Главные вкладки

    Разработка урока " Сжатое изложение; способы и приемы компрессии текста"
    методическая разработка (9 класс) по теме

    Бондаренко Алевтина Васильевна

    Аннотация
    к разработке урока
    Автор: Бондаренко Алевтина Васильевна; учитель  русского языка и  литературы;
    1 квалификационная категория; МОУ « СОШ № 7» города Когалыма
    Тема урока « Сжатое изложение: способы и приёмы компрессии текста»
    Предмет: Русский язык. Аудитория – учащиеся 9 класса.
    Место занятия: тема данного урока определена согласно календарно - тематическому планированию с учетом школьного компонента. На предыдущих занятиях отработали  отличиях подробного изложения от сжатого, познакомились с памяткой для учащихся « Как писать сжатое изложение», работали над выделением микротем, составлением плана. Следующий этап работы – компрессия текста. На уроке предлагается учащимся для работы статья А. Волиной «Лебединая песня». На следующем занятии будет предложено написание сжатого изложения по данному тексту.
    Тип урока: урок формирования навыков и умений.
    Форма проведения: групповая практическая работа с элементами беседы.
     Метод – « совместный поиск» (проблемно-поисковый).
    Урок личностно ориентированной направленности.
    Основной задачей урока является создание условий для проявления познавательной активности учеников, воспитания и развития индивидуальных особенностей.
    Планируемые результаты:
    По итогам проведенного занятия учащиеся должны:
    1. верно определить тему и основную мысль исходного текста;
    2. логично, без искажений, передать содержание исходного текста, используя способы и приемы компрессии.
    Уметь использовать приобретенные знания и умения на уроке, в практической деятельности и повседневной жизни:
    1.осуществлять свой нравственный выбор в проблемных ситуациях;
    2.различать нравственное и безнравственное в поступках.
    Получение опыта познавательной и практической деятельности:
    1.урок  моделирует ситуации реальной жизни.
    2.выполнение творческих работ.
    Занятие построено в русле стратегии нравственного воспитания. Я предлагаю максимально использовать такие положительные стороны стратегии как:
    - сотрудничество учащихся при выполнении поставленной задачи;
    - акцент на эмоциональное переживание ситуации текста.
    Новизна:
    -в логике построения учебного материала для формирования навыков лингвистического анализа;
    -в представлении большого количества разнообразных заданий, которые можно использовать выборочно;
    -в акцентировании внимания на взаимопроверке, редактировании текста.
    Практическая направленность проявляется в том, что теоретический материал постигается учащимися через опыт анализа текста.
    Источники:
    1.Сенина
    2.Издательство «Летний Сад» - Волин А. Время: Стихи. Поэмы. Притчи
    letsad.info  poems/
    3 Е.Мартынов - Лебединая верность - Текст песни
    megalyrics.ru › е-мартынов/лебединая-верность.htm
     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл urok.docx27.96 КБ

    Предварительный просмотр:

    Аннотация

    к разработке урока

    Автор: Бондаренко Алевтина Васильевна; учитель  русского языка и  литературы;

    1 квалификационная категория; МОУ « СОШ № 7» города Когалыма

    Тема урока « Сжатое изложение: способы и приёмы компрессии текста»

    Предмет: Русский язык. Аудитория – учащиеся 9 класса.

    Место занятия: тема данного урока определена согласно календарно - тематическому планированию с учетом школьного компонента. На предыдущих занятиях отработали  отличиях подробного изложения от сжатого, познакомились с памяткой для учащихся « Как писать сжатое изложение», работали над выделением микротем, составлением плана. Следующий этап работы – компрессия текста. На уроке предлагается учащимся для работы статья А. Волиной «Лебединая песня». На следующем занятии будет предложено написание сжатого изложения по данному тексту.

    Тип урока: урок формирования навыков и умений.

    Форма проведения: групповая практическая работа с элементами беседы.

     Метод – « совместный поиск» (проблемно-поисковый).

    Урок личностно ориентированной направленности.

    Основной задачей урока является создание условий для проявления познавательной активности учеников, воспитания и развития индивидуальных особенностей.

    Планируемые результаты:

    По итогам проведенного занятия учащиеся должны:

    1. верно определить тему и основную мысль исходного текста;

    2. логично, без искажений, передать содержание исходного текста, используя способы и приемы компрессии.

    Уметь использовать приобретенные знания и умения на уроке, в практической деятельности и повседневной жизни:

    1.осуществлять свой нравственный выбор в проблемных ситуациях;

    2.различать нравственное и безнравственное в поступках.

    Получение опыта познавательной и практической деятельности:

    1.урок  моделирует ситуации реальной жизни.

    2.выполнение творческих работ.

    Занятие построено в русле стратегии нравственного воспитания. Я предлагаю максимально использовать такие положительные стороны стратегии как:

    - сотрудничество учащихся при выполнении поставленной задачи;

    - акцент на эмоциональное переживание ситуации текста.

    Новизна:

    -в логике построения учебного материала для формирования навыков лингвистического анализа;

    -в представлении большого количества разнообразных заданий, которые можно использовать выборочно;

    -в акцентировании внимания на взаимопроверке, редактировании текста.

    Практическая направленность проявляется в том, что теоретический материал постигается учащимися через опыт анализа текста.

    Источники:

    1.Сенина

    2.Издательство «Летний Сад» - Волин А. Время: Стихи. Поэмы. Притчи

    letsad.info  poems/

    3 Е.Мартынов - Лебединая верность - Текст песни

    megalyrics.ru › е-мартынов/лебединая-верность.htm 

    Конспект урока

    Цели урока:

    Образовательная: 

    - подготовка к ГИА: обучение видам сжатия текста;

     - развитие навыков определения основной мысли, выделения микротем;

     - развитие навыков использования в работе над текстом способов и приемов компрессии.

    Развивающая: 

    - формирование коммуникативной компетенции у школьников: развитие умения формировать собственную точку зрения, высказывать и аргументировать её

    - создание оптимальных условий для овладения навыками написания сжатого изложения.

    Воспитательная: 

    - содействовать развитию умения учащихся общаться между собой,

    - помочь учащимся осознать ценность совместной деятельности;

     - формировать у учащихся личного отношения  к происходящим событиям и поведению действующих лиц;

    - показать важность таких жизненных понятий, как верность, любовь, милосердие.

    Ход урока

    Вступительное слово учителя: Тема урока « Сжатое изложение: способы и приёмы компрессии текста». Цели урока: понять и передать тему и основную мысль исходного текста; логично, без искажений передать в собственном высказывании содержание исходного текста, используя способы и приемы компрессии.

    Вопрос: как вы понимаете понятие « Компрессия текста»?

    Учитель. Сегодня мы с вами будем работать над компрессией отрывка из статьи А.Волиной « Лебединая песня»

    Ученик читает текст (абзацы отсутствуют)

    Учитель: Ваше впечатление о прочитанном тексте?

    Учитель: Давайте вспомним, с чего мы должны начинать работу с текстом? (тема, идея). Подумайте и запишите в тетрадь тему и основную мысль текста. ( Обсуждение класса).

    Учитель: Вас ничего не смущает в построение текста? (нет абзацев)

    Работа над абзацами

    ( презентация работа над абзацем)

    Задание: Деление текста на абзацы (объяснить). Составление плана. (Обсуждение).

    План

    1.Лебедь- символ чистоты и гордого одиночества.

    2.Лебедь – олицетворение жизни и смерти.

    3.Лебедь – пример вечной любви и преданности.

    4. Образ Лебедя в мифологии.

    5. Легенды о лебединой песне.

    6. Лебединая  верность.

    7.  Жизнь красивой благородной птицы как пример для подражания.

    Показывается  правильный текст (Работает с текстом ученик на компьютере - выделение абзацев)

    Учитель: Текст готов. Давайте вспомним способы и приемы компрессии (презентация)

    Учитель: Каким способом компрессии необходимо воспользоваться при работе с предложенным текстом? (сочетание исключения и обобщения)

    Задание:  Компрессия текста (групповая работа)

              (1)Со времен глубокой древности лебедь служит символом возрождения, чистоты, целомудрия, гордого одиночества, благородства, мудрости, пророческих способностей, поэзии и мужества, совершенства.

    (2) В мире существуют представления о способности души странствовать по небу в образе Лебедя. (3)Сочетая в себе две стихии: воздуха и воды, лебедь является птицей жизни, и в тоже время может олицетворять смерть. (4) В связи с этим интересно противопоставление  белого и черного лебедей (жизнь — смерть, добро — зло).

    (5)Вам, наверное, приходилось слышать выражение – лебединая верность. (6)По свидетельствам натуралистов, белые лебеди являются примером вечной любви и преданности. (7) Семейные пары чаще всего образуются на всю жизнь. (8) Она может быть долгой, некоторые пары способны дожить до ста лет. (9) Лебеди ухаживают за своим больным или раненым партнером до последнего, даря ему всю свою любовь и нежность, отгоняя возможную опасность и отдавая последнюю еду (10) После смерти партнера лебедь не в силах вынести горя, поднимается ввысь и, сложив крылья, камнем падает на землю и разбивается.

    (11) В мифологической традиции образ Лебедя тесно связан с Афродитой, Аполлоном, Зевсом, Орфеем, Брахмой, со святыми, например, с шотландским святым Катбертом, обычно изображаемым на скале в святой земле в обществе Лебедя и выдры.

    (12)Существуют старинные легенды о лебединой песне.(13) В одной из них легендарный баснописец Древней Греции Эзоп писал: «Говорят, что лебеди поют перед смертью. (14)Поэт имел в виду легенду, согласно которой лебеди, эти не певчие, «молчащие» птицы, за несколько мгновений до смерти обретают голос, и это предсмертное пение лебедей удивительно красиво. (15)Настоящим певцом умирающего лебедя назвать нельзя, но его последний вздох столь мелодичен, как и всякий другой, издаваемый им (16) Последние вздохи умирающего или смертельно раненного лебедя похожи на мелодичную, печальную песню.(17) В этот момент голос его напоминает приятный звон серебряного колокола.

    (18)Не каждый человек знает точное понятие верность.(19) Люди ассоциируют его по – разному. (20)К примеру, С.И.Ожегов пишет, что «верность – это стойкость и неизменность в чувствах, в отношениях, в исполнении своих обязанностей долга. (21)Но на сколько человек ценит эту частичку характера другого, любящего его так, что готов умереть вслед за ним. (22) А именно так и поступают самые верные и любящие свою половину Лебеди.

    (23)Есть чему поучиться и человеку у этой гордой, красивой, благородной, верной птицы.

    Итог:  (готовый текст выводится на экран).

    Учитель: К теме лебединой верности  обращаются не только писатели  и поэты, но и композиторы. Давайте прослушаем песню « Лебединая верность» в исполнении Евгения Мартынова и попробуем определить: какую проблему поднимает автор? ( Обсуждение)

    Итог обсуждения: (ученик читает стихотворение)

    Нет любви нежнее и вернее,
    Чем у диких белых лебедей.
    Нет сердец ранимей, горячее,
    Не найти любви похожей у людей.

    Пара лебедей все время вместе,
    Не изменят, не уйдут, не предадут,
    В белом оба, будто – бы жених с невестой,
    Счастье лебединое хранят и берегут.

    Ну, а если, вдруг один погибнет,
    То другому тоже не прожить,
    В высоту поднимется, застынет,
    Попрощается он с солнцем, рухнет вниз


    И о землю лебедь разобьется,
    А душа и сердце в небеса скорей,
    Там на небесах, я слышу, льется,

    Плачем тихим песня лебедей.

    Не стреляйте в белых лебедей,
    На планете нашей каждый знает,
    Что любви нет крепче и верней,
    Чем у птицы в лебединой стае.
    Нет предательства и нет измен,
    Только он, она, и всюду вместе,
    Им не надо в жизни перемен,
    О любви поется в нежной песне!

    Домашнее задание: Написать сочинение – рассуждение на тему « Чему может поучиться человек у лебедей».


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Творческая мастерская "Приемы компрессии текста в 9 классе"

    Предлагаемую мастерскую можно провести и в 6-8классах. Над  приемами сжатия изложения начинаем  работу уже в 5 классе, так что можно данной мастерской начинать пропедевтику....

    Сжатое изложение. Приемы компрессии текста.

    В данном уроке показаны все приемы компресс текста при написании сжатого изложения (ГИА),...

    В помощь сдающим ГИА - приемы компрессии текста

    материал для подготовки к сжатому изложению, помогающий ученикам  освоить  технологию сжатия текста...

    Методическая разработка занятия. «Подготовка к написанию сжатого изложения» 9-10. Составление плана текста

    План – это своеобразная схема, которая отражает структурно-смысловую организацию текста: последовательность микротем, их взаимосвязь.Составление плана заставляет выделять в тексте основную информацию,...

    Информационная обработка текста. Приемы компрессии текста.

    Методическая разработка темы с использованием ИКТ и  мультимедийного проектора...

    ГИА. Сжатое изложение. Способы сжатия текста.

    Представлен материал по подготовке к ГИА по русскому языку. Способы сжатия текста....

    Методическая разработка урока русского языка по теме " Методы компрессии текста" для 8-го класса

    Цель: сформировать у учащихся умение воспроизводить текст в сжатом, обобщенном виде, сокращать текст разными способами, способствующими развитию мыслительных умений учащихся (анализ, обобщение);Форма ...