2.4. Разработка открытого урока. ФГОС. Народный танец. 5 кл.
разработка урока
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
2.4._otkrytyy_urok._razvivayushchiy_kontrol._5_kl._narodnyy_tanets.docx | 39.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Разработка урока по народному танцу. ФГОС.
Разработка: учителя дополнительного образования (хореографии) 1-й квал. кат. Хомушку Миланы Михайловны
Тип: урок развивающего контроля.
Класс: 5, 1 –й год обучение народного танца в общеобразовательной школе.
Порядковый номер: 22
Межпредметные связи: литература, музыка, история.
ЦЕЛИ УРОКА:
Предметные:
Образовательная: приобщение учащихся к тувинскому народно-сценическому танцу, его истории и развитии, проверка знаний, умений и приобретенных навыков в процессе творческого мышления на основе конкретного музыкального материала
Развивающая: развитие умения воспринимать музыкальные образы, передавать их в движениях, согласовывая эти движения с характером музыки, средствами музыкальной выразительности;
Воспитывающая: воспитание организованной, гармонически развитой личности, формирование выразительности пластики движений;
Метапредметные:
Формирование УУД:
Личностные: формировать способности к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности, осознанное отношение к своей учебной деятельности по предмету.
Коммуникативные:
- формировать умение слушать другого ученика, учителя, обмениваться мнениями, допускать существование различных точек зрения, умение аргументировать своё мнение;
- развивать доброжелательное отношение друг к другу, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Регулятивные: формировать умения контролировать, оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, вносить необходимые коррективы в действия для достижения поставленной учебной (практической) задачи.
Познавательные: развивать умение выделять необходимую информацию, структурировать знания.
Планируемые результаты: обучающиеся научатся способам самоконтроля и взаимоконтроля, систематизировать и обобщать добытые знания и навыки самостоятельно и полученные знания во время учебной деятельности, применять полученные знания на практике, научатся разным формам совместной работы: групповой, коллективной.
Образовательное пространство урока:
- раздаточный материал: баллы для оценивания результатов, лист - опросник викторины;
- демонстрационные материалы, тема слайда: пословицы о славе и труде человека;
-оборудование: ИКТ, колонки.
Формы организации познавательной деятельности: индивидуальная, групповая, фронтальная.
Технологии: здоровьесберегающая, игровая.
План урока:
I этап. Организационный. Мотивация к деятельности.
Цель: создать условия для возникновения внутренней потребности у учащихся включения умственной и физической деятельностей, мотивация учащихся на применение полученных знаний в практическую деятельность.
1.1.Приветствие учителя.
1.2. Стишок-считалка. Поклон.
1.3. Демонстрационный материал, тема слайда - пословицы о труде и славе, о хорошей работе человека,
II этап. Актуализация знаний, осуществление пробного действия.
2.1. Проверка и обобщение знаний. Викторина. Тема: Тувинский танец
III. Основной. Практическая деятельность.
Цель: определить уровень знаний о темпе, жанре музыки, проверка соответствия музыки и движения, формировать умение отстаивать свое мнение, формулировать выводы.
3.1.Поклоны, 3 варианта поклонов - творческая работа самих учащихся;
3.2.Разминка от каждой группы;
3.3.Показ танцевальных этюдов, результата групповой творческой деятельности. Музыкальный материал песня «Мен тыва мен».
IV этап. Заключительный. Рефлексия.
Цель: формирование умения анализировать и оценивать собственную деятельность на уроке.
4.1. Вопросы учителя: Интересно ли прошло занятие? Расскажите о вашем впечатлении от урока по плану:
- Сегодня мы на у роке повторяли…
- Мне было трудно…
- Я сомневался…
- Мне понравилось…
- Я научился…
- Могу похвалить себя…
4.2. Оценка общей работы класса.
4.3. Заключительный поклон.
СЦЕНАРИЙ ПРОВЕДЕНИЯ ОТКРЫТОГО УРОКА ПО НАРОДНОМУ ТАНЦУ
Место проведения: кабинет хореографии.
Педагог: Добрый день, дорогие ребята, уважаемые гости! Сегодня у нас будет урок - проверка. Показываем результат своей творческой и учебной деятельности за много уроков. Сначала давайте прочитаем- ка стишок! Читаем и все вместе делаем!
(Читают все вместе и учитель показывает движения к стишку)
Раз и два, и три, четыре (рука свободная, маршируют)
На поклон встаем в рядок (учащиеся выстраивают линии)
Подтянулись (все вместе, поднимая руки, встают на полупальцы)
Улыбнулись (руки идут в 4 поз, поворот корпуса во 2 точку класса)
Начинается урок! (хлопают в ладоши)
Раз и два, и три, четыре (руки в 4-й позиции, маршируют)
Подтянулись (все вместе, поднимая руки, встают на полупальцы)
Улыбнулись (руки идут в 4 поз, поворот корпуса в 7 точку класса)
Начинается урок: ( хлопают в ладоши)
Мы все дарим вам поклон! (делают поклон в тувинском характере )
Педагог: Спасибо, ребята. А сейчас вашему вниманию я предлагаю поговорки и пословицы многих народов, читая, задумайтесь - о чем будет идти речь, внимание на экран!
(Демонстрируются пословицы)
- Труд кормит человека, а лень морит голодом;
- Каас тодуг чурталга- карак кызыл ажылда;
(перевод от тувинского: зажиточная жизнь в упорном труде )
- Где труд, там и счастье.
- Оттунчек ооренир, ожеш оонделевес
(перевод от тувинского: подражая - учимся, нежелающий учиться не увидит счастья)
Педагог: Как вы понимаете эти народные мудрости? Расскажите свои идеи.
(Учащиеся дают свои версии: Старательный человек хорошо живет; Трудолюбивый человек всегда радостный и счастливый, Подражание трудолюбивому приводит хорошему результату и т.д.)
Педагог: Да, ребята, вы сказали абсолютно правильно. А почему я вам дала пословицы именно на эту тему, как вы думаете?
(Учащиеся дают свои версии ответов)
Педагог: Потому что ребята, сегодня будет урок - проверка, как я уже раньше говорила, проверяем ваш совместный труд, ваши знания, учеба - это большой труд, который в конце обязательно приносит вам радость и хорошую жизнь. Поняли?
Учащиеся: Да!
Вопрос учителя: Кому мы можем посвятить эти строки, если возьмем историю зарождения тувинского народно-сценического танца?
(учащиеся читают)
- Эки кылган ажыл- элеп читпес алдар!
(перевод от тувинского) Хорошая работа - немеркнущая слава;
- В труде рождаются герои.
- Джигит умрет — слава живет. (ногайская)
- Славный славу оставит, бесславный кляузу оставит. (узбекская)
Педагог: Кто оставил великий след в истории хореографического искусства Тувы, о ком мы подумаем, если речь идёт о немеркнущей славе?
Учащиеся: Основоположник тувинского народно-сценического танца Анатолий Васильевич Шатин оставил большой след в истории тувинского искусства. Оп проделал громадную работу, создавая искусство танца в Тувинской Аратской Республике. Тувинский народ благодарен труду великого человека, считает его героем и чтит его славу.
Педагог: Предлагаю вам проверить свои знания в области хореографического искусства Тувы. Много ли вы знаете об Анатолии Васильевиче, об истории тувинского народного и народно-сценического танца - мы узнаем, прочитав ваши ответы. Время: 5 мин.
(Всем учащимся даются бумаги с вопросами, быстро отвечают на тесты )
Викторина: «Танцевальное искусство Тувы»
- Что такое народный танец?
( Народный танец — это танец, созданный этносом и распространенный в быту, обладающий национальными особенностями, проявляющимися в характере, координации движений, музыкально-ритмической и метриче- ской структуре, манере его исполнения. Автор- В.К. Биче-оол)
- Что такое народно-сценический танец?
(Народно-сценический танец - это танец , основанный на народном танце, обработанный для массового просмотра, имеющий автора, авторов, постановщиков, балетмейстеров)
- Назовите танцы тувинского народа, существовавших в дореволюционной Тувы?
(танец шамана, танец буддийской религиозной культуры - сам, девиг, танцы - пантомимы носителей устного народного творчества)
- Кто был реформатором тувинского танца?
(Анатолий Васильевич Шатин)
5.Назовите танцы, поставленные А.В. Шатиным.
(«Звенящая нежность», «Девушка с флейтой (лимби)», «Челер-ой», «Декей-оо»)
- Назовите наиболее знаменитые хореографические коллективы современной Тувы.
(государственный ансамбль песни и танца «Саяны», хореографический ансамбль ККИ «Азас», детский хореографический ансамбль РШИ им. Р. Кенденбиля «Сайзанак», театр танца и костюма «Эдегей», ансамбль классического танца детской хореографической школы г. Кызыла «Алантос»)
- Назовите ансамбли танца и их руководителей в г. Ак-Довурак и Барун-Хемчикском кожууне.
(ансамбль танца ДК им. К.Сагды «Онзагай»- Аржаана Барху, детский хореографический ансамбль танца ДШИ с. Кызыл-Мажалык «Дембилдей» - Анжела Магавал, ДШИ г. Ак-Довурак ансамбль танца «Самнаарак»- Юрий Монгуш, детский ансамбль танца «Сайзанак»- Милана Хомушку )
- Назовите название движений рук в тувинском танце, который отличает тувинский танец от многих других танцев мира? Есть ли данное движение в танцах других народов.
(«Паук», да, движения рук «паук» есть в танцах других народов Например: широко используются в таких странах как Египет, Индия, Китай, Тайланд и т.д. )
(После истечения установленного времени, учащиеся сдают работы)
Педагог: Молодцы, ребята, наши гости оценят ваши работы, сейчас читаем дальше.
(демонстрация слайдов, тема та же)
Учащиеся: Эжишкилер найыралы
Эртине дагны тургузар.
( дословный перевод: Дружба друзей выстроит драгоценность размером великой горы)
- За труд не бьют, а награды дают.
- Кто хорошо трудится, тому есть чем хвалиться.
Педагог: Ребята, объясните смысл прочитанных пословиц.
(Учащиеся дают свою версию ответов: за хорошо сделанную работу всегда хвалят; хорошо работается, когда вместе; тот, кто хорошо поработал, всегда будет рад своему труду и т.д.)
Педагог: Правильно, ребята. Я дала вам прочитать эти пословицы, для того чтобы вы поняли, что хороший труд всегда вознаграждается и что, дружная работа всегда приносит счастье и радость! А, сейчас начинаем показ ваших работ: что сочинили, дружно ли вы работали между собой, достанется ли вам хвала, будете ли вы горды своей работой - покажет ваши выступления!
Педагог: И так, тянем жеребьевку, у кого будет номер один, во всех выступлениях будет номером первым: показе поклона, разминки и танца!
( С помощью жеребьевки определяют порядок выступлений)
Педагог: Ребята, вооружитесь смелостью и боевым духом, начинаем танцевальный поединок между группами!
III этап. Основной. Осуществление самостоятельной работы и самопроверки.
Педагог: Ребята, выступаем быстро и слаженно: выступила первая группа, тут же выступает вторая, а на подходе третья. После каждого тура конкурса оцениваем выступления - ставим баллы другой команде.
Организуется маленький конкурс - показ из практических работ учащихся, после каждого тура учащиеся ставят друг другу баллы, делают анализ выступления, указывают на ошибки, если есть. Гости и педагог добавляют свои оценки. Общую сумму выводят гости в конце урока.
Программа мини - конкурса:
- Поклон на 2 восьмерки.
- Разминка на 4 восьмерки
- Танцевальный этюд из 8 восьмерок
(музыкальный материал: песня «Мен тыва мен» в разных обработках.
3 версии музыки, у каждой группы своя песня, выбранная в раннее проведенных уроках : а) в исполнении этнических тувинцев Внутренней Монголии и Китая
б) в исполнении национального оркестра РТ - гимн РТ
в) версия- ремикс
IV этап. Рефлекия. Самооценка.
Цель: формирование умения анализировать и оценивать собственную деятельность на уроке.
Педагог: Интересно ли вы прошло сегодняшнее занятие? Чем отличается от других занятий ? Расскажите о вашем впечатлении от урока по плану:
- Сегодня мы на у роке повторяли…
- Мне было трудно…
- Я сомневался…
- Мне понравилось…
- Я научился…
- Могу похвалить себя…
Педагог: Спасибо, друзья мои, а сейчас подведение итогов урока от наших гостей!
(Члены экспертной комиссии дают анализ проделанных работ каждой группы и всего класса, оглашают сумму баллов. Выставление оценок)
Педагог: Благодарю за ваши оценки, примем к сведению всё то, что сказали. Дорогие ребята, вы проделали огромную работу, поздравляю: вы научились слушать музыку, вы стали чуть - чуть умнее, значит стали красивыми душой и телом, и наконец, вы стали маленькими творцами самого прекрасного из искусств – хореографии! Поздравляю!
(аплодисменты учащихся, гостей. Учитель вручает призы - маленькие сувениры)
Педагог: Ребята, давайте поблагодарим наших гостей прекрасным поклоном! (каждая группа исполняет свой поклон) Всем спасибо за урок. Будьте трудолюбивы и счастливы!
(аплодисменты)
К О Н Е Ц