Цветы в искусстве

Симонова Мария Александровна

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tsvety_v_iskusstve.docx21.4 КБ

Предварительный просмотр:

С древнейших времен цветы вдохновляют художников, поэтов, архитекторов, композиторов на создание великих произведений. Цветы, букеты, растительные орнаменты отливали в бронзе, гипсе, стекле, вырезали из дерева, мрамора.

Цветы в архитектуре: далеко не всегда растению, использованному в архитектуре можно дать точное ботаническое определение. Изображения часто не стремятся точно задокументировать все детали объекта, часто создаются символизированные или вообще вымышленные варианты. Тем интереснее распутывать их историю, обнаруживая связь между растением и домом, домом и архитектором, природой и историей. Разные эпохи архитектуры уделяли разное внимание растениям. Относительно редко флористические мотивы использовались стилем барокко. Классицизм отдал должное растениям, в изобилии разбросав символы власти, достоинства и победы: лавр, дуб, пальмовую ветвь. А настоящим расцветом ботаники в архитектуре стало время модерна, причем один и тот же дом могли украшать несколько разных видов растений.
Цветы в живописи: В разных культурах цветы символизируют молодость, расцвет, начало жизни. Цветок с греческого обозначает украшение, цветение и упоении. Множество художников изображало на своих холстах прекрасные растения. Посмотрим на картину А. Герасимова «После дождя». Эта картина включает в себя элементы разных жанров и тем интересна. Мы видим террасу, на которой, может, лишь час назад сидели люди - пили чай, читали газеты, кто-то, наверное, вышивал на теперь уже пустой скамейке. Дождь был сильным, настоящий летний ливень. От ударов крупных капель упал стакан, стоявший на столе рядом с кувшином с цветами, осыпались лепестки с цветов и прилипли к мокрой поверхности столика. Ветки деревьев в саду, кажется, слегка прогнулись под тяжестью омытой дождем листвы. Их зелень стала яркой, сочной, посвежевшей после ливня. Картина Герасимова производит сильное впечатление. Она вся наполнена светом, ярким блеском, удивительной чистотой омытой дождем природы. Сам художник был так восхищен открывшейся ему картиной освеженной природы, что написал свое произведение на одном дыхании, без доработок и исправлений. А теперь перейдём к не менее прекрасной картине Ван Гога. Он создал множество картин с изображением подсолнухов. Впервые эти цветы появляются на его полотнах в 1887 году. Эта работа – одни из первых «Подсолнухов» Арльского периода.  На картине еще нет желтого превосходства, присущего более поздним работам, как нет и плоскостности, сближающей живопись Ван Гога с японским искусством. Три подсолнуха изображены на бирюзовом фоне. В их лепестках играют оранжевые оттенки, напоминая о том, что еще недавно цветы росли под жарким солнцем. Но жухлые листья подсолнухов, теряющие форму, уже указывают на начавшийся в них процесс увядания. Картину очень оживляет светлая зеленая ваза, на поверхности которой играют блики. Поверхность стола написана пастозными мазками коричневой краски, сквозь которые пробиваются оранжевые рефлексы света. Картина выглядит жизнерадостной и светлой, она отображает чувства автора, бесконечно вдохновленного солнечными цветами природы. А теперь немного полюбуемся творчеством современной американской художницы Вии Ден Хэр. Ей очень хорошо удаётся передать в своих работах силу, чувственность, хрупкость и недолговечность природы. Перед вами несколько её работ.

 Цветы в литературе: С древних времён цветы занимают особое место в творчестве поэтов и писателей всего мира. В одной библейской легенде упоминается, например, о лилии, выросшей из слёз Евы, изгнанной из рая. В древнерусском сказании о новгородском купце Садко, говорится об отвергнутой им морской царевне, из слёз которой появились ландыши. А один из греческих мифов повествует о юноше Нарциссе и цветке названным его именем.

Не только древние, но и авторы более поздних эпох, так или иначе, затрагивали эту тему в своих произведениях. Особую роль в её развитии играют русские писатели и поэты. Считающиеся непревзойденными общепризнанными мастерами описания природы. Даже далекий от идей поэтов “серебряного века”, Валерий Брюсов, являясь жёстким, волевым и ярким представителем символизма в литературе, в своём возмущении массовой урбанизацией, протесте против бездушного городского хаоса, не мог пройти мимо мирного созерцания природы. В стихотворениях Анны Ахматовой практически в каждом раннем стихотворении встречается огромное количество фиалок, лилий, георгин и маргариток. Александр Сергеевич Пушкин хранил всю жизнь гелиотроп, подаренный ему Анной Керн. А теперь давайте немного послушаем, как писатели  описывают цветы в своих стихах.

Цветы в ювелирном искусстве: Хорошо известно, что цветы являются самым стабильным сюжетом в ювелирном искусстве — это связано с тем, что ювелиры исключительно благодарно копируют природу. Цветы всегда были твердо конвертируемой ювелирной валютой, поскольку такие драгоценные слепки природы в любую эпоху можно выполнить в совершенно разных стилях, из разных металлов, с различными драгоценными, полудрагоценными, поделочными камнями или же без них. В середине XIX века, во времена французской Второй империи, когда была изобретена формула "savoir vivre", цветы вообще стали структурообразующим ювелирным сюжетом. Именно на изготовлении украшений в виде золотых венков или бриллиантовых букетов проверялось мастерство ювелира. Не случайно, что последующий стиль — модерн — не только не уничтожил предыдущие раскатистые цветочные ювелирные рулады, но и взял их на вооружение, разумеется, придав им новые модернистские формы. 

Цветы в музыке: П.И.Чайковский « Вальс цветов», «Подснежник».

Топиарное искусство – изменение естественной формы растений путем стрижки, формовки. Стриженые растения в садах и парках являются настоящей изюминкой. Для этого искусства не помеха наш суровый климат, нужно только правильно подобрать ассортимент растений для стрижки.

История топиарного искусства уходит корнями в древность. В Древнем Риме существовал особый цех садовых мастеров, которые занимались формовкой растений. Из вечнозеленых растений садовники создавали не только строгие живые изгороди, но и огромные вазы, шары, колонны, пирамиды, и даже фигуры птиц и зверей. Искусство стрижки растений римляне привезли в Англию, где поначалу живые изгороди использовались в качестве ограды владений.

Стрижка растений вновь стала очень популярна в эпоху Возрождения, это был золотой век топиарного искусства. Ни один созданный в то время парк не обходился без аккуратных бордюров, обрамлявших дорожки и цветники, без высоких стриженых стен, которые разделяли пространство на зеленые комнаты, без изысканных фигур, созданных при помощи стрижки из привычных растений. В XVII веке право быть законодателем ландшафтных мод перешло от Италии на север, прежде всего во Францию. И в России эта мода нашла свое отражение. Самые яркие барочные сады можно увидеть в окрестностях Санкт-Петербурга.

В настоящее время старые парки восстанавливаются, бережно поддерживаются и доступны для всех людей, а не только особ королевской крови. Каждый может посетить замки Шенонсо и Во-ле-Виконт, Версаль, Хемптон Корт, Вилянув, Петергоф и другие исторические места, полюбоваться прекрасными видами, увидеть разнообразие форм, созданных с помощью стрижки растений, и у вас непременно родятся идеи по оформлению своего сада.

  • цветам люди посвятили много произведений искусства. это и картины, стихи, музыка, ювелирные изделия ;
  • с давних времён цветы вдохновляют людей на создание великих произведений;
  • если не будет цветов, то жизнь людей станет  скучной  и  бесцветной.