Самообразование педагога-библиотекаря

«Совершенствование системы методической работы для создания образовательного пространства, способствующего развитию читательской компетенции и информационной культуры учащихся».

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazovanie_pedagoga-bibliotekarya.docx27.45 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №2 ГОРОДА АК-ДОВУРАК

План по самообразованию педагога-библиотекаря

МБОУ СОШ № 2 города Ак-Довурак

на 2021-2025 годы

Тема самообразования:

 «Совершенствование системы методической работы для создания образовательного пространства, способствующего развитию читательской компетенции и информационной культуры учащихся».

Выполнила: педагог-библиотекарь Анчаа А.Ю.

г.Ак-Довурак, 2022 год.

Содержание

  1. Введение……………………………………………………………………….3
  2. «Совершенствование системы методической работы для создания образовательного пространства, способствующего развитию чита-тельской компетенции и информационной культуры учащихся»………….5
  3. Направления самообразования……………………………………………….6
  4. Основные этапы по самообразованию………………………………………7
  5. Циклограмма по самообразованию………………………………………….8

Введение

Самой характерной особенностью библиотечной деятельности является ее подвижность, связанная с изменением информационных ресурсов и технологий, и мы отчетливо осознаем, что прежние профессиональные умения и навыки быстро устаревают, требуются иные формы и методы библиотечной работы, теоретические знания смежных наук и многое другое. Вокруг нас все изменилось, в том числе и само информационно-образовательное пространство, и, самое главное, изменились наши пользователи, их запросы и требования. Чтобы успеть за этими процессами, для библиотекаря возникает необходимость постоянно учиться.

Далеко не все библиотекари имеют специальное библиотечное образование, а тем более, детскую специализацию. Чаще всего библиотекари имеют высшее или средне-специальное педагогическое образование (63 %).

При наличии средств библиотекари проходят курсы переподготовки или повышения квалификации при ТИРРО и ПК г.Кызыл, но основной массе работников в сложившихся условиях повышать свой профессиональный уровень придется только через формы самообразования. И здесь значительную помощь оказывают методические объединения, взаимообмен опытом. Однако, в рамках деятельности ММО мы сегодня, большей частью, поддерживаем профессионализм библиотекаря, в основном ориентируя его на знакомство с инновационными процессами, на изменение требований к профессии, на внедрение новых информационных технологий.

Основной путь роста профессионализма школьного библиотекаря в сложившихся условиях – это реализация модели трех «С»:

  1. Самообразование;
  2. Самовоспитание;
  3. Саморазвитие.

Понятие «самообразование» обычно рассматривается как готовность к самостоятельному обучению.

Дает такое определение самообразованию: «приобретение знаний путем самостоятельных занятий без помощи преподавателя».

Педагогические словари трактуют понятие «самообразование» несколько шире:

«Самообразование – целенаправленная познавательная деятельность, управляемая самой личностью; приобретение систематических знаний в какой-либо области науки, техники культуры и т. п. Наметив цель самообразования, личность выбирает средства для ее осуществления».

Таким образом, если процесс образования:

- осуществляется добровольно;

- осуществляется сознательно;

- планируется, управляется и контролируется самим человеком;

- совершенствует какие-либо качества или навыки,

… то речь идет о самообразовании.

Успех самообразования зависит от целого ряда компонентов познавательной деятельности человека, среди которых первостепенными являются:

1.Осознание человеком персональной необходимости в приобретении дополнительных знаний

2.Обладание человеком необходимым умственным развитием, способностями усматривать проблемы, формулировать их, планировать последовательные шаги поиска ответа.

3.Умение актуализировать знания, способы деятельности, отбирать необходимые для решения вставшей проблемы;

4. Желание решить проблему.

Есть так же и ряд неизбежных факторов, способствующих активизации процесса самообразовательной деятельности. Например, при написании своих целевых программ по развитию и поддержке детского чтения вам пришлось переработать много источников, отработать навыки составления проекта, тематического планирования и прогнозирования конечного результата, а затем научиться представлять и защищать свои наработки.

Самообразование непрерывно, но планировать его нужно поэтапно.

Тема самообразования: «Совершенствование системы методической работы для создания образовательного пространства, способствующего развитию чита-тельской компетенции и информационной культуры учащихся».

Цель: Повышение профессионального уровня и развитие творческого потен-циала школьного библиотекаря

Задачи:

1. Повышение уровня информационной культуры как основы успешной про-фессиональной деятельности.

2. Развитие профессиональной компетенции в условиях внедрения ФГОС.

3. Совершенствование традиционных и освоение новых библиотечных и информационных технологий.

4. Изучение методов и средств обучения основам информационной культуры учащихся разных возрастных категорий;

5. Овладение методиками построения занятий и организации самостоятельной

работы учащихся с различными источниками информации;

6. Изучение практического опыта проведения занятий с различными возраст-ными категориями учащихся;

Работа над темой начата в 2021 году

Предполагается закончить работу над темой в 2025 году.

 

Ожидаемые результаты:

Готовность к проведению занятий по основам информационной культуры с учащимися разных возрастных категорий.

 Разнообразить библиотечные технологии, формы, методы и приемы деятель-ности. Лучшие разработки и сценарии поместить  на сайте школы.

Периодически проводить самоанализ своей профессиональной деятельности, отчитываться о результатах работы над темой на педсоветах.

Результативное участие учащихся в конференциях, конкурсах различного

 уровня.

Результативное участие в профессиональных конкурсах различного уровня

       Исходя из основной общеобразовательной проблемы школы, индивидуальной темы по самообразованию намечены основные направления работы по самообразованию.

Сроки Реализации: с 2021 года по 2025 год

№ п/п

Содержание работы

Сроки проведение

Направление самообразования

1.

1. Изучить новые программы, уяснить их особенности и требования.

2.Знакомиться с новыми библиотечными технологиями через профессиональные издания и Интернет.

3. Повышать квалификацию на курсах педагогов-библиотекарей.

4.Познакомиться с новейшими достижениями библиотекарей-библиографов в области развития творческого мышления читателей, библиотековедения.

1 раз в 3 года

профессиональное

2.

Совершенствовать свои знания в области психологии читателей и педагогики.

Работать над имиджем библиотеки и библиотекаря.

регулярно

Психолого-педагогические

3.

1.Совершенствовать знания в области библиотечного дела.

2. Знакомиться с новыми формами, методами и приёмами проведения библиотечных  уроков по ФГОС

3. Принимать активное участие в работе муниципального объединения школьных библиотекарей.

4. Организовать работу с одарёнными детьми и принимать участие в научно-практических конференциях, конкурсах, творческих работах.

5. Изучать опыт работы лучших библиотекарей района, республики.  

6. Посещать мероприятия, библиотечные уроки коллег и участвовать в обмене опытом.

7. Периодически проводить самоанализ профессиональной деятельности.

8. Создать собственную базу лучших сце-нариев, библиотечных уроков, интересных приемов и находок.

регулярно

Методические

4.

1. Изучать ИКТ и внедрять их в свою работу.

2. Использовать  Интернет для подготовки занятий и мероприятий.

регулярно

Информационно-технологические

технологии

5.

1. Внедрять в образовательный процесс здоровьесберегающие технологии.

регулярно

Охрана здоровья

Направления самообразования

   

 

     ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ

№ п/п

Содержание работы

Сроки проведения

1.

1.Изучение литературы по данной теме.

2. Выступления на ММО библиотекарей ОО г.Ак-Довурак.

Практический

1.Определение целей и задач темы.

2. Разработка системы мер, направленных на решение проблемы.

3. Прогнозирование результатов.

2021-2022 гг.

1. Выступление на муниципальном заседании школьных библиотекарей.  

2. Консультативная помощь учителям, библиотекарям и учащимся

Практический

1.Внедрение опыта работы.

2.Формирование методического комплекса.

3.Корректировка работы.

2022-2023 гг.

1. Открытые библиотечные уроки на школьном и муниципальном уровнях.

2.Участие в конкурсах, конференциях.

Обобщающий

1.Подведение итогов.

2.Оформление результатов работы.

2023-2024гг.

1.Выступление на муниципальном заседании школьных библиотекарей, педсоветах.

2. Результативное участие в муниципальных и региональных конкурсах, конференциях.

3.Мастер-класс

4.Консультативная помощь учителям, библиотекарям и учащимся. 

5.Открытые библиотечные уроки на муниципальном, региональном и республиканском уровнях.

Внедренческий

Распространение опыта работы.

2024-2025 гг.

1.Результаты работы над темой самообразования разместить своем сайте и сайте школы.

Циклограмма по самообразованию

Ежедневно

  • Заполнение Дневника библиотеки
  • Обслуживание читателей
  • Выполнение библиографических справок
  • Работа с библиотечными каталогами

Еженедельно

  • Получение почты

Ежемесячно

  • Проведение библиотечных мероприятий
  • Проведение библиотечных уроков
  • Оформление выставок
  • Сверка фонда библиотеки со списком экстремистской литературы

Каждую четверть

  • Организация работы с учебным фондом
  • Организация работы с фондом художественной и отраслевой литературы
  • Посещение районных библиотек

Один раз в полугодие

  • Реализация проектной деятельности
  • Участие в конкурсах различных уровней
  • Посещение семинаров, родительских собраний
  • Обучение в онлайн вебинарах
  • Проверка состояния учебников у учащихся

Один раз в год

  • Заказ на федеральные и региональные учебники
  • Редактирование программы самообразования (при необходимости)
  • Составление плана работы на новый учебный год
  • Списание устаревшей литературы
  • Участие в муниципальных и республиканских конференциях
  • Оформление учебной литературы
  • Выдача учебной литературы
  • Приемка учебной литературы
  • Ремонт книг и учебников
  • Редактирование электронного каталога

В каникулярное время

  • Реализация модульной,  дополнительной и  образовательной программы (организация внеурочной деятельности детей в каникулярное время)

Педагог- библиотекарь: ________________Анчаа А.Ю.