ГИА. Сжатое изложение. Способы сжатия текста.
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (9 класс) по теме

Ширямова Татьяна Николаевна

Представлен материал по подготовке к ГИА по русскому языку. Способы сжатия текста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon gia.sposoby_szhatiya_teksta.doc56.5 КБ

Предварительный просмотр:

Готовимся к ГИА.

Способы сжатия текста

Для того чтобы написать СЖАТОЕ изложение, необходимо знать, какими способами можно сжать текст.

Получить СЖАТЫЙ текст мы можем различными способами.
Известны 
три способа сжатия текста
1. исключение, 
2. обобщение, 
3. упрощение.

1. При ИСКЛЮЧЕНИИ необходимо:

  • выделить главное (существенное) и детали (подробности);
  • убрать детали;
  • пропустить предложения, содержащие второстепенные факты;
  • пропустить предложения с описаниями и рассуждениями;
  • объединить существенное;
  • составить новый текст.

Варианты ИСКЛЮЧЕНИЯ:
1. исключаем 1 или несколько 
синонимов в ряду однородных членов, сохраняем тот из синонимов, который обладает наибольшей ёмкостью в данном контексте.   
                                                              
ПРИМЕР:
до сжатия:
У каждого человека, заходившего в комнату к малышам, на лице появлялась радостная, светлая, приветливая улыбка.
после сжатия:
У каждого человека, заходившего в комнату к малышам, на лице появлялась приветливая улыбка.

2. удаляем из текста поясняющие конструкции, например, ряд 
однородных членов при обобщающем слове или ряд простых предложений в составе бессоюзного сложного, поясняющих содержание первой части.

ПРИМЕР:
до сжатия:
Он знал разные языки: немецкий, французский, итальянский и молдавский, и никто не мог распознать в нём русского.
после сжатия:
Он знал разные языки: и никто не мог распознать в нём русского.

2. ОБОБЩЕНИЕ.

При ОБОБЩЕНИИ необходимо:

  • вычленить единичные факты;
  • подобрать языковые средства их обобщённой передачи;
  • составить новый текст.


ПРИМЕР:
до сжатия:
Жители посёлка проводят свой досуг по-разному. Кто-то перечитывает любимые с детства жюль-верновские романы; кто-то проводит много времени на реке или в лесу. Основное занятие подростков - спортивные игры и соревнования. Самым запоминающимся событием был прошлогодний велокросс.
после сжатия:
Жители посёлка проводят свой досуг по-разному, в зависимости от вкусов и привычек.

3. УПРОЩЕНИЕ.

При
 УПРОЩЕНИИ необходимо:

  • заменить сложное предложение простым;
  • заменить предложение или его часть указательным местоимением;
  • объединить два или три предложения в одно;
  • разбить сложное предложение на сокращённые простые;
  • перевести прямую речь в косвенную.


ПРИМЕРЫ:
1. Замена придаточного определительного предложения синонимичным определением.
до сжатия:
Небольшое помещение на втором этаже занимает фирма, которая предлагает своим клиентам туры по всем континентам и странам.
после сжатия:
Небольшое помещение на втором этаже занимает туристическая фирма.

2. Замена придаточного обстоятельственного предложения деепричастным оборотом.
до сжатия:
Когда читаешь дневник Никитина, то чувствуешь его беспредельную любовь к родине.
после сжатия:
Читая дневник Никитина, чувствуешь его беспредельную любовь к родине.

3. Сокращение количества структурных частей сложного предложения.
до сжатия:
Приятно смотреть на зимородка, который, плавно опустившись на ветку ольхи, склонившуюся к самому зеркалу реки, принялся подкарауливать добычу.
после сжатия:
Приятно смотреть на зимородка, который плавно опустился на ветку ольхи и принялся подкарауливать добычу.

Эти приёмы сжатия текста могут применяться как 
по отдельности, так и в комплексе.

Следующий 
ПРИМЕР демонстрирует комплексное применение приёмов сжатия:

  • замена придаточного обстоятельственного предложения деепричастным оборотом;
  • замена согласованного определения, выраженного причастным оборотом, нераспрастранённым несогласованным определением. 

до сжатия:
Когда слышу гармоничное сочетание голосов птиц, устраивающих утренний концерт, я стараюсь смотреть на реку. Когда любуешься рекой и наслаждаешься пением птиц, отдыхаешь по-настоящему.
после сжатия:
Слушая утренний концерт птиц, я стараюсь смотреть на реку. Любуясь рекой и наслаждаясь пением птиц, отдыхаешь по-настоящему.

Текст для работы

Из чего вырастает огромная человеческая любовь ко всему, что умещается в одном слове – Родина? Мне было двадцать лет, когда на первую получку я приехал из Воронежа поглядеть Москву. Рано утром с поезда я пошёл на Красную площадь. Слушал, как бьют часы. Хотелось рукой потрогать кирпич в стене, потрогать камни, выстилавшие площадь. Мимо торопливо шли люди. Было удивительно – как можно по этой площади идти торопливо, говорить о погоде, о каких-то мелких делах? В те времена в Кремль не пускали. Я дождался, пока открылась дверь у решётки Василия Блаженного. Запомнились камни на узкой лестнице – «сколько людей прошло»! Потом я много раз бывал у Кремля. Уже поездив по миру, сравнивал и всегда с гордостью думал: ни в одном городе я не видел площади такой красоты, строгости, своеобразия. По Красной площади запрещено ездить по причине святости этого места и ввиду большого числа желающих пройти эту площадь простыми шагами. Сегодня, снимая шапку перед храмом Василия Блаженного на Красной площади, мы вспоминаем мастера, сотворившего это чудо. Древние зодчие, живописцы и плотники своё умение и талант могли выразить только в постройке монастырей, церквей и соборов. Сохраняя древнюю церковь, мы сохраняем памятник мастерству. И нельзя медлить. Бережного отношения требует всё: старинные постройки, народные ремёсла, древняя утварь, живопись в храмах, книги и документы, имена и могилы героев. При всех наших заботах о текущих делах, о хлебе насущном и о разведке вне земных далей. Совершая дела великие, мы должны знать, откуда пошли и как начинали. Дела наши в совокупности с прошлым, в совокупности с окружающим миром природы и огнём домашнего очага выражаются дорогим словом ОТЕЧЕСТВО. Любить Отечество невозможно заставить декретом. Любовь надо воспитать. 

 Инструкция для учащихся «Как писать сжатое изложение»

  1. Выделите в тексте важные, необходимые мысли.
  2. Найдите среди них главную мысль.
  3. Разбейте текст на части, сгруппировав его вокруг существенных мыслей.
  4. Подумайте, что можно исключить в каждой части, от каких подробностей отказаться.
  5. Какие факты (примеры, случаи) можно объединить, обобщить в соседних частях текста?
  6. Обдумайте средства связи между частями.
  7. Переведите отобранную информацию на «свой» язык.
  8. Запишите получившийся вариант текста.

Этапы деятельности по анализу текста

Этапы учебной деятельности

Учебная деятельность

1. Этап определения темы текста.

    Ответ на вопрос: «О чем текст?»

Как определить тему? 
Тема определяется различными способами:

  • по началу текста;
  • по ключевым словам;
  • по ключевым эпизодам;
  • по поступкам или размышлениям героев (автора)
  • по заглавию текста

2. Этап определения идеи текста.

    Ответ на вопрос: «Зачем автор его написал?»,

    «Какую мысль хотел выразить?»

Что нам помогает сформулировать идею? 
Общая тональность звучания текста; настроение, которое вызывает прочтение текста; отношение автора к событиям, героям; наличие в тексте тезиса, формулирующего прямо или косвенно основную мысль (определение авторской позиции)

3. Этап определения структуры текста.

    Назовите композиционные части текста. 
   

Композиция текста – построение текста. 
Тезис – положение, сформулированное как предложение, в котором сжато выражена главная мысль, идея высказывания. 
Нужно из нескольких предложений составить одно, в котором факты, явления, признаки изложены обобщенно. 
Формулирование тезиса – один из приемов сжатия текста.

4. Этап абзацного членения текста: определение микротем текста как частей общей темы

Определите количество абзацев в тексте по количеству больших интонационных пауз читающего и пронумеруйте их.

Определите микротему каждого абзаца. Запишите ее кратко, опуская второстепенную информацию.

5. Этап моделирования сжатого изложения 

Как соединить содержание микротем в текст? 
Использовать лексические и лексико-грамматические средства соединения частей текста:

лексические – повтор, однокоренные слова, синонимы;

лексико-грамматические


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Развитие речи. Способы сжатия изложения текста".

Урок русского языка в 9-ом классе на тему: "Развитие речи. Способы сжатия изложения текста"....

Разработка урока " Сжатое изложение; способы и приемы компрессии текста"

Аннотацияк разработке урокаАвтор: Бондаренко Алевтина Васильевна; учитель  русского языка и  литературы;1 квалификационная категория; МОУ « СОШ № 7» города КогалымаТема урока « Сжатое изложе...

Подготовка к написанию сжатого изложения по прослушанному тексту

а) познакомить учащихся с различными способами сокращения информации; отработать технику сжатия  текста; акцентировать внимание учащихся на полноценном понимании исходного текста;б)  р...

Способы компрессии (сжатия) при написании сжатого изложения

В материале представлены основные способы сжатия текста с примерами. Также представлены небольшие тексты для самостоятельной работы учащихся. Материал актуален для обчения детейнаписанию сжатого излож...

Подготовка к ОГЭ: сжатое изложение. Приемы сжатия текста

Повторить понятия «тема» и «микротема», приемы сжатия текста, написать сжатое изложение.Обучающиеся должны уметь находить главную информацию, направленную на раскрытие микротем...

Тема: «Подготовка к сжатому изложению. Приёмы сжатия текста». «Формирование УУД на уроках русского языка при подготовке выпускников к итоговой аттестации» .

Методическое обоснование урокаДанный урок русского языка является частью системы уроков по подготовке к написанию итогового изложения в 9 классе.В основу данного урока положен системно-деятельностный ...

Презентация "Сжатое изложение. Способы сжатия текста"

Материал предназначен для подготовки к ГИА по русскому языку в 9 классе....