Главные вкладки
Самообразование педагога-библиотекаря
«Совершенствование системы методической работы для создания образовательного пространства, способствующего развитию читательской компетенции и информационной культуры учащихся».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
samoobrazovanie_pedagoga-bibliotekarya.docx | 27.45 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №2 ГОРОДА АК-ДОВУРАК
План по самообразованию педагога-библиотекаря
МБОУ СОШ № 2 города Ак-Довурак
на 2021-2025 годы
Тема самообразования:
«Совершенствование системы методической работы для создания образовательного пространства, способствующего развитию читательской компетенции и информационной культуры учащихся».
Выполнила: педагог-библиотекарь Анчаа А.Ю.
г.Ак-Довурак, 2022 год.
Содержание
- Введение……………………………………………………………………….3
- «Совершенствование системы методической работы для создания образовательного пространства, способствующего развитию чита-тельской компетенции и информационной культуры учащихся»………….5
- Направления самообразования……………………………………………….6
- Основные этапы по самообразованию………………………………………7
- Циклограмма по самообразованию………………………………………….8
Введение
Самой характерной особенностью библиотечной деятельности является ее подвижность, связанная с изменением информационных ресурсов и технологий, и мы отчетливо осознаем, что прежние профессиональные умения и навыки быстро устаревают, требуются иные формы и методы библиотечной работы, теоретические знания смежных наук и многое другое. Вокруг нас все изменилось, в том числе и само информационно-образовательное пространство, и, самое главное, изменились наши пользователи, их запросы и требования. Чтобы успеть за этими процессами, для библиотекаря возникает необходимость постоянно учиться.
Далеко не все библиотекари имеют специальное библиотечное образование, а тем более, детскую специализацию. Чаще всего библиотекари имеют высшее или средне-специальное педагогическое образование (63 %).
При наличии средств библиотекари проходят курсы переподготовки или повышения квалификации при ТИРРО и ПК г.Кызыл, но основной массе работников в сложившихся условиях повышать свой профессиональный уровень придется только через формы самообразования. И здесь значительную помощь оказывают методические объединения, взаимообмен опытом. Однако, в рамках деятельности ММО мы сегодня, большей частью, поддерживаем профессионализм библиотекаря, в основном ориентируя его на знакомство с инновационными процессами, на изменение требований к профессии, на внедрение новых информационных технологий.
Основной путь роста профессионализма школьного библиотекаря в сложившихся условиях – это реализация модели трех «С»:
- Самообразование;
- Самовоспитание;
- Саморазвитие.
Понятие «самообразование» обычно рассматривается как готовность к самостоятельному обучению.
Дает такое определение самообразованию: «приобретение знаний путем самостоятельных занятий без помощи преподавателя».
Педагогические словари трактуют понятие «самообразование» несколько шире:
«Самообразование – целенаправленная познавательная деятельность, управляемая самой личностью; приобретение систематических знаний в какой-либо области науки, техники культуры и т. п. Наметив цель самообразования, личность выбирает средства для ее осуществления».
Таким образом, если процесс образования:
- осуществляется добровольно;
- осуществляется сознательно;
- планируется, управляется и контролируется самим человеком;
- совершенствует какие-либо качества или навыки,
… то речь идет о самообразовании.
Успех самообразования зависит от целого ряда компонентов познавательной деятельности человека, среди которых первостепенными являются:
1.Осознание человеком персональной необходимости в приобретении дополнительных знаний
2.Обладание человеком необходимым умственным развитием, способностями усматривать проблемы, формулировать их, планировать последовательные шаги поиска ответа.
3.Умение актуализировать знания, способы деятельности, отбирать необходимые для решения вставшей проблемы;
4. Желание решить проблему.
Есть так же и ряд неизбежных факторов, способствующих активизации процесса самообразовательной деятельности. Например, при написании своих целевых программ по развитию и поддержке детского чтения вам пришлось переработать много источников, отработать навыки составления проекта, тематического планирования и прогнозирования конечного результата, а затем научиться представлять и защищать свои наработки.
Самообразование непрерывно, но планировать его нужно поэтапно.
Тема самообразования: «Совершенствование системы методической работы для создания образовательного пространства, способствующего развитию чита-тельской компетенции и информационной культуры учащихся».
Цель: Повышение профессионального уровня и развитие творческого потен-циала школьного библиотекаря
Задачи:
1. Повышение уровня информационной культуры как основы успешной про-фессиональной деятельности.
2. Развитие профессиональной компетенции в условиях внедрения ФГОС.
3. Совершенствование традиционных и освоение новых библиотечных и информационных технологий.
4. Изучение методов и средств обучения основам информационной культуры учащихся разных возрастных категорий;
5. Овладение методиками построения занятий и организации самостоятельной
работы учащихся с различными источниками информации;
6. Изучение практического опыта проведения занятий с различными возраст-ными категориями учащихся;
Работа над темой начата в 2021 году
Предполагается закончить работу над темой в 2025 году.
Ожидаемые результаты:
Готовность к проведению занятий по основам информационной культуры с учащимися разных возрастных категорий.
Разнообразить библиотечные технологии, формы, методы и приемы деятель-ности. Лучшие разработки и сценарии поместить на сайте школы.
Периодически проводить самоанализ своей профессиональной деятельности, отчитываться о результатах работы над темой на педсоветах.
Результативное участие учащихся в конференциях, конкурсах различного
уровня.
Результативное участие в профессиональных конкурсах различного уровня
Исходя из основной общеобразовательной проблемы школы, индивидуальной темы по самообразованию намечены основные направления работы по самообразованию.
Сроки Реализации: с 2021 года по 2025 год
№ п/п | Содержание работы | Сроки проведение | Направление самообразования |
1. | 1. Изучить новые программы, уяснить их особенности и требования. 2.Знакомиться с новыми библиотечными технологиями через профессиональные издания и Интернет. 3. Повышать квалификацию на курсах педагогов-библиотекарей. 4.Познакомиться с новейшими достижениями библиотекарей-библиографов в области развития творческого мышления читателей, библиотековедения. | 1 раз в 3 года | профессиональное |
2. | Совершенствовать свои знания в области психологии читателей и педагогики. Работать над имиджем библиотеки и библиотекаря. | регулярно | Психолого-педагогические |
3. | 1.Совершенствовать знания в области библиотечного дела. 2. Знакомиться с новыми формами, методами и приёмами проведения библиотечных уроков по ФГОС 3. Принимать активное участие в работе муниципального объединения школьных библиотекарей. 4. Организовать работу с одарёнными детьми и принимать участие в научно-практических конференциях, конкурсах, творческих работах. 5. Изучать опыт работы лучших библиотекарей района, республики. 6. Посещать мероприятия, библиотечные уроки коллег и участвовать в обмене опытом. 7. Периодически проводить самоанализ профессиональной деятельности. 8. Создать собственную базу лучших сце-нариев, библиотечных уроков, интересных приемов и находок. | регулярно | Методические |
4. | 1. Изучать ИКТ и внедрять их в свою работу. 2. Использовать Интернет для подготовки занятий и мероприятий. | регулярно | Информационно-технологические технологии |
5. | 1. Внедрять в образовательный процесс здоровьесберегающие технологии. | регулярно | Охрана здоровья |
Направления самообразования
ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ
№ п/п | Содержание работы | Сроки проведения |
1. | 1.Изучение литературы по данной теме. 2. Выступления на ММО библиотекарей ОО г.Ак-Довурак. Практический 1.Определение целей и задач темы. 2. Разработка системы мер, направленных на решение проблемы. 3. Прогнозирование результатов. | 2021-2022 гг. |
1. Выступление на муниципальном заседании школьных библиотекарей. 2. Консультативная помощь учителям, библиотекарям и учащимся Практический 1.Внедрение опыта работы. 2.Формирование методического комплекса. 3.Корректировка работы. | 2022-2023 гг. | |
1. Открытые библиотечные уроки на школьном и муниципальном уровнях. 2.Участие в конкурсах, конференциях. Обобщающий 1.Подведение итогов. 2.Оформление результатов работы. | 2023-2024гг. | |
1.Выступление на муниципальном заседании школьных библиотекарей, педсоветах. 2. Результативное участие в муниципальных и региональных конкурсах, конференциях. 3.Мастер-класс 4.Консультативная помощь учителям, библиотекарям и учащимся. 5.Открытые библиотечные уроки на муниципальном, региональном и республиканском уровнях. Внедренческий Распространение опыта работы. | 2024-2025 гг. | |
1.Результаты работы над темой самообразования разместить своем сайте и сайте школы. |
Циклограмма по самообразованию
Ежедневно |
|
|
|
|
Еженедельно |
|
Ежемесячно |
|
|
|
|
Каждую четверть |
|
|
|
Один раз в полугодие |
|
|
|
|
|
Один раз в год |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
В каникулярное время |
|
Педагог- библиотекарь: ________________Анчаа А.Ю.