2.3.0. ПРЕЗЕНТАЦИЯ УРОКА паук 5 КЛ ФГОС
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Начало: 1. Вход в танцевальный зал обучающихся , ход «змейка», Музыкальный размер 4/4, Музыка: мантра из буддийской религиозной культуры. Рисунок «шахматы» 2. Поклоны: а) в буддийском характере, б) 2 тувинских поклона
Ребята, скажите: Что такое народный танец ? Ответ: танец, который создан народом, этносом, основанный на быте и культуре того или иного народа. Что такое народно-сценический танец? Ответ : танец ,основанный на народном танце и обработанный для массового или иного просмотра, который имеет автора, постановщика. Музыка для народного танца кем сочиняется ? Ответ : Песни, частушки, сочинённые народом или композитором служат сопровождением для танца. Послушаем музыку тувинского танца!
3. Разминка, музматериал : музыка тувинского народно-сценического танца
Ребята, скажите: Название танца, музыка которой звучала во время разминки. Ответ: танец «Звенящая нежность» Назовите автора- постановщика данного танца. Ответ: Анатолий Васильевич Шатин Назовите композитора музыки. Ответ : Алексей Николаевич Аксёнов
Информация об основателе тувинского сценического танца: - организатор фронтовых концертных бригад; - основоположник тувинского народно-сценического танца; - талантливый постановщик классических (балетов) и народно-сценических танцев; - видный деятель культур Тувинской, Белорусской, Татарской, Литовской , Корейской (Северной) Республик и РСФСР; преподаватель балетмейстерского отделения ГИТИС, профессор. и , просто хороший, образованный трудолюбивый, любознательный человек, который до конца любил свою работу- АНАТОЛИЙ ВАСИЛЬЕВИЧ ШАТИН .
АНАТОЛИЙ ВАСИЛЬЕВИЧ ШАТИН . Анатолий Васильевич Шатин (29 июня (12 июля) 1904, Москва — 9 января 1972, там же) — советский балетмейстер и балетный педагог. Окончил Московский хореографический техникум. В 1923—1925 гг. танцевал в московской труппе «Молодой балет», созданной Александром Горским. Вынужден был оставить сцену из-за травмы ноги и стал балетмейстером. В Московском театре балета для детей поставил балеты «Золушка», «Красная шапочка», « Мойдодыр », «Макс и Мориц », «Похождения Мурзилки ».
Деятельность в Туве В ТАР в 1943 году приехали работать несколько работников культуры , образования и здравоохранения. Среди них были и будущие составители танца «Звенящая нежность» композитор Алексей Николаевич Аксёнов и балетмейстер Анатолий Васильевич Шатин . Приехав, они практически с нуля начали поднимать культурный уровень жителей Тувы. Объездив всю Туву, они собрали молодых и имеющих желания, но необученных людей. В краткие сроки создали ансамбли музыкантов, балетную труппу и начали обучать искусству танца, музыки, театра. В целях создания танцевальной культуры Тувы Анатолий Васильевич посещал праздники народные, изучал быт, культуру поведения в семье, наблюдал за детскими и молодежными играми. Все собранные материалы старался использовать в творческой деятельности. А свои знания он начал передавать своим новым учащимся, как только начали обучающую деятелность .
Деятельность воспитанников А.Шатина В начале вся группа участвовала в исполнении белорусских, украинских, молдавских танцев: «Гопак», « Бульба », «Поляночка». А потом Анатолий Васильевич поставил первый тувинский женский танец. Его исполняла Галина Севилбаа ( Бады-Сагаан ). Танец длился около четырёх минут – Галя танцевала, играя на флейте ( лимби ).
Классический тувинский танец « Ээлдек шынгырааш » - ЗВЕНЯЩАЯ ДУША ТУВЫ! А второй танец поставлен для нескольких девушек. Это и была знаменитая «Звенящая нежность », который считается визитной карточкой тувинского танцевального искусства. Исполнители: Галя Бады-Сагаан ( Севилбаа ), Клава Веденеева, Аля Сельянова , Лариса Соловьева, Катя Харлыг , Фаина Дубовская и Наталья Ажыкмаа . Так же этот танец исполняли Катя Кыдай и Клара Намчак . Из воспоминаний Ажыкмаа Дойдаловны : «Когда мы начали работать над танцем, Анатолий Васильевич объяснял мне, что я, солируя , должна не просто выполнять движения, а осознанно. Например, поднимая руки к небу, как бы просить у него хорошую погоду, солнце. Мы часто репетировали в парке – на природе. Так Анатолий Васильевич создавал у нас особое настроение».
Из воспоминаний А. Шатина : «Когда я работал над этим танцем, постоянно обогащался народными тувинскими традициями и обычаями. Колокольчики звенят в руках девочек – это я ходил к ламам и увидел у них звонкий шан ( прим. медные тарелки, использующиеся при совершении буддийских религиозных обрядов) и попросил кузнеца сделать такие же, только маленькие. Для пальцев. Эти тарелочки поют разными нотами: до-ре-ми-фа-соль-ля-си . Отсюда родилась у меня мысль о семи девочках: они должны играть по нотам, а солистка Н. Ажикмаа , прекрасно исполняющая свою партию, выразительно и артистично ведёт роль. Каждое движение рук девочек взято из жизни: когда их руки закрывают лицо – значит, девушка стесняется».
- уникальность танцевального искусства создает понятие уникальности народа, а уникальность танца - определённые танцевальные па (движения). Вопрос: в танце «Звенящая нежность» какие движения «врезаются в мозг» человека, какие именно движения навсегда остаются в памяти? Мы узнали:
ОТВЕТ: см на фото Как вы думаете, откуда взяты данные движения ?
Для того, чтобы изучить культуру тувинского народа он посещал праздники, монастыри (хотя по историческим данным монастыри в то время не существовали, их уничтожили полностью в последние годы 20-х годов). А по воспоминаниям Анатолия Васильевича они были, именно от звонких тарелок лам взяты идеи звенящих колокольчиков для танца Звенящая нежность. А идея уникальных движений тоже взята из религиозной культуры тувинского народа. Внимание на экран!
Кого напоминают эти рисунки? Как вы думаете как называется движение рук?
ОТВЕТ: движения рук похожи на ноги ….
Движения рук в тувинском танце называется «ПАУК» На основе данной информации придумайте тему урока ТЕМА УРОКА: Движения рук в тувинском танце «ПАУК»
Разучиваем движения! Фронтальное изучение в линии Групповое изучение в «колонне »: Повтор движений с музыкой танца «Звенящая нежность». Самостоятельная групповая работа : сочинить на 4 восьмерки движение «паук». По заранее выбранной музыке «Мен тыва мен » Вторичное закрепление темы: показ комбинаций руками.
РЕФЛЕКСИЯ Название нового движения? Поняли ли вы значение слов «особенность» и «уникальность»? Чему мы научились при выполнении самостоятельной работы? Сумели ли выполнить задуманное ? Одна и та же комбинация рук «паук» сможет ли подойти всем песням «Мен тыва мен »? Почему ? Сможете ли вы продолжить самостоятельную работу?
результат своей учебной и творческой деятельности на уроке? (Оценку ставим себе хлопками: тихими: 3, громкими: 5) Дома: продолжаем писать картины и думать о сочинении танцевального этюда
До свидание, до скорой встречи !!
Использованная литература: Интернет- ресурсы: http:// forum-eurasica.ru/uploads/1279172546/gallery_6741_15_1380297.jpg звенящаяhttp :// www.centerasia.ru / issue /2004/42/1276-zvenjashhaja-nezhnost-anatolija-shatina.html http://900igr.net/prezentatsii/mkhk/Narodnye-tantsy/004-Pervobytnyj-tanets-i-est-praroditel-vsekh-suschestvujuschikh-nyne-vidov.html