Методическая разработка занятия. «Подготовка к написанию сжатого изложения» Занятия 2-3. Тема и главная мысль (идея) текста
методическая разработка по русскому языку (9 класс) по теме

Соловьева Анна Антоновна

Сформировать умение определять тему и главную мысль текста

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskaya_razrabotka_zanyatiy_2-3.doc43.5 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка занятий 3 - 4 курса

«Подготовка к  написанию сжатого изложения»

Занятия 3 - 4.

Тема и главная мысль (идея) текста

Цель: закрепить умение определять тему и главную мысль текста.

Необходимые сведения

С определения темы и главной мысли (идеи) текста начинается анализ любого речевого произведения. Чтобы определить тему текста, задайте себе вопрос: о чем идет речь в тексте? Главная мысль вытекает из темы текста и его содержания. Определить ее помогут следующие вопросы: что хотел сказать автор? Зачем он создал этот текст? Какие проблемы подняты и как они разрешаются автором? Обратите внимание на заголовок. Заголовок – очень важная подсказка для определения главной мысли текста, в нем также может быть отражена тема текста.

Упражнение 1

Прочитайте текст, сформулируйте и запишите тему и основную мысль этого текста. Подберите два варианта заголовка: один должен выражать тему текста, а другой – идею.

В прежние времена было так: как состарится отец, завезет его сын в глухую пущу да и бросит там…

Вот однажды повез сын отца в пущу. Жаль ему отца - сильно любил он его, да что поделаешь! Не повезешь, люди засмеют: старых обычаев, скажут, не держится. Еще из села прогонят…

Едет он невеселый, а отец и говорит ему:

- Неужто ты, сынок, меня, старого да хворого, одного в лесу бросишь?

Подумал сын, утер слезу и говорит:

- Нет, батько, не брошу. Но для людей хотя бы надо это сделать. Ночью я за тобой приеду и буду тебя до самой смерти в темной коморе держать, чтоб никто не видел.

Так сын и сделал.

Когда настала ночь, он привез из пущи отца и спрятал его в темной коморе.

А случилось несчастье - град все жито побил, и нечем было новое посеять.

Пришел сын к отцу в темную коморку, жалуется:

- Что делать? Не посеем жита - в будущем году без хлеба останемся. Отец говорит:

- Нет, сынок, доколе я жив, без хлеба мы не будем. Слушай меня. Когда ты был еще маленький, я гумно строил. А был в том году большой урожай. Вот я необмолоченным житом гумно и накрыл. Сними стреху, обмолоти - и будет у тебя зерно на посев.

Сын так и сделал. Снял стреху с гумна, обмолотил и посеял осенью жито.

Дивуются соседи: откуда это он зерно достал? А сын молчит, ведь нельзя же признаться, что это старик-отец ему помог.

Подошла зима. Нечего есть. Опять идет сын к отцу в темную комору.

- Так, мол, и так, - говорит, - придется с голоду помирать…

- Нет, - говорит отец, - с голоду мы не помрем. Слушай, что я тебе скажу. Возьми лопату да покопайся в хате под лавкою. Там, как был я еще молодой, закопал немного денег про черный день. Жизнь, сынок, прожить - не поле перейти: все может случиться. Так я думал, так и делал.

Обрадовался сын, выкопал отцовы деньги и купил зерна.

И сам с семьей ест, да еще и соседям занимает. Вот они и спрашивают у него:

- Скажи нам, брат, откуда ты хлеб достаешь? Признался сын:

- Отец, - говорит, - кормит меня.

- Как же так? - дивуются соседи. - Ты же отвез своего отца в лес, как и все добрые сыновья!

- Нет, - говорит сын, - я сделал не так, как вы делаете, а оставил отца у себя век доживать. Вот зато, как пришла беда, отец мне и помог. У старых людей ума больше, чем у молодых.

Перестали с той поры сыновья отцов своих в пущу отвозить, а стали их под старость уважать да кормить.

Проверьте себя:

      1. Тема текста: как сын отца спас, а отец помог сыну.

2. Идея текста: у старых людей ума больше, чем у молодых.

3. Возможные заголовки: Старый отец (тема текста); У старых людей ума больше, чем у молодых (идея текста).

Упражнение 2

Прочитайте текст и ответьте на вопросы.

Сова

 Сидит Старик, чай пьёт. Не пустой пьёт – молоком белит.

Летит мимо Сова.
– Здорово, – говорит, – друг!
А Старик ей:
– Ты, Сова, – отчаянная голова, уши торчком, нос крючком. Ты от солнца хоронишься, людей сторонишься, – какой я тебе друг!
Рассердилась Сова.
– Ладно же, – говорит, – старый! Не стану по ночам к тебе на луг летать, мышей ловить, сам лови.
А Старик:
– Вишь, чем пугать вздумала! Утекай, пока цела.
Улетела Сова, забралась в дуб, никуда из дупла не летит.

Ночь пришла. На стариковом лугу мыши в норах свистят, перекликаются:
– Погляди-ка, кума, не летит ли Сова – отчаянная голова, уши торчком, нос крючком?
Мышь Мыши в ответ:
– Не видать Совы, не слыхать Совы. Нынче нам на лугу раздолье, нынче нам на лугу приволье.
Мыши из нор поскакали, мыши по лугу побежали.
А Сова из дупла:
– Хо-хо-хо, Старик! Гляди, как бы худа не вышло: мыши то, говорят, на охоту пошли.
– А пускай идут, – говорит Старик. – Чай, мыши не волки, не зарежут тёлки.

Мыши по лугу рыщут, шмелиные гнёзда ищут, землю роют, шмелей ловят. А Сова из дупла:
– Хо-хо-хо, Старик! Гляди, как бы хуже не вышло: все шмели твои разлетелись.

– А пускай летят, – говорит Старик. – Что от них толку: ни мёду, ни воску, – волдыри только.
Стоит на лугу клевер кормовистый, головой к земле виснет, а шмели гудят, с луга прочь летят, на клевер не глядят, цветень с цветка на цветок не носят.
А Сова из дупла:
– Хо-хо-хо, Старик! Гляди, как бы хуже не вышло: не пришлось бы тебе самому цветень с цветка на цветок разносить.
– И ветер разнесёт, – говорит Старик, а сам в затылке скребёт.
По лугу ветер гуляет, цветень наземь сыплет. Не попадает цветень с цветка на цветок, – не родится клевер на лугу; не по нраву это Старику.
А Сова из дупла:
– Хо-хо-хо, Старик! Корова твоя мычит, клеверу просит, – трава, слышишь, без клеверу, что каша без масла.

Молчит Старик, ничего не говорит.
Была Корова с клевера здорова, стала Корова тощать, стала молока сбавлять; пойло лижет, а молоко всё жиже да жиже.
А Сова из дупла:
– Хо-хо-хо, Старик! Говорила я тебе: придёшь ко мне кланяться.

Старик бранится, а дело то не клеится. Сова в дубу сидит, мышей не ловит. Мыши по лугу рыщут, шмелиные гнёзда ищут. Шмели на чужих лугах гуляют, а на стариков луг и не заглядывают. Клевер на лугу не родится. Корова без клеверу тощает. Молока у коровы мало. Вот и чай белить Старику нечем стало.

Нечем стало Старику чай белить, – пошёл Старик Сове кланяться:
– Уж ты, Совушка-вдовушка, меня из беды выручай: нечем стало мне, старому, белить чай.
А Сова из дупла глазищами луп-луп, ножищами туп-туп.
– То-то, – говорит, – старый. Дружно не грузно, а врозь хоть брось. Думаешь, мне-то легко без твоих мышей?

Простила Сова Старика, вылезла из дупла, полетела на луг мышей пугать.

Сова полетела мышей ловить.
Мыши со страху попрятались в норы.
Шмели загудели над лугом, принялись с цветка на цветок летать.
Клевер красный стал на лугу наливаться.
Корова пошла на луг клевер жевать.
Молока у коровы много.
Стал Старик молоком чай белить, чай белить – Сову хвалить, к себе в гости звать, уваживать.

(В. Бианки)

1. Какая тема не затронута в этом тексте:

а) Раздор между стариком и совой.

б) Неуважительное отношение старика к сове.

в) Обида совы и последствия ссоры.

г) Совы ведут ночной образ жизни, хотя видят днем.

 

2. Какая проблема не затронута в этом тексте?

а) В природе все крепко-накрепко связано.

б) Нельзя обижать друзей.

в) Необходимо знать природу и ее законы.

г) Некоторые представители отряда сов занесены в Красную книгу.

Проверьте себя: 1. г), 2. г).

Задание

Подберите из Интернета тексты. Составьте к ним задания и ключи к заданиям. Возможные формулировки заданий: В каком предложении сформулирована основная мысль прочитанного текста? Определите, какова основная мысль текста, имеющего заголовок…? Какой заголовок отражает основную мысль прочитанного текста? и др.

Предложите  для выполнения одноклассникам. Тексты можно найти на сайте skazki-priskazki.ru и др.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока "Подготовка к сжатому изложению" 9 кл

Подготовка к написанию сжатого изложения в экзаменационной работе ГИА 9 кл...

Методическая разработка занятия. «Подготовка к написанию сжатого изложения» Занятия 5 - 6. Ключевые слова в тексте

Слова, значимые для понимания текста, можно назвать ключевыми. Эти слова создают смысловую целостность текста, являются ключевыми для понимания его темы и основной мысли. Они создают единый смысловой ...

Методическая разработка занятия. «Подготовка к написанию сжатого изложения» Занятие 7 - 8. Смысловые части текста

Текст имеет определенную структуру. В нем, как правило, имеются зачин, основная часть и концовка, которые обеспечивают законченность и единство высказывания.В зачине обозначается тема текста. Первое п...

Методическая разработка занятия. «Подготовка к написанию сжатого изложения» 9-10. Составление плана текста

План – это своеобразная схема, которая отражает структурно-смысловую организацию текста: последовательность микротем, их взаимосвязь.Составление плана заставляет выделять в тексте основную информацию,...

Методическая разработка занятия. «Подготовка к написанию сжатого изложения» Занятия 11 – 12 Функциональные типы речи

Функциональные типы речи (описание, рассуждение, повествование) – это разновидности структуры и языка текста в зависимости от смысла целого: хотим ли мы изобразить предмет, доказать что-то или рассказ...