литературно-музыкальная композиция "Я лиру посвятил народу своему"

Кожина Светлана Алексеевна

Мероприятие посвящено 195-летию со дня рождения Н.А. Некрасова.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

«Я лиру посвятил народу своему»

Литературно - музыкальная композиция по творчеству Н.А. Некрасова.

Оформление: Книжная выставка «Николай Алексеевич Некрасов и его эпоха»,

 выставка иллюстраций и репродукций картин «Ты и убогая, ты и обильная – Матушка-Русь»,

слайды - Указ президента о подготовке празднования 200-летия со дня рождения Н.А. Некрасова, портрет.

 Видеофильм по поэме «Кому на Руси жить хорошо».

Русские народные костюмы чтецам.

«Русь» муз. Свиридова. (видеоклип)

Выходят 2 русских мужика- крестьянина

 (костюм русского мужика)

1 –ый: В каком году – рассчитывай,

В какой земле – угадывай,

На столбовой дороженьке

Сошлись семь мужиков:

2 –ой: Семь временнообязанных,

Подтянутой губернии,

Уезда Терпигорева,

Пустопорожней волости,

Из смежных деревень –

1 –ый: Заплатова, Дырявина,

Разутова, Знобишина,

Горелова, Неелова,

Неурожайка тож.

2 –ой: Сошлися - и заспорили:

Кому живется весело,

Вольготно на Руси?

 1-ый : Роман сказал: помещику,

2-ой: Демьян сказал: чиновнику,

1-ый: Лука сказал: попу.

2-ой: Купчине толстопузому! –

Сказали братья Губины,

Иван и Митрадор.

1-ый: Старик Пахом потужился

И молвил, в землю глядючи:

Вельможному боярину,

Министру государеву.

2 –ой: А Пров сказал: царю…

Ведущий.   Вы прослушали отрывок из поэмы Николая Алексеевича Некрасова «Кому на Руси жить хорошо».  Семь русских мужичков  решили отправиться в путешествие по Руси и узнать, кому хорошо и весело живется, и мы вслед за ними отправимся в путешествие по произведениям Николая Алексеевича Некрасова. Познакомимся с жизнью простого русского народа и убедимся, как тяжело жилось крестьянам, их семьям в крепостной деревне.

Современник. Герои поэмы Николая Алексеевича Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» решают вековечный вопрос: о правде и неправде, о горе и счастье. Некрасов сказал как-то, что свою поэму он собирал 20 лет по словечку. Кто же счастлив на Руси? Идут русские люди и не находят счастливых: у каждого своя беда, своя кручина. Счастлив по мысли автора, народный заступник. У каждого из нас:

Средь мира дальнего

Для сердца вольного

Есть два пути.

Взвесь силу гордую

Взвесь волю твёрдую

Каким идти?

Одна просторная

Дорога – торная,

Страстей раба.

По ней громадная.

К соблазну жадная

Идет толпа.

Другая – тесная,

Дорога честная,

По ней идут

Лишь души сильные,

Любвеобильные.

На бой. На труд.

За обойдённого,

За угнетённого –

Стань в их ряды.

Иди к униженным,

Иди к обиженным –

Там нужен ты.

Ведущий: Да, Николай Алексеевич Некрасов – поэт-гражданин, демократ, поэт униженных и обездоленных, чьё правдивое слово звало на борьбу со злом, призывало к добру и справедливости.

Народ-труженник, народ-кормилец, народ-страдалец – вечная боль и вечная тема стихов Николая Некрасова.

Современник: Некрасов родился в 1821 г. в Каменец-Подольской губернии в семье отставного офицера Алексея Сергеевича Некрасова и дочери помещика Елены Андреевны. Через три года они поселились в селе Грешнево, Ярославской губернии на берегу реки Волги. Отец поэта – человек суровый и своенравный, он жестоко эксплуатировал своих крестьян, наказывал их розгами, не гнушался и кулачной расправой. Крестьяне ненавидели его за жестокость не только к ним, но и к собственным детям и жене. Не любила его и семья. Он бил детей, грубо относился к жене.  

 Ведущий: Мать, будучи женщиной образованной, приобщала своих детей к литературному чтению, учила их любви и состраданию к крестьянам.  Отец Некрасова не позволял своим детям сходиться с крестьянскими ребятами.  

При усадьбе был старый, запущенный сад, обнесенный глухим забором. Мальчик проделал в заборе лазейку и в те часы, когда отца не было дома, зазывал к себе крестьянских детей. Дети врывались в сад и набрасывались на яблоки, груши, смородину, вишню.

      Конечно, барскому сыну не разрешали дружить с детьми крепостных крестьян. Но, улучшив удобную минуту, мальчик убегал через ту же лазейку к своим деревенским друзьям, уходил с ними в лес, купался в речке Самарке.

    Этот момент его жизни – непосредственное общение с крестьянскими детьми, оказал влияние на его творчество.

   Современник: Некрасов очень любил детей и написал о них много стихов. Но не всяких детей он любил. Никогда не были ему милы избалованные дети богатых родителей. Он дружил с крестьянскими ребятами, ему нравилось, что они такие смышлённые, способные, работящие, смелые.

Чтец: «Однажды в студёную зимнюю пору»

Чтец: «Плач детей.»

Чтец: »Школьник»

Ведущий: В 1832 году Николай  поступил в первый класс ярославской гимназии.

    Больше всего он любил читать. Читал что придется, в основном журналы, но попадались и серьезные книги. Большое впечатление на него произвела революционная ода Пушкина «Вольность».

     Отец не хотел платить за обучение, ссорился с учителями, и после 5-го класса Некрасов ушёл из гимназии Отец решил отправить его в Петербург, в Дворянский полк, военную школу, славившуюся бессмысленной и жестокой муштрой.

   Но Некрасов  хотел поехать в Петербург, чтобы поступить в университет и посвятить себя литературной деятельности. Он уже несколько лет тайно писал стихи и хотел напечататься в столичных журналах.

 Но экзамены в университет не выдержал.

 Ведущий: Два года он как вольнослушатель посещает лекции . Средств к существованию нет, отец за непослушание лишил его всякой поддержки. Некрасов скитается по петербургским трущобам, живёт в подвалах и на чердаках. Зарабатывает деньги перепиской бумаг, составлением всякого рода прошений и ходотайств для бедных людей.

Современник: Можно с уверенностью сказать, что ни один выдающийся русский писатель не имел такого тяжёлого жизненного опыта, через который прошёл молодой Некрасов в свои петербургские годы. Жизненные невзгоды не сломили будущего поэта, он всё преодолел, не потерял веру в себя, в свой талант и своё предназначение.

 Всё предопределила встреча с Белинским. Он угадал в Некрасове высокоодарённого человека и всячески способствовал развитию его таланта.

Ведущий: С самого раннего детства Некрасов впитал в себя величие и трагедию русской реки Волги. Волга была судоходной рекой, однако основной движущей силой в середине 19 века – уже при постепенно внедрявшихся пароходах – оставались бурлаки; они стали постоянными героями некрасовской поэзии. Труд и страдания этих людей были нечеловеческими: человек работал вместо лошади.

Чтец: «О, Волга, колыбель моя»

Ведущий:  Детские воспоминания о самом родном и близком человеке, о маме, её страданиях, унижениях нашли отражение в стихах. Именно от любви к матери идёт его горячее сочувствие к крепостным крестьянкам.      Некрасов говорил, что именно страдания матери пробудили в нем протест против угнетения женщины. В его стихотворениях видна не только жалость к женщине, но и ненависть к ее угнетателям. Образ русской женщины с многострадальной, но терпеливой душой пройдёт красной нитью через всё творчество поэта.

Чтец: «Есть женщины в русских селеньях»

Ведущий: «три тяжкие доли имела судьба,

И первая доля: с рабом повенчаться.

Вторая – быть матерью сына раба.

А третья – до гроба рабу покоряться,

И все эти грозные доли легли

На женщину русской земли»

Чтец: «В полном разгаре страда»

Ведущий: Поэт восхищается пленительной красотой русской девушки-крестьянки, которая мечтает о счастье, о любви. Послушайте

 романс на стихи Николая Некрасова «Что ты жадно глядишь на дорогу»

Ведущий: В творчестве Некрасова образ женщины показан разносторонне: это и красавицы- крестьянки, женщины-труженницы, и женщины, способные на подвиг во имя любви. Эти женщины живут не в нужде, они богатые, знатные, но поддерживая своих мужей-декабристов, они отказываются от всех благ и едут за ними в Сибирь.

Чтецы: Отрывок из поэмы «Русские женщины»

(инсценированный показ: автор, княгиня Трубецкая, губернатор)

Ведущий: Русский критик Белинский требовал от современных писателей правдивого изображения русской действительности. Творчество Некрасова отвечало этим требованиям.

Зная невзгоды и беды крестьянства, душой болея за него, он пишет печальные стихи.

Песня «Меж высоких хлебов» 1 куплет исп. Л. Русланова

Чтец: «Несжатая полоса»

Чтец «Забытая деревня»

  Ведущий: Когда поэт тяжело заболел, стали приходить прощальные приветы от друзей, студентов, соратников.

Особенно растрогал поэта привет, присланный из далекой Сибири Чернышевским в августе 1877 года.

 Современник: «Скажи ему, - писал Чернышевский одному литератору, - что я горячо любил его как человека, что я благодарю его за доброе расположение ко мне, что я целую его, что я убежден: его слава бессмертна, что вечна любовь России к нему, гениальнейшему и благороднейшему из всех русских поэтов. Я рыдаю о нем. Он действительно был человек очень высокого благородства души и человек великого ума».

Умирающий выслушал этот привет и сказал еле слышно:

- Скажите Николаю Гавриловичу, что я очень благодарю его. Я теперь утешен. Его слова мне дороже, чем чьи-либо слова.»

Чтец: «Что ни год уменьшаются силы»

 Ведущий: Некрасов умер 27 декабря 1877 года. Его гроб, несмотря на сильный мороз, провожало несколько тысяч человек. Похороны Некрасова, сами собой устроившиеся без всякой организации, были первым случаем всенародной отдачи последних почестей писателю.

Ведущий: Слава приходит к великим людям по-разному: к одним при жизни, к другим после смерти.

К Некрасову она пришла при жизни, но «всенародной» она стала в советское время. На протяжении всего своего творческого пути он сохранял верность той теме, которая является самой важной, эта тема – народ.

Чтец: «Я лиру посвятил народу своему».

(на фоне муз. Свиридова «Русь» тихо)        

Чтец: «Русь» (2 русских мужика)

 

 Ведущий: Мы совершили путешествие во времени. Знакомясь с творчеством поэта, его биографией, мы оказались в 19 веке, в крепостной России. Вместе с крестьянскими мужичками мы старались узнать «кому живётся весело, вольготно на Руси».

Автор, Николай Алексеевич Некрасов, уверенно заявляет: только свобода делает человека счастливым. В его стихах отразились могучий, не сломленный веками рабства, свободолюбивый дух русского человека, его мечты и надежды, молодецкая удаль, бесстрашие и неуёмная жажда воли.

Чтец: (на фоне музыки)     Играйте же, дети! Растите на воле!

На то вам и красное детство дано.

Чтоб вечно любить это скудное поле,

Чтоб вечно вам милым казалось оно.

Храните своё вековое наследство,

Любите свой хлеб трудовой –

И пусть обаянье поэзии детства

Проводит вас в недра землицы родной!

Современник: Эти слова звучат как обращение к будущим потомкам, в надежде на прекрасную жизнь.

Литература:

 Скатов Н.Н. «Я лиру посвятил народу своему»

Лебедев Ю.В. Русская литература 19в., вторая половина

Н.А. Некрасов. Стихотворения. Поэмы.

Н.К. Некрасов. О Волга! Колыбель моя!

Н.А. Некрасов. Крестьянские дети.

Интернет-ресурсы.