Творческая мастерская "Приемы компрессии текста в 9 классе"
методическая разработка по русскому языку (9 класс) по теме

Томникова Марина Вячеславовна

Предлагаемую мастерскую можно провести и в 6-8классах. Над  приемами сжатия изложения начинаем  работу уже в 5 классе, так что можно данной мастерской начинать пропедевтику.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Priyomy_kompressii_teksta_Konspekt_uroka_v_9_klasse.doc76.5 КБ

Предварительный просмотр:

 

МОУ "Новосельская  средняя общеобразовательная школа"

Творческая мастерская

(построение  знаний)

«Приёмы компрессии текста в 9 классе»

 

Разработала и провела

Томникова Марина Вячеславовна,

учитель русского языка и литературы

высшей кв. категории Новосельской средней

общеобразовательной школы.

 

601275 Владимирская обл., Суздальский р-н.,

с. Суворотское, ул. Красная, д.12.

телефон: 8-905-616-62-39

e-mail:atpdc@jandex.ru

идентификатор:209-165-109

 

-2010-

Стратегическая цель урока:  изучить основные приёмы сжатия (компрессии)  исходного текста.

 Цели образовательные и воспитательные:

  1. вовлечение учащихся в активный познавательный процесс;
  2. формирование вдумчивого, внимательного отношения  к слову;
  3. формирование умения давать оценку полученным результатам.

Задачи учебно – педагогические:

  1. развитие творческой активности;
  2. развитие коммуникативных способностей;
  3. формирование навыков исследовательской деятельности.

Оборудование:     Приложения №1, №2 , текст для сжатия,  чистые листы бумаги форматом А4, цветные карандаши, магнитная доска.  

Учащиеся предварительно разделены на 3 группы, принцип формирования групп учитель определяет сам.

Учебное пространство класса учитель определяет сам.  


Ход мастерской

 Учитель (индуктор): В этом учебном году вы заканчиваете основную школу, и на итоговой аттестации вам необходимо будет писать творческую работу, а именно, сжатое изложение.  С этим видом учебной деятельности  вам приходилось встречаться, сжатое изложение  мы с вами уже писали и не раз.  Давайте вспомним, что знаем об   изложении.

  1. Что такое изложение?
  2. Какое изложение называется подробным?
  3. Какое изложение можно назвать сжатым?
  4. Чем отличается сжатое изложение от  подробного?

 Каждому учащемуся дается фрагмент текста, который нужно компрессировать. В целях экономии времени можно работать  непосредственно на раздаточном материале.

1. Работа с текстом (индивидуально)

Вблизи большого города, по широкой проезжей дороге шел старый, больной человек. Он шатался на ходу; его исхудалые ноги, путаясь, волочась и спотыкаясь, ступали тяжко и слабо, словно чужие; одежда на нем висела лохмотьями, непокрытая голова падала на грудь… Он присел на придорожный камень, наклонился вперед, облокотился, закрыл лицо обеими руками – и сквозь искривленные пальцы закапали слезы на сухую седую пыль.

  1. какую информацию вы удалили из текста?
  2. какие синтаксические единицы вы «удалили» исключили?
  3. почему удалили именно эту информацию?
  4. какой приём использовали?

Вывод: прием называется «исключение подробностей и деталей». Исключаются слова, словосочетания, фрагменты, предложений и целые предложения.

  1. А какие приемы компрессии текста вы ещё знаете?

Учитель: Определите тему нашего урока. Попробуйте сформулировать цель занятия.

Тема: Основные приемы сжатия (компрессии) текста

2.Групповая работа (учащиеся предварительно разделены на группы, в данном случае на три по пять человек. У каждого учащегося свой номер: №1, №2,№3,№4,№5 )  Первый этап групповой работы построен с использованием приема «зигзаг». Все одинаковые номера собираются в экспертные группы, где каждый получает свой текст. Первая экспертная группа работает с темой «Требования к написанию подробного изложения», вторая -  «Требования к написанию сжатого изложения», третья – « Прием исключения подробностей при написании сжатого изложения», четвертая – «Приём обобщения при написании сжатого изложения», пятая – «Приём упрощения при написании сжатого изложения»(см. Приложение 1).

Задание для всех экспертных групп:

  1. прочитать текст;
  2.  выделить в нем основные положения;
  3.  в ходе совместного обсуждения составить опорную схему, кластер, таблицу и т.п.;
  4.  подготовиться к пересказу текста. Время выполнения 10-15 минут.

3.Групповая работа. На втором этапе все возвращаются в свои рабочие группы. Теперь в порядке номеров каждый излагает подготовленную им информацию, остальные слушают, фиксируют главное в своих тетрадях, задают вопросы. В завершении каждая группа создает  таблицу или кластер.

4. Афиширование. На третьем этапе   группы знакомят с результатом своей деятельности.

5.Групповая работа и индивидуальная работа.  Группа получает текст, каждому участнику достается фрагмент(Приложение №2)   Учащиеся должны собрать текст ( приём «мозаика»), прочитать его, затем разобрать мозаику, и каждый компрессирует свой фрагмент индивидуально

.  

6. Групповая работа. Учащиеся каждой группы должны составить сжатый текст   и афишировать его.

7. Афиширование. Каждая группа представляет свой текст. При выступлении акцентировать внимание на то, какой приём при компрессии использовали.

8. Рефлексия. Письменно учащиеся должны ответит на два любых вопроса:

  1. мои размышления о проведении мастерской
  2. мне было трудно/ легко….
  3. мне понравилось/ не понравилось…
  4. хотел бы пожелать….

 


Приложение №1

Требования к написанию подробного изложения (эксперты 1 группы)

Изложение – один из видов учебной деятельности, направленный на формирование навыков развития письменной речи. Это один из способов письменного пересказа исходного текста

. Задача подробного изложения – максимально полно воспроизвести исходный текст, сохранив его композиционные и языковые особенности. Задача сжатого изложения – кратко, в обобщенной форме передать содержание текста, отобрать существенную информацию, исключить подробности, найти речевые средства обобщения. При сжатом изложении не обязательно сохранение стилевых особенностей авторского текста, но основные мысли автора, логическая последовательность событий, характеры действующих лиц и обстановка должны быть переданы без искажения.

Сжать» текст – это значит «сократить его, но при этом сохранить основную мысль в каждом абзаце»; «убрать все лишнее и оставить только главное, а это и есть самое трудное»; «отказаться от подробностей».

 

Подробное изложение. Исходный материал должен быть передан в полной мере, со всеми авторскими деталями. Нельзя выпускать на свое усмотрение какие-то фрагменты. Необходимо соблюдать авторский стиль. Не вносить в повествование собственную оценку, не изменять порядок фрагментов. Цель этого вида изложения – подробно, в деталях передать содержание исходного материала. Оценивается тем выше, чем ближе к оригиналу передано содержание исходного материала.

Сжатое изложение. Исходный материал должен быть передан в краткой форме. Излагаются основные важные моменты текста. Детали, не отражающие основополагающего в теме исходного материала, опускаются. Необходимо придерживаться авторского стиля, не подменяя его собственным. Чем точнее изложена основная тема исходного материала, тем выше оценка работы

. Задачей подробного изложения является максимально полно воспроизвести содержание исходного текста с сохранением авторского стиля. Сжатое изложение требует навыков отбора существенной информации, очень краткую передачу содержания текста при условии, что основные мысли автора, логическая последовательность событий, характеры действующих лиц и обстановка передаются в изложении без искажающих изменений; вычленения в тексте основных микротем; обобщения содержания исходного текста. При написании сжатого изложения не ставится задача сохранения авторского стиля, однако вы можете использовать авторские ключевые слова и словосочетания. Сжатое изложение должно быть коротким по форме, но не бедным по содержанию.

Задача сжатого изложения –

кратко, в обобщенной форме передать содержимое текста, отобрать существенную информацию, исключить подробности, найти речевые средства обобщения.

При сжатом изложении не обязательно сохранение стилевых особенностей авторского текста, но основная мысль автора, логическая последовательность событий, характер действующих лиц и обстановка должны быть переданы без искажения.

Требования к сжатому изложению

сохранение последовательности в развитии событий;

наличие предложений, выражающих мысль, общую для каждой смысловой части;

использование по возможности грамматических форм, отличных от предъявленных для восприятия;

установление смысловой связи

между предложениями;

использование уместных, точных и лаконичных языковых средств обобщенной передачи содержания.

1) прочитать текст; 2) выделить в нем основные положения; 3) в ходе совместного обсуждения составить опорную схему, кластер, таблицу и т.п.; 4) подготовиться к пересказу текста. Время выполнения 10-15 минут.


Требования к написанию сжатого изложения (эксперты 2 группы)

Изложение – один из видов учебной деятельности, направленный на формирование навыков развития письменной речи. Это один из способов письменного пересказа исходного текста

. Задача подробного изложения – максимально полно воспроизвести исходный текст, сохранив его композиционные и языковые особенности. Задача сжатого изложения – кратко, в обобщенной форме передать содержание текста, отобрать существенную информацию, исключить подробности, найти речевые средства обобщения. При сжатом изложении не обязательно сохранение стилевых особенностей авторского текста, но основные мысли автора, логическая последовательность событий, характеры действующих лиц и обстановка должны быть переданы без искажения.

Сжать» текст – это значит «сократить его, но при этом сохранить основную мысль в каждом абзаце»; «убрать все лишнее и оставить только главное, а это и есть самое трудное»; «отказаться от подробностей».

 

Подробное изложение. Исходный материал должен быть передан в полной мере, со всеми авторскими деталями. Нельзя выпускать на свое усмотрение какие-то фрагменты. Необходимо соблюдать авторский стиль. Не вносить в повествование собственную оценку, не изменять порядок фрагментов. Цель этого вида изложения – подробно, в деталях передать содержание исходного материала. Оценивается тем выше, чем ближе к оригиналу передано содержание исходного материала.

Сжатое изложение. Исходный материал должен быть передан в краткой форме. Излагаются основные важные моменты текста. Детали, не отражающие основополагающего в теме исходного материала, опускаются. Необходимо придерживаться авторского стиля, не подменяя его собственным. Чем точнее изложена основная тема исходного материала, тем выше оценка работы

. Задачей подробного изложения является максимально полно воспроизвести содержание исходного текста с сохранением авторского стиля. Сжатое изложение требует навыков отбора существенной информации, очень краткую передачу содержания текста при условии, что основные мысли автора, логическая последовательность событий, характеры действующих лиц и обстановка передаются в изложении без искажающих изменений; вычленения в тексте основных микротем; обобщения содержания исходного текста. При написании сжатого изложения не ставится задача сохранения авторского стиля, однако вы можете использовать авторские ключевые слова и словосочетания. Сжатое изложение должно быть коротким по форме, но не бедным по содержанию.

Задача сжатого изложения –

кратко, в обобщенной форме передать содержимое текста, отобрать существенную информацию, исключить подробности, найти речевые средства обобщения.

При сжатом изложении не обязательно сохранение стилевых особенностей авторского текста, но основная мысль автора, логическая последовательность событий, характер действующих лиц и обстановка должны быть переданы без искажения.

Требования к сжатому изложению

сохранение последовательности в развитии событий;

наличие предложений, выражающих мысль, общую для каждой смысловой части;

использование по возможности грамматических форм, отличных от предъявленных для восприятия;

установление смысловой связи

между предложениями;

использование уместных, точных и лаконичных языковых средств обобщенной передачи содержания.

1) прочитать текст; 2) выделить в нем основные положения; 3) в ходе совместного обсуждения составить опорную схему, кластер, таблицу и т.п.; 4) подготовиться к пересказу текста. Время выполнения 10-15 минут.


Приложение №1

Приемы сжатия текста (эксперты 3;4;5 групп)

Исключение второстепенной информации (подробностей, деталей, уточнений, пояснений и пр.).  Исключается все, без чего текст остается понятным и цельным.

Упрощение синтаксических конструкций. Исключение повторов, замена сложных синтаксических конструкций простыми.

Обобщение единичных явлений и фактов, перевод частного в общее.  Переформулировать мысль своими словами.

 К основным языковым приемам исключения относятся:

  1. Исключение повторов;
  2. Исключение фрагмента предложения;
  3. Исключение одного или нескольких синонимов.
  4. Исключение слов, словосочетаний, фрагментов предложений,  поясняющих конструкций, синонимов в ряду однородных членов, целых предложений, частей сложного предложения.

Пример. “Можно привести множество примеров, когда смысл оживает в строении слова: подоконник – то, что находится под окном; подушка- – то, что кладется под ухо; а вот слово “окно” не каждый свяжет со словом “око”, а ведь это родственные слова…” = “Можно привести множество примеров, когда смысл оживает в строении слова: например, подоконник – то, что находится под окном”. (исключение фрагмента предложения за счет удаления однотипных примеров).

Языковые приемы упрощения:  

  1.   слияние нескольких предложений в одно;
  2.   замена предложения или его части указательным местоимением;
  3.   замена сложноподчиненного предложения простым;
  4.   замена фрагмента предложения синонимичным выражением;

Слияние нескольких предложений в одно (синтаксис предложения).

Пример. “Мастерская Саврасова резко отличалась от других. В тех работали по необходимости и по обязанности. Иногда зевали и скучали. Здесь не думали о школьных наградах и отличиях. Здесь горячо любили искусство, работу, увлекались до самозабвения”. = “В мастерской Саврасова не скучали, не думали о наградах и отличиях, здесь горячо любили искусство и работу”.

Языковые приемы обобщения:

  1. Замена однородных членов обобщающим наименованием;
  2. Замена фрагмента предложения синонимичным выражением;
  3. Замена предложения или его части указательным местоимением;
  4. Замена предложения или его части определительным или отрицательным местоимением с обобщающим значением;
  5. Замена СПП простым.

Пример. “На лугу росли неприхотливые ромашки, задумчивые одуванчики, застенчивые купавки”. = “На лугу росли цветы”. (Замена однородных членов обобщающим названием).

  1. прочитать текст; 2) выделить в нем основные положения; 3) в ходе совместного обсуждения составить опорную схему, кластер, таблицу и т.п.; 4) подготовиться к пересказу текста. Время выполнения 10-15 минут.

Приложение №2 (текст для всех групп)

   Она дремлет в электричке, лежа на лавке и положив руку под голову. Одета бедно, в порыжелое от старости пальто и теплые не по сезону сапоги; на голове – серый обтерханный платок. Невысокая, загорелая, морщинистая. Старенькая-старенькая – лет восьмидесяти, но ещё довольно живая. И руки заскорузлые, крепкие. Она поправляет платок и, приветливо улыбаясь, разговаривает и рассказывает о себе. Сама из-под Иркутска. Сын погиб, а дочь умерла, и родных никого. Ездила в Москву насчет пенсии, причем, как выясняется, и туда, и обратно – без билета. И ни багажа, ни хотя бы крошечного узелка…

   «Как же так, без билета? И не ссадили?..- удивляются вокруг.- А контроль?..Контроль был?» «Два раза приходил. А что контроль?- слабо улыбается она. – Контроль тоже ведь люди! Кругом люди! – убежденно и радостно сообщает она и, словно оправдываясь, добавляет: - Я ведь не так, я по делу…» В этом её «кругом люди» столько веры в человека и оптимизма, что становится как-то лучше и светлее.

   Проехать без билета и без денег половину России, более пяти тысяч километров, и точно также возвращаться – уму непостижимо. Но ей верят. Есть в ней что-то хорошее, душевное, мудрое: лицо, глаза, улыбка так и светятся приветливостью, ей просто нельзя не верить.

   Меж тем после дождя за окном проглянуло солнышко и сверкает миллионами росинок на траве, на листьях и на крышах. И, оставив пирожок, она, радостная, сияющая, щуря блеклые старческие глаза, смотрит как завороженная в окно и восторженно произносит: «Батюшки, красота-то какая… Нет, вы поглядите…»

(По В. Богомолову)



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация урока русского языка по теме"Обучение компрессии текста" 9 класс

. Данный презентация знакомит  учащихся с приёмами сжатия текста и помогает подготовиться к ГИА....

Конспект урока по русскому языку по теме "Приёмы компрессии текста" (9 класс)"

данный конспект помогает учителю при подготовке к ГИА...

Обучение приёмам содержательной компрессии текста как этап подготовки

Данный материал поможет для подготовки к экзаменам и учителям и ученикам. В материале представлены основные приемы содержательной компрессии текста, анализ критериев оценки сжатого изложения, памятка ...

Информационная обработка текста. Приемы компрессии текста.

Методическая разработка темы с использованием ИКТ и  мультимедийного проектора...

Методическая разработка урока русского языка по теме " Методы компрессии текста" для 8-го класса

Цель: сформировать у учащихся умение воспроизводить текст в сжатом, обобщенном виде, сокращать текст разными способами, способствующими развитию мыслительных умений учащихся (анализ, обобщение);Форма ...

Подготовка к ОГЭ, 9 класс. Презентация на тему "Приёмы компрессии текста"

Данный материал-презентация на тему "Приёмы компрессии текста" рассчитан для учащихся 9 классов и необходим для подготовке к ОГЭ...

Приемы компрессии текста (изложение в 9 классе)

Презентация к уроку в 9 классе позволяет активизировать процесс обучения по данной теме, реализовать идеи развивающего обучения, повысить темп урока, представить учебный материал как систему ярких опо...


 

Комментарии

Томникова Марина Вячеславовна

Творческая мастерская (построение знаний) «Приёмы компрессии текста в 9 классе» В плане подготовки к итоговой аттестации по русскому языку за курс основной школы предлагаю творческую мастерскую построения знаний «Приёмы компрессии текста в 9 классе». В процессе индивидуальной, групповой и коллективной деятельности учащиеся знакомятся с основными приемами сжатия текста. В ходе мастерской каждый учащийся задействован, а использование учебных приёмов «зигзаг», «мозаика» заинтересует самого равнодушного ребенка. Применение деятельностного подхода в обучении способствует получению прочных знаний. В качестве пропедевтической работы можно провести мастерскую в 8 и даже в 6 классах.