"Адаптивная система обучения"

Современный образовательный процесс немыслим без поиска новых, более эффективных технологий, призванных содействовать развитию творческих способностей обучающихся. Необходимо добиваться, чтобы ребенок стал активным участником учебного процесса, а педагог являлся организатором познавательной деятельности ученика. Предлагаю вашему вниманию технологию, которую  использую в своей практике на занятиях в студии «Бисероплетение».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл adaptivnaya_sistema_obucheniya.docx17.59 КБ

Предварительный просмотр:

Технология в дополнительном образовании – способ самовыражения людей, самореализации их интеллектуальных качеств, что соответствует главному основанию образовательной деятельности— свободный, целевой выбор детьми и педагогами путей, способов, содержания и результата совместного общения. И одновременно, технология – это выбор наиболее рациональных, эффективных способов, приемов, методик образовательной деятельности, продуманности каждого шага в реализации программы, ориентации на новейшие достижения в области наук.

Современный образовательный процесс немыслим без поиска новых, более эффективных технологий, призванных содействовать развитию творческих способностей обучающихся. Необходимо добиваться, чтобы ребенок стал активным участником учебного процесса, а педагог являлся организатором познавательной деятельности ученика. Предлагаю вашему вниманию технологию, которую пробую использовать в своей практике на занятиях в студии «Бисероплетение».

Адаптивная система обучения.

В настоящее время к выпускникам школ предъявляются высокие требования. Им необходимо адаптироваться в сложном современном мире и не столько нужна сумма полученных знаний, сколько умение их находить самим, и уметь ими пользоваться, применять в деле, на практике, быть творчески мыслящимися людьми, чтобы утвердиться в жизни.

В принятом в 1992 г. Законе РФ «Об образовании» уже говорится об адаптивной системе образования. Центральное место в понимании сущности адаптивного обучения занимает термин «адаптация». Применительно к педагогической сфере социальная адаптация предполагает взаимное влияние и взаимное приспособление субъектов образовательного процесса, организуемое и управляемое педагогом. По мнению А.С. Границкой, целью данной технологии является обучение приемам самостоятельной работы и самоконтролю.

В студии «Бисероплетение» при работе с учащимися мы опираемся на базовые знания. Поэтому здесь возможно использование адаптивной системы обучения (АСО). Это новая модель организации обучения. Структура занятия по такой системе позволяет увеличить время самостоятельной работы учащихся. Обучение становится активной самостоятельной деятельностью.

Модель АСО

  1. Педагог обучает всех учащихся, (на каждом уроке педагог чему–то обучает всех, сообщает новое, объясняет, демонстрирует, показывает).

2.Педагог работает индивидуально.

Учащиеся     работают самостоятельно, (управляет самостоятельной работой, осуществляет контроль и работает индивидуально, со всеми учащимися по очереди).

3.Педагог управляет работой учащихся, (В конце самостоятельной деятельности педагог обходит всех детей и оценивает их достижения,.хорошие результаты оцениваются вслух,  с целью формирования у них веры в свои силы.).

Учащиеся могут работать в трех режимах: совместно с педагогом, с педагогом индивидуально и самостоятельно под руководством педагога.

В адаптивной системе изменяются роли педагога и учащегося: первый выступает организатором учебной деятельности, а что касается ответственности за результаты, то он разделяет их с обучающимися. В этой системе преимущество отдается демократическому стилю руководства, а не авторитарному. Ребёнок является субъектом обучения, а не пассивным получателем информации (т.е. объектом). Благодаря педагогу он добывает знания, активно входит в мыслительный процесс и занимается планированием собственной учебно-познавательной деятельности.

Также учащимся предлагается работать в микро-группах. В общении развивается мыслительная и речевая деятельность учеников, каждый может задавать и отвечать на вопросы, подсказывать, объяснять, оценивать и исправлять ошибки. Такая организация обучения создает комфортную обстановку, которая способствует развитию коммуникативных умений и навыков. В условиях микро-группы ученики обладают большей возможностью для реализации своих сил, проявления находчивости, инициативы и утверждения себя.

 При такой организации учитываются желания учеников, а учитель не только готовит задания, но и сам активно принимает участие в работе групп в качестве консультанта, участника и помощника.

 По мнению В.В. Богорева, преимуществаданной системы в сравнении с традиционной, обеспечивают следующие ее особенности:

- Учащиеся сами планируют ход обучения, педагог использует приемы гибкого построения темпа и режима учебной работы;

- осуществляется контроль не только над ходом обучения, но также и над его корректировкой;

 - создаются специальные дидактические материалы для самостоятельной работы учащихся;

- сочетание групповых и индивидуальных форм работы;

 и также подвижный состав детей формируют разнообразие условий для самореализации ребенка в учебном процессе с учетом особенностей каждого учащегося.

Типовая схема учебных занятий по АСО:

•        проверка итогов предыдущей работы,

•        презентация (изложение) нового материала,

 •        практика под руководством педагога,

•        независимая самостоятельная работа учащихся,

•        самоконтроль и самооценка результатов работы,

•        подведение итогов занятия,

•        определение домашнего задания,

•        специальное повторение,

•        контроль знаний учащихся.

Первым и наиболее существенным этапом в переходе на новый вид работы считаю создание дополнительных наглядных пособий, карточек со схемами, различной степени сложности,  видеофрагментов по предмету, галерею работ,  фотографии и. т. д.  Сбор такого банка – процесс довольно трудоемкий, но является основополагающим в адаптивной системе обучения.

В условиях АСО обучение – это не только сообщение новой информации, но и обучение приемам самостоятельной работы, самоконтролю, приемам исследовательской деятельности, умению добывать знания, фиксировать главное. Умение самостоятельно работать – это то, чему учащийся должен научиться в Доме детского творчества. Такой процесс обучения позволяет развивать мышление, активизировать мыслительные процессы за счет проблемности ситуации.

В заключение отмечу, что отнесение АСО к числу наиболее эффективных технологий на сегодняшний день обучения основывается на её огромном потенциале

- обеспечения полной занятости и активности учащихся,

- индивидуализации учебного процесса в рамках одного урока,

- и единого ученического коллектива.