Статья о педагоге В.Н. Сорока-Росинский

Федорова Виктория Сергеевна

Российский и советский педагог, психолог, деятель образования.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл v.n._soroka-rosinskiy.docx100.69 КБ

Предварительный просмотр:

В.Н.Сорока-Росинский (1882-1960г.г.)

13 (25) ноября 1882, Новгород-Северский Черниговской губ. — 4 октября 1960, Ленинград.

Российский и советский педагог, психолог, деятель образования.

На последних курсах университета под влиянием Н. О. Лосского заинтересовался экспериментальной психологией, участвовал в работе Психологического кабинета. Работал в Военно-медицинской академии, где изучал проблемы психологии под руководством В. М. Бехтерева и А. Ф. Лазурского, учился в Психоневрологическом институте. В 1920—1925 возглавлял Петроградский отдел народно-индивидуального воспитания им. Ф. М. Достоевского для трудновоспитуемых (известный под названием «Школа-коммуна им. Ф. М. Достоевского», ШКИД).  В 1925—1928 директор школы № 39 для трудных подростков Центрального района Ленинграда; одновременно методист Ленинградского педагогического института им. А. И. Герцена на отделении социально-правовой охраны несовершеннолетних, готовившем воспитателей для работы с беспризорными и трудными детьми. Преподавал в классах для трудновоспитуемых при Торфяном техникуме, в школе для психоневротиков при Педологическом институте (в 1933—1936 научный сотрудник института).

Теоретически обосновал и апробировал в практике оригинальную систему воспитания трудных подростков-сирот на основе развития их творческих способностей. Своих воспитанников относил к «супранормному-эндогенному типу», т.е. к одарённым натурам, но с отклонениями от нормы в результате специфического развития и особого душевного и психического склада; для таких детей предлагал создавать учебно-воспитательные учреждения, осуществляющие гармоничное воспитание и специальную коррекцию психики подростков. Сорока-Росинский был против понимания трудных детей как морально или психически дефективных. Он считал, что его воспитанники одаренные дети но с отклонениями от нормы в результате специфичного развития и особого душевного и психического склада.

Главным в воспитательно-учебном процессе считал фундаментальную образовательную подготовку (10 уроков ежедневно) и самостоятельную творческую деятельность воспитанников, способную «дать надлежащий выход той буйной беспокойной энергии, которой полны эти дети». Воплощение детских чувств в активные действия позволяло лучше изучать личность и развивать индивидуальность учащихся. Широко использовал метод длительных игр: инсценировки, постановки; журналистское творчество; соревнования.  К основным стадиям формирования коллектива относил сборище, стадность, организованный самодеятельный коллектив, стремящийся в совместной деятельности осуществлять общие цели. Анализируя проблему наказания в воспитании, пришёл к выводу о необходимости постепенного перехода от стадии развития коллектива, на которой преобладали принудительные меры воспитания, через формирование коллективной ответственности и выборности к высшей стадии — самодеятельности и самоорганизации воспитанников. Придавал большое значение самовоспитанию; ещё в работе «Психология и самовоспитание» (1907) ставил вопрос о создании специальной науки — автогогики, помогающей каждому человеку развивать свою индивидуальность. Одним из первых стал изучать психологию педагогов и предложил своеобразную типологию «пород» учителей: теоретики, реалисты, утилитаристы, интуитивисты (артисты). Из-за расхождения в педагогических взглядах с официальными педагогическими инстанциями был вынужден покинуть ШКИД. Автор неоконченных воспоминаний «Школа имени Достоевского», в которых показал жизнь ШКИД.

Основными путями формирования национальной культуры и национального самосознания считал семейное воспитание, опирающееся на религию, труд, народные традиции, песенное и сказочное творчество, родительский авторитет. Главная нравственная идея — народность воспитания, подготовка человека к самоотверженному служению высшим ценностям — Родине, народу.  Основными путями формирования национальной культуры и национального самосознания считал семейное воспитание, опирающееся на религию, труд, народные традиции, песенное и сказочное творчество, родительский авторитет. Главная нравственная идея — народность воспитания, подготовка человека к самоотверженному служению высшим ценностям — Родине, народу.

Основными путями формирования национальной культуры и национального самосознания считал семейное воспитание, опирающееся на религию, труд, народные традиции, песенное и сказочное творчество, родительский авторитет. Главная нравственная идея — народность воспитания, подготовка человека к самоотверженному служению высшим ценностям — Родине, народу. С детства увлекаясь личностью А. В. Суворова, подчёркивал педагогические приёмы, стимулирующие максимальное развитие активности, инициативы учащихся, настойчивости, сообразительности, умения быстро и самостоятельно ориентироваться, отличать важное от второстепенного.

«Педагогика должна обратить свое внимание прежде всего на могучие подсознательные, душевные силы ребенка-стремление к деятельности и творчеству».

Педагогические сочинения В.Н.Сорока -Росинский

Национальное и героическое в воспитании

http://elib.gnpbu.ru/text/soroka-rosinsky_pedagogicheskie-sochineniya_1991/go,130;fs,1/

Трудновоспитуемые

http://elib.gnpbu.ru/text/soroka-rosinsky_pedagogicheskie-sochineniya_1991/go,144;fs,1/

Школа им .Достоевского

http://elib.gnpbu.ru/text/soroka-rosinsky_pedagogicheskie-sochineniya_1991/go,169;fs,1/