ГЛАВНЫЙ СПУТНИК ЛЮБОЗНАТЕЛЬНЫХ

   "Ставьте вопросы как паруса, - и пусть эта книга будет вашим кораблем в безбрежном океане знаний". Египтяне говорили: "Эти книги делают человека умным и обучают невежду, помогая ему знать все". С тех пор прошло более тысячи лет. За это время человечество создало огромное количество энциклопедий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ГЛАВНЫЙ СПУТНИК ЛЮБОЗНАТЕЛЬНЫХ37.5 КБ

Предварительный просмотр:

ГЛАВНЫЙ СПУТНИК ЛЮБОЗНАТЕЛЬНЫХ

 

КВН по энциклопедии "Что такое, кто такой?"

 

  ОФОРМЛЕНИЕ: Книжная выставка, на которой представлены справочные издания для детей. На стене - плакат: "Спрашивайте, ищите интересующие вас слова. Ставьте вопросы как паруса, - и пусть эта книга будет вашим кораблем в безбрежном океане знаний".

(Л. Кассиль)

 

  ВЕДУЩИЙ: Кто-то удачно сказал, что в мире много знаний, но все они, к сожалению, в разных головах. Первые попытки собрать их, если не в одну голову, то, по крайней мере, в одну книгу, книгу - справочное бюро, были сделаны еще в Древнем Египте. Египтяне говорили: "Эти книги делают человека умным и обучают невежду, помогая ему знать все". С тех пор прошло более тысячи лет. За это время человечество создало огромное количество энциклопедий.

  Но ни в одной стране долгое время не было энциклопедий для любознательных детей 9-10 лет. Такая книга вышла впервые в России в 1969 году в двух томах. Ее название придумал детский писатель Лев Кассиль. А в 1975 году появилось второе издание в трех томах. Посмотрите, эта нарядная книга в оранжевом переплете так и просится в руки. Поднятые паруса на обложке призывают читателя: "Ставьте вопросы как паруса, - и пусть эта книга будет вашим кораблем в безбрежном океане знаний".

  А вот еще одно, третье издание этой энциклопедии. Оно дополнено интересными сведениями, которых нет ни в первом, ни во втором издании.

Всего в трех томах более тысячи ответов на тысячу вопросов. Они раскрывают окно в бесконечно разнообразный мир растений и животных, гор и морей, стран и народов.

  Прежде, чем начать КВН, ребята, давайте вспомним, как находить ответы в энциклопедии.

 

(Дети рассказывают, что все сведения в энциклопедиях расположены по алфавиту)

 

  ВЕДУЩИЙ: А сейчас я приглашаю две команды. Представьтесь, пожалуйста, зрителям, соперникам и жюри!

 

(Команды заранее должны выбрать себе название, девиз и сочинить небольшое приветствие)

 

  ВЕДУЩИЙ: Наш первый конкурс –  "ЗНАТОКИ ЛИТЕРАТУРЫ".

 

  1 задание: Удивительная история произошла более полувека назад с литературным критиком, который неожиданно для себя стал детским писателем. Заболел его маленький сынишка. Отец вез ребенка в ночном поезде. Мальчик капризничал, стонал, плакал. Чтобы как-нибудь его развлечь, отец стал рассказывать сказку:

  Жил да был Крокодил.

  Он по улицам ходил.

  Папиросы курил,

  По-турецки говорил, -

  Крокодил, Крокодил Крокодилович!

   (Корней Чуковский)

  Кто автор этих строк? Какие стихи и сказки этого поэта вы знаете? Прочитайте наизусть. Что рассказывает о нем энциклопедия?

 

  2 задание: Благодаря этому поэту мы узнали про Шалтая-Болтая; про дедушку и внука, которые никак не могли решить, кому из них ехать верхом на осле; про короля и солдата, поспоривших, кто из них важнее; про веселого и храброго Робина Гуда. А вот эти стихи знают все от мала до велика:

 Жил человек рассеянный

 На улице Бассейной...

 ...Вместо шляпы на ходу

 Он надел сковороду...

   (С.Я. Маршак)

  Кто автор этих строк? Какие еще стихи этого поэта вы знаете? Прочитайте наизусть. Что рассказывает о нем энциклопедия?

 

(Команды отвечают, жюри оценивает ответы и объявляет результат)

 

  ВЕДУЩИЙ: Второй конкурс –  "ЮНЫЕ АРХИТЕКТОРЫ".

 

  1 задание: В Санкт-Петербурге в Летнем саду стоит памятник, около него всегда толпятся ребятишки. Старый человек глубоко задумался, сидя в кресле, а у ног его теснятся бронзовые звери герои его басен.

  Назовите фамилию этого баснописца. Когда он жил? Прочитайте одну из его басен. Покажите памятник в энциклопедии. (И.А. Крылов 1769-1844 гг.)

 

  2 задание: В столице Дании - городе Копенгагене поставлен памятник великому сказочнику. С раннего детства и всю жизнь живут с нами Гадкий утенок и маленькая Дюймовочка.

  Назовите этого сказочника, его сказки, когда и где он жил. Покажите памятник в энциклопедии. (Г.Х. Андерсен, 1805-1875 гг.)

 

(После ответов команд жюри объявляет итоги второго конкурса)

 

  ВЕДУЩИЙ: Третий конкурс – "ЮНЫЕ НАТУРАЛИСТЫ".

 

  1 задание: Над африканской пустыней опустилась ночь. Заснули люди в деревне, затихли козы и овцы в загонах, дремлют привязанные верблюды и лошади. И вдруг - рев! Будто гром загремел. Проснулись люди, заметались животные. А грозный, все сотрясающий рев повторился: это царь зверей вышел на охоту. Кто этот грозный царь зверей, почему его так называют? Узнайте из энциклопедии, в каких книгах можно про него прочитать. (Лев)

 

  2 задание: Это дерево живет около пяти тысяч лет. Толщина его ствола просто удивительная - достигает 25, а то и 40 метров в окружности. Чтобы обхватить дерево, весь класс должен был бы взяться за руки. Он большой, - говорят африканцы, - но из него не разожжешь даже маленького костра".

  Почему? С помощью энциклопедии ответьте на вопрос. Что это за дерево и какими еще удивительными свойствами оно обладает? (Баобаб)

 

(Команды отвечают, жюри оценивает ответы и объявляет итоги третьего конкурса)

 

  ВЕДУЩИЙ: Четвертый конкурс – "ЮНЫЕ ИСТОРИКИ".

 

  1 задание: В голландском городе Заандамме на верфи, где строили морские корабли, однажды появился новый плотник. Вместе со всеми он строгал доски, забивал гвозди, таскал тяжелые бревна. После работы он долго шагал по городу, стараясь увидеть как можно больше интересного. С удивлением потом узнали жители Заандамма, что молодой плотник Петр Михайлов на самом деле русский царь Петр I. А.С. Пушкин назвал Петра I "великим работником".

  С помощью энциклопедии объясните это название. Покажите портрет Петра I. В какой книге можно более подробно прочитать об этом русском царе?

 

  2 задание: Холодным декабрьским утром 1741 года на далеком пустынном острове, на самом краю России умирал датчанин Витус Беринг, сраженный цингой. Вокруг стояли участники его экспедиции. И он вспомнил, как шестнадцать лет назад сам император Петр I собственноручно составил для него инструкцию...

  Что это за инструкция, и кто был Витус Беринг? Какие книги рекомендует энциклопедия прочитать об этом человеке?

(После ответов команд жюри подводит итоги четвертого конкурса)

 

  ВЕДУЩИЙ: Наш пятый конкурс  - "ВОПРОС СОПЕРНИКУ".

 

  Я вызываю капитанов команд. Пожалуйста, задайте друг другу вопросы, которые вы заранее приготовили. Помните, что с помощью энциклопедии вы ответите на самый каверзный вопрос!

(Жюри оценивает конкурс капитанов)

 

  ВЕДУЩИЙ: Наш последний, шестой конкурс –  "ДОПОЛНЯЕМ ЭНЦИКЛОПЕДИЮ".

 

  Участники КВНа готовились к нему дома. Команды, сдайте жюри оформленные на альбомных листах интересные сведения, которых нет в энциклопедии.

 

 (Жюри подводит итоги игры, награждает участников)

 

  ВЕДУЩИЙ: Наша игра закончена, но знакомство с энциклопедиями, я думаю, только начинается. И я вместе со Львом Кассилем желаю вам счастливого плавания в океане знаний!

 

 

ЛИТЕРАТУРА

 

  Что такое, кто такой?: В 3 т. - М.: Педагогика, 1975-1978.

  Т.1.- С.57-59, 105-106, 119-121;

  Т.2.- С.106-107, 128, 175-176, 298;

  Т.3.- С.206-207.

 

Главный спутник любознательных: КВН по энциклопедии "Что такое, кто такой?"/ Постникова Э.В.// Читаем, учимся, играем: Сб. сценариев для библиотек. Вып.4. "Профессии нашей посвящается". - М.: Либерея, 1998.- С.17-19.