Тема: «Подготовка к сжатому изложению. Приёмы сжатия текста». «Формирование УУД на уроках русского языка при подготовке выпускников к итоговой аттестации» .
план-конспект урока по русскому языку (9 класс)

Гордиенко Елена Владимировна

Методическое обоснование урока

Данный урок русского языка является частью системы уроков по подготовке к написанию итогового изложения в 9 классе.

В основу данного урока положен системно-деятельностный подход, который предполагает системное включение учащихся в самостоятельную учебно-познавательную деятельность.

Тип урока - Урок систематизации знаний (общеметодологической направленности).  

Тип урока выбран неслучайно: он соответствует структуре урока данного типа и отвечает всем требованиям, предъявляемым к современному уроку в условиях введения ФГОС.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 9 классе

Тема: «Формирование УУД на уроках  русского языка при подготовке выпускников к итоговой аттестации»

«Подготовка к сжатому изложению. Приёмы сжатия текста»

Учитель Гордиенко Елена Владимировна, высшая квалификационная категория

Методическое обоснование урока

Данный урок русского языка является частью системы уроков по подготовке к написанию итогового изложения в 9 классе.

В основу данного урока положен системно-деятельностный подход, который предполагает системное включение учащихся в самостоятельную учебно-познавательную деятельность.

Тип урока - Урок систематизации знаний (общеметодологической направленности)  

Тип урока выбран неслучайно: он соответствует структуре урока данного типа и отвечает всем требованиям, предъявляемым к современному уроку в условиях введения ФГОС

Цель  урока – научиться пользоваться языком, его средствами для написания задания1  Государственной итоговой аттестации – сжатого изложения.

Задачи урока

1)образовательные: расширение и углубление знаний о структуре изложения в формате ОГЭ;  обучение работе с текстом: умение вычленять главную мысль, определять стиль и тип речи текста; обобщение и расширение сведений об особенностях текстов, относящихся к публицистическому стилю; совершенствование навыков правописания; формирование универсальных учебных действий по созданию и редактированию связного текста.

2)развивающие: развитие познавательной активности учащихся, развитие навыков и способностей критического мышления (навыков сопоставления, формулирования и проверки гипотез, умений анализировать языковой материал, процесс собственной учебной деятельности), развитие навыков индивидуальной и групповой работы, формирование умений анализировать полученную информацию;

3)воспитательные: формирование потребности у учащихся  самовоспитания  морально-волевых качеств, формирование ценностного отношения к своему здоровью, снижение уровня психологической тревожности перед экзаменом; развитие внимательности и собранности.

Планируемые образовательные результаты:

Предметные:

-умение пользоваться разными способами сжатия текста и на основе этого строить стройный сжатый текст, выдерживая стилевое и синтаксическое единство и речевые нормы.

- получение в ходе изучения предмета русский язык умений, специфических для данной предметной области, формирование научного типа мышления

Метапредметные:

-формирование ценностного отношения к русскому слову;

-воспитание интереса к предмету через развитие речи и составление собственного высказывания.

Личностные:

-формирование нравственных ценностей;

-умение соотносить свои действия с планируемым результатом, корректировать их.

План урока

 I. Организационный момент

1.Учитель: Здравствуйте, ребята, садитесь!

2)Настрой на урок.

Учитель: Придумано кем-то просто и мудро

При встрече здороваться «Доброе утро».

Доброе утро солнцу и птицам,

Доброе утро улыбчивым лицам

- Давайте, ребята, улыбнемся друг другу.

- Почувствовали, как в классе стало тепло и уютно. Вот это нам и поможет работать дружно, быстро и с радостью. Откройте тетради, запишите число, мысленно настройтесь на работу. (улыбается)

 (Учащиеся приветствуют учителя, записывают число в тетрадях, эмоционально настраиваются на учебную деятельность).

- Учитель: Сегодня у нас очень важный и нужный урок, актуальный, ведь скоро вам предстоит сдавать первый в вашей жизни экзамен. И самая главная задача на данном этапе обучения, конечно, - хорошо подготовиться к сдаче Основного государственного экзамена .

Учитель: Прочитайте  слова  знаменитого русского поэта Н.А. Некрасова: «Правилу следуй упорно: чтобы словам было тесно, а мыслям – просторно»…

Как вы понимаете слова великого поэта? ( Умение кратко и лаконично говорить очень важно в современной жизни.

В каких ситуациях может это потребоваться? (Это, например, обзор  новых книг, вышедших из печати, или объявление программы передач по телевидению. На уроках литературы и русского языка)

Я думаю, что эти слова можно считать эпиграфом нашего урока.

Учитель:   Тема нашего урока

«Подготовка к сжатому изложению. Приёмы сжатия текста»

(Постановка цели и задач урока, мотивация учебной деятельности)

Исходя из темы урока, попробуйте определить, какова цель нашего урока ?

Ученики: Главная цель – это научиться работать с тестом: читать, пересказывать, анализировать, сопоставлять. Выбирать главное.

Учитель: Совершенно верно.

Эта цель предполагает решение нескольких задач, которые мы с вами попробуем сформулировать

II. Целеполагание

Слайд №    Задачи урока (формулируют ученики)

Научиться верно определять …         тему и основную мысль исходного текста

Формировать умения выделять…                      микротемы

Учиться применять навыки …                             компрессии текста

Развивать ……..                                     память, речь, творческую активность

Учиться извлекать знания  из…………… различных источников

III. Актуализация знаний.

Учитель: Какие приобретённые вами умения, на ваш взгляд, помогут это сделать?  

Ученики: С одной стороны, Конечно, это и умение написать сжатое изложение, и сочинение в жанре рассуждения,  с другой стороны, орфографическая и пунктуационная грамотность.

 Учитель: А сформировать все эти умения поможет нам комплекный  анализ текста, что вам и предстоит сегодня сделать.

Начнём урок с повторения основных понятий и определений, которые потребуются для работы над изложением

IV. Обобщение и систематизация знаний.

Учитель: К доске идут два ученика. (Учитель вручает им конверт, в котором лежат вырезки из газет с текстами публицистического стиля и карточку с заданием. Ученики работают по карточке). Ваша задача вспомнить и рассказать о публицистическом стиле, который является основой для написания изложения.

  Пока моя фокус – группа работает, мы напишем теоретический диктант.  Два ученика, работающих за доской, выполняют ту же работу, что и класс – пишут терминологический диктант. Задание для двух вариантов лежит на столе.

(Ответ ученика: Публицистическому стилю свойственны образность, эмоциональность, риторические вопросы, восклицания. Тексты этого стиля используются в общественно-политической сфере деятельности. Это язык газет, общественно-политических журналов, пропагандистских  телепередач, язык выступлений на собраниях, митингах, торжествах. Основные средства публицистического стиля рассчитаны не только на сообщение, информацию, логическое доказательство, но и на эмоциональное воздействие на слушателя)

Терминологический диктант

1) То, о чём или о ком говорится в тексте (тема); 

2) Повторение гласных звуков  (ассонанс)

3) Основная мысль текста, то, для чего автор  пишет (идея);

4) Опорные слова , значимые для понимания текста, выражающие идею высказывания (ключевые слова);

5) Прием, основанный на сопоставлении одного предмета с другим (Сравнение)

6)Структура, строение текста – это (композиция); 

7)Употребление слова в переносном явлении на основании сходства  (метафора)

8)Содержание нескольких самостоятельных предложений текста, связанных одной мыслью  (микротема) 

9) Фигура, заключающаяся в повторении одних слов в конце строки стиха  (эпифора)

10) Систему выразительных средств языка, которую принято использовать в определённой коммуникативной сфере (Стиль текста)

2 вариант

1)Способ изложения, который автор использует, чтобы донести свои мысли (Тип речи)

2) Повторение согласных звуков (аллитерация)

3)Расположение членов предложения в обратном порядке (инверсия)

4) Образное определение (эпитет)

5)Кратко сформулированные основные мысли в одном предложении (тезисы); 

6)Фигура, состоящая в соединении двух понятий, логически исключающих одно другое(оксюморон)

7)Утверждение, приводимое в качестве доказательства тезиса (аргумент);

8) Рассказ, сообщение о каком-либо событии (Повествование)

9)Фигура, заключающаяся в повторении одних слов в начале строки стиха  (Анафора) 

10) Уподобление неживого предмета живому существу (олицетворение)

Слайд    Образец правильных ответов

Ребята, обменяйтесь тетрадями . На слайде даны верные ответы .Оцените, пожалуйста, проверяемые вами работы, используя пятибалльную систему. Безошибочная работа «5»,одна – две ошибки – «4»,три – четыре ошибки – «3», более «2».

Учитель:  Понятия, записанные вами в диктанте,  станут ключевыми. Знание их пригодится на уроке и в дальнейшем.

V. Применение знаний и умений в новой ситуации.

Учитель: Прежде чем мы с вами перейдем к основной работе, предлагаю небольшую разминку.  

Посмотрите за окно. На улице пасмурно, хмуро. Мне захотелось скрасить эти нерадостные осенние деньки, напомнить вам о солнечных . Поэтому я и подобрала вам тексты о солнце.

Самостоятельно  прочитайте тексты, используя систему знаков, метод  Инсерта. Запишите в таблицу тезисы. (Учащиеся читают текст, маркируя его специальными значками)

1 ряд работает с первым текстом, 2- со вторым; 3-с третьим.

  на СЛАЙДЕ №  высвечиваю значки

+ — Я это знаю;

Н — это новая информация для меня;

- — Я думал по-другому, это противоречит тому, что я знал;

? — Это мне непонятно, нужны объяснения, уточнения.

2. Заполняется таблица(1 человек у доски)

+

Н

?

Здесь тезисно записываются термины и понятия, встречающиеся в тексте, которые уже были известны.

Отмечается все новое, что стало известно из текста

Отмечаются противоречия. То есть, ученик отмечает то, что идет вразрез с его знаниями и убеждениями.

Перечисляются непонятные моменты, те, что требуют уточнения или вопросы, возникшие по мере прочтения текста.

 Научный стиль: Солнце-это обычная звезда, возраст её около 5 миллиардов лет. В центре солнца температура достигает 14 миллиардов градусов. В солнечном ядре происходит превращение водорода в гелий с выделением огромного количества энергии. На поверхности Солнце имеет пятна, здесь  происходят яркие вспышки и можно увидеть взрывы колоссальной силы. Солнечная атмосфера имеет толщину 500 км и называется фотосферой. Поверхность Солнца - пузырчатая. Солнце будет еще существовать 5 миллиардов лет, постепенно нагреваясь и увеличиваясь в размерах. Солнце — это центр нашей планетной системы.        

Публицистический стиль: Российские астрономы  пишут:  основным источником энергии для всех живых существ служит энергия солнечного света, которую  используют непосредственно только клетки зеленых растений. Это значит, что энергия солнечного света как бы консервируются в растениях в виде органического вещества, насыщая землю кислородом. Эти органические вещества используются всеми живыми существами, в том числе животными и человеком. Солнце-источник жизни.

Художественный стиль: Был прекрасный июльский день, один из тех дней, которые случаются только тогда, когда погода установилась надолго. С самого раннего утра небо ясно; утренняя заря не пылает пожаром: она разливается кротким румянцем. Солнце — не огнистое, не раскаленное, как во время знойной засухи, не тускло-багровое, как перед бурей, но светлое и приветно лучезарное — мирно всплывает под узкой и длинной тучкой, свежо просияет и погрузится в лиловый ее туман. Верхний, тонкий край растянутого облачка засверкает змейками; блеск их подобен блеску кованого серебра… Но вот опять хлынули играющие лучи, — и весело и величаво, словно взлетая, поднимается могучее светило.

Официально-деловой стиль: Редакция журнала "Оранжевое солнце" предлагает своим клиентам возможность размещения рекламы с помощью публикации.

Разговорный стиль: - Скажи мне, пожалуйста, откуда появились пятна на солнце?

- Это не на солнце, это дежурные окна плохо помыли.

Учитель: Прочитали? Сделайте вывод, какова тема  этих текстов?

Ученики:  Эти тексты объединяет одна тема: Солнце - источник жизни.

Учитель: Определите, к какому стилю можно отнести каждый из этих текстов? Впишите в пустую строку.

( у доски 1 ученик пишет соответственно стили: Научный стиль, Публицистический, Художественный стиль, Официально-деловой стиль, Разговорный)

Учитель: Проверим, верно ли написаны слова? Молодцы!

Давайте послушаем, что получилось у вас?  Где поставили Знак «Н»?

Учитель: Что противоречило вашим знаниям?

Что для вас оказалось самым интересным и важным?

Несколько учеников читают таблицу (выборочно). Никакого обсуждения, просто зачитывание тезисов. 

Вывести на экран текст 1, 2, 3 последовательно один за другим, во время выступление представителя от каждого ряда.

Учитель: Повторное чтение текста.

Эта стадия переводит урок уже в этап осмысления. При этом таблица может пополниться, либо какие-то тезисы уже перейдут из одной колонки в другую.

Учитель: Интересно послушать представителя от каждого ряда. (Школьники без труда отмечают, что известное им встретилось в прочитанном тексте, сообщают, что нового и неожиданного для себя они узнали. При этом важно, чтобы ученики прямо зачитывали текст, ссылались на него. Интересным в этом приеме является знак “вопрос”.

Учитель: Определите, всю ли информацию отобразили ваши одноклассники в своих конспектах?

Учитель: Сделайте вывод, справились вы с этим заданием? (это уже после прочтения всеми своих таблиц)

Учитель: Условные значки помогли вам читать более внимательно, превратили чтение в увлекательное путешествие, стали помощниками в запоминании материала.

Учитель: Молодцы! Умело справились с первым заданием.  Я даю вам еще одно нестандартное задание.

Учитель: Вы познакомились  с вариантами использования символа «солнце» в разных текстах. К концу урока составьте синквейн с этим словом.  Так как наш урок посвящен изложению, предлагаю  и  с ним составить. Напомните, пожалуйста, как он составляется?

1 Ученик отвечает:

  • Первая строчка стихотворения — это его тема. Представлена она всего одним словом и обязательно существительным.
  • Вторая строка состоит из двух слов, раскрывающих основную тему, описывающих ее. Это должны быть прилагательные. Допускается использование причастий.
  • В третьей строчке, посредством использования глаголов или деепричастий, описываются действия, относящиеся к слову, являющемуся темой синквейна. В третьей строке три слова.
  • Четвертая строка — это уже не набор слов, а целая фраза, при помощи которой составляющий высказывает свое отношение к теме. В данном случае это может быть как предложение, составленное учеником самостоятельно, так и крылатое выражение, пословица, поговорка, цитата, афоризм, обязательно в контексте раскрываемой темы.
  • Пятая строчка — всего одно слово, которое представляет собой некий итог, резюме. Чаще всего это просто синоним к теме стихотворения.

Привожу пример – напоминание для образца

СЛАЙД №

Время

Мимолетное, замирающее

Бежит, останавливается, лечит

Потрясающее явление

Жизнь.

Учитель: Приступаем к работе с текстом

 План работы над изложением (вывести на экран)

1.Прочитайте (прослушайте) текст.

2. Определите тему и основную мысль, ведущий тип речи.

3. Выделите в тексте существенные (т.е. важные) мысли .

4. Разбейте текст на части, выделив главную информацию всех микротем.

5. Подумайте, что можно исключить в каждой части, от каких подробностей можно отказаться.

6. Какие факты (примеры, случаи) можно объединить.

7. Продумайте синонимичные синтаксические конструкции.

10 .Продумайте средства связи между частями.

11. Напишите  сжатое изложение

12. Знакомство с содержанием текста

Учитель:  Кто напомнит, что такое изложение?

Ответ: Изложение - это письменный пересказ какого-либо текста своими словами.

Какие виды изложения вам известны?

Ответ: подробное, сжатое

Подробное (содержание передается полностью и подробно) и сжатое (от глагола «сжать» - сократить, уменьшить в объеме). Сжать можно за счет того, что мы исключим, уберем из текста детали (ненужные ,на наш взгляд, подробности) или обобщим отдельные факты, действия. 

- Какова цель сжатого изложения?

- Цель сжатого изложения передать содержание кратко, но сохранить то, что особенно важно для раскрытия главной мысли.

- Когда в жизни мы используем краткий пересказ?

Ответ: На уроках литературы кратко пересказываем повести, рассказы, эпизоды. Можно кратко пересказать фильм, спектакль, случай из жизни.

Учитель: Перед вами текст С. Михалкова « Драгоценные книги», познакомимся с ним. ( На столе у каждого ученика лежит текст. Чтение текста вслух учителем).

(У учителя для урока уже выделено в тексте всё необходимое и заполнена таблица микротем. У учащихся текст дан без выделения абзацев, а таблица пустая. Её необходимо будет заполнить в ходе урока)

Слайд №  

Текст изложения

Сжатый вариант теста изложения

1)Какой бы интересной ни была домашняя и школьная жизнь ребенка, не прочти он драгоценных книг – он обделён. 2)Такие утраты невосполнимы. 3)Это взрослые могут прочесть книжку сегодня или через год – разница невелика. 4)В детстве счет времени ведется иначе, тут каждый день – открытия. 5)И острота восприятия в дни детства такова, что ранние впечатления могут влиять потом на всю жизнь. 6)Впечатления детства – самые яркие и прочные впечатления. 7)Это фундамент будущей духовной жизни, золотой фонд.

8)В детстве посеяны семена. 9)Не все прорастут, не все расцветут. 10)Но биография человеческой души – это постепенное прорастание семян, посеянных в детстве.

11)Последующая жизнь сложна и многообразна. 12)Она состоит из миллионов поступков, определяющихся многими чертами характера и, в свою очередь, формирующих этот характер. 13)Но если проследить и найти связь явлений, то станет очевидным, что всякая черта характера взрослого человека, всякое качество его души и, может быть, даже всякий его поступок были посеяны в детстве, имели с тех пор свой зародыш, свое семечко.

Анализ текста.

Беседа с учащимися по следующим вопросам:

-Какова тема текста?

Роль книги в жизни человека  

-Проблема? Какие вопросы волнуют автора?

-Автор говорит о том, что, не прочитав драгоценных книг в детстве, человек на всю жизнь останется обделенным. Биография человеческой души – это прорастание семян, посеянных в детстве. Характер взрослого человека зависит от того, какие поступки были посеяны в детстве.

- Сформулируйте идею? ( О чем текст? Что хотел сказать автор?)

Книга - это фундамент будущей духовной жизни, золотой фонд.

-Определите  тип речи?

- Рассуждение.

- Где в этом тексте тезис?

-Какой бы интересной ни была домашняя и школьная жизнь ребенка, не прочти он драгоценных книг – он обделён.

-Доказательства

- В детстве каждый день - открытие

 -Ранние впечатления могут влиять на всю жизнь.

-Вывод. 

-Всякая черта характера взрослого человека, всякое качество его души и, может быть, даже всякий его поступок были посеяны в детстве.

Учитель: На сколько смысловых частей можно разбить текст? (на 3) 

-А стиль?  (Это текст публицистического стиля (обращение к публике, к читателю)

Учитель: Давайте вместе проверим письменный ответ ___________________________ на вопрос о публицистическом стиле      

Как связаны в тексте предложения?

5 с 4 форма одного слова – в детстве- детства

6 с 5- лексический повтор – впечатления - – впечатления

10 с 9 – сочинительный союз НО

В 9 с 8 м- парцелляция

12 с 11- личное местоимение - жизнь - она

Учитель : для успешной работы напомню,  какие существуют приемы компрессии( сжатия ) текста

Учащиеся пользуются памяткой «Основные приемы компрессии текста»(есть  у каждого учащегося)

СЛАЙД №   высвечиваю на экране:

К основным языковым приемам компрессии исходного текста относятся:

1.Исключение:

1. повторов;

2. одного или нескольких из синонимов;

3. уточняющих и поясняющих конструкций;

4. фрагмента предложения, содержащего второстепенную информацию;

5. одного или нескольких предложений.

2.Обобщение:

1. замена однородных членов обобщающим наименованием;

2. замена  фрагмента предложения синонимичным выражением.

3.Упрощение:

1. слияние нескольких предложений в одно;

2. замена предложения или его части указательным местоимением;

3. замена сложноподчинённого предложения простым;

4. замена прямой речи косвенной.

Редактирование 1-го абзаца

Учитель: Выделите слова, словосочетания, предложения, которые можно подвергнуть компрессии. В тексте красным цветом показан сжатый текст

-Прочитайте предложения и подчеркните в них главную информацию.

1).Какой бы интересной ни была жизнь ребенка, не прочти он драгоценных книг – он обделён. 2).Такие утраты невосполнимы. 3).Это взрослые могут прочесть книжку сегодня или через год – разница невелика. 4).В детстве счет времени ведется иначе, тут каждый день – открытия. 5).И острота восприятия в дни детства такова, что ранние впечатления могут влиять потом на всю жизнь. 6).Впечатления детства – самые яркие и прочные впечатления. 7).Это фундамент будущей духовной жизни, золотой фонд.

Учитель: Способ сжатия? 

Ученик: Исключение. Упрощение 6 с 7 Слайд 5 – проверка

Учитель: Выделите в тексте микротему или сформулируйте ее самостоятельно

1 микротема .Впечатления детства - это фундамент будущей духовной жизни, золотой фонд.

Учитель: Прочитайте предложения и подчеркните  главную информацию во 2 абзаце.

Редактирование 2-го абзаца

8).В детстве посеяны семена. 9).Не все прорастут, не все расцветут. 10).Но биография человеческой души – это постепенное прорастание семян, посеянных в детстве.

Слайд 6 – проверка 

Учитель. Способ сжатия?

Ученики: Исключение.

Учитель. Сформулируйте микротему  и запишите во второй строке таблицы.

2 микротема . Биография человеческой души – это постепенное прорастание семян, посеянных в детстве.

Редактирование 3-го абзаца

Учитель: Подчеркните слова, без которых нельзя передать содержание 3 части.

11.Последующая жизнь сложна и многообразна. 12).Она состоит из миллионов поступков, определяющихся многими чертами характера и, в свою очередь, формирующих этот характер. 13).Но если проследить и найти связь явлений, то станет очевидным, что всякая черта характера взрослого человека, всякое качество его души и, может быть, даже всякий его поступок были посеяны в детстве, имели с тех пор свой зародыш, свое семечко.

Слайд 7 – проверка

Учитель. Способ сжатия? 

Ученики: Замена.

Учитель: Сформулируйте микротему. Запишите её таблицу.  

3 микротема . По словам С. Михалкова, качество  души взрослого человека и, может быть, даже всякий его поступок были посеяны в детстве.

Информация о тексте для сжатого изложения

№ абзаца

Микротема

1

Впечатления детства - это фундамент будущей духовной жизни, золотой фонд.

2

Биография человеческой души – это постепенное прорастание семян, посеянных в детстве.

3

По словам С. Михалкова, качество  души взрослого человека и, может быть, даже всякий его поступок были посеяны в детстве.

-Проверьте наличие в тексте изложения всех микротем, их последовательность и точность передачи каждой из них.

Вот здесь закончить можно!!!!!!!! Переход к Ребята, подведем итог нашего урока.

Рекомендации к написанию изложения.

-Используя различные способы сжатия, сократите текст.

-Напишите  сжатое изложение в таблицу справа от текста .

Вот что должно получиться.

Пример сжатого изложения

Какой бы интересной ни была жизнь ребенка, без чтения драгоценных книг он обделён. Такие утраты невосполнимы. Взрослые могут прочесть книжку в любое время. В детстве каждый день – открытия. Ранние впечатления могут повлиять на всю жизнь. Яркие и прочные впечатления детства – фундамент будущей духовной жизни.

В детстве посеяны семена. Не все прорастут, расцветут. Но биография человеческой души – прорастание семян, посеянных в детстве.

Последующая жизнь сложна. Она состоит из миллионов поступков, определяющихся характером и формирующих его. Всякая черта характера взрослого человека, качества и поступки были посеяны в детстве, имели свой зародыш, свое семечко.

 Учитель: Проверьте наличие авторского замысла.

Проверьте изложение с содержательной стороны

Так как мы сдаем экзамен по русскому языку, проверьте , верно ли написаны все слова и поставлены знаки препинания. Напоминаю, что на экзамене можно пользоваться орфографическим словарем.

VI. Рефлексия.

Учитель: Ребята, подведем итог нашего урока. Скажите, вы достигли тех целей и задач, которые были  поставлены в начале урока?

Возвращаясь к словам Н.А. Некрасова, «Правилу следуй упорно: чтобы словам было тесно, а мыслям – просторно»…, вас сумела убедить в том, что умение кратко и лаконично говорить важно для каждого современного человека.

- Проверим Синквейн  

Солнце

Жаркое, веселое

Светит, греет, покровительстует

Пусть всегда будет солнце! Найти свое место под солнцем!

Сила

Изложение

Подробное, сжатое

Слушаем, Сокращаем, Пишем

Трудный вид деятельности.

Напишем.

Учитель: На этой оптимистичной ноте закончим сегодняшний урок.

 VII. Домашнее задание – закончить работу над сжатым изложением. Или 3 абзацем, Смотреть по времени.

VIII.  Анализ и содержание итогов работы, формирование выводов по изученному материалу

 - Оцените свою деятельность на уроке. Спасибо за приятное сотрудничество. Урок окончен. 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок русского языка в 9 классе Тема: «Подготовка к сжатому изложению. Приёмы сжатия текста ». Тема семинара: «Формирование УУД на уроках русского языка при подготовке выпускников к итоговой аттестации»

Слайд 2

Н.А. Некрасов писал: «Правилу следуй упорно: чтобы словам было тесно, а мыслям – просторно »…

Слайд 3

Задачи урока Научиться верно определять … Формировать умения выделять… Учиться применять навыки Развивать … Учиться извлекать знания из… т ему и основную мысль исходного текста к омпрессии текста память, речь, творческую активность микротемы различных источников

Слайд 4

Терминологический диктант Образец правильных ответов 1.Тема 2.Ассонанс 3.Идея 4.Ключевые слова 5.Сравнение 6.Композиция 7.Метафора 8.Микротема 9.Эпифора 10.Стиль текста Система оценивания « 5 »-Безошибочная работа, «4 »-одна – две ошибки , «3 »- три, четыре ошибки, «2»-более четырех ошибок. Проверь себя! 1. Тип речи 2. Аллитерация 3 . Инверсия 4 . Эпитет 5. Тезисы 6. Оксюморон 7. Аргумент 8. Повествование 9. Анафора 10.Олицетворение

Слайд 5

Прием РКМЧП « Инсерт » + — Я это знаю; Н — это новая информация для меня; - — Я думал по-другому, это противоречит тому, что я знал; ? — Это мне непонятно, нужны объяснения, уточнения. + Н — ? Здесь тезисно записываются термины и понятия, встречающиеся в тексте, которые уже были известны. Отмечается все новое, что стало известно из текста Отмечаются противоречия. То есть, ученик отмечает то, что идет вразрез с его знаниями и убеждениями. Перечисляются непонятные моменты, те, что требуют уточнения или вопросы, возникшие по мере прочтения текста.

Слайд 6

Солнце-это обычная звезда, возраст её около 5 миллиардов лет. В центре солнца температура достигает 14 миллиардов градусов. В солнечном ядре происходит превращение водорода в гелий с выделением огромного количества энергии. На поверхности Солнце имеет пятна, здесь происходят яркие вспышки и можно увидеть взрывы колоссальной силы. Солнечная атмосфера имеет толщину 500 км и называется фотосферой. Поверхность Солнца - пузырчатая. Солнце будет еще существовать 5 миллиардов лет, постепенно нагреваясь и увеличиваясь в размерах. Солнце — это центр нашей планетной системы.

Слайд 7

Российские астрономы пишут: основным источником энергии для всех живых существ служит энергия солнечного света, которую используют непосредственно только клетки зеленых растений. Это значит, что энергия солнечного света как бы консервируются в растениях в виде органического вещества, насыщая землю кислородом. Эти органические вещества используются всеми живыми существами, в том числе животными и человеком. Солнце-источник жизни.

Слайд 8

Был прекрасный июльский день, один из тех дней, которые случаются только тогда, когда погода установилась надолго. С самого раннего утра небо ясно; утренняя заря не пылает пожаром: она разливается кротким румянцем. Солнце — не огнистое, не раскаленное, как во время знойной засухи, не тускло-багровое, как перед бурей, но светлое и приветно лучезарное — мирно всплывает под узкой и длинной тучкой, свежо просияет и погрузится в лиловый ее туман. Верхний, тонкий край растянутого облачка засверкает змейками; блеск их подобен блеску кованого серебра… Но вот опять хлынули играющие лучи, — и весело и величаво, словно взлетая, поднимается могучее светило .

Слайд 9

Редакция журнала "Оранжевое солнце" предлагает своим клиентам возможность размещения рекламы с помощью публикации . - Скажи мне, пожалуйста, откуда появились пятна на солнце? - Это не на солнце, это дежурные окна плохо помыли.

Слайд 10

Стили речи научный стиль публицистический стиль художественный стиль официально-деловой стиль р азговорный стиль

Слайд 11

Правила составления синквейна Синквейн «Пять строк» Тема-1 слово (имя существительное) Описание темы- 2 слова (имя прилагательное) Описание действия-3 слова(глагол) Отношение к теме-фраза из 4-х слов (предложение, цитата) Суть темы- 1слово (синоним) 1 строка 2 строка 3 строка 4 строка 5 строка

Слайд 12

Образец составления синквейна Время Мимолетное, замирающее Бежит, останавливается, лечит Потрясающее явление Жизнь.

Слайд 13

План работы над изложением 1.Прочитайте (прослушайте) текст. 2. Определите тему и основную мысль, ведущий тип речи. 3. Выделите в тексте существенные (т.е. важные) мысли . 4. Разбейте текст на части, выделив главную информацию всех микротем . 5. Подумайте, что можно исключить в каждой части, от каких подробностей можно отказаться. 6. Какие факты (примеры, случаи) можно объединить. 7. Продумайте синонимичные синтаксические конструкции. 10. Продумайте средства связи между частями. 11. Напишите сжатое изложение 12. Знакомство с содержанием текста

Слайд 14

«Основные приемы компрессии текста » 1.Исключение: 1. повторов; 2. одного или нескольких из синонимов; 3. уточняющих и поясняющих конструкций; 4. фрагмента предложения, содержащего второстепенную информацию; 5. одного или нескольких предложений. 2.Обобщение: 1. замена однородных членов обобщающим наименованием; 2. замена фрагмента предложения синонимичным выражением. 3.Упрощение: 1. слияние нескольких предложений в одно; 2. замена предложения или его части указательным местоимением; 3. замена сложноподчинённого предложения простым; 4. замена прямой речи косвенной.

Слайд 15

1)Какой бы интересной ни была домашняя и школьная жизнь ребенка, не прочти он драгоценных книг – он обделён. 2)Такие утраты невосполнимы. 3)Это взрослые могут прочесть книжку сегодня или через год – разница невелика. 4)В детстве счет времени ведется иначе, тут каждый день – открытия. 5)И острота восприятия в дни детства такова, что ранние впечатления могут влиять потом на всю жизнь. 6)Впечатления детства – самые яркие и прочные впечатления. 7)Это фундамент будущей духовной жизни, золотой фонд. Абзац 1

Слайд 16

Абзац 2 8)В детстве посеяны семена. 9)Не все прорастут, не все расцветут. 10)Но биография человеческой души – это постепенное прорастание семян, посеянных в детстве .

Слайд 17

Абзац 3 11)Последующая жизнь сложна и многообразна. 12)Она состоит из миллионов поступков, определяющихся многими чертами характера и, в свою очередь, формирующих этот характер. 13)Но если проследить и найти связь явлений, то станет очевидным, что всякая черта характера взрослого человека, всякое качество его души и, может быть, даже всякий его поступок были посеяны в детстве, имели с тех пор свой зародыш, свое семечко.

Слайд 18

Информация о тексте для сжатого изложения № абзаца Микротема 1 Впечатления детства - это фундамент будущей духовной жизни, золотой фонд. 2 Биография человеческой души – это постепенное прорастание семян, посеянных в детстве. 3 По словам С. Михалкова, качество души взрослого человека и, может быть, даже всякий его поступок были посеяны в детстве.

Слайд 19

Пример сжатого изложения Информация о тексте для сжатого изложения № абзаца Микротема 1 абзац Какой бы интересной ни была домашняя и школьная жизнь ребенка, без чтения драгоценных книг он обделён. Такие утраты невосполнимы. Взрослые могут прочесть книжку сегодня или через год. В детстве каждый день – открытия. Ранние впечатления могут повлиять на всю жизнь. Яркие и прочные впечатления детства – фундамент будущей духовной жизни. 2 абзац В детстве посеяны семена. Не все прорастут, расцветут. Но биография человеческой души – прорастание семян, посеянных в детстве. 3 абзац Последующая жизнь сложна. Она состоит из миллионов поступков, определяющихся характером и формирующих его. Всякая черта характера взрослого человека, качества и поступки были посеяны в детстве, имели свой зародыш, свое семечко.



Предварительный просмотр:

Рабочая тетрадь ученикаE:\К УРОКУ\картинка перышко.jpg

Урок русского языка в 9 классе

Тема: «Подготовка к сжатому изложению. Приёмы сжатия текста»

Фамилия, имя__________________________________Число_________

I.Терминологический диктант

1.______________________________6.______________________________

2.______________________________7.______________________________

3.______________________________8.______________________________

4.______________________________9.______________________________

5._____________________________10.______________________________

II.Самостоятельно  прочитайте тексты, используя систему знаков (метод  Инсерт).

+ — Я это знаю;

Н — это новая информация для меня;

- — Я думал по-другому, это противоречит тому, что я знал;

? — Это мне непонятно, нужны объяснения, уточнения.

2. Запишите в таблицу тезисы.

+

Н

?

II.Составьте синквейн

Солнце                                                         Изложение

______________________                        ________________________

______________________                        ________________________

______________________                        ________________________

______________________                        ________________________

______________________                        ________________________

III. Комплексный анализ текста.   E:\К УРОКУ\солнце.jpg

Какова тема текста? _____________________

Основная мысль__________________________

Определите  тип речи?_____________________

Стиль текста___________________________

Домашнее задание:  Напишите сжатое изложение.



Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 9 классе

Тема: «Подготовка к сжатому изложению. Приёмы сжатия текста»

Самостоятельно  прочитайте тексты, используя систему знаков (метод  Инсерт). Запишите в таблицу тезисы.

Определите, к какому стилю можно отнести каждый из этих текстов? Впишите в пустую строку.

1._______________: Солнце-это обычная звезда, возраст её около 5 миллиардов лет. В центре солнца температура достигает 14 миллиардов градусов. В солнечном ядре происходит превращение водорода в гелий с выделением огромного количества энергии. На поверхности Солнце имеет пятна, здесь  происходят яркие вспышки и можно увидеть взрывы колоссальной силы. Солнечная атмосфера имеет толщину 500 км и называется фотосферой. Поверхность Солнца - пузырчатая. Солнце будет еще существовать 5 миллиардов лет, постепенно нагреваясь и увеличиваясь в размерах. Солнце — это центр нашей планетной системы.        

2.__________________: Российские астрономы  пишут:  основным источником энергии для всех живых существ служит энергия солнечного света, которую  используют только клетки зеленых растений. Это значит, что энергия солнечного света как бы консервируются в растениях в виде органического вещества, насыщая землю кислородом. Эти органические вещества используются всеми живыми существами, в том числе животными и человеком. Солнце-источник жизни.

3._________________: Был прекрасный июльский день, один из тех дней, которые случаются только тогда, когда погода установилась надолго. С самого раннего утра небо ясно; утренняя заря не пылает пожаром: она разливается кротким румянцем. Солнце — не огнистое, не раскаленное, как во время знойной засухи, не тускло-багровое, как перед бурей, но светлое и приветно лучезарное — мирно всплывает под узкой и длинной тучкой, свежо просияет и погрузится в лиловый ее туман. Верхний, тонкий край растянутого облачка засверкает змейками; блеск их подобен блеску кованого серебра… Но вот опять хлынули играющие лучи, — и весело и величаво, словно взлетая, поднимается могучее светило.

4.__________________: Редакция журнала "Оранжевое солнце" предлагает своим клиентам возможность размещения рекламы с помощью публикации.

5.___________: - Скажи мне, пожалуйста, откуда появились пятна на солнце?

- Это не на солнце, это дежурные окна плохо помыли.



Предварительный просмотр:

1 вариант

Терминологический диктант

1) То, о чём или о ком говорится в тексте

2) Повторение гласных звуков  

3) Основная мысль текста, то, для чего автор  пишет

4) Основные слова, выражающие идею высказывания

5) Прием, основанный на сопоставлении одного предмета с другим      

6) Структура, строение текста

7) Употребление слова в переносном явлении на основании сходства  

8) Содержание нескольких самостоятельных предложений текста, связанных одной мыслью

9) Фигура, заключающаяся в повторении одних слов в конце строки стиха

10) Систему выразительных средств языка, которую принято использовать в определённой коммуникативной сфере

2 вариант

Терминологический диктант

1) Способ изложения, который автор использует, чтобы донести свои мысли

2) Повторение согласных звуков

3) Расположение членов предложения в обратном порядке

4) Образное определение

5) Кратко сформулированные основные мысли в одном предложении

6) Фигура, состоящая в соединении двух понятий, логически исключающих одно другое

7) Утверждение, приводимое в качестве доказательства тезиса

8) Рассказ, сообщение о каком-либо событии

9) Фигура, заключающаяся в повторении одних слов в начале строки стиха

10) Уподобление неживого предмета живому существу        



Предварительный просмотр:

Карточка «Проверка умений сжатия текста»

Слайд № 7 ставлю аудиозапись или читаю

Текст изложения

Сжатый вариант теста изложения

1)Какой бы интересной ни была домашняя и школьная жизнь ребенка, не прочти он драгоценных книг – он обделён. 2)Такие утраты невосполнимы. 3)Это взрослые могут прочесть книжку сегодня или через год – разница невелика. 4)В детстве счет времени ведется иначе, тут каждый день – открытия. 5)И острота восприятия в дни детства такова, что ранние впечатления могут влиять потом на всю жизнь. 6)Впечатления детства – самые яркие и прочные впечатления. 7)Это фундамент будущей духовной жизни, золотой фонд.

8)В детстве посеяны семена. 9)Не все прорастут, не все расцветут. 10)Но биография человеческой души – это постепенное прорастание семян, посеянных в детстве.

11)Последующая жизнь сложна и многообразна. 12)Она состоит из миллионов поступков, определяющихся многими чертами характера и, в свою очередь, формирующих этот характер. 13)Но если проследить и найти связь явлений, то станет очевидным, что всякая черта характера взрослого человека, всякое качество его души и, может быть, даже всякий его поступок были посеяны в детстве, имели с тех пор свой зародыш, свое семечко.



Предварительный просмотр:

Гордиенко Елена Владимировна,

учитель высшей квалификационной категории.

Образование высшее

Стаж работы – 31 год

Класс  - 9 «А».

Предмет: русский язык.

Название темы «Подготовка к сжатому изложению. Приёмы сжатия текста»

Тип урока: урок систематизации знаний (общеметодологической направленности)

Форма работы: урок - практикум с использованием презентации.

Техники, методы, приемы:

  • объяснительно иллюстративный (содержание учебного материала было представлено  в наглядном виде);
  • частично-поисковый (постановка рефлексивных вопросов, заставляющих детей мыслить, анализировать, сопоставлять, делать выводы
  • метод «Фокус-группа» (повышает интерес учащихся к учебе, изучаемому материалу, развивает познавательную  и исследовательскую деятельность, способствует развитию творческой активности и профессиональной компетенции.
  • использование заданий, повышающих интеллектуальный уровень
  • само-взаимопроверка по ключу
  • соотнесение поставленных задач с конечным результатом
  • взаимная благодарность за сотрудничество
  • оценка своей деятельности на уроке

 Цель урока - научить пользоваться языком, его средствами для написания сжатого изложения. Развивать умения наблюдать, анализировать, выражать свою точку зрения, приводить аргументы.

Задачи урока 1)образовательные: расширение и углубление знаний о структуре изложения в формате ОГЭ; обучение работе с текстом(главная мысль, стиль, тип речи, публицистический стиль. 2)развивающие: развитие: познавательной активности ,навыков, способностей критического мышления и навыков индивидуальной и групповой работы, 3)воспитательные: воспитание морально-волевых качеств, формирование ценностного отношения к своему здоровью, снижение уровня психологической тревожности перед экзаменом.

Планируемые образовательные результаты:

Предметные:

-умение пользоваться разными способами сжатия текста и на основе этого строить стройный сжатый текст, выдерживая стилевое и синтаксическое единство и речевые нормы.

- получение в ходе изучения предмета русский язык умений, специфических для данной предметной области, формирование научного типа мышления

Метапредметные:

-формирование ценностного отношения к русскому слову;

-воспитание интереса к предмету через развитие речи и составление собственного высказывания.

Личностные:

-формирование нравственных ценностей;

-умение соотносить свои действия с планируемым результатом, корректировать их.

Приёмы активизации мыслительной деятельности учащихся: анализ учебной информации, мыслительный приём Инсерт, Синквейн,  опрос, анализ текста, составление тезисов микротем текста изложения.

Оборудование: компьютер, рабочая тетрадь, раздаточный материал, План работы над изложением, памятка «Основные приемы компрессии текста».

В основу  урока положен системно - деятельностный подход

Психолого – педагогическая характеристика класса.

В классе 25 учеников. Результаты по итогам 1 четверти: «5» - 5, «4» - 9, «3» - 11, УО – 100 %, КО – 56 %.Психолого-педагогический анализ класса выявил, что большинство детей имеют высокую учебную мотивацию:  большинство учащихся (71%) имеют  высокий уровень интеллектуального развития.

 Класс работоспособный, дружный, творческий.

Структура урока общеметодологической направленности

  1. Организация начала урока.  
  2.  Этап мотивации (Начало урока с эпиграфа к уроку. Создание спокойной, деловой обстановки. Проверка готовности учащихся к дальнейшему изучению материала.)
  3. Целеполагание (Доведение целей до сознания учащихся).
  4.  Этап актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в учебном действии  (Ассоциативный ряд. Обсуждение выполнения. Интеллектуальная разминка.  Проблемная ситуация. Работа фокус- группы)
  5. Этап  закрепления проговариванием во внешней речи. (Работа с текстом. Чтение учителем. Прослушивание и осмысление текста учениками. Устная работа. Метод Инсерт )157725b.jpg
  6. Этап включения изученного с систему знаний.
  7. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке

Муниципальное  бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №7

Паспорт урока русского языка

«Подготовка к сжатому изложению. Приёмы сжатия текста»

«Правилу следуй упорно:

чтобы словам было тесно,

а мыслям – просторно»…

Н.А. Некрасов

2017г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материал по русскому языку при подготовке учащихся к ГИА "Приёмы сжатия текста"

В данном материале указаны основные приёмы сжатия текста при написании изложения на государственной итоговой аттестации по русскому языку. Показаны образцы сжатия частей текста, отдельных предлож...

Подготовка к написанию сжатого изложения по прослушанному тексту

а) познакомить учащихся с различными способами сокращения информации; отработать технику сжатия  текста; акцентировать внимание учащихся на полноценном понимании исходного текста;б)  р...

Сжатое изложение. Приёмы компрессии текста

Опорный конспект, который поможет быстро повторить все приёмы сжатия текста....

Сжатое изложение (приёмы компрессии текста). Подготовка к ГИА.

Цели урока:1.    Обучающая:обучение приемам сжатия  (компрессии) исходного текста, используя различные приемы.2.    Развивающие:развитие монологической речи уч...

ГИА. Сжатое изложение. Способы сжатия текста.

Представлен материал по подготовке к ГИА по русскому языку. Способы сжатия текста....

Подготовка к написанию сжатого изложения по прослушанному тексту

а) познакомить учащихся с различными способами сокращения информации; отработать технику сжатия  текста; акцентировать внимание учащихся на полноценном понимании исходного текста;б)  развива...

Подготовка к ОГЭ: сжатое изложение. Приемы сжатия текста

Повторить понятия «тема» и «микротема», приемы сжатия текста, написать сжатое изложение.Обучающиеся должны уметь находить главную информацию, направленную на раскрытие микротем...