Приемы работы с текстом на уроках русского языка
статья по русскому языку

В данной статье представлено несколько приемов по работе с текстом на уроках русского языка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл priemy_raboty_s_tekstom_na_urokah_russkogo_yazyka.docx18.14 КБ

Предварительный просмотр:

Учебный текст – это единица обучения текстовой деятельности, учебной текстовой коммуникации. Это текст, организованный в дидактических целях в смысло-содержательном, языковом и композиционном отношениях в единую систему, часть совокупной информации учебника, предназначенной для управляемого становления текстовой деятельности, на основе которой дается система знаний по определенной дисциплине, прививаются умения и навыки людям определенной группы (возрастной, национальной и т.д.) на определенном этапе обучения» [Бабайлова, 1987, с. 130].

Приемы работы с учебным текстом:

  1. Прием «Прогнозирование»

Прогноз (предвидение, предсказание) - вероятное суждение о будущем состоянии какого-либо процесса или явления. Текст начинается с заголовка, а работа с ним – с прогнозирования. Первый и очень важный этап работы с текстом – это анализ заголовка, первичной информации. Это этап прогнозирования и актуализации знаний. Работа с заголовком может дать очень многое: через него мы можем определить начальные знания учащихся, поставить проблемный вопрос, задачи урока, нацелить на понимание содержания текста. Анализируя название, ученик сразу включается в активную мыслительную деятельность, начинает анализировать. Прогнозирование может происходить по названию текста, по картине, с помощью проблемных ситуаций и вопросов.

Пример упражнения: Скажите, о чем, судя по заглавию и рисункам может идти речь в данном тексте. Прочтите текст, найдите подтверждение или опровержение вашему предположению.

  1. Комплексный анализ текста.

Работа над анализом текста начинается в 5 классе на уроках русского языка и продолжается до 11 с учетом возраста и полученных знаний. Ученики приучаются к первичным основам лингвистического комплексного анализа текста.

Пример такой работы:

Прощальными ра(с;з)катами прогр..мели летние грозы. Ливни пошли на убыль. Но со..нце еще щедро отдает свое тепло. В август., в природ., улавливает., приметы перехода лета в осень. В этих приметах нежность и грусть. Разн..травье превратилось в душистые скирды. Небо ра(с;з)чистилось от облаков и стало звонким. Оно приготовилось и ждет, когда в нем зазв..нят пр..щальные поклики птиц. Когда в полдень припекает со..нце, замечает., особо нежное томление земли. Зеленая листва отслужила свое и начинает блекнуть. Пол..няли краски летней поры. Со..нце выплыва..т теперь в глубокой т..шине и посеревших от ноч..ной прохлады туманах. (По А. Марину.)

  • Озаглавьте текст.
  • Определите тему текста
  • Выпишите основную мысль текста
  • Определите стиль текста
  • Определите тип текста
  • Вставьте, где нужно, пропущенные буквы.
  • Произведите фонетический анализ слова ещё
  • Разберите по составу следующие слова:
    прохлада, душистые, припекает.
  • Произведите морфологический разбор одного глагола 2-го лица.
  • Найдите в тексте и подчеркните однородные члены предложения.
  • Понаблюдайте за приходом осени в вашем крае. Напишите небольшое сочинение об этом.

  1. Реконструкция текста.

Один из продуктивных приемов работы с текстом на уроке русского языка является «письмо с дырками». Этот прием подойдет в качестве проверки усвоенных ранее знаний и для работы с параграфом при изучении нового материала.

При знакомстве в 5 классе с понятием «текст» предлагается восстановить древний пергамент, в которой некоторая информация оказалась утраченной.

Задание: восстановите текст, добавив смысловые фрагменты и определив границы лексических единиц и предложений.

а)

Текст – это связанное … на определенную…

В большинстве случаев текст состоит из нескольких … , связанных между собой … и посвященных одной …

б)

Основные признаки текста

Единство… текста

Наличие… мысли текста

Относительная…. текста

Определенный…предложений

…связь предложений в тексте.

С точки зрения русского языка текст должен содержать в себе пропущенные буквы, знаки препинания и т.д. В более широком понимании ученику может быть предложено, ответить на несколько важных вопросов направленных на оценку понимания ребенком прочитанного текста в виде сочинения.

В другом случае, нужно заметить, что современные программы по обучению русскому языку предполагают выполнение детьми заданий в мультимедиа. Современные электронные доски и приложения позволяют детям вставлять в текст пропущенные слова, знаки препинания и т.д. При этом каждый ребенок имеет возможность пояснить учителю ход своих мыслей о причинах выбора применения того или иного слова или правила.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приемы работы с текстом на уроках русского языка и литературы

Новые ФГОС декларируют  как основной приоритет образования формирования у школьников  общеучебных умений и навыков, а также способов деятельности, а не только освоение учащимися конкретных з...

Приемы работы с текстом на уроках русского языка

В статье представлены приемы работы с текстом на уроках русского языка....

Приемы работы с текстом на уроках русского языка и литературы в системе личностно-ориентированного обучения

Материал содержит презентацию и текстовое сопровождение к ней по обозначенной теме.  Сегодня на первый план в качестве важнейших целей обучения выдвигается формирование умений и навыков речевого ...

Приемы работы с текстом на уроках русского языка и литературы в системе личностно-ориентированного обучения

Материал содержит презентацию и текстовое сопровождение к ней по обозначенной теме.  Сегодня на первый план в качестве важнейших целей обучения выдвигается формирование умений и навыков речевого ...

Приемы работы с текстом на уроках русского языка и литературы

Данный мастер-класс содержит  приемы работы учителя  по формированию навыков обучающихся   работы с текстом...

Мастер-класс "Приемы работы с текстом на уроках русского языка и литературы"

Мстер-класс демонстрирует  организацию системы работы с текстом на уроках русского языка и литературы как одной из форм эффективной подготовки к сдаче ОГЭ и ЕГЭ....

Приемы работы с текстом на уроках русского языка

Организации системы работы с текстом на уроках русского языка как одной из форм эффективной подготовки к сдаче ВПР...