2.4. Разработка открытого урока. ФГОС. Народный танец. 5 кл.

Хомушку Милана Михайловна

разработка урока

Скачать:


Предварительный просмотр:

Разработка  урока по народному танцу. ФГОС.

Разработка: учителя дополнительного образования (хореографии)  1-й квал. кат. Хомушку Миланы Михайловны

Тип: урок развивающего контроля.

Класс: 5, 1 –й год обучение народного танца в общеобразовательной школе.

Порядковый номер: 22

Межпредметные связи: литература, музыка, история.

ЦЕЛИ УРОКА:

Предметные:

Образовательная: приобщение учащихся к тувинскому народно-сценическому танцу, его истории и  развитии, проверка знаний, умений и приобретенных навыков в процессе творческого мышления на основе конкретного музыкального материала

Развивающая: развитие умения  воспринимать музыкальные образы, передавать их в движениях, согласовывая эти движения с характером музыки, средствами музыкальной выразительности;

Воспитывающая: воспитание организованной, гармонически развитой личности,  формирование  выразительности пластики движений;

Метапредметные:

Формирование УУД:

Личностные: формировать способности к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности, осознанное отношение к своей учебной деятельности по предмету.

Коммуникативные:

- формировать умение слушать другого ученика, учителя, обмениваться мнениями, допускать существование различных точек зрения, умение аргументировать своё мнение;
-  развивать доброжелательное отношение друг к другу, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Регулятивные: формировать умения контролировать, оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, вносить необходимые коррективы в действия для достижения поставленной учебной (практической) задачи.

Познавательные: развивать умение выделять необходимую информацию, структурировать знания.

Планируемые результаты: обучающиеся научатся способам самоконтроля и взаимоконтроля, систематизировать и обобщать  добытые знания и навыки самостоятельно и полученные знания во время учебной деятельности, применять полученные знания на практике, научатся разным формам совместной работы: групповой, коллективной.

Образовательное пространство урока:

- раздаточный материал: баллы для оценивания результатов, лист - опросник  викторины;

- демонстрационные материалы, тема слайда: пословицы о славе и труде человека;

-оборудование: ИКТ, колонки.

Формы организации познавательной деятельности: индивидуальная, групповая, фронтальная.      

                                                                                                                               

Технологии: здоровьесберегающая, игровая.

План урока:

I этап. Организационный.  Мотивация к деятельности.

Цель: создать условия для возникновения внутренней потребности у учащихся включения  умственной и физической деятельностей, мотивация учащихся на применение  полученных знаний  в практическую деятельность.

      1.1.Приветствие учителя.

      1.2. Стишок-считалка. Поклон.

      1.3. Демонстрационный материал, тема слайда - пословицы о труде и славе, о хорошей работе человека,

   

II этап.  Актуализация знаний, осуществление пробного действия.

2.1. Проверка и обобщение знаний. Викторина. Тема: Тувинский танец

III. Основной. Практическая деятельность.

Цель:  определить уровень знаний о темпе, жанре музыки, проверка соответствия музыки и движения, формировать умение отстаивать свое мнение,  формулировать выводы.

3.1.Поклоны, 3 варианта поклонов - творческая работа самих учащихся;

3.2.Разминка от каждой группы;

3.3.Показ танцевальных этюдов, результата групповой творческой деятельности. Музыкальный материал песня «Мен тыва мен».

IV этап. Заключительный. Рефлексия.

 Цель: формирование умения анализировать и оценивать собственную деятельность на уроке.

4.1. Вопросы учителя: Интересно ли прошло занятие?  Расскажите о вашем впечатлении от урока по плану:

  • Сегодня мы на у роке повторяли…
  • Мне было трудно…
  • Я сомневался…
  • Мне понравилось…
  • Я научился…
  • Могу похвалить себя…

4.2. Оценка  общей работы класса.

4.3. Заключительный поклон.

         СЦЕНАРИЙ ПРОВЕДЕНИЯ ОТКРЫТОГО УРОКА ПО НАРОДНОМУ ТАНЦУ

Место проведения: кабинет хореографии.

Педагог:  Добрый день, дорогие ребята, уважаемые гости! Сегодня у нас будет урок - проверка. Показываем результат своей творческой и учебной деятельности за много уроков. Сначала давайте прочитаем- ка стишок! Читаем и все вместе делаем!

     

                    (Читают все вместе и учитель показывает движения к стишку)

                 

                           Раз и два, и три, четыре (рука свободная, маршируют)

                         На поклон встаем в рядок  (учащиеся выстраивают линии)

         Подтянулись  (все вместе, поднимая руки, встают  на полупальцы)

                        Улыбнулись   (руки идут в 4 поз, поворот корпуса во 2 точку  класса)

                        Начинается урок!  (хлопают в ладоши)

 

                           Раз и два, и три, четыре (руки в 4-й позиции, маршируют)

         Подтянулись (все вместе, поднимая руки, встают  на полупальцы)

                         Улыбнулись   (руки идут в 4 поз, поворот корпуса в 7 точку  класса)

                            Начинается  урок: ( хлопают в ладоши)

                         Мы все дарим вам поклон!  (делают поклон в тувинском характере )

Педагог: Спасибо, ребята. А сейчас вашему вниманию я предлагаю поговорки и пословицы многих народов, читая, задумайтесь - о чем будет идти речь, внимание на экран!

                                           (Демонстрируются пословицы)

                                   - Труд кормит человека, а лень морит голодом;

                                    - Каас тодуг чурталга- карак кызыл ажылда;

                  (перевод от тувинского: зажиточная жизнь в упорном труде )

                                               - Где труд, там и счастье.

                                      - Оттунчек ооренир,  ожеш оонделевес

   (перевод от тувинского: подражая - учимся, нежелающий учиться не увидит счастья)

Педагог: Как вы понимаете эти народные мудрости? Расскажите свои идеи.

(Учащиеся дают свои версии: Старательный человек хорошо живет; Трудолюбивый человек всегда  радостный и счастливый, Подражание  трудолюбивому приводит хорошему результату и т.д.)

Педагог: Да, ребята, вы сказали абсолютно правильно. А почему я вам дала пословицы  именно на эту тему, как вы думаете?

(Учащиеся дают свои версии ответов)

Педагог: Потому что ребята, сегодня будет урок - проверка, как я уже раньше говорила, проверяем ваш совместный труд, ваши знания, учеба - это большой труд, который в конце обязательно приносит вам радость и хорошую жизнь. Поняли?

Учащиеся: Да!

Вопрос учителя: Кому мы  можем посвятить эти строки, если возьмем историю зарождения тувинского народно-сценического танца?

                                                (учащиеся читают)

           - Эки кылган ажыл- элеп читпес алдар!

             (перевод от тувинского) Хорошая работа - немеркнущая слава;

           - В труде рождаются герои.

           - Джигит умрет — слава живет. (ногайская)

- Славный славу оставит, бесславный кляузу оставит. (узбекская)

Педагог: Кто оставил великий след в истории хореографического искусства Тувы, о ком мы подумаем, если речь идёт о немеркнущей славе?

Учащиеся: Основоположник тувинского народно-сценического танца Анатолий Васильевич Шатин  оставил большой след в истории тувинского искусства. Оп проделал громадную работу, создавая искусство танца в Тувинской Аратской Республике. Тувинский народ благодарен труду великого человека, считает его героем и чтит его славу.

Педагог: Предлагаю вам проверить свои знания в области хореографического искусства Тувы. Много ли вы знаете об Анатолии Васильевиче, об истории тувинского народного и народно-сценического танца - мы узнаем, прочитав ваши ответы.  Время: 5 мин.

(Всем учащимся даются бумаги с вопросами, быстро отвечают на тесты )

 

                                    Викторина: «Танцевальное искусство Тувы»

  1.  Что такое народный танец?

                      ( Народный танец — это танец, созданный этносом и распространенный в быту, обладающий национальными особенностями, проявляющимися в характере, координации движений, музыкально-ритмической и метриче- ской структуре, манере его исполнения. Автор- В.К. Биче-оол)

  1. Что такое народно-сценический танец?

                  (Народно-сценический танец - это танец , основанный на народном танце, обработанный для массового просмотра, имеющий автора, авторов, постановщиков, балетмейстеров)

  1. Назовите танцы тувинского народа, существовавших в дореволюционной Тувы?

                           (танец шамана, танец буддийской религиозной культуры - сам, девиг, танцы - пантомимы носителей устного народного творчества)

  1.   Кто был реформатором тувинского танца?

                                                  (Анатолий Васильевич Шатин)

    5.Назовите  танцы, поставленные А.В. Шатиным.

              («Звенящая нежность», «Девушка с флейтой (лимби)», «Челер-ой»,  «Декей-оо»)

  1. Назовите наиболее знаменитые хореографические коллективы современной Тувы.

                                 (государственный ансамбль песни и танца «Саяны», хореографический ансамбль ККИ «Азас»,  детский хореографический ансамбль РШИ им. Р. Кенденбиля «Сайзанак»,  театр танца и костюма «Эдегей»,  ансамбль классического танца детской хореографической школы  г. Кызыла «Алантос»)

  1. Назовите ансамбли танца  и их руководителей  в г. Ак-Довурак и Барун-Хемчикском кожууне.

                                      (ансамбль танца ДК им. К.Сагды «Онзагай»- Аржаана Барху, детский хореографический ансамбль танца ДШИ с. Кызыл-Мажалык «Дембилдей» - Анжела Магавал, ДШИ г. Ак-Довурак ансамбль танца «Самнаарак»- Юрий Монгуш,  детский ансамбль танца «Сайзанак»- Милана Хомушку )

  1. Назовите название движений рук в тувинском танце, который отличает тувинский танец от многих других танцев мира? Есть ли данное движение в танцах других народов.

                     («Паук», да,  движения рук «паук» есть в танцах других народов Например: широко используются в таких странах как Египет, Индия, Китай, Тайланд и т.д. )

(После истечения установленного времени, учащиеся сдают работы)

Педагог: Молодцы, ребята,  наши гости оценят ваши работы, сейчас читаем дальше.

(демонстрация слайдов, тема та же)

 Учащиеся: Эжишкилер найыралы

                     Эртине дагны тургузар.

                  ( дословный перевод: Дружба друзей  выстроит  драгоценность размером великой горы)

    -  За труд не бьют, а награды дают.

    - Кто хорошо трудится, тому есть чем хвалиться.

Педагог:  Ребята, объясните смысл прочитанных пословиц.

(Учащиеся дают свою версию ответов: за хорошо сделанную работу всегда хвалят; хорошо работается, когда вместе; тот, кто хорошо поработал, всегда будет рад своему труду  и т.д.)

Педагог: Правильно, ребята. Я дала вам прочитать эти пословицы, для того чтобы вы  поняли, что хороший труд всегда вознаграждается и что, дружная работа  всегда приносит счастье и радость! А, сейчас начинаем показ ваших работ: что сочинили, дружно ли вы работали между собой, достанется ли вам хвала, будете ли вы горды своей работой - покажет ваши выступления!

Педагог: И так, тянем жеребьевку, у кого будет номер один,  во всех выступлениях будет номером первым: показе поклона, разминки и танца!

( С помощью жеребьевки определяют порядок выступлений)

Педагог: Ребята, вооружитесь смелостью и боевым духом, начинаем танцевальный поединок между группами!

       III этап. Основной. Осуществление самостоятельной работы и самопроверки.

Педагог: Ребята, выступаем быстро и слаженно: выступила первая группа, тут же выступает вторая, а на подходе третья. После каждого тура конкурса оцениваем выступления - ставим баллы другой команде.

Организуется маленький конкурс - показ из практических работ учащихся, после каждого тура учащиеся ставят друг другу баллы, делают анализ выступления, указывают на ошибки, если есть. Гости и педагог добавляют свои оценки. Общую сумму выводят гости в конце урока.

Программа мини - конкурса:

  1. Поклон на 2 восьмерки.
  2. Разминка на 4 восьмерки
  3. Танцевальный этюд из 8 восьмерок

(музыкальный материал: песня «Мен тыва мен» в разных обработках.

3 версии музыки, у каждой группы своя песня, выбранная в раннее проведенных уроках   :  а) в исполнении этнических тувинцев Внутренней Монголии и Китая

                   б) в исполнении национального оркестра РТ - гимн РТ

                  в) версия- ремикс

     

IV этап. Рефлекия. Самооценка.

 Цель: формирование умения анализировать и оценивать собственную деятельность на уроке.

Педагог: Интересно ли вы прошло сегодняшнее занятие? Чем отличается от других занятий ? Расскажите о вашем впечатлении от урока по плану:

  • Сегодня мы на у роке повторяли…
  • Мне было трудно…
  • Я сомневался…
  • Мне понравилось…
  • Я научился…
  • Могу похвалить себя…

Педагог: Спасибо, друзья мои, а сейчас подведение итогов урока от наших гостей!

(Члены экспертной комиссии дают анализ проделанных работ  каждой группы и всего класса, оглашают сумму баллов. Выставление оценок)

Педагог: Благодарю за ваши оценки, примем к сведению всё то,  что сказали. Дорогие ребята, вы проделали огромную работу, поздравляю: вы научились слушать музыку, вы стали  чуть - чуть умнее, значит стали красивыми душой и телом, и наконец, вы стали маленькими творцами  самого прекрасного из искусств – хореографии! Поздравляю!

(аплодисменты учащихся, гостей. Учитель вручает призы - маленькие сувениры)

Педагог: Ребята, давайте поблагодарим наших гостей прекрасным поклоном! (каждая группа исполняет свой поклон) Всем спасибо за урок. Будьте трудолюбивы и счастливы!

(аплодисменты)

                                                                      К О Н Е Ц