Технология социального проектирования в условиях современного воспитания

Методическое пособие для педагогов при работе над социальным проектом.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное образование город Железногорск Курской области

муниципальное казенное учреждение дополнительного образования

«ЦЕНТР ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА»

307170, Курская область, г. Железногорск, ул. Курская, д. 39,  тел./ факс. 8(47148) 3-49-65, E-mail: cdt@obr46.ru

ИНН 4633012508, ОГРН 1024601219708

Молодежное объединение

«Школа полезного действия»

Методическая разработка

«Технология социального проектирования  в условиях современного воспитания»

Авторы:

Пигарева С.В., Путилина О.М.

педагоги-организаторы МКУДО «Центр детского творчества»  

г. Железногорск, 2017 год

Аннотация

Объединение: «Школа полезного действия»

Тема методической разработки: «Технология социального проектирования  в условиях современного воспитания».

Цель: формирование личностных и метапредметных навыков обущающихся посредством разработки социальных проектов и внедрения их в социум.

Задачи:

  • развитие познавательного интереса обучающихся через социальное проектирование;
  • расширение кругозора обучающихся;
  • развитие коммуникативных качеств через работу в группе;
  • формирование навыков самообразования;
  • создание ситуаций, способствующих развитию навыков оценки и самооценки;

Работа над проектом позволяет почувствовать как ребёнку, так и любому взрослому значимость своей деятельности, повысить их социальный статус в школе, в микрорайоне, открыть новые возможности. Разрабатывая проект, обучающиеся проходят все стадии работы над ним: сбор материала, его обработка, выстраивание проекта, согласование, экспертиза и реализация. Эта работа выявляет не только их положительные качества, но и позволяет определить слабые стороны, над которыми в дальнейшем можно работать.

Для разработки социального проекта необходимы столы, стулья, бумага, ручки, цветные канандаши или фломастеры, возможно использовать маркерную доску для наглядности. Работа ведется в коллективе полностью или по группам.

Приложение методической разработки включает в себя: схемы последовательности выполнения проекта, схему характеристики проекта, схему подхода к реализации проекта и методические рекомендации его оформления.

Введение

Важным условием работы с подрастающим поколением является ориентация на активную совместную деятельность детей и взрослых. Привлечение подростков к совместной деятельности в социальных проектах коллектива образовательного учреждения способствуют росту активности, самостоятельности и стремления к общению участников, выстраивает видение новых способов решения жизненных проблем, формирует самосознание и ответственность перед другими.

Термин «проектирование» происходит от лат. «projectus» - брошенный вперед; это процесс создания прототипа, прообраза предполагаемого или возможного объекта или состояния.

Проект – представляет собой описание конкретной ситуации, которая должна быть улучшена и конкретных методов и шагов по её реализации.

Проект – есть способ выражения идей и задач, мер и действий по достижению намечаемых целей, необходимых ресурсов для практической реализации замыслов, сроков воплощения идеи.

Социальное проектирование - это способ выражения идеи улучшения окружающей среды языком конкретных целей, задач, мер и действий по их достижению, а также описание необходимых ресурсов для практической реализации замысла и конкретных сроков воплощения описываемой цели.

Социальное проектирование – это специфическая созидательная деятельность по научно обоснованному определению вариантов развития социальных процессов и явлений, а также по целенаправленному изменению конкретных социальных институтов. Фактически проектировать означает заниматься перебором вариантов и схем будущего действия (выработкой механизма и форм реализации социального прогноза).

Задачи – шаги по достижению данной цели.

Задача – это действие, которое предпринимается во имя достижения цели проекта.

Задачи проектирования формируются на основе тщательного изучения состояния системы, ее материальных, трудовых, финансовых ресурсов, норм и нормативов, удовлетворения определенных социальных потребностей.

Социальное прогнозирование - это предвидение тенденций и перспектив возможного развития социальных систем, объектов, общественных явлений, процессов (трудовых коллективов, регионов, процессов миграции населения, деторождения и т. п.). Объектом социального прогнозирования могут быть все социальные системы, все явления, протекающие в обществе. Главная задача прогнозирования - научная разработка прогнозов.

Социализация - усвоение человеком ценностей, норм, установок, образцов поведения, присущих в данное время данному обществу, социальной общности, группе, и воспроизводство им социальных связей и социального опыта.

Методика социального проекта

Социальный проект - вид социального проектирования, наиболее сложная форма организации социального действия. Данная деятельность предполагает создание в ходе осуществления проекта нового, ранее не существовавшего, как минимум в ближайшем социальном окружении, социально значимого продукта, который является средством разрешения противоречия между социальной трудностью, проблемой, воспринимаемой как личностно-значимая, и потребностью личности.

Социальный проект рассматривается как вид проектной деятельности, на который можно распространить общие для всех проектов теоретические подходы:

  • проектная деятельность является цельной деятельностью, обязательным условием осуществления, которого должно стать достижение логического завершения продукта проектной деятельности;
  • нацеленность на создание конкретного продукта является обязательным условием проектной деятельности;
  • временная и структурная завершенность проекта выступает в качестве одного из ведущих принципов проектной деятельности;
  • проектирование - комплексная разноплановая деятельность, объединяющая качественно разные виды работ (сбор информации, анализ, планирование и контроль деятельности, прямое взаимодействие с людьми и др.)
  • данный вид активности обязательно предусматривает практическую деятельность, а не ее моделирование;
  • проектная деятельность предусматривает прямую связь идей проекта с реальной жизнью;
  • абсолютной добровольности деятельности подростка.

Продукт проекта должен иметь качественную новизну не только для самого подростка, но и для его ближайшего социального окружения.

Начало проектной деятельности связано с обнаружением трудности в том, что окружает человека, с чем связана повседневная жизнь. Трудность четко формируется, описывается, рассказывается простым, бытовым языком. Трудность обязательно возникает в собственном опыте подростка. Осознание трудности может быть связано с предшествующей социальному проекту деятельностью ученика на этапах социальной пробы или практики.

Обнаружение корней трудности позволяет сформулировать социальную проблему, разрешение которой может стать предметом социального проекта. Трудность всегда личностно окрашена, имеет уникальность и неповторимость, связанную с опытом данного конкретного человека. Социальная проблема универсальна, распространяется на некую группу людей. Социальная проблема- это разрыв между человеком и социумом, один конец которого всегда лежит в социальной сфере.

Гипотеза социального проекта - это модель, образ того, с помощью чегоможно закрыть этот разрыв, т.е. создать проект как продукт реальной деятельности. Формулируя гипотезу, разработчик проекта описывает свое предложение - за счет чего может быть разрешена социальная проблема; придумывает основную, базовую идею, на основе которой можно построить лестницу конкретных шагов, действий, направленных на достижение цели.

Проект обязательно включает в себя получение и присвоение социально значимой информации, проблематизацию этой информации и преобразование социальной ситуации, таким образом, внутри социального проекта присутствуют этапы социальной пробы и социальной практики. Однако, продолжительность этапов получения и проблематизации информации может быть различна в зависимости от опыта взаимодействия подростка с избранным объектом социальной практики.

Продукт социального проекта обязательно должен иметь социальную значимость, т.е. не только разрешать личную трудность, но и являться решением социальной проблемы (попыткой решения). И эффект данного решения должен быть достаточно очевиден для внешнего оценивания.

Цели социального проекта:

  • получение и осознание опыта социально значимой деятельности;
  • разрешение конкретной социальной проблемы за счет собственной активности, совместной деятельности подростков и взрослых.

Задачи социального проекта:

  • сформулировать социальную трудность; выявить социальную проблему;
  • определить «точки самостоятельности» и «точки сотрудничества»;
  • разработать и осуществить план действий; оформить результаты своей деятельности в виде конечного продукта;
  • отрефлексировать полученный опыт.

«Точка самостоятельности» - вопросы, аспекты, этапы работы, которые подросток считает возможным разрешить, выполнить самостоятельно, без содействия сверстников или взрослых.

«Точка сотрудничества» - круг задач, для разрешения которых целесообразно привлекать других людей. Не обязательно, что подросток не сможет справиться сам с этими шагами, возможно, он способен все сделать один, но считает, что более эффективным, успешным, целесообразным будет использование чьей-либо помощи.

Виды проектов в социальном проектировании.

Исследовательские проекты имеют четкую продуманную структуру, которая практически совпадает со структурой реального научного исследования: актуальность темы, проблемы, предмет и объект исследования, цель, гипотеза, и вытекающие из них задачи исследования, методы исследования, обсуждение результатов, выводы и рекомендации. Результаты исследовательской работы могут стать основой долгосрочных проектов.

Информационно - просветительские проекты направлены на сбор информации о каком-либо аспекте явления и знакомство с этой информацией различных адресных групп (сверстников, младших школьников, родителей, жителей своего микрорайона). Основная цель информационного проекта - повысить уровень компетентности адресной группы по определенному аспекту проблемы.

Наш опыт показывает, что важно учитывать реальный интерес адресной группы к представляемой информации, ее практическую значимость, а также доступность и привлекательность. Вариантом информационно-просветительского проекта может стать лекция, подготовленная подростками для своих сверстников или младших школьников, выпуск листовок.

Творческие проекты. При их разработке, как правило, определяется конечный результат деятельности, однако, подробный сценарий каждого из этапов не расписывается. К творческим проектам могут быть отнесены организация и выпуск журнала, посвященного проблемам здорового образа жизни, съемка видеофильма, организация дискуссионного клуба и т.д. При реализации творческого проекта заранее распределяются роли участников, а структура совместной деятельности развивается в соответствии с требованиями к форме и жанру конечного результата.

Приключенческо-игровые проекты требуют большой подготовительной работы. Однако их воспитательный потенциал трудно переоценить. Они дают прекрасную возможность получения подростками опыта принятия решений в игровой ситуации. Причем результаты игры (в отличие от творческих проектов, где они заранее известны, - журнал, спектакль, концерт), не могут быть точно предсказаны, они вырисовываются только к моменту завершения действия. Это определяется высокой степенью импровизации, творческой активности, которую необходимо проявить участникам.

Долгосрочные практико-ориентированные проекты. Их отличает четко обозначенный с самого начала результат деятельности участников. Этот результат обязательно должен быть социально-значимым, удовлетворять интересы, потребности конкретной социальной группы. Например, организация спортивного клуба, секции, объединения по интересам и т.п. Практико-ориентированные проекты требуют четко продуманной структуры, определения функций каждого участника, планирования этапов реализации проекта.

Обязательным условием при определении содержания практико-ориентированного проекта является исследование актуальных проблем социальной группы (вариант исследования - мониторинг, опрос), поскольку планируемый результат проекта должен быть востребован.

Примером        практико-ориентированного  проекта  может  стать  работа волонтерской группы (проектной группы).

Волонтерская команда формируется внутри подросткового коллектива (объединения, класса, школы), в котором она в дальнейшем и будет работать. Волонтерская команда действует на основе принципов самоуправления. Подростки сами определяют круг решаемых задач и пути их достижения. Взрослые выполняют лишь консультационную функцию. Вмешательство взрослого допускается лишь в тех случаях, когда возникает вероятность угрозы безопасности волонтерам или окружению, с которым волонтеры работают.

Схема образования и работы волонтерской (проектной) группы

Схема образования проектной группы может быть описана следующим образом. Навигатор или наставник объявляет идею проекта (на собрании, через школьную газету и т.п.), объясняя значимость и характер деятельности волонтеров. Эффект презентации повышается, если идея проекта сама рождается в подростковой среде. Здесь может помочь фильм, спектакль, который произвел на ребят впечатление, событие, происшедшее в молодежном коллективе.

Для подростков, высказавших желание участвовать в проекте, проводится специальный тренинг для освоения навыков, необходимых в дальнейшей работе. В ходе тренинга происходит и формирование коллектива волонтерской команды. Таким образом родились проекты «Доступный спорт», «Железногорск – город чемпионов» и «Поделись мечтой».

Но есть и другой, почти спонтанный, способ появления проектной идеи.

Вот один из примеров реализуемых нами проектов - Клуб по обмену книг «Книжное счастье».

Идея этого проекта родилась неожиданно. Прогуливаясь по Москве, теплым, летним днем, в очередной раз задумались над тем, что в г. Железногорске закрылись все книжные магазины.

Библиотеки по разным причинам не удовлетворяют потребности жителей города. Интернет-магазины и интернет ресурсы тоже имеют свои плюсы и минусы. Кроме того, электронные книги не всем нравятся: чтение с экрана напрягает глаза и так хочется взять в руки печатную книгу, пахнущую типографскими чернилами с шуршащими страницами, подержать её и почитать.

 Обобщая всё вышесказанное, сформулировали проблему, как «Отсутствие в нашем городе книжных магазинов». Но в связи с невозможностью открыть магазин, пришли к решению о создании клуба по обмену книг, в котором жители города Железногорска имели возможность обмениваться книгами из личных библиотек, делиться впечатлениями от их прочтения посредством личного общения.

На начальном этапе формирования волонтерской команды неизбежны ситуации столкновения взглядов и точек зрения на те или иные вопросы, связанные с аспектами. Однако, при этом подростки должны понимать, чтоесть ряд принципиальных позиций, по которым их мнение как будущих волонтеров не должно расходиться. К таким позициям относится, к примеру, признание права на уважение любого человека, понимание добровольного характера волонтерской деятельности.

После того как команда полностью сформирована, определяется содержание проекта. Сформулировать его позволит волонтерский мониторинг. Самый эффективный и простой способ организации мониторинга – социологический опрос учащихся. После проведения анкетирования полученные данные анализируются, в результате чего определяются наиболее актуальные для подросткового коллектива проблемы. Была сформулирована четкая цель: «Создание условий для удовлетворения потребности в чтении как образе жизни - национальном социокультурном феномене» и поставлены задачи:

  • формирование в г. Железногорске сообщества любителей чтения;
  • внедрение новых досугово-просветительских форм в организацию работы с местным сообществом через знакомство с техникой творческого чтения и анализа, художественных  произведений.

В рамках реализации проекта была сформирована проектная группа, создали группу Вконтакте «Книжное счастье», в которую на данный момент входят 448 участников из разных городов России. Группа ведет активную деятельность, сотрудничает с библиотеками города, собрала порядка трёхсот книг, проводит конкурсы и розыгрыши книг в группе в ВК, ведет активную просветительскую деятельность в ВК,  провела первый литературный вечер – встречу с писателями города в кафе «Сладкоежка» ещё в октябре 2014 года.

Комплексный волонтерский проект - должен включать несколько блоков:

  • Информационно-просветительский. Он предполагает распространение сведений о негативном влиянии той или иной проблемы на  молодое поколение. Возможные формы реализации: выпуск информационных листков, подготовка и раздача листовок, круглые столы.
  • Досуговый. Он связан с организацией свободного времени учащихся. Волонтеры могут обеспечивать организацию и работу на базе образовательного учреждения различных объединений по интересам, тематических вечеров, танцевальных марафонов т.п.

При определении вариантов социально-значимого проекта необходимо четко представлять уровень реальных возможностей команды. Кто из членов команды будет привлечен к работе, обладает ли он необходимыми навыками и умениями, какие временные и финансовые ресурсы понадобятся (и где их взять), как будет осуществляться взаимодействие с администрацией учреждения образования.

После составления списка мероприятий определяется календарный план реализации проекта. Все мероприятия можно разделить на две группы-требующие длительной подготовки и те, которые организуются в течение короткого времени.

Для координации работы проекта необходимо регулярное обсуждение действий команды. Заранее спланированные сборы рабочих групп, на которых волонтеры-менеджеры смогут предоставить отчет о ходе выполнения намеченного, рассказать о возникающих сложностях, определить пути их преодоления, позволяет достичь намеченного.

Проектной команде важно продумать вопрос о том, как информировать социум о результатах своей работы и будущих планах. Это позволит формировать в коллективе определенное отношение к деятельности команды, поможет в привлечении новых участников. Выпуск листовок, информационных листов, журналов – вот лишь немногие формы информационного взаимодействия. Причем информирование должно носить не разовый, а систематический характер (например, обязательное объявление о готовящемся мероприятии и краткий репортаж о его проведении).

Заключительный этап социально-значимого проекта связан с определением эффективности работы. Критерии и методы оценки результативности деятельности волонтерской команды определяются заранее (это может быть анализ анкетных данных, мониторинг проводимых мероприятий, опросы и т.д.)

Однако, помимо специальных оценочных методик, эффективность работы волонтерской команды определяется и тем, насколько популярными стали волонтеры в среде сверстников, увеличилась ли численность проектной команды за время ее деятельности, насколько широк был круг людей, которые привлекались к участию в работе проекта.

Проект был создан в 2014 году и продолжает успешную реализацию по настоящий момент. Это, несомненно, заслуга проектной команды. Число участников выросло с 3 человек до 18. За прошедшее время были открыты три книжных полки, в т.ч. в МКУДО «Центр детского творчества», проведено более 30 литературных вечеров на различных площадках г. Железногорска, зрителями которых стало около 4,5 тыс. человек различных возрастных категорий и социальных статусов; проведены встречи с железногорскими писателями. Проводится активная работа по пропаганде чтения в социальных сетях. Постоянным партнером Клуба стала директор Музея истории Михайловского ГОКа Чернышёва Марина Евгеньевна. Благодаря такому сотрудничеству литературные вечера стали неотъемлемой частью духовно-нравственной жизни города Железногорска и приобрели «своего» зрителя. Важно отметить, что с каждой встречей поклонников поэтического искусства среди молодёжи становится больше. Знать отечественную поэзию становится модно. И это как раз та мода, которая так необходима в современное время.

Подростки самостоятельно занимаются поиском партнеров. Так, например, первые книги, которые появились в клубе, были предоставлены библиотеками города. Совместно с библиотекой молодежного чтения были проведены 5-минутные свидания с книгой, на которые приглашалось местное сообщество.

В процессе специально организованной деятельности молодежь овладевает культурными и материальными ценностями общества, приобретает навыки и умения общественно значимой деятельности. Разнообразная деятельность помогает им освоить жизненный опыт, необходимый для осуществления личных планов, становятся шире взгляды, суждения, развиваются творческие способности, формируется общественное мнение. Эта деятельность может способствовать формированию активного отношения молодого человека к тому, что он познает, видит и делает. В этом процессе молодежь овладевает самой деятельностью, становится творцом, а не пассивным исполнителем.

Таким образом, чем содержательнее и целесообразнее построена и организована проектная деятельность, тем больше возможностей для реализации потребности в активной позиции для каждого ребёнка, тем разумнее строится процесс межличностного общения, тем эффективнее будет осуществляться формирование личности в процессе развития.

Творческая работа над социальными проектами дает возможность не только для самореализации личности, но и приобщает к работе в коллективе, формирует гражданскую позицию каждого подростка, ответственность перед обществом.

Вывод

Можно с уверенностью сказать: воспитательная работа с использованием проектной деятельности, ориентированная на гражданское воспитание подростков дает возможность отвлечения их от негативного воздействия уличной среды, привлекает к общественно-полезной деятельности, способствует формированию правовой и нравственной культуры подрастающего поколения, предопределению в будущей профессии и становлению гражданской активности.

Список литературы

  1. Викторова Т.Б. Социальное проектирование – социальное действие //Дополнительное образование. - №1, 2006. – С. 51-53.
  2. Колчина М.С. Социальный проект как средство развития гражданского сознания учащихся //Дополнительное образование. - №8, 2004. – С. 3-6.
  3. Носакова Т.В. Роль проектных технологий в процессе социализации личности (на примере социальной подготовки учащихся к семейной жизни) //Дополнительное образование. - №3, 2005. – С. 41-42.
  4. Рукавишникова Е.В., Васильева Г.А., Жиркова М.В. Социальное проектирование как средство становления гражданской позиции школьников //Дополнительное образование. - №10, 2005. – С. 26-29
  5. Сбитнева В.Б. Возможности методики социального проектирования в формировании лидерской позиции подростков //Внешкольник. - №12, 2006. – С. 17-19.
  6. Проектная линия: образец оформления заявки проекта  «Нам вместе строить наше будущее»: penza.fio.ru/personal/115/4/7/  · 1 КБ  
  7. Социальное проектирование школьников deptno.lipetsk.ru/eduportal/files/socproekt_rukovod.doc
  8. Буйлова Л.Н. Современные педагогические технологии в дополнительном образовании детей. – М., 2000. – 24с.
  9. Дополнительное образование как система современных технологий сохранения и укрепления здоровья детей: учеб. пособие /Под ред. Н. В. Сократова. – Оренбург: Изд-во ОЦДЮТ, 2001. – 177с.
  10. Ермолаева Т.И., Логинова Л.Г. Педагогические технологии в сфере дополнительного образования: методическое пособие. – Самара, 1999. – 36 с.
  11. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования /Под ред. Е.С. Полат. – М., 2001.