Методическая разработка занятия. «Подготовка к написанию сжатого изложения» Занятия 13 – 14. Основные средства связи предложений в тексте
методическая разработка по русскому языку (9 класс) по теме
закрепить знания об основных средствах связи предложений в тексте
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_zanyatiy_13-14.doc | 34.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка занятий 13 - 14 курса
«Подготовка к написанию сжатого изложения»
Занятия 13 – 14
Основные средства связи предложений в тексте
Цель: закрепить знания об основных средствах связи предложений в тексте
Необходимые сведения
Основные средства связи предложений в тексте
Лексические средства | Лексический повтор ключевых слов, повтор однокоренных слов, синонимы (в том числе и контекстуальные, то есть употребляющиеся как синонимы только в данном тексте), антонимы (в том числе и контекстуальные), родо-видовые слова (цветы: иван-чай, ромашка...), описательные обороты. |
Морфологические средства | Союзы, союзные слова, частицы, местоимения (особенно личные и указательные), наречия, единство видовременных форм глагола, степени сравнения прилагательных и наречий. |
Синтаксические средства | Порядок слов, вводные слова и конструкции, вопросительные предложения, синтаксический параллелизм, неполные предложения, обращения. |
Упражнение 1
Прочитайте текст. Пользуясь таблицей, проанализируйте средства связи предложений в тесте.
Найдите:
- повтор ключевых слов;
- контекстуальные синонимы;
- родо-видовые слова;
- союзы, частицы, наречия;
- обратный порядок слов;
- вводные слова;
- вопросительные предложения;
- неполные предложения;
- обращения.
Обратите внимание на видовременные формы глагола.
Быть самим собой
Однажды Садовник пришел в свой сад и обнаружил, что все цветы, деревья и кустарники погибают.
Испугался Садовник, стал расспрашивать, что же случилось.
Сначала обратился к Дубу. Дуб простонал, что умирает, так как не может быть таким высоким, как Сосна. Бросился Садовник к Сосне и застал ее поверженной: согнулась бедная под тяжестью мысли о том, что не могла давать виноград, как Лоза. А Лоза погибала, потому что не могла цвести, как Роза. Поникшая Роза плакала – ведь она не была столь сильной и могучей, как Дуб.
Отчаялся Садовник. Но что за чудо? Вдруг увидел он еще одно растение – Фрезию. Пышно цветущую, распространяющую дивный аромат и поэтому прекрасную. « Милая Фрезия! - воскликнул Садовник. - Как же ты сумела среди этого мрачного увядающего сада сохранить такой здоровый вид?»
Красавица ответила: «Не знаю. Возможно, я так выгляжу потому, что, слушая бесконечные стенания соседей, однажды сказала себе: а я постараюсь быть просто Фрезией, и буду настолько хорошей Фрезией, насколько смогу».
Проверьте себя:
- повтор ключевых слов: Садовник, Дуб, Сосна, Лоза, Роза, Фрезия;
- контекстуальные синонимы: Сосна – бедная, Фрезия – красавица;
- родо-видовые слова: растения – цветы, деревья, кусты; цветы – Роза, Фрезия; деревья – Дуб, Сосна; кусты – Лоза.
- союзы, частицы, наречия, местоимения: а, но, же, как же, сначала, вдруг, Садовник – он, Фрезия – я;
- обратный порядок слов: испугался Садовник; отчаялся Садовник; увидел он;
- вводные слова: возможно;
- вопросительные предложения: Но что за чудо?
- неполные предложения: Сначала обратился к дубу.
- обращения: Милая Фрезия!
Обозначающие действия Садовника глаголы: пришел, обнаружил, испугался, обратился, бросился, застал, увидел, воскликнул – имеют совершенный вид и стоят в форме прошедшего времени.
Задание
Составьте подобные упражнения. Предложите для выполнения одноклассникам. Тексты можно найти на сайте skazki-priskazki.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока "Подготовка к сжатому изложению" 9 кл
Подготовка к написанию сжатого изложения в экзаменационной работе ГИА 9 кл...
Методическая разработка занятия. «Подготовка к написанию сжатого изложения» Занятия 2-3. Тема и главная мысль (идея) текста
Сформировать умение определять тему и главную мысль текста...
Методическая разработка занятия. «Подготовка к написанию сжатого изложения» Занятия 5 - 6. Ключевые слова в тексте
Слова, значимые для понимания текста, можно назвать ключевыми. Эти слова создают смысловую целостность текста, являются ключевыми для понимания его темы и основной мысли. Они создают единый смысловой ...
Методическая разработка занятия. «Подготовка к написанию сжатого изложения» Занятие 7 - 8. Смысловые части текста
Текст имеет определенную структуру. В нем, как правило, имеются зачин, основная часть и концовка, которые обеспечивают законченность и единство высказывания.В зачине обозначается тема текста. Первое п...
Методическая разработка занятия. «Подготовка к написанию сжатого изложения» 9-10. Составление плана текста
План – это своеобразная схема, которая отражает структурно-смысловую организацию текста: последовательность микротем, их взаимосвязь.Составление плана заставляет выделять в тексте основную информацию,...
Методическая разработка занятия. «Подготовка к написанию сжатого изложения» Занятия 11 – 12 Функциональные типы речи
Функциональные типы речи (описание, рассуждение, повествование) – это разновидности структуры и языка текста в зависимости от смысла целого: хотим ли мы изобразить предмет, доказать что-то или рассказ...
Методическая разработка занятия. «Подготовка к написанию сжатого изложения»Занятия 15 – 16 . Стили речи
закрепить знания о стилях речи...