Методическая разработка занятия. «Подготовка к написанию сжатого изложения» Занятия 2-3. Тема и главная мысль (идея) текста
методическая разработка по русскому языку (9 класс) по теме
Сформировать умение определять тему и главную мысль текста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_zanyatiy_2-3.doc | 43.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка занятий 3 - 4 курса
«Подготовка к написанию сжатого изложения»
Занятия 3 - 4.
Тема и главная мысль (идея) текста
Цель: закрепить умение определять тему и главную мысль текста.
Необходимые сведения
С определения темы и главной мысли (идеи) текста начинается анализ любого речевого произведения. Чтобы определить тему текста, задайте себе вопрос: о чем идет речь в тексте? Главная мысль вытекает из темы текста и его содержания. Определить ее помогут следующие вопросы: что хотел сказать автор? Зачем он создал этот текст? Какие проблемы подняты и как они разрешаются автором? Обратите внимание на заголовок. Заголовок – очень важная подсказка для определения главной мысли текста, в нем также может быть отражена тема текста.
Упражнение 1
Прочитайте текст, сформулируйте и запишите тему и основную мысль этого текста. Подберите два варианта заголовка: один должен выражать тему текста, а другой – идею.
В прежние времена было так: как состарится отец, завезет его сын в глухую пущу да и бросит там…
Вот однажды повез сын отца в пущу. Жаль ему отца - сильно любил он его, да что поделаешь! Не повезешь, люди засмеют: старых обычаев, скажут, не держится. Еще из села прогонят…
Едет он невеселый, а отец и говорит ему:
- Неужто ты, сынок, меня, старого да хворого, одного в лесу бросишь?
Подумал сын, утер слезу и говорит:
- Нет, батько, не брошу. Но для людей хотя бы надо это сделать. Ночью я за тобой приеду и буду тебя до самой смерти в темной коморе держать, чтоб никто не видел.
Так сын и сделал.
Когда настала ночь, он привез из пущи отца и спрятал его в темной коморе.
А случилось несчастье - град все жито побил, и нечем было новое посеять.
Пришел сын к отцу в темную коморку, жалуется:
- Что делать? Не посеем жита - в будущем году без хлеба останемся. Отец говорит:
- Нет, сынок, доколе я жив, без хлеба мы не будем. Слушай меня. Когда ты был еще маленький, я гумно строил. А был в том году большой урожай. Вот я необмолоченным житом гумно и накрыл. Сними стреху, обмолоти - и будет у тебя зерно на посев.
Сын так и сделал. Снял стреху с гумна, обмолотил и посеял осенью жито.
Дивуются соседи: откуда это он зерно достал? А сын молчит, ведь нельзя же признаться, что это старик-отец ему помог.
Подошла зима. Нечего есть. Опять идет сын к отцу в темную комору.
- Так, мол, и так, - говорит, - придется с голоду помирать…
- Нет, - говорит отец, - с голоду мы не помрем. Слушай, что я тебе скажу. Возьми лопату да покопайся в хате под лавкою. Там, как был я еще молодой, закопал немного денег про черный день. Жизнь, сынок, прожить - не поле перейти: все может случиться. Так я думал, так и делал.
Обрадовался сын, выкопал отцовы деньги и купил зерна.
И сам с семьей ест, да еще и соседям занимает. Вот они и спрашивают у него:
- Скажи нам, брат, откуда ты хлеб достаешь? Признался сын:
- Отец, - говорит, - кормит меня.
- Как же так? - дивуются соседи. - Ты же отвез своего отца в лес, как и все добрые сыновья!
- Нет, - говорит сын, - я сделал не так, как вы делаете, а оставил отца у себя век доживать. Вот зато, как пришла беда, отец мне и помог. У старых людей ума больше, чем у молодых.
Перестали с той поры сыновья отцов своих в пущу отвозить, а стали их под старость уважать да кормить.
Проверьте себя:
1. Тема текста: как сын отца спас, а отец помог сыну.
2. Идея текста: у старых людей ума больше, чем у молодых.
3. Возможные заголовки: Старый отец (тема текста); У старых людей ума больше, чем у молодых (идея текста).
Упражнение 2
Прочитайте текст и ответьте на вопросы.
Сова |
Сидит Старик, чай пьёт. Не пустой пьёт – молоком белит. Летит мимо Сова. Ночь пришла. На стариковом лугу мыши в норах свистят, перекликаются: Мыши по лугу рыщут, шмелиные гнёзда ищут, землю роют, шмелей ловят. А Сова из дупла: – А пускай летят, – говорит Старик. – Что от них толку: ни мёду, ни воску, – волдыри только. Молчит Старик, ничего не говорит. Старик бранится, а дело то не клеится. Сова в дубу сидит, мышей не ловит. Мыши по лугу рыщут, шмелиные гнёзда ищут. Шмели на чужих лугах гуляют, а на стариков луг и не заглядывают. Клевер на лугу не родится. Корова без клеверу тощает. Молока у коровы мало. Вот и чай белить Старику нечем стало. Нечем стало Старику чай белить, – пошёл Старик Сове кланяться: Простила Сова Старика, вылезла из дупла, полетела на луг мышей пугать. Сова полетела мышей ловить. (В. Бианки) |
1. Какая тема не затронута в этом тексте:
а) Раздор между стариком и совой.
б) Неуважительное отношение старика к сове.
в) Обида совы и последствия ссоры.
г) Совы ведут ночной образ жизни, хотя видят днем.
2. Какая проблема не затронута в этом тексте?
а) В природе все крепко-накрепко связано.
б) Нельзя обижать друзей.
в) Необходимо знать природу и ее законы.
г) Некоторые представители отряда сов занесены в Красную книгу.
Проверьте себя: 1. г), 2. г).
Задание
Подберите из Интернета тексты. Составьте к ним задания и ключи к заданиям. Возможные формулировки заданий: В каком предложении сформулирована основная мысль прочитанного текста? Определите, какова основная мысль текста, имеющего заголовок…? Какой заголовок отражает основную мысль прочитанного текста? и др.
Предложите для выполнения одноклассникам. Тексты можно найти на сайте skazki-priskazki.ru и др.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока "Подготовка к сжатому изложению" 9 кл
Подготовка к написанию сжатого изложения в экзаменационной работе ГИА 9 кл...
Методическая разработка занятия. «Подготовка к написанию сжатого изложения» Занятия 5 - 6. Ключевые слова в тексте
Слова, значимые для понимания текста, можно назвать ключевыми. Эти слова создают смысловую целостность текста, являются ключевыми для понимания его темы и основной мысли. Они создают единый смысловой ...
Методическая разработка занятия. «Подготовка к написанию сжатого изложения» Занятие 7 - 8. Смысловые части текста
Текст имеет определенную структуру. В нем, как правило, имеются зачин, основная часть и концовка, которые обеспечивают законченность и единство высказывания.В зачине обозначается тема текста. Первое п...
Методическая разработка занятия. «Подготовка к написанию сжатого изложения» 9-10. Составление плана текста
План – это своеобразная схема, которая отражает структурно-смысловую организацию текста: последовательность микротем, их взаимосвязь.Составление плана заставляет выделять в тексте основную информацию,...
Методическая разработка занятия. «Подготовка к написанию сжатого изложения» Занятия 11 – 12 Функциональные типы речи
Функциональные типы речи (описание, рассуждение, повествование) – это разновидности структуры и языка текста в зависимости от смысла целого: хотим ли мы изобразить предмет, доказать что-то или рассказ...
Методическая разработка занятия. «Подготовка к написанию сжатого изложения» Занятия 13 – 14. Основные средства связи предложений в тексте
закрепить знания об основных средствах связи предложений в тексте...
Методическая разработка занятия. «Подготовка к написанию сжатого изложения»Занятия 15 – 16 . Стили речи
закрепить знания о стилях речи...