Приемы работы с текстом на уроках русского языка и литературы
методическая разработка по русскому языку на тему

Кирчева Ольга Георгиевна

Данный мастер-класс содержит  приемы работы учителя  по формированию навыков обучающихся   работы с текстом

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Мастер-класс162.9 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Приемы работы с текстом на уроках русского языка и литературы Мастер-класс

Слайд 2

Читать — это еще ничего не значит; что читать и как понимать читаемое — вот в чем главное дело. К. Д. Ушинский

Слайд 3

Цель технологии развития критического мышления состоит в развитии мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в дальнейшей жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений). Это технология, которая дает возможность реализовать основные направления модернизации образования: деятельностный характер образования личностная ориентация обучения востребованность результатов образования в жизни, их социализация

Слайд 4

ЭТАП 1 ВЫЗОВ ликвидация чистого листа ЭТАП 2 ОСМЫСЛЕНИЕ реализация осмысление ЭТАП 3 РЕФЛЕКСИЯ размышление ЭТАПЫ УРОКА

Слайд 5

Задача первой фазы урока (вызов) не только активизировать, заинтересовать учащегося, мотивировать его дальнейшую работу, но и «вызвать» уже имеющиеся знания, создать ассоциации по изучаемому вопросу, что станет активизирующим и мотивирующим фактором для дальнейшей работы.

Слайд 6

На фазе осмысления (реализации замысла) идет непосредственная работа с информацией. Важно, что приемы и методы технологии развития критического мышления позволяют сохранить активность ученика, сделать чтение или слушание осмысленным.

Слайд 7

На заключительной фазе урока, названной рефлексия (размышление), информация анализируется, интерпретируется и творчески перерабатывается.

Слайд 8

Прием «Верные и неверные утверждения» Учащиеся, выбирая «верные утверждения» из предложенных учителем, описывают заданную тему (ситуацию, обстановку, систему правил). Затем попросите учащихся установить, верны ли данные утверждения, обосновывая свой ответ. После знакомства с основной информацией (текст параграфа, лекция по данной теме) вернитесь к данным утверждениям и попросите учащихся оценить их достоверность, используя полученную на уроке информацию .

Слайд 9

При знакомстве с новой частью речи — причастием: Причастие — это самостоятельная часть речи. Причастия совмещают в себе признаки глагола и прилагательного. Причастия бывают 1 и 2 спряжения. Причастия бывают совершенного и несовершенного вида. Причастия могут быть действительными и страдающими. Действительные причастия могут иметь краткую форму. Причастие с зависимым словом называется причастным оборотом.

Слайд 10

Прием «толстых» и «тонких» вопросов Толстые вопросы Дайте 3 объяснения, почему…? Объясните, почему…? Почему вы думаете…? Почему вы считаете…? В чем различие…? Предположите, что будет, если…? Что, если…? Тонкие вопросы Кто … ? Что … ? Когда…? Может…? Будет…? Мог ли…? Как звать…? Было ли…? Согласны ли вы…? Верно ли…? Может быть использован на любой из трех фаз урока: на стадии вызова — это вопросы до изучения темы, на стадии осмысления — способ активной фиксации вопросов по ходу чтения, слушания, при размышлении — демонстрация понимания пройденного.

Слайд 11

Прием «Письмо по кругу» Класс делится на группы от трех до восьми человек. У каждого ученика должен быть лист бумаги. Предлагаю детям записать одно-два предложения по определенной теме. Затем листы передаются по часовой стрелке. Каждый должен прочитать написанное и продолжить записи. Так продолжается, пока лист не вернется к первому автору. Каждый ребенок читает написанное, затем слово предоставляется одному ученику, который вслух читает записи. Остальные дополняют, если не прозвучало то, что они считают важным.

Слайд 12

Прием «Чтение с остановками» Материалом для его проведения служит повествовательный текст. В начале урока учащиеся по названию текста определяют, о чем пойдет речь в произведении. На основной части урока текст читается по частям. После чтения каждого фрагмента ученики высказывают предположения о дальнейшем развитии сюжета.

Слайд 13

Прием «Кластер» Карта мышления Работа с текстом: выделение смысловых единиц текста и графическое их оформление в виде грозди (тема и подтемы ): 1-й этап – мозговой штурм (идеи) 2-й этап – систематизация, оформление в кластер 3-й этап – нахождение взаимосвязей между ветвями. Составление ассоциаций по теме в виде кластера.

Слайд 14

«Имя существительное как часть речи». 5 класс

Слайд 15

Прием «Корзина» идей, понятий, имен … Пример. Учитель ставит перед детьми проблему: Напишите за 1 минуту, что вы знаете о правописании парных согласных по глухости-звонкости на конце слова? (б-п, д -т, з-с, ж-ш, в - ф, г - к; проверяются способом «один - много») Обмен информацией в группах. Сбрасывание информации в корзину, запись на доске или ватмане. Обсуждение собранной информации. Обобщение, вывод (чтобы правильно написать слово со звонким или глухим согласным, нужно слово изменить или подобрать однокоренное, чтобы после согласного стоял гласный) Какое слово может быть лишним? Почему? мороз-снег-снежки-холод (Снежки. Есть парный согласный, но он в середине слова). Подумайте, можно ли наш способ проверки применить к таким словам?

Слайд 16

Прием « Инсерт » Чтение текста с пометками: + я это знал, - я этого не знал, ! это меня удивило ? хотел бы узнать подробнее.

Слайд 17

Прием составления маркировочной таблицы Знаю Узнал новое Хочу узнать новое Знаю Хочу узнать Узнал

Слайд 18

Прием «РАФТ» Прием работы при создании авторского текста РАФТ (в переводе raft – «плот»). Учит критически осмысливать информацию, интерпретировать ее, понимать суть, адресную направленность, цель информирования Р оль А удитория Ф орма Т ема Идея состоит в том, что пишущий выбирает для себя некую роль, т.е. пишет текст не от своего лица. Для робких, неуверенных в себе учащихся это спасение, поскольку такой ход снимает страх перед самостоятельным высказыванием. Затем необходимо решить, для кого предназначен текст, который предстоит написать (для родителей, учеников и т. д.). Вышеперечисленные параметры во многом продиктуют и формат создаваемого текста (письмо, сочинение и т. д.). И, наконец, выбирается тема. На самом деле все это может происходить в обратном порядке или одновременно. Выбор может происходить как индивидуально, так и в парах, малых группах сотрудничества с распределением ролей или предоставлением разных вариантов презентаций продукта.

Слайд 19

Прием « фишбоун » (рыбная кость) Эта стратегия позволяет учащимся «разбить» общую проблемную тему на ряд причин и аргументов. Особенно рекомендуется применять для рассмотрения неявных проблем. ПРОБЛЕМА ПРИЧИНА ФАКТЫ ВЫВОД

Слайд 20

Технологическая карта работы со словом/термином/понятием Другая словоформа Значение Синоним Особое словоупотребление, ассоциация Новое слово Антоним Предложение из книги (страница) Собственное предложение

Слайд 21

Прием « Синквейн » 1 строка — тема текста называется одним словом (обычно существительным); 2 строка — описание темы в двух словах (прилагательными); 3 строка — описание действия в рамках темы тремя словами (глаголами); 4 строка — фраза из четырёх слов, показывающая отношение к теме; 5 строка — синоним из одного слова или словосочетания, повторяющий суть темы. «Публицистический стиль речи»: Репортаж Общественный, актуальный Воздействует, влияет, побуждает Эмоциональная оценка события Публицистический стиль

Слайд 22

Учитель — это ученик, навсегда вызванный к доске Симон Соловейчик

Слайд 23

БЛАГОДАРЮ ЗА ВНИМАНИЕ !


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа с темой самообразования "Работа с текстом на уроках русского языка и литературы"

Одно из направлений современной методики преподавания русского языкаявляется текстоцентрический подход, то есть обучение на основе текста....

Педагогический проект "Работа с текстом на уроках русского языка и литературы как средство формирования коммуникативной компетенции"

Школа – большой и важный этап не только в образовании, но и в судьбе каждого человека. От того, какие знания приобретёт в её стенах ребёнок, какие умения разовьёт, во многом зависит его будущая жизнь....

Приемы работы с текстом на уроках русского языка и литературы

Новые ФГОС декларируют  как основной приоритет образования формирования у школьников  общеучебных умений и навыков, а также способов деятельности, а не только освоение учащимися конкретных з...

Приемы работы с текстом на уроках русского языка

В статье представлены приемы работы с текстом на уроках русского языка....

«Эффективные методы и приёмы при работе с текстом на уроках русского языка и литературы».

Наиболее успешные приёмы и методы технологии проблемного обучения и развития критического мышления,которые можно использовать на уроках русского языка и литературы при работе с текстом....

Приемы работы с текстом на уроках русского языка и литературы в системе личностно-ориентированного обучения

Материал содержит презентацию и текстовое сопровождение к ней по обозначенной теме.  Сегодня на первый план в качестве важнейших целей обучения выдвигается формирование умений и навыков речевого ...

Приемы работы с текстом на уроках русского языка и литературы в системе личностно-ориентированного обучения

Материал содержит презентацию и текстовое сопровождение к ней по обозначенной теме.  Сегодня на первый план в качестве важнейших целей обучения выдвигается формирование умений и навыков речевого ...