Обучение приемам содержательной компрессии текста на уроках русского языка
статья по русскому языку по теме

Занина Елена Владимировна

В  публикации представлены некоторые упражнения, направленные на отработку навыков содержательной компрессии текста на уроках русского языка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Обучение приемам содержательной компрессии текста на уроках русского языка

В основе работы с текстовой информацией лежат такие познавательные процессы, как понимание, запоминание, воспроизведение текста, а также преобразование информации в сознании и присвоение её. Успешность человека в учении и в профессиональной деятельности во многом зависит от его информационной культуры. В образовательных стандартах и первого, и второго поколения формированию информационных умений и навыков, в том числе овладению различными способами информационной переработки текста, придаётся особое значение.

Информационная переработка текста - одна из составляющих коммуникативной компетенции. К основным видам переработки (трансформации) текста относятся: реферат, доклад, тезисный план,  конспект, презентация, сообщение, таблица, схема, сжатое изложение.

Эта работа требует от школьника умения выделять в исходных текстах микротемы, определять в них главное, существенное, отсекать второстепенное. При этом востребованными оказываются не репродуктивные, а продуктивные коммуникативные умения.

Одним из основных способов информационной переработки текста является компрессия (сжатие). Компрессия может быть содержательной (информационная переработка текста) и языковая (отбор лексических и грамматических средств, способных связно и достаточно кратко передать полученную информацию).

Рассмотрим некоторые методы, позволяющие учителю сформировать у обучающегося устойчивые навыки информационной переработки текста на основе приёмов содержательной компрессии.

Так, в основном методисты выделяет два основных приёма содержательной компрессии текста:

а) разделение информации на главную и второстепенную, исключение несущественной и второстепенной информации;

 б) свертывание исходной  информации  за счет  обобщения  (перевода  частного  в  общее).

В методических пособиях, предназначенных для подготовки к ГИА, приводятся различные упражнения, направленные на отработку навыков содержательной компрессии текста.

Среди них:

1. Упражнение, направленное на умение разделять информацию на главную и второстепенную, исключать  второстепенную:

Прочитайте предложение и подчеркните в нем главную информацию; помните: важная информация обычно содержится в главной части сложного предложения. Используя прием свертывания, сократите текст.

Исходное предложение

Пример выполнения работы

Многие вещества биологического происхождения, основой которых является вода, имеют жидкокристаллическую структуру.

Многие вещества биологического происхождения, основой которых является вода, имеют жидкокристаллическую структуру.

Многие вещества биологического происхождения имеют жидкокристаллическую структуру.

Принято считать, что чистый воздух нужен только людям, подтверждением тому является устойчивый оборот «как без воздуха», но чистый воздух необходим и в особо точном производстве, так как из-за пыли машины преждевременно изнашиваются.

Принято считать, что чистый воздух нужен только людям, подтверждением тому является устойчивый оборот «как без воздуха», но чистый воздух необходим и в особо точном производстве, так как из-за пыли машины преждевременно изнашиваются.

Чистый воздух нужен не только людям, он необходим и в точном производстве.

--------------------------------------

Использован приём содержательной компрессии:

сокращение текста и свертывание исходной информации за счет обобщения;

использован приём языковой компрессии:

заменили сочетание чистый воздух местоимением, в первую часть предложения добавили отрицательную частицу не)

2. Упражнения, направленные на закрепление умения находить главную информацию:

Прочитайте предложения, рассказывающие об истории происхождения некоторых крылатых выражений, сверните эти предложения, выделив

     1) только значение крылатого выражения;

     2) только информацию об истории происхождения этого выражения.

Текст для анализа

Пример выполнения работы

Поиск алхимиками, предшественниками современных химиков, философского камня, овладение которым считалось верхом удачи и счастья, пределом всех желаний, породил выражение, употребляемое сейчас в тех случаях, когда мы хотим сказать о поиске чего-то невозможного или попытке найти универсальный ключ к решению многих задач.

1) Искать философский камень - пытаться решить невозможное.

2) Выражение «искать философский камень» возникло в то время, когда была широко распространена алхимия.

Выражение «цепная реакция», обозначающее сейчас любой процесс, над которым человек потерял власть и контроль, все то, что, раз начавшись, развивается все шире и шире, изначально было введено учеными для обозначения последовательного ряда чередующихся химических реакций.

1) Цепная реакция - вышедший из-под контроля процесс.

2) Выражение «цепная реакция» употреблялось учеными-химиками для обозначения ряда чередующихся химических реакций.

3. Упражнение, направленное на отработку приема «свертывания исходной информации за счет обобщения»:

Перед вами первые два абзаца текста. Какая  информация вам кажется факультативной? Используя различные приемы сжатия текста, передайте основную информацию, заключенную в двух абзацах, так, чтобы объем вашего высказывания не превышал 35 слов. 

Исходный текст

Сжатый текст

(1) Может показаться парадоксальным, но людям нужны не только рациональные цели, но и совсем не рациональные мечты.

(2) Цель всегда конкретна, измеряема, достижима. (3) Например, целью может быть поступление в вуз или покупка мотоцикла. (4) В любом случае можно заранее продумать и просчитать, что нужно сделать, чтобы этого достичь. (45 слов).

1) (1) Может показаться парадоксальным, но человеку нужны не только рациональные цели, но и совсем не рациональные мечты. (2) Цель конкретна и достижима, мы можем продумать или просчитать те действия, которые необходимы для ее достижения. (32 слова).

----------------------------------

Использованы приемы

содержательной компрессии: 

- исключение информации, содержащейся в 3-м предложении;

языковой компрессии:

-  слияние двух предложений (2-го и 4-го);

 - упрощение структуры предложения.

4. Упражнения на трансформацию, моделирование, дополнение текста

Трансформация (сжатие или расширение) информации текста зависит от правильно воспринятого замысла высказывания.

Совершенствованию данного умения способствует следующее упражнение: из отрезка текста (1 абзац, 2 - 3 предложения) учитель выписывает все существительные, сохраняя число, в котором они употреблены в тексте, но в именительном падеже; на основе данных слов необходимо составить текст (можно менять падеж существительных, оставляя неизменным число, по необходимости проводится словарная работа, возможно определение тематических групп слов, выявление синонимов).

1. Спрогнозируйте, о чем пойдет речь в тексте, в котором использованы следующие имена существительные:

Красота, мир, разнообразие, непохожесть, мысль, человечество, толпа, люди, личности, мысль, красота, эстетика.

2. Какие группы можно выделить среди предложенных слов?

Повторяющиеся слова

Красота - 2 раза, мысль - 2 раза

Синонимы

разнообразие и непохожесть

Стилистические синонимы

человечество — толпа - люди — личности

Многозначные слова

Мир  (использовано, скорее всего, в значении «земной шар, Земля, а также люди, население земного шара»)

Слова, значение которых необходимо прояснить

Эстетика (философское учение о сущности и формах прекрасного в художественном творчестве, в природе и в жизни, об искусстве как особом виде общественной идеологии)

3. В тексте какого стиля и типа речи могут встретиться эти слова? Почему? О чем будет текст? Что подсказывает направление работы?

Стиль - публицистический, допускающий совмещение лексики различных стилей, тип речи - рассуждение.

4. Напишите свое начало текста, используя данные слова.

5. Прочитайте авторское начало текста:

(1) Красота в мире - это разнообразие, непохожесть. (2) Мысль о том, что человечество якобы составляет толпа серых и одинаковых людей, руководимых отдельными исключительными и яркими личностями, - такая мысль исключает красоту и противоречит эстетике. (В. Белов).

   Следует отметить, что в УМК, рекомендованных для обучения по ФГОС второго поколения под редакцией С.И. Львовой,  А. Д. Шмелева уделяется особое внимание формированию информационных умений и навыков школьников, овладению различными способами информационной переработки текста. Уже в 5 классе обучающимся предлагаются следующие виды заданий:

1.Изложение. Выпишите слова с пропущенными буквами. Выделите корни, объясните их написание. Изложите содержание текста, опираясь на выписанные вами слова. Упр. 206, стр. 77 (С.И.Львова, В.В. Львов. Русский язык. 5 класс.-М.: Мнемозина, 2008).

2. Изложение-миниатюра. Озаглавьте текст, затем кратко его перескажите.

Упр. 473, стр.175 ( С.И.Львова, В.В. Львов. Русский язык. 5 класс.-М.: Мнемозина,  2008).

3. Устное высказывание. Подготовьте выступление на тему «Предложение и его виды». Составьте план, используя оглавление.

Упр. 474, стр.175 ( С.И.Львова, В.В. Львов. Русский язык. 5 класс.-М.: Мнемозина, 2008).

4. Сформулируй тему. Сформулируйте тему каждого отрывка, придумайте заголовки, точно ее отражающие. 

Упр. 506, стр.188 (С.И.Львова, В.В. Львов. Русский язык. 5 класс.-М.: Мнемозина,  2008).

5. Обсуждение (вид работы с текстовой информацией, упражнение направлено на формирование познавательных и коммуникативных УУД).  Объясните, как вы понимаете выражение «родной язык». Прочитайте. Расскажите, что нового вы добавили к своим представлениям о родном языке. Проведите опрос среди одноклассников: есть ли в вашем классе ребята, которые с детства говорят не только на русском языке. Какой язык для них родной?

§1, стр. 9 (А.Д. Шмелёв. Русский язык. 5 класс. – М.: Вентана – Граф, 2012)

- упражнение на трансформацию текста (сжатие, расширение).

        6. Составление устного или письменного высказывания.  

1) Прочитайте высказывания русских писателей. Объясните своими словами основную мысль каждого из высказываний.

2) Подготовьте рассказ о русском языке, используя эти высказывания как план.

 Упр. 8, стр. 13 (А.Д. Шмелёв. Русский язык. 5 класс. – М.: Вентана – Граф, 2012)

- упражнение на трансформацию текста (расширение).

        7.  Упражнение с использованием различных видов содержательной компрессии текста. Прослушайте историю о знаменитом древнегреческом баснописце. О чем в ней рассказывается? Какова главная мысль этой поучительной истории? В каких значениях употребляется слово язык? Подкрепите свой ответ примерами из прослушанного текста. Заполните таблицу в соответствии с содержанием текста. Используйте данные слова и словосочетания.

Язык – самое лучшее, что есть на свете

Язык – самой худшее, что есть на свете

Упр. 87, стр. 54 (А.Д. Шмелёв. Русский язык. 5 класс. – М.: Вентана – Граф, 2012)

        8. Упр. 5, стр. 69. (А.Д. Шмелёв. Русский язык. 5 класс. – М.: Вентана – Граф, 2012) отрывок из рассказа В.М. Шукшина «Сельские жители».

        

 В приложении к учебнику по УМК А.Д. Шмелева «Учебные словари. Учебные инструкции. Проектные задания» содержатся различные полезные инструкции по содержательной переработке текстовой информации:

- Составление плана прочитанного текста.

- Составление плана прослушанного текста.

- Подготовка к пересказу, близкому к тексту.

- Подготовка к изложению (сжатому, близкому к тексту)

- Работа с черновиком изложения.

Помимо упражнений, предложенных в УМК, учитель может самостоятельно разрабатывать для обучающихся различные задания, направленные на отработку навыков содержательной компрессии текста:

Задание

Исходный текст

Сжатый текст

1. Подберите к абзацу прочитанного текста опорную фразу, являющуюся ключом к его пониманию

Вообще-то вода, истинное чудо земной природы, заслуживает, быть может, великой поэмы – так интересна она сама по себе, так велика её роль в нашей жизни, так драматична и сложна судьба этого драгоценного жидкого минерала.(В. Чивилихин)

Вода – истинное чудо природы, велика её роль в нашей жизни.

2. Выделите опорные слова

Сперва договоримся о том, что каждый человек неповторим на земле, а я убеждён, что и каждая травинка, цветок, дерево, пусть они и одного цвета, одной породы – так же неповторимы, как и всё растущее, живущее вокруг нас. (В. Астафьев)

Каждый человек неповторим на земле, как и каждая травинка, цветок, дерево, как и всё растущее, живущее вокруг нас.

3. Подчеркните в тексте слова, которые могут быть опущены без ущерба для

содержания, изложите сжато содержание предложения

4. Трансформируйте сложное предложение в простое, сохраняя его суть

Следовательно, всё живое, в особенности человек, имеет свой характер, который, кончено, развивается не только сам по себе, но прежде всего под влиянием среды родителей, школы, общества и друзей. (В. Астафьев)

Всё живое, в особенности человек, имеет свой характер, развивающийся  прежде всего под влиянием среды, родителей, школы, общества и друзей.

А также:

5.  Cоставьте план, подберите к нему наиболее существенную информацию из

текста; составьте план сжатого варианта текста.

6.  Выделите в тексте смысловые части, в каждой определите главную

мысль, озаглавьте каждую часть, запишите тезисно; «расшифруйте/разверните» текст, сравните с исходным вариантом.

7.  Напишите сжатое изложение, дополнив его примерами из жизни.

Среди упражнений повышенного уровня сложности, позволяющих овладеть навыками содержательной компрессии текста, особое место занимает работа с лингвистическим (научным) текстом.

 С.И. Львова предлагает следующие

Приёмы работы с лингвистическим (научным) текстом (по С.И. Львовой):

I. Подготовительный этап

Цель этапа: подготовить учащихся к восприятию лингвистического текста.

  •  Уточнение темы и основной мысли текста, с которым предстоит познакомиться на уроке:
  • анализ темы урока, которая позволяет «выйти» на тему учебного текста;
  • анализ названия параграфа учебника;
  • работа с эпиграфом;
  • знакомство со схемами, таблицами, языковыми примерами.

  • Прогнозирование содержания текста по названию параграфа, темы, рисунку, схеме:
  • Как вы думаете, о чем этот текст?
  • Какую новую информацию дол жен этот текст содержать?
  • Из скольких частей состоит?
  • Предположите, о чем говорится в первой части?

  • Словарная работа, предусматривающая уточнение лексического значения ключевых слов текста, уже известных ученикам, или новых терминов.

  •  Просмотровое чтение

(в течение 30секунд ученики знакомятся с текстом с    целью определения его темы, основной мысли, структуры, наличия определенной информации: дается ли в тексте определение тому или иному языковому явлению, имеются ли примеры, иллюстрирующие определенный языковой факт).

II. Этап ознакомительного чтения (приемы работы)

Цель этапа: достижение понимания основного содержания текста.

  • Постановка целевого  вопроса, предваряющего чтение текста:

 Определите, какая информация является новой для вас, а какие сведения уже известны?

  • Уточнение темы и основной мысли:

Определите, правильно ли вы предположили тему текста и основную мысль? Какие ошибки допущены?

  •  Разбивка текста на смысловые части и составление плана.
  •  Маркировка текста:

 Подчеркните основную информацию, выделите непонятные слова, разделите текст на части, используя карандаш или  файл.

  • Словарная работа касается тех ключевых терминов, значение которых  объясняется в тексте.
  • Составление схем, таблиц на основе текста:

Передайте содержание текста в виде таблицы. Сколько столбцов получится? Почему?

  •  Подбор заголовка, наиболее точно отражающего содержание текста.
  • Оценка понимания текста:

Какие трудности встретились? В чем необычность в подаче материала?

III. Информационно-смысловая переработка текста (приемы работы)

      Цель этапа: запомнить текст и передать его (работа ведется с каждой выделенной частью)

  •  Определить основную мысль
  • Охарактеризовать значение важных терминов
  • Выразительно прочитать
  • Пересказать
  • Ответить на вопросы, фиксируя содержание текста в виде конспекта, схемы, тезисного плана; подобрать собственные примеры.

IY. Выразительное чтение

Цель этапа: внимательнее изучить содержание текста в полном объёме.

Y. Пересказ

       Цель этапа: установить процесс усвоения учащимися языка науки,

       способность строить объемное высказывании на лингвистическую  

       тему. 

Информационная переработка текста является одной из важнейших целей изучения русского языка в школе, поскольку направлена на овладение обучающимися важнейшими общепредметными умениями и универсальными способами деятельности (личностными, регулятивными, познавательными, коммуникативными). (Фундаментальное ядро содержания общего образования).

Мы рассмотрели некоторые основные приемы обучения содержательной компрессии текста,  благодаря которым  на уроках русского языка формируется коммуникативная компетенция школьников.

Литература:

    1. Методические рекомендации для экспертов территориальных предметных комиссий по проверке выполнения заданий с развернутым ответом экзаменационных работ  выпускников 9 классов общеобразовательных учреждений. Государственная (итоговая) аттестация выпускников 9 классов  общеобразовательных учреждений (в новой форме). Русский язык.-М.: ФИПИ, 2011. 

      2.Степанова Л.С. Государственная итоговая аттестация по русскому языку в 9 классах: основные проблемы и пути их решения.: РЯШ, 2009,№ 3.

      3.Степанова Л.С. Система работы с текстом на уроках русского языка и литературы. Учебное пособие.- М, 2005.

      4.Пулямина Л.М. Подготовка к сжатому изложению: РЯШ, 2010, № 3.

      5.Махонина М.Н. Сборники контрольно-тренировочных  и текстовых заданий. Русский язык 5,6,7,8,9,10-11 кл.- М: Интеллект-центр, 2010.

      6.Цыбулько И.П., Гостева Ю.Н. Русский язык. Решение сложных заданий.- М.: Интеллект-центр,2010.

      7. Хаустова Д.А. Работа с текстом при подготовке к сжатому изложению в 9 классе.: РЯШ, 2010, № 1.

      8. Пахнова Т.М.Русский язык: интенсивная подготовка к ЕГЭ в процессе работы с текстом. - М.: Дрофа, 2009.

      9. Сидорова Г.А. Об одном из приемов сжатия.: РЯШ, 2010, № 1.

      10. Куманяева Н.Е. Тексты и задания для подготовки к ГИА.: РЯШ, 2010, № 11.

      11.Пахнова Т.М. Материалы для подготовки к Государственной итоговой аттестации в 9 классе.: РЯШ, 2010, № 2, 3.

      12. Добротина И.Н. Упражнения по трансформации и моделированию текста.: РЯШ, 2007,  №7; 2009, № 3.

       13. Пленкин Н.А. Обучение школьников правилам построения текста: РЯШ, 1977, № 4.

      14.Пахнова Т.М. Комплексная работа с текстом как путь подготовки к итоговой аттестации в 9 классе .: РЯШ, 2010, № 1.                                  

    15.Интернет-ресурсы.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Обучение приемам содержательной компрессии текста на уроках русского языка

Слайд 2

Основные виды информационной переработки (трансформации) текста Реферат Доклад Тезисный план Конспект Презентация Сообщение Таблица Схема Сжатое изложение

Слайд 3

Компрессия (сжатие) Основной способ информационной переработки текста Содержательная – информационная переработка текста Языковая - отбор лексических и грамматических средств, способных связно и достаточно кратко передать полученную информацию.

Слайд 4

Приёмы содержательной компрессии текста 1) разделение информации на главную и второстепенную, исключение несущественной и второстепенной информации; 2) свертывание исходной информации за счет обобщения (перевода частного в общее).

Слайд 5

Упражнение № 1 Прочитайте предложение и подчеркните в нем главную информацию; помните: важная информация обычно содержится в главной части сложного предложения. Используя прием свертывания , сократите текст.

Слайд 6

Исходное предложение Пример выполнения работы Многие вещества биологического происхождения, основой которых является вода, имеют жидкокристаллическую структуру. Многие вещества биологического происхождения , основой которых является вода, имеют жидкокристаллическую структуру . Многие вещества биологического происхождения имеют жидкокристаллическую структуру. Принято считать, что чистый воздух нужен только людям, подтверждением тому является устойчивый оборот «как без воздуха», но чистый воздух необходим и в особо точном производстве, так как из-за пыли машины преждевременно изнашиваются. Принято считать, что чистый воздух нужен только людям, подтверждением тому является устойчивый оборот «как без воздуха», но чистый воздух необходим и в особо точном производстве , так как из-за пыли машины преждевременно изнашиваются . Чистый воздух нужен не только людям, он необходим и в точном производстве.

Слайд 7

Упражнение № 2 Прочитайте предложения, рассказывающие об истории происхождения некоторых крылатых выражений, сверните эти предложения, выделив: 1) только значение крылатого выражения; 2) только информацию об истории происхождения этого выражения.

Слайд 8

Текст для анализа Пример выполнения работы Поиск алхимиками, предшественниками современных химиков, философского камня, овладение которым считалось верхом удачи и счастья, пределом всех желаний, породил выражение, употребляемое сейчас в тех случаях, когда мы хотим сказать о поиске чего-то невозможного или попытке найти универсальный ключ к решению многих задач. 1) Искать философский камень - пытаться решить невозможное. 2) Выражение «искать философский камень» возникло в то время, когда была широко распространена алхимия. Выражение «цепная реакция», обозначающее сейчас любой процесс, над которым человек потерял власть и контроль, все то, что, раз начавшись, развивается все шире и шире, изначально было введено учеными для обозначения последовательного ряда чередующихся химических реакций. 1) Цепная реакция - вышедший из-под контроля процесс. 2) Выражение «цепная реакция» употреблялось учеными-химиками для обозначения ряда чередующихся химических реакций.

Слайд 9

Упражнение № 3 Перед вами первые два абзаца текста. Какая информация вам кажется факультативной? Используя различные приемы сжатия текста, передайте основную информацию, заключенную в двух абзацах, так, чтобы объем вашего высказывания не превышал 35 слов.

Слайд 10

Исходный текст Сжатый текст (1) Может показаться парадоксальным, но людям нужны не только рациональные цели, но и совсем не рациональные мечты . (2) Цель всегда конкретна, измеряема, достижима. (3) Например, целью может быть поступление в вуз или покупка мотоцикла. (4) В любом случае можно заранее продумать и просчитать, что нужно сделать , чтобы этого достичь. (45 слов). 1) (1) Может показаться парадоксальным, но человеку нужны не только рациональные цели, но и совсем не рациональные мечты. (2) Цель конкретна и достижима, мы можем продумать или просчитать те действия, которые необходимы для ее достижения. (32 слова). ---------------------------------- Использованы приемы содержательной компрессии: исключение информации, содержащейся в 3-м предложении; языковой компрессии: - слияние двух предложений (2-го и 4-го); - упрощение структуры предложения.

Слайд 11

Упражнение № 4 1. Спрогнозируйте, о чем пойдет речь в тексте, в котором использованы следующие имена существительные: Красота, мир, разнообразие, непохожесть, мысль, человечество, толпа, люди, личности, мысль, красота, эстетика. 2. Какие группы можно выделить среди предложенных слов? Повторяющиеся слова Красота - 2 раза, мысль - 2 раза Синонимы разнообразие и непохожесть Стилистические синонимы человечество — толпа - люди — личности Многозначные слова Мир Слова , значение которых необходимо прояснить Эстетика (философское учение о сущности и формах прекрасного в художественном творчестве, в природе и в жизни, об искусстве как особом виде общественной идеологии)

Слайд 12

3. В тексте какого стиля и типа речи могут встретиться эти слова? Почему? О чем будет текст? Что подсказывает направление работы? Стиль - публицистический, допускающий совмещение лексики различных стилей, тип речи - рассуждение. 4. Напишите свое начало текста, используя данные слова. 5. Прочитайте авторское начало текста: (1) Красота в мире - это разнообразие, непохожесть. (2) Мысль о том, что человечество якобы составляет толпа серых и одинаковых людей, руководимых отдельными исключительными и яркими личностями, - такая мысль исключает красоту и противоречит эстетике. (В. Белов).

Слайд 13

Упражнения на информационную переработку текста по УМК С. Львовой 1 . Изложение. Выпишите слова с пропущенными буквами. Выделите корни, объясните их написание. Изложите содержание текста, опираясь на выписанные вами слова. Упр. 206, стр. 77 (С.И.Львова, В.В. Львов. Русский язык. 5 класс.-М .: Мнемозина, 2008).

Слайд 14

2 . Изложение-миниатюра. Озаглавьте текст, затем кратко его перескажите. Упр. 473, стр.175 ( С.И.Львова, В.В. Львов. Русский язык. 5 класс.-М .: Мнемозина, 2008). 3 . Устное высказывание. Подготовьте выступление на тему «Предложение и его виды». Составьте план, используя оглавление.

Слайд 15

4 . Сформулируй тему. Сформулируйте тему каждого отрывка, придумайте заголовки, точно ее отражающие . Упр. 506, стр.188 (С.И.Львова, В.В. Львов. Русский язык. 5 класс.-М .: Мнемозина, 2008).

Слайд 16

5. Обсуждение. Объясните, как вы понимаете выражение «родной язык». Прочитайте. Расскажите, что нового вы добавили к своим представлениям о родном языке. Проведите опрос среди одноклассников: есть ли в вашем классе ребята, которые с детства говорят не только на русском языке. Какой язык для них родной? §1, стр. 9 (А.Д. Шмелёв. Русский язык. 5 класс. – М.: Вентана – Граф, 2012)

Слайд 17

6. Составление устного или письменного высказывания. 1) Прочитайте высказывания русских писателей. Объясните своими словами основную мысль каждого из высказываний. 2) Подготовьте рассказ о русском языке, используя эти высказывания как план. Упр. 8, стр. 13 (А.Д. Шмелёв. Русский язык. 5 класс. – М.: Вентана – Граф, 2012)

Слайд 18

7. Упражнение с использованием различных видов содержательной компрессии текста. Прослушайте историю о знаменитом древнегреческом баснописце. О чем в ней рассказывается? Какова главная мысль этой поучительной истории? В каких значениях употребляется слово язык? Подкрепите свой ответ примерами из прослушанного текста. Заполните таблицу в соответствии с содержанием текста. Используйте данные слова и словосочетания. Упр. 87, стр. 54 (А.Д. Шмелёв. Русский язык. 5 класс. – М.: Вентана – Граф, 2012) Язык – самое лучшее, что есть на свете Язык – самой худшее, что есть на свете

Слайд 19

8. Упр. 5, стр. 69. (А.Д. Шмелёв. Русский язык. 5 класс. – М.: Вентана – Граф, 2012) отрывок из рассказа В.М. Шукшина «Сельские жители».

Слайд 20

Помимо упражнений, предложенных в УМК, учитель может самостоятельно разрабатывать для обучающихся различные задания, направленные на отработку навыков содержательной компрессии текста: Задание Исходный текст Сжатый текст 1. Подберите к абзацу прочитанного текста опорную фразу, являющуюся ключом к его пониманию Вообще-то вода, истинное чудо земной природы, заслуживает, быть может, великой поэмы – так интересна она сама по себе, так велика её роль в нашей жизни, так драматична и сложна судьба этого драгоценного жидкого минерала.(В. Чивилихин ) Вода – истинное чудо природы, велика её роль в нашей жизни. 2. Выделите опорные слова Сперва договоримся о том, что каждый человек неповторим на земле, а я убеждён, что и каждая травинка , цветок , дерево , пусть они и одного цвета, одной породы – так же неповторимы , как и всё растущее, живущее вокруг нас. (В. Астафьев) Каждый человек неповторим на земле, как и каждая травинка, цветок, дерево, как и всё растущее, живущее вокруг нас. 3. Подчеркните в тексте слова, которые могут быть опущены без ущерба для содержания, изложите сжато содержание предложения 4. Трансформируйте сложное предложение в простое, сохраняя его суть Следовательно, всё живое, в особенности человек, имеет свой характер, который, кончено, развивается не только сам по себе, но прежде всего под влиянием среды родителей, школы, общества и друзей. (В. Астафьев) Всё живое, в особенности человек, имеет свой характер, развивающийся прежде всего под влиянием среды, родителей, школы, общества и друзей.

Слайд 21

Основные приёмы работы с лингвистическим (научным) текстом (по С. И. Львовой) I . Подготовительный этап Цель этапа: подготовить учащихся к восприятию лингвистического текста. Уточнение темы и основной мысли текста, с которым предстоит познакомиться на уроке: анализ темы урока, которая позволяет «выйти» на тему учебного текста; анализ названия параграфа учебника; работа с эпиграфом; знакомство со схемами, таблицами, языковыми примерами. Прогнозирование содержания текста по названию параграфа, темы, рисунку, схеме: Как вы думаете, о чем этот текст? Какую новую информацию дол жен этот текст содержать? Из скольких частей состоит? Предположите, о чем говорится в первой части? Словарная работа, предусматривающая уточнение лексического значения ключевых слов текста, уже известных ученикам, или новых терминов. Просмотровое чтение (в течение 30секунд ученики знакомятся с текстом с целью определения его темы, основной мысли, структуры, наличия определенной информации: дается ли в тексте определение тому или иному языковому явлению, имеются ли примеры, иллюстрирующие определенный языковой факт).

Слайд 22

II . Этап ознакомительного чтения (приемы работы) Цель этапа: достижение понимания основного содержания текста. Постановка целевого вопроса, предваряющего чтение текста: Определите, какая информация является новой для вас, а какие сведения уже известны? Уточнение темы и основной мысли: Определите, правильно ли вы предположили тему текста и основную мысль? Какие ошибки допущены? Разбивка текста на смысловые части и составление плана. Маркировка текста: Подчеркните основную информацию, выделите непонятные слова, разделите текст на части, используя карандаш или файл. Словарная работа касается тех ключевых терминов, значение которых объясняется в тексте. Составление схем, таблиц на основе текста: Передайте содержание текста в виде таблицы. Сколько столбцов получится? Почему? Подбор заголовка, наиболее точно отражающего содержание текста. Оценка понимания текста: Какие трудности встретились? В чем необычность в подаче материала?

Слайд 23

III . Информационно-смысловая переработка текста (приемы работы) Цель этапа : запомнить текст и передать его (работа ведется с каждой выделенной частью) Определить основную мысль Охарактеризовать значение важных терминов Выразительно прочитать Пересказать Ответить на вопросы, фиксируя содержание текста в виде конспекта, схемы, тезисного плана; подобрать собственные примеры. IY . Выразительное чтение Цель этапа : внимательнее изучить содержание текста в полном объёме. Y . Пересказ Цель этапа: установить процесс усвоения учащимися языка науки, способность строить объемное высказывании на лингвистическую тему.

Слайд 24

Литература: 1Методические рекомендации для экспертов территориальных предметных комиссий по проверке выполнения заданий с развернутым ответом экзаменационных работ выпускников 9 классов общеобразовательных учреждений. Государственная (итоговая) аттестация выпускников 9 классов общеобразовательных учреждений (в новой форме). Русский язык.-М .: ФИПИ, 2011. 2 .Степанова Л.С. Государственная итоговая аттестация по русскому языку в 9 классах: основные проблемы и пути их решения.: РЯШ, 2009,№ 3. 3.Степанова Л.С. Система работы с текстом на уроках русского языка и литературы. Учебное пособие.- М, 2005. 4.Пулямина Л.М. Подготовка к сжатому изложению: РЯШ, 2010, № 3. 5.Махонина М.Н. Сборники контрольно-тренировочных и текстовых заданий. Русский язык 5,6,7,8,9,10-11 кл .- М: Интеллект-центр, 2010. 6.Цыбулько И.П., Гостева Ю.Н. Русский язык. Решение сложных заданий.- М.: Интеллект-центр,2010. 7. Хаустова Д.А. Работа с текстом при подготовке к сжатому изложению в 9 классе.: РЯШ, 2010, № 1. 8. Пахнова Т.М.Русский язык: интенсивная подготовка к ЕГЭ в процессе работы с текстом. - М.: Дрофа, 2009. 9. Сидорова Г.А. Об одном из приемов сжатия.: РЯШ, 2010, № 1. 10. Куманяева Н.Е. Тексты и задания для подготовки к ГИА.: РЯШ, 2010, № 11. 11.Пахнова Т.М. Материалы для подготовки к Государственной итоговой аттестации в 9 классе.: РЯШ, 2010, № 2, 3. 12. Добротина И.Н. Упражнения по трансформации и моделированию текста.: РЯШ, 2007, №7; 2009, № 3. 13. Пленкин Н.А. Обучение школьников правилам построения текста: РЯШ, 1977, № 4. 14.Пахнова Т.М. Комплексная работа с текстом как путь подготовки к итоговой аттестации в 9 классе .: РЯШ, 2010, № 1. 15.Интернет-ресурсы.

Слайд 25

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обучение приёмам содержательной компрессии текста как этап подготовки

Данный материал поможет для подготовки к экзаменам и учителям и ученикам. В материале представлены основные приемы содержательной компрессии текста, анализ критериев оценки сжатого изложения, памятка ...

Приемы работы с текстом на уроках русского языка и литературы

Новые ФГОС декларируют  как основной приоритет образования формирования у школьников  общеучебных умений и навыков, а также способов деятельности, а не только освоение учащимися конкретных з...

Приемы работы с текстом на уроках русского языка

В статье представлены приемы работы с текстом на уроках русского языка....

Приемы работы с текстом на уроках русского языка и литературы в системе личностно-ориентированного обучения

Материал содержит презентацию и текстовое сопровождение к ней по обозначенной теме.  Сегодня на первый план в качестве важнейших целей обучения выдвигается формирование умений и навыков речевого ...

Приемы работы с текстом на уроках русского языка и литературы в системе личностно-ориентированного обучения

Материал содержит презентацию и текстовое сопровождение к ней по обозначенной теме.  Сегодня на первый план в качестве важнейших целей обучения выдвигается формирование умений и навыков речевого ...

Приемы работы с текстом на уроках русского языка и литературы

Данный мастер-класс содержит  приемы работы учителя  по формированию навыков обучающихся   работы с текстом...

Мастер-класс "Приемы работы с текстом на уроках русского языка и литературы"

Мстер-класс демонстрирует  организацию системы работы с текстом на уроках русского языка и литературы как одной из форм эффективной подготовки к сдаче ОГЭ и ЕГЭ....