Обучение приёмам содержательной компрессии текста как этап подготовки
презентация к уроку русского языка (9 класс) на тему

Данный материал поможет для подготовки к экзаменам и учителям и ученикам. В материале представлены основные приемы содержательной компрессии текста, анализ критериев оценки сжатого изложения, памятка для работы над изложением.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Обучение приёмам содержательной компрессии текста как этап подготовки к сжатому изложения

Слайд 2

Сжатое изложение представляет собой небольшую письменную работу по прослушанному тексту. Объём изложения- не менее 70 слов. Без этого вида работы невозможно представить систему развития речи в современной школе. Такая форма требует не просто мобилизации памяти школьников и сосредоточения на правописных нормах, но, прежде всего, отбора существенной информации, структурированного восприятия содержания текста. Часть 1.

Слайд 3

Полноценное понимание исходного текста. Владение навыками сжатия текста. Если текст не понят, не определено, что в нём главное, а что второстепенное, то работа представляет собой случайное, хаотичное удаление из исходного текста тех или иных элементов. Учащиеся испытывает большие затруднения при чтении и понимании текста, что неизбежно влечёт за собой коммуникативные неудачи при создании своих текстов. Условия успешного выполнения данной речевой задачи.

Слайд 4

«Сжатое изложение наиболее трудный и в то же время конечный вид работы, способствующий развитию логического мышления, так как он требует от учащихся умения отличать главное от второстепенного, выделять существенное из общего». Б аринова Е.А Определение изложения

Слайд 5

Прочитайте текст Определите его главную тему( о чём он?) Подумайте о его главной мысли Выделите его основные части Составьте план Определите способ сокращения Объедините части Составьте план сжатого изложения Отметьте существенное в каждой части Подберите «вместительные» слова для сжатого изложения Предполагается, что учащийся может использовать различные приёмы компрессии исходного текста- как с точки зрения содержания, так и с точки зрения поиска оптимальных языковых средств. Памятка для работы над сжатыми изложениями

Слайд 6

Разделение информации на главную и второстепенную, исключение несущественной и второстепенной информации Свёртывание исходной информации за счёт обобщения( перевода частного в общее) Содержательные приёмы компрессии текста

Слайд 7

Замена . Замена однородных членов обобщающим наименованием Замена фрагмента предложения синонимным выражением Замена предложения или его части указательным местоимением З амена предложения или его части определённым или отрицательным местоимением с обобщающим значением Замена СПП простым II. Исключение. Исключение повторов Исключение фрагмента предложения Исключение одного или нескольких синонимов Основные языковые приёмы компрессии текста

Слайд 8

III . Слияние нескольких предложений в одно. Образование СП путем слияния смежных предложений, повествующем об одном и том же предмете речи. Пример. Буран свирепел час от часу. Бушевал всю ночь и весь следующий день, так что не было никакой езды. Глубокие овраги сделались высокими буграми. ( Буран свирепел час от часу, бушевал всю ночь так, что глубокие овраги сделались высокими буграми.) 2. Перевод прямой речи в косвенную. Пример. Свернули с шоссе на просёлок. Проехали ещё с полкилометра. Дальше давайте своим ходом, - объявил шофёр. Тут недалеко. Подымаешься по склону- там и домик. Свернули с шоссе на просёлок, проехали ещё с полкилометра, а дальше шофёр попросил нас пойти пешком, потому что до дома было недалеко. Основные языковые приёмы компрессии текста

Слайд 9

Итак, сжатое изложение побуждает выпускника выполнить информационную обработку текста. Какой бы программой ни руководствовался учитель комплекс этих умений обеспечивается всей проводимой в курсе русского языка работой по развитию речи. при этом нельзя забывать о том, что подобные умения формируются как общеучебные при изучение других предметов. При этом востребованными оказываются не репродуктивные, а продуктивные коммуникативные умения, и прежде всего умение отбирать лексические и грамматические средства, способные связно и достаточно кратко передавать полученную информацию. Основные языковые приёмы компрессии текста

Слайд 10

В этих упражнениях рассмотрена техника сжатия текста, показаны не смысловые части, которые без особого ущерба для содержания можно сократить. Представлены в методической литературе. «ГИА выпускников 9 классов в новой форме». Русский язык, 2010 ФИПИ. Авторы- составители: И.П. Цыбулька, В.Н. Александров, Л.И. П учкова, Г.В . Москва «первое сентября» 2002г. Д.А. Хаустова. Русский язык. Подготовка к ГИА (написание сжатого изложения). Универсальные материалы с методическими рекомендациями, решениями и ответами. В обучении сжатому изложению помогут задания основой, которых являются трансформация, дополнения, моделирование текста. В упражнениях внимание в основном уделено разделению информации на главную и второстепенную, исключение несущественной и второстепенной информации. При обучении сжатому изложению необходимо совершенствовать умение школьников видеть логику построения текста. Упражнения по подготовке к написанию сжатого изложения

Слайд 11

Постановка вспомогательных глаголов Запись на выбор начальных и связывающих предложений Толкование отношений между соединёнными законченными предложениями Демонстрация возможностей средств связи- союзов, соотносительных слов Такие виды заданий учат детей охватывать целые комплексы мыслей, сообщаемых в соединениях законченных предложений. Подобные упражнения, как и упражнения по моделированию текста, интересны учащиеся, демонстрируют им возможности языка, заставляют внимательнее вчитываться в текст, помогают совершенствовать умения выделить микротемы , определять в них главное, существенное, отсекать второстепенное, отбирать лексические и грамматические средства для краткой переделки полученной информации. Организация работы по совершенствованию умений информационной переработки текста позволяет предотвратить возможные коммуникативные неудачи учащихся как при чтении понимании текста, так и при создании ими собственных высказываний. Методические приёмы при написании сжатого изложения

Слайд 12

Сжатое изложение проверяет: Умение слушать, т.е. адекватно воспринимать информацию, содержащуюся в прослушанном тексте Умение обрабатывать воспринятую информацию, выделяя в ней главное Умение письменно передать обработанную информацию Основные подходы к проверке и оценки сжатого изложения


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку по теме "Приёмы компрессии текста" (9 класс)"

данный конспект помогает учителю при подготовке к ГИА...

Сжатое изложение. Приёмы компрессии текста

Опорный конспект, который поможет быстро повторить все приёмы сжатия текста....

Обучение приемам содержательной компрессии текста на уроках русского языка

В  публикации представлены некоторые упражнения, направленные на отработку навыков содержательной компрессии текста на уроках русского языка....

Сжатое изложение (приёмы компрессии текста). Подготовка к ГИА.

Цели урока:1.    Обучающая:обучение приемам сжатия  (компрессии) исходного текста, используя различные приемы.2.    Развивающие:развитие монологической речи уч...

Обучение приёмам содержательной компрессии текста как этап подготовки к сжатому изложению.

Статья содержит перечень приёмов компрессии текста и упражнения, позволяющие выработать у учащихся умение информационной переработки текста....

Учебно - Методическое пособие ПО ОБУЧЕНИЮ ДЕТЕЙ РУКОПАШНОМУ БОЮ НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ ПОДГОТОВКИ

Одним из эффективных методов физического воспитания   являются занятия по рукопашному бою. Решая специфические задачи, занятия по рукопашному бою играют в то же время существенную роль в нра...

Подготовка к ОГЭ, 9 класс. Презентация на тему "Приёмы компрессии текста"

Данный материал-презентация на тему "Приёмы компрессии текста" рассчитан для учащихся 9 классов и необходим для подготовке к ОГЭ...