Методическая разработка занятия. «Подготовка к написанию сжатого изложения»Занятия 15 – 16 . Стили речи
методическая разработка по русскому языку (9 класс) по теме

Соловьева Анна Антоновна

закрепить знания о стилях речи

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskaya_razrabotka_zanyatiy_15-16.doc47 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка занятий 15 - 16 курса

«Подготовка к  написанию сжатого изложения»

Занятия 15 – 16

 Стили речи

 

 Цель: закрепить знания о стилях речи

Необходимые сведения

Стили речи

Одно из требований при воспроизведении текста, предложенного для изложения, - соблюдение его стилистических особенностей. Русский язык характеризуется различными стилями речи. Это отражено в таблице.

Характе-ристика

стиля

Стили речи

разговорный

Книжные

официально-деловой

научный

публицис-

тический

художест-

венный

Сфера общения

общение в быту

деловая сфера

наука

агитацион-но-массовая деятельность

словесно-художест-венное творчество

Задачи

общение

передать деловую информа-цию

передать научную информа-цию

воздейство-вать на читателя с помощью логических аргументов

воздейство-вать на читателя с помощью художест-венных образов

Особен-ности

естествен-ность выска-зываний, разговорная лексика, свободный синтаксис, экспрес-сивность

точность формули-

ровок, логичность, краткость, использова-ние форм-клише

точность, логич-ность, доказа-тельность, примене-ние терминов

стандарт и экспрессия, логика и образность, доходчи-вость, оценочность,

призывность

все богатство языковых и образных средств

Упражнение 1

Определите стилевую принадлежность текстов.

1). На планете Маленького принца всегда росли простые, скромные цветы. <…> А этот <роза> пророс однажды из зерна, занесенного неведомо откуда. <…> Кустик быстро перестал тянуться ввысь, и на нем появился бутон. Маленький принц никогда еще не видал таких огромных бутонов и предчувствовал, что увидит чудо. А неведомая гостья, еще скрытая в стенах своей зеленой комнатки, все готовилась, все прихорашивалась. Она заботливо подбирала краски. Она наряжалась неторопливо, один за другим примеряя лепестки. Она не желала явиться на свет встрепанной, точно какой-нибудь мак. Она хотела показаться во всем блеске своей красоты. Да, это была ужасная кокетка! Таинственные приготовления длились день за днем.

И вот, наконец, однажды утром, едва взошло солнце, лепестки раскрылись. И красавица, которая столько трудов положила, готовясь к этой минуте, сказала, позевывая:

- Ах, я насилу проснулась... Прошу извинить... Я еще совсем растрепанная...

Маленький принц не мог сдержать восторга:

- Как вы прекрасны!

                                                                                 (По А. Сент-Экзюпери)

2). В салоне цветов «Арт–флора» производится ОПТОВАЯ ПРОДАЖА РОЗ по низким ценам. Минимальный заказ - 50 роз.

Квалифицированные флористы окажут помощь в оформлении букета. Стоимость услуг флориста составляет 15% от стоимости приобретенных роз.

Осуществляется доставка букетов по Санкт-Петербургу и Ленинградской области. Стоимость доставки по Санкт-Петербургу составляет 300 рублей, расценки по Ленинградской области указаны в разделе «Условия доставки».

Телефон для заказов (812) 970-38-44

3). Каждый год 23 апреля во всей Каталонии - провинции Испании -отмечают удивительный и трогательный праздник - День розы и книги. Этот праздник имеет еще одно название - День влюбленных. Посвящено торжество покровителю Каталонии - Святому Георгию.

Во время празднования Дня розы и книги улицы Барселоны заполняются миллионами цветов. Розы украшают улицы, парки, общественные учреждения и дома каталонцев.

Кстати, такому названию - День розы и книги - есть простое объяснение. Влюбленный юноша в этот особенный день должен преподнести понравившейся ему девушке розу. И если симпатия взаимна, то девушка в ответ подарит ему книгу. На улицах Барселоны устраиваются танцы, гулянья и праздничные представления.

Праздник с его красочным оформлением и удивительными традициями привлекает интерес многочисленных туристов.

4). Ро́за - принятое в декоративном цветоводстве название культурных форм растений, относящихся к роду Шиповник (лат. Rósa) семейства Розовые.

Первым научную характеристику роз дал древнегреческий естествоиспытатель, философ и ботаник Теофраст. Он достаточно подробно описал дикие и садовые розы, обосновал приёмы их возделывания и размножения. Выращивать розы в защищённом грунте первыми начали римляне.

Первое упоминание о выращивании роз в России относится к началу XVI века. Предполагается, что в Россию они попали через балканские славянские племена. Массовое распространение получили только при Екатерине II. К концу XIX века розы начали выращивать на всей Европейской части России.

5). Милая! Просто мы разные -  и баста. Вы  лучше нас, но не такие, как мы... Довольно  с  тебя этого? Если бы прекрасная, нежная  роза старалась стать на одном уровне  с черным  свинцовым  карандашом -  ее затея вызвала бы  только презрительное пожатие плеч у умных, рассудительных людей.

                                                                                                       (По А. Т. Аверченко)

Проверьте себя:

1). Художественный стиль.

2). Официально-деловой стиль.

3). Публицистический стиль.

4). Научный стиль.

5). Разговорный стиль.

Задание

Составьте упражнения на определение стиля текста. Предложите  для выполнения одноклассникам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока "Подготовка к сжатому изложению" 9 кл

Подготовка к написанию сжатого изложения в экзаменационной работе ГИА 9 кл...

Методическая разработка занятия. «Подготовка к написанию сжатого изложения» Занятия 5 - 6. Ключевые слова в тексте

Слова, значимые для понимания текста, можно назвать ключевыми. Эти слова создают смысловую целостность текста, являются ключевыми для понимания его темы и основной мысли. Они создают единый смысловой ...

Методическая разработка занятия. «Подготовка к написанию сжатого изложения» Занятие 7 - 8. Смысловые части текста

Текст имеет определенную структуру. В нем, как правило, имеются зачин, основная часть и концовка, которые обеспечивают законченность и единство высказывания.В зачине обозначается тема текста. Первое п...

Методическая разработка занятия. «Подготовка к написанию сжатого изложения» 9-10. Составление плана текста

План – это своеобразная схема, которая отражает структурно-смысловую организацию текста: последовательность микротем, их взаимосвязь.Составление плана заставляет выделять в тексте основную информацию,...

Методическая разработка занятия. «Подготовка к написанию сжатого изложения» Занятия 11 – 12 Функциональные типы речи

Функциональные типы речи (описание, рассуждение, повествование) – это разновидности структуры и языка текста в зависимости от смысла целого: хотим ли мы изобразить предмет, доказать что-то или рассказ...