Одним из них был такой: в какую сторону должна быть повернута бронзовая фигура императора?

    Рассуждали так: при постановке фигуры лицом к городу и спиной к реке терялась  основная мысль сооружения памятника – поставить его именно на этом месте, на берегу Ангары,  напротив  Великого Сибирского пути. При повороте  статуи лицом к реке и спиной к городу оправдывалась основная мысль, но со стороны города памятник многое терял, и столица Сибири была бы обижена таким обращением к ней царя, призывавшего весь край к новой жизни. При постановке фигуры в профиль разрешались удовлетворительно обе задачи. Таким образом, решили поставить статую царя профилем с поворотом левого плеча к городу.

    В 1902 году был объявлен Всероссийский конкурс на сооружение памятного монумента и получили разрешение на сбор пожертвований по всей России, так как оказалось, что для столь грандиозного строительства казна не имела средств.

    В числе участников конкурса был академик Роберт Романович Бах, который прославился памятником А. С. Пушкину в Царскосельском парке и памятником М. И. Глинке. Его проект и получил I премию, которая оценивалась в две тысячи рублей. Проект академика Баха был одним из самых простых по реализации идеи и недорогих по затратам. Его проект почти не требовал доработок, за исключением того, что ему было предложено увеличить фигуру самого императора Александра III. Немаловажно, что академик Бах с самого начала понял свою задачу. Он задумал памятник не столько царю, сколько великому историческому делу. Поэтому и Император был представлен не в парадной царской одежде, а в атаманском мундире сибирских казаков, в широких шароварах, заправленных в сапоги.

    Академик P. P. Бах создал прекрасную архитектурно-скульптурную композицию на тему исторического прошлого Сибири, которая явилась подлинным шедевром. Отливали памятник в Санкт-Петербурге, и выполнен он был не хуже известных всей России столичных монументов. (http://irkipedia.ru)   (290 слов)

    Историческая справка:   Памятник императору Александру III  как инициатору строительства Транссибирской железнодорожной магистрали был заложен  в 1903  г. ,  а торжественно  открыт в 1908 году. Бронзовая  фигура  царя  простояла до мая 1920 г.  Памятник восстановлен в 2003 году.  

    Таблица для микротем  текеста № 1  (заполняется учащимися в процессе работы; приведенный ниже заполненный  вариант выводится для  самопроверки на экран )

    Микротемы (1-2 предложения, можно сложные)

    Самооценка (+ или -)

         1

    Одной из проблем при создании памятника был вопрос о повороте  фигуры царя.

    2

    Бронзовую фигуру царя поставили  в профиль, чтобы выразить идею и не обидеть горожан.

    3

    В 1902 году был объявлен Всероссийский конкурс проектов и разрешен сбор средств на его создание

    4

    Первую премию на конкурсе получил академик Р.Р.Бах за простоту реализации идеи и небольшую стоимость проекта.  Скульптор  задумал памятник не столько царю, сколько великому историческому делу.

    5

     

    Прекрасная архитектурно-скульптурная композиция  академика Р.Р.Баха, выполненная в Санкт-Петербурге не хуже столичных монументов,  стала подлинным шедевром.

    Сжатие текста

    Текст № 2

       Таблица для само- или взаимопроверки

    Текст

    Сжатый текст

    самооценка

    Создание памятника Александру III поставило немало вопросов. Одним из них был такой: в какую сторону должна быть повернута бронзовая фигура императора?

    Одной из проблем при создании памятника был вопрос о повороте  фигуры царя

    Рассуждали так: при постановке фигуры лицом к городу и спиной к реке терялась  основная мысль сооружения памятника – поставить его именно на этом месте, на берегу Ангары,  напротив  Великого Сибирского пути. При обращении статуи лицом к реке и спиной к городу оправдывалась основная мысль, но со стороны города памятник многое терял, и столица Сибири была бы  обижена таким обращением к ней царя, призывавшего весь край к новой жизни. При постановке фигуры в профиль разрешались удовлетворительно обе задачи. Таким образом, решили поставить статую царя профилем с поворотом левого плеча к городу

    При постановке фигуры лицом к городу и спиной к реке терялась  основная мысль  – поставить его именно   напротив  Великого Сибирского пути. При повороте статуи лицом к реке и спиной к городу  столица Сибири была  бы обижена таким обращением к ней царя. При постановке фигуры в профиль разрешались удовлетворительно обе задачи. Поэтому решили поставить статую царя профилем с поворотом левого плеча к городу.

    В 1902 году был объявлен Всероссийский конкурс на сооружение памятного монумента и получили разрешение на сбор пожертвований по всей России, так как оказалось, что для столь грандиозного строительства казна не имела средств.

    В 1902 году был объявлен Всероссийский конкурс проектов и разрешен сбор средств на  создание монумента.

    В числе участников конкурса был академик Роберт Романович Бах, который прославился памятником А. С. Пушкину в Царскосельском  парке и памятником М. И. Глинке. Его проект и получил I премию, которая оценивалась в две тысячи рублей. Проект академика Баха был одним из самых простых по реализации идеи и недорогих по затратам. Его проект почти не требовал доработок, за исключением того, что ему было предложено увеличить фигуру самого императора Александра III. Немаловажно, что академик Бах с самого начала понял свою задачу. Он задумал памятник не столько царю, сколько великому историческому делу. Поэтому и Император был представлен не в парадной царской одежде, а в атаманском мундире сибирских казаков, в широких шароварах, заправленных в сапоги.

       Первую премию получил прославленный академик Роберт Романович Бах.  Его проект был одним из самых простых по реализации идеи и недорогих по затратам.  Скульптор с задумал памятник не столько царю, сколько великому историческому делу. Поэтому  император был представлен не в парадной царской одежде, а в атаманском мундире сибирских казаков.

    Академик P. P. Бах создал прекрасную архитектурно-скульптурную композицию на тему исторического прошлого Сибири, которая явилась подлинным шедевром. Отливали памятник в Санкт-Петербурге, и выполнен он был не хуже известных всей России столичных монументов.

    (290 слов)

       Академик P. P. Бах создал прекрасную архитектурно-скульптурную композицию на тему исторического прошлого Сибири. Подлинный шедевр  был выполнен  в  Санкт- Петербурге не хуже столичных монументов.(161 слово)

    Текст № 2 (Текст для прослушивания и  записи микротем)

    Воссоздание памятника Александру III требовало  не только решения сложных архитектурно-художественных - и технических задач, но и проведения историко-архивных исследований. Наглядных материалов для воссоздания скульптуры было  недостаточно. Неоценимую помощь  оказала  найденная  в фондах Иркутского  областного краеведческого музея большая, наклеенная на картон, подлинная фотография памятника. На фотографии подробно видно всё:  детали мундира императоpa, выражение его лица, ордена и даже обручальное кольцо на безымянном пальце правой руки

    Выбор скульптора для воссоздания бронзовой фигуры царя  тоже был трудной задачей: современный художник  должен был не уступать в таланте Р.Р.Баху, автору первоначального монумента. В результате работу доверили скульптору из Санкт-Петербуга А. С. Чаркину. В итоге скульптура  была прекрасно проработана и не вызывала никаких замечаний со стороны caмых взыскательных знатоков и критиков.

    Также в ходе работы по воссозданию  первоначального облика памятника пьедестал и все бронзовые отливки на постаменте были отреставрированы и очищены от старой краски  и закрашены заново. Отреставрирована ограда  – элементы кованой стальной и литой чугунной решетки. Был возвращен, в соответствии с выявленными архивными данными, первоначальный цвет решетки – под старую бронзу. (164 слова)

    Альберт Серафимович Чаркин

    Роберт Романович Бах

     

    Микротемы  ( 1-2 предложения, можно сложные)

    Самооценка

    Баллы

    1.

     Для воссоздания памятника потребовалось не только решать художественные и технические задачи, но и  проводить историко-архивные исследования. Найденная в  фондах музея фотография  оказала в этом неоценимую помощь.

    2

     Работу по воссозданию  бронзовой фигуры царя доверили  петербургскому скульптору  А.С.Чаркину, который   превосходно  выполнил  свою задачу.

    3

    При воссоздании первоначального облика памятника были отреставрированы все  его части и ограда.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Творческая мастерская "Приемы компрессии текста в 9 классе"

    Предлагаемую мастерскую можно провести и в 6-8классах. Над  приемами сжатия изложения начинаем  работу уже в 5 классе, так что можно данной мастерской начинать пропедевтику....

    Разработка урока " Сжатое изложение; способы и приемы компрессии текста"

    Аннотацияк разработке урокаАвтор: Бондаренко Алевтина Васильевна; учитель  русского языка и  литературы;1 квалификационная категория; МОУ « СОШ № 7» города КогалымаТема урока « Сжатое изложе...

    Сжатое изложение. Приемы компрессии текста.

    В данном уроке показаны все приемы компресс текста при написании сжатого изложения (ГИА),...

    В помощь сдающим ГИА - приемы компрессии текста

    материал для подготовки к сжатому изложению, помогающий ученикам  освоить  технологию сжатия текста...

    Обучение приемам содержательной компрессии текста на уроках русского языка

    В  публикации представлены некоторые упражнения, направленные на отработку навыков содержательной компрессии текста на уроках русского языка....

    Приемы компрессии текста

    Презентация к уроку...