Главные вкладки

    Методическая разработка занятия. «Подготовка к написанию сжатого изложения» 9-10. Составление плана текста
    методическая разработка по русскому языку (9 класс) по теме

    Соловьева Анна Антоновна

    План – это своеобразная схема, которая отражает структурно-смысловую организацию текста: последовательность микротем, их взаимосвязь.

    Составление плана заставляет выделять в тексте основную информацию, концентрировать внимание на главном, отсеивать второстепенное.

    В зависимости от языкового оформления различают следующие виды плана: назывной, вопросный, тезисный и цитатный.

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon metodicheskaya_razrabotka_zanyatiy_9-10.doc70.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Методическая разработка занятий 9 - 10 курса

    «Подготовка к  написанию сжатого изложения»

    Занятия 9 – 10.

    Составление плана текста

    Необходимые сведения

    План – это своеобразная схема, которая отражает структурно-смысловую организацию текста: последовательность микротем, их взаимосвязь.

    Составление плана заставляет выделять в тексте основную информацию, концентрировать внимание на главном, отсеивать второстепенное.

    В зависимости от языкового оформления различают следующие виды плана: назывной, вопросный, тезисный и цитатный.

    Прочитайте текст, а затем познакомьтесь с таблицей, в которой даны четыре варианта плана этого текста.

    Дракон и принцесса

    Сколько всего было про драконов и принцесс написано! Но я все-таки рискну рассказать еще одну историю.

    Жил дракон, славный и милый.

     Никто, кроме него, не умел изрыгать огонь так ловко, что с одного раза загоралось сразу полдеревни. Крестьяне трусливо прятались, заметив его знаменитый бреющий полет. От сердитого взгляда рыбьих навыкате глаз и серного запаха из раскрытой пасти отважные рыцари мешками падали с боевых коней. Дракон наводил ужас на близлежащие королевства.

    Однажды дракон решил слетать в какое-нибудь очень отдаленное королевство, до которого еще не докатились слухи о его проказах. Он остановился на отдых высоко в горах, где развлекался тем, что дышал на снега, устраивая смертоносные лавины. Он веселился до тех пор, пока ранним утром не встретил на узкой горной тропе принцессу со свитой. О том, что это принцесса, догадаться было нетрудно, хотя на прелестном создании было альпинистское снаряжение, а не воздушное платье. У драконов на принцесс генетический нюх. Дракон принял боевую позицию и для начала изрыгнул небольшой столб огня, от которого придворные разбежались. Лишь принцесса не испугалась. Она подошла к дракону, щелкнула его по носу и засмеялась:

    - Какой забавный! Господа, смотрите, кого я нашла!

    Господа, спрятавшись за камнями, стучали зубами. Дракон хотел было сожрать нахалку, но, взглянув в ее глаза, понял, что пропал. Таких глаз цвета морского прибоя он не видел ни у одной девчонки на всей планете. В них таяли мерцающие звезды, сияли восхитительные жемчужины.

       - Пойдем с нами, - скомандовала принцесса, похлопав его по когтистой лапе, - я покажу тебя маме и папе!

    Дракон обреченно вздохнул и поплелся за ней, как комнатная собачка. 

    Дома дракона представили папе с мамой. Папа был категорически против него, но королева-мать, умнейшая женщина, сказала, что неплохо иметь в доме своего дракона. И дракон остался жить при дворе. Конечно, он понимал, что принцесса капризна, что у нее дурная наследственность, но ради ее красивых глаз он мог сделать все, что угодно. Принцесса потребовала, чтобы дракон стал поменьше ростом, научился прямо ходить и не извергал пламя: казна не способна оплатить такое количество огнетушителей и выдать столько компенсаций!

    Дракон прекратил полеты, изловчился уменьшить рост, его изогнутая хорда закостенела, превратилась в позвоночник. Он больше не извергал пламя, но зато сердце дракона пылало, как огромный костер!

    Принцесса уделяла дракону много драгоценного времени: учила его читать и писать. Они вместе поступили в университет, где приятно и весело проводили время до тех пор, пока она не объявила, что хочет стать хиппи. Возлюбленная сменила кринолин на рваные джинсы и рванула автостопом по соседним странам. Дракон, волоча хвост по пыльным дорогам, следовал за ней. Принцесса сделалась вегетарианкой, и дракон прекратил глотать козочек и стал питаться полезной морковью. Принцесса стала пацифисткой, и дракон смиренно подставлял сразу обе щеки, если случалась драка. Он отрастил чешую до плеч, мог часами сидеть рядом с ней в позе лотоса.   Как-то со скуки она сунула ему в руки гитару, и, к всеобщему удивлению, оказалось, что дракон неплохо играет, недурно поет и сочиняет музыку на собственные гениальные стихи.

    - Ты будешь рок-музыкантом, - решила принцесса, - вот только хвост убрать!

    Дракон перенес три операции по удалению хвоста. Принцесса купила ему черные очки, стильную серьгу в ухо и занялась его продвижением.  На удивление быстро они добились успеха. Фанатки носили дракона на руках. Деньги текли рекой в королевскую казну. Дракон с принцессой объездили полмира, хотели объехать оставшуюся половину, но устали и вернулись домой немного передохнуть.

       Дома дракон писал новые песни, а принцесса гуляла по крепостной стене. Возвращалась с прогулок посвежевшая, с букетиком эдельвейсов в руках. Говорила всякие милые нелепости. Дракон обожал ее такой. А папа с мамой даже стали подумывать, что известный рок-музыкант, пусть и дракон в прошлом, неплохая партия для засидевшейся в девушках принцессы.

    Однажды принцесса позвала дракона на прогулку. Они отправились на чудный луг. Солнышко светило ласково, кругом порхали бабочки, паслись овечки. Честное слово, дракон чуть не прослезился! Но принцесса подвела его к пастуху и пролепетала:

    - Я давно хотела вас познакомить. Это пастух, а это дракон!

    Пастух как пастух. Красив, широкоплеч, смугл. Дракон спрятался за темными очками, пожал сопернику руку и, сославшись на головную боль, поплелся домой, где принялся крушить мебель любимой гитарой, извлекая из нее такие звуки, что по королевству пошла дрожь.

    Вернулась принцесса. Она пахла эдельвейсами, светилась нежностью и была полна желания выговориться. Принцесса говорила о том, что любит пастуха и дракон, как брат, обязан ей помочь. И он помог. Он разбился в лепешку, но организовал свадьбу: лично приклеивал на приглашения марки, смачивая последние раздвоенным языком.

    Перед венчанием принцесса поцеловала его во вспотевший лоб:

    - Ах, если бы ты хоть немножко был похож на человека! 

    Дракон подал принцессе дрожащую руку и повел ее к алтарю…

    Вскоре от отчаяния дракон подпалил один из домов на ратушной площади. Полицейские хотели его арестовать, но он, как в старые времена, сверкнул на них глазами, и стражи порядка отступили. 

    Некоторое время дракон отсиживался в горах, отращивая обрезанные крылья и позорно короткий хвост. Таскал у местных пастухов овечек и с удовольствием пугал альпинистов. В конце концов, он налетел на соседнее королевство, спалил несколько деревень и приземлился в столице на дворцовой площади. К нему тут же подбежало существо в бантах и оборках и жеманно проговорило:

    - Ой, какой милый! Я возьму тебя к себе!
    Дракон рявкнул: "Нет!"- и проглотил принцессу вместе с бантами, оборками и красными башмачками.

    В тот же миг из-за аккуратно подстриженных кустов выскочила бдительная охрана и, скрутив дракона, потащила его в здание суда. Присяжные и судья в один голос осудили злодея. Король с королевой безутешно плакали. Сотня отважных рыцарей примчалась на лужайку, чтобы изрубить наглеца, как колбасу.  

    Устало вздохнув, дракон расправил крылья, одним ударом мощного хвоста освободился от кандалов и наручников, проглотил судью и вышел на свободу. Обратив отважных рыцарей в позорное бегство, дракон изящно поднялся в воздух и, рассекая легкие облачка,  полетел в неведомые края в надежде отыскать где-нибудь уголок, свободный от королевских особ.

    Вид плана

    Особенность формулировки пунктов плана

    Примеры

    Назывной план (в виде назывных предложений)

    Содержание каждой смысловой части обозначается опорным словом  или словосочетанием, которого достаточно для последовательного развертывания всей информации данной смысловой части

    1. История про дракона и принцессу.
    2. Дракон – гроза близлежащих королевств.
    3. Встреча с принцессой.
    4. Дракон при дворе принцессы.
    5. Увлечения и прихоти принцессы. Дракон – рок-музыкант.
    6. Дракон и пастух.
    7. Свадьба.
    8. Отчаяние дракона.
    9. Судьба второй принцессы.
    10. Былая свобода.

    Вопросный план (в виде вопросительных предложений)

    Содержание каждой смысловой части текста является ответом на вопрос плана.

    1. Кто герои этой сказки?

    2. Почему дракон наводил ужас на близлежащие королевства?

    3. Как встретились принцесса и дракон?

    4.Почему дракон оказался при дворе? Что потребовала принцесса от дракона?

    5. Какие прихоти принцессы выполнял дракон? Как он стал рок-музыкантом?

    6. Почему принцесса не вышла замуж за дракона?

    7. Чем в последний раз дракон помог принцессе?

    8. Почему он вернулся к прежней жизни?

    9. Как дракон поступил со второй принцессой?

    10. Как он снова обрел свободу?

    Тезисный план (в виде тезисов)

    Содержание каждой смысловой части текста кратко формулируется в одном-двух предложениях (тезисах). По сути дела, тезис – это краткий ответ на вопрос, который мог быть представлен в вопросном плане.

    1.Автор предлагает послушать еще одну историю про принцессу и дракона.

    2.Живет на свете славный, ловкий дракон, который одним дыханием может сжечь полдеревни, чем наводит ужас на окружающих.

    3.Однажды в горах дракон встречает принцессу и влюбляется в нее с первого взгляда. Принцесса решает взять дракона с собой.

    4. С разрешения короля и королевы дракон остается жить при дворе. Принцесса требует, чтобы дракон внешне изменился: стал меньше ростом, научился ходить прямо и не извергал пламя.

    5.Дракон разделяет все увлечения принцессы: учится в университете, становится хиппи, пацифистом, вегетарианцем, занимается йогой. Принцесса продвигает его как рок-музыканта.

    6.Принцесса и дракон после долгих странствий возвращаются домой, король и королева прочат дракона принцессе в мужья. Принцесса признается, что влюблена в пастуха.

    7. Принцесса просит дракона помочь организовать ее с пастухом свадьбу. Дракон скрепя сердце соглашается.

    8. От отчаяния дракон сжигает дом на ратушной площади и скрывается в горах, где отращивает крылья и хвост.

    9. Дракон встречает новую принцессу, которая тоже хочет взять его себе. Но дракон проглатывает ее.

    10. Злодея осуждают, но он освобождается от кандалов и наручников и улетает в неведомые края, где нет королевских особ.

    Цитатный план (в виде цитат из текста)

    Содержание каждой смысловой части текста представлено в виде цитаты, наиболее полно и емко характеризующей основное содержание микротемы.

    1. «Сколько всего было про драконов и принцесс написано! Но я все-таки рискну рассказать еще одну историю». 2. «Дракон наводил ужас на близлежащие королевства».

    3. «Дракон хотел было сожрать нахалку, но, взглянув в ее глаза, понял, что пропал».

    4. «И дракон остался жить при дворе».

    5. «Принцесса сделалась вегетарианкой, и дракон прекратил глотать козочек и стал питаться полезной морковью. Принцесса стала пацифисткой, и дракон смиренно подставлял сразу обе щеки, если случалась драка. <…>Она сунула ему в руки гитару <…>

    - Ты будешь рок-музыкантом!»

    6. «- Я давно хотела вас познакомить. Это пастух, а это дракон!»

    7. «Принцесса говорила о том, что любит пастуха и дракон, как брат, обязан ей помочь».

    8. «Вскоре от отчаяния дракон подпалил один из домов на ратушной площади».

    9. «- Ой, какой милый! Я возьму тебя к себе!
    Дракон рявкнул: "Нет!"- и проглотил принцессу <…>».

    10. «Дракон изящно поднялся в воздух и, рассекая легкие облачка, полетел в неведомые края в надежде отыскать где-нибудь уголок, свободный от королевских особ».

    Упражнение 1

    Познакомьтесь с планом текста. Попробуйте догадаться по этому плану о содержании текста

    1. Ужасное происшествие в курятнике!

    2. История о пяти погибших курицах.

    3. Весть от петуха о гибели от несчастной любви трех куриц.

    4. Сведения от голубей о двух ощипанных курицах.

    5. Случайно слетевшее с добропорядочной курицы перышко.

    6. Пересуды соседок-кур о причине падения перышка.

    7. Сообщение совы о неблагопристойном поведении наседки.

    8. Требование добропорядочной курицы о размещении этой истории в газете.

    Прочтите текст и установите, соответствует ли он плану. Если необходимо, внесите правку в план. Затем еще раз прочтите текст и письменно его изложите.

    Истинная правда

    Ужасное происшествие! - сказала курица, проживавшая совсем на другом конце города, а не там, где случилось происшествие. - Ужасное происшествие в курятнике! Я просто не смею теперь ночевать одна! Хорошо, что нас много на нашесте!

    И она принялась рассказывать, да так, что перышки у всех кур встали дыбом, а гребешок у петуха съежился. Да, да, истинная правда!

    Но мы начнем сначала, а началось все в курятнике на другом конце города.

    Солнце садилось, и все куры уже были на нашесте. Одна из них, белая коротконожка, курица во всех отношениях добропорядочная и почтенная, исправно несущая положенное число яиц, усевшись поудобнее, стала перед сном чиститься и охорашиваться. И - вот одно маленькое перышко вылетело и упало на землю.

    - Ишь, полетело! - сказала курица. – Ну, ничего, чем больше охорашиваешься, тем больше хорошеешь!

    Это было сказано так, в шутку, - курица вообще была веселого нрава, но это ничуть не мешало ей быть, как уже сказано, весьма и весьма почтенною курицей. С тем она и заснула.

    В курятнике было темно. Куры сидели рядом, и та, что сидела бок о бок с нашей курицей, не спала еще: она не то чтобы нарочно подслушивала слова соседки, а так, слышала краем уха, - так ведь и следует, если хочешь жить в мире с ближними! И вот она не утерпела и шепнула другой своей соседке:

    - Слышала? Я не желаю называть имен, но среди нас есть курица, которая готова выщипать себе все перья, чтобы только быть покрасивее. Будь я петухом, я бы презирала ее!

    Как раз над курами сидела в гнезде сова с мужем и детками; у сов слух острый, и они не упустили ни одного слова соседки. Все они при этом усиленно вращали глазами, а совиха махала крыльями, точно опахалами.

    - Тс-с! Не слушайте, детки! Впрочем, вы, конечно, уже слышали? Я тоже. Ах! Просто уши вянут! Одна из кур до того забылась, что принялась выщипывать себе перья прямо на глазах у петуха!

    - Осторожно, здесь дети! - сказал сова-отец. - При детях о таких вещах не говорят!

    - Надо все-таки рассказать об этом нашей соседке сове, она такая милая особа!

    И совиха полетела к соседке.

    - У-гу, у-гу! - загукали потом обе совы прямо над соседней голубятней. - Вы слышали? Вы слышали? У-гу! Одна курица выщипала себе все перья из-за петуха! Она замерзнет, замерзнет до смерти! Если уже не замерзла! У-гу!

    - Кур-кур! Где, где? - ворковали голуби.

    - На соседнем дворе! Это почти на моих глазах было! Просто неприлично и говорить об этом, но это истинная правда!

    - Верим, верим! - сказали голуби и заворковали сидящим внизу курам: - Кур-кур! Одна курица, а иные говорят, даже две выщипали себе все перья, чтобы отличиться перед петухом! Рискованная затея. Этак и простудиться и умереть недолго, да они уж и умерли!

    - Кукареку! - запел петух, взлетая на забор. - Проснитесь! - У самого глаза еще слипались ото сна, а он уже кричал: - Три курицы погибли от несчастной любви к петуху! Они выщипали себе все перья! Такая гадкая история! Не хочу молчать о ней! Пусть разнесется по всему свету!

    - Пусть, пусть! - запищали летучие мыши, закудахтали куры, закричал петух. - Пусть, пусть!

    И история разнеслась со двора во двор, из курятника в курятник и дошла наконец до того места, откуда пошла.

    - Пять куриц, - рассказывалось тут, - выщипали себе все перья, чтобы показать, кто из них больше исхудал от любви к петуху! Потом они заклевали друг друга насмерть, в позор и посрамление всему своему роду и в убыток своим хозяевам!

    Курице, которая обронила перышко, было и невдомек, что вся эта история про нее, и, как курица во всех отношениях почтенная, она сказала:

    - Я презираю этих кур! Но таких ведь много! О подобных вещах нельзя, однако, молчать! И я, со своей стороны, сделаю все, чтобы история эта попала в газеты! Пусть разнесется по всему свету - эти куры и весь их род стоят того!

    И в газетах действительно напечатали всю историю, и это истинная правда: из одного перышка совсем не трудно сделать целых пять кур!

    Проверьте план:

    1. Ужасное происшествие в курятнике!

    2. Случайно слетевшее с добропорядочной курицы перышко.

    3. Пересуды соседок-кур о причине падения перышка.

    4. Сообщение совы о неблагопристойном поведении наседки.

    5. Сведения от голубей о двух ощипанных курицах.

    6. Весть от петуха о гибели от несчастной любви трех куриц.

    7. История о пяти погибших курицах.

    8. Требование добропорядочной курицы о размещении этой истории в газете.

    Задание

    Составьте подобные упражнения. Предложите  для выполнения одноклассникам. Тексты можно найти на сайте skazki-priskazki.ru


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Методическая разработка урока "Подготовка к сжатому изложению" 9 кл

    Подготовка к написанию сжатого изложения в экзаменационной работе ГИА 9 кл...

    Методическая разработка занятия. «Подготовка к написанию сжатого изложения» Занятия 5 - 6. Ключевые слова в тексте

    Слова, значимые для понимания текста, можно назвать ключевыми. Эти слова создают смысловую целостность текста, являются ключевыми для понимания его темы и основной мысли. Они создают единый смысловой ...

    Методическая разработка занятия. «Подготовка к написанию сжатого изложения» Занятие 7 - 8. Смысловые части текста

    Текст имеет определенную структуру. В нем, как правило, имеются зачин, основная часть и концовка, которые обеспечивают законченность и единство высказывания.В зачине обозначается тема текста. Первое п...

    Методическая разработка занятия. «Подготовка к написанию сжатого изложения» Занятия 11 – 12 Функциональные типы речи

    Функциональные типы речи (описание, рассуждение, повествование) – это разновидности структуры и языка текста в зависимости от смысла целого: хотим ли мы изобразить предмет, доказать что-то или рассказ...