Сценарий мастер-класса по инновационным методикам работы с текстом.

Большакова Светлана Владимировна

Продуктивное чтение

Методический материал, посвящённый организации ресурсно-ориентированной выставки по книге Евгении Пастернак и Андрея Жвалевского «Шекспиру и не снилось»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stsenariy_master.docx56.21 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий мастер-класса по инновационным методикам работы с текстом.

Продуктивное чтение

Методический материал, посвящённый организации ресурсно-ориентированной выставки по книге Евгении Пастернак и Андрея Жвалевского «Шекспиру и не снилось»

«Если ребенок не любит читать,

значит, это не та книга»

Концепция выставки состоит в том, что читатели подготавливают материал, разрабатывают оформление, инсталлируют и презентуют выставку самостоятельно путем включения в образовательный проект.

Цель:

  • образовательная — формирование через проектную деятельность пользовательской компетентности;
  • воспитательная — развитие у читателей личностных качеств, определение ценностей, норм, установок, убеждений, ограничений;
  • социализирующая — приобретение опыта и выработка поведенческих моделей через ситуации, описанные в книге, а также самоопределение читателя в культуре (идентификация) через литературных героев.

Задача: создание предметнокнижной экспозиции посредством одной книги (Евгении Пастернак и Андрея Жвалевского «Шекспиру и не снилось»»),

Возраст: читатели среднего возраста (учащиеся 5—7-х классов).

Время работы: 11 часов (резерв 2 часа). Предполагаются:

  • чтение рассказов, обсуждение, выполнение творческих заданий (5 часов);
  • организация выставки (2 часа);
  • выполнение инсталляции (2 часа);

Итак, попробуем представить себе результат:

Компьютерный стол (или стеллаж), в углу стоит маленькая ёлочка, рядом яблоко, на столе разбросаны мобильник, ученическая тетрадь, диск с компьютерной игрой,3-Д очки и калькулятор. Всё это предметы выставки. Сегодня здесь живёт одна книга «Шекспиру и не снилось». Среди вещей стоит заголовок «Ищу друга»

Если мы возьмём в руки тетрадь, то сможем прочитать биографию авторов книги. На ёлочке весят крючки в виде вопросительного знака, только без точки. На каждом крючке написаны вопросы викторины. Таким образом, читатель вовлекается в игру, в ходе которой надо собрать точки. Но чтобы их собрать, необходимо ответить на вопросы, следовательно, прочитать книгу. Затем получить приз. Из книги свисает закладка, на которой надпись «7 А»

Две полки стеллажа занимают читательские рисунки и цитаты из книг.

В контексте вышеизложенного предлагаю организовать выставку в нетрадиционном формате, как по форме, так и по содержанию.

Приступаем к работе

Таблица

Этапы

Библиотекарь

Читатели-учащиеся

Подготовительный

Формулирует тему.

Собирает пакет документов.

Формирует задания.

Образовательный

Объясняет творческие задания.

Не участвует, но консультирует, контролирует, помогает, репетирует.

Работают над творческими заданиями самостоятельно

Презентационный

Принимает творческие отчёты, наблюдает за поведением и контролирует бесконфликтное общение.

Демонстрируют творческие отчёты

Рефлексивный

Анализирует ход работы, обобщает опыт, выступает с результатами

Пишут отзыв, помогают в создании портфолио

Занятия 1-3

Задача

. Чтение рассказа и выполнение творческих заданий.

. Общение по прочитанному

  • Игра «Точка в вопросе»

(Ученики делятся на группы по 4—5 человек. Групп должно быть четное количество. Каждая группа должна составить по два вопроса (из текстового фрагмента; фрагмент выдается каждой группе): один вопрос на знание текста, второй — на личное мнение. Затем каждой группе выдается «крючок» от знака вопроса. Группа задает вопрос сопернику и передает «крючок». За правильный ответ библиотекарь выдает точку. Потом производится подсчет.)

  • Игра «Обозначь проблему»

(Каждый ученик должен сформулировать проблему, которая представлена в рассказе.)

Образовательный эффект

  • Выборочное чтение, чтение - пересмотр, сплошное чтение, чтение по ключевым словам.
  • Составление вопросов.
  • Общение, поведение в группе.
  • Расширение информационного словаря.

Занятие 4

Задача

  • Поиск биографических сведений об авторе, используя интернет-ресурсы.

Действия читателей-учащихся

  • Работа по парам за компьютером с интернет-ресурсами.

Познавательная информация библиотекаря, педагога

  • Общий алгоритм поиска информации в печатных и электронных источниках.
  • Информационная безопасность при работе с интернет-ресурсами.
  • Алгоритм работы в поисковых системах.

Творческие задания

(Задания раздаются на карточках.)

• С помощью поисковой системы найти по ключевому слову сайты, посвященные автору.

• Зайти на найденные сайты (не более 5).

• Сделать ссылку в «Избранное».

  • Правила работы с браузерами и текстовыми редакторами. Интернет в жизни человека.

• Проанализировать содержание сайта и записать основные биографические сведения.

• Указать адреса используемых сайтов.

Образовательный эффект

  • Определение ключевых слов.
  • Работа с поисковыми системами.
  • Отбор сайтов в «Избранное».
  • Анализ информации.
  • Выбор сведений.
  • Создание базы данных.
  • Расширение информационного словаря.

ЗАНЯТИЯ 5-6 ( Выставка)

Задача

  • Из чего состоит выставка?
  • Как сделать выставку привлекательной?

Действия читателей-учащихся

  • Знакомство с помощью презентации с разнообразием выставок.
  • Работа в группах.

Познавательная информация библиотекаря, педагога

  • Основные этапы организации выставки.
  • Разнообразие выставок.
  • Основы дизайна.
  • Примерные правила оформления выставки.

Творческие задания

  • «Нарисуй обложку»

(Каждый участник рисует обложку к книге)

  • «Придумай заголовок»

(Каждый участник обменивается рисунком с другим участником и придумывает свое название рассказа.)

  • «Найди цитату»

(Учащиеся делятся на группы и подбирают цитату из рассказа, раскрывающую содержание композиции, представленной на обложке.)

  • «Найди заголовок»

(Из ранее сформулированной проблемы каждому участнику необходимо предложить заголовок выставки. Затем выбирается самый подходящий заголовок.)

  • «Собери предметы»

(Участник предлагает предметы, которые ассоциируются у него с рассказом. Все предметы ребята записывают и по возможности приносят на следующее занятие.)

Образовательный эффект

  • Понятие «инсталляции», «дизайна».
  • Виды и жанры выставок.
  • Выставочная работа в музеях и библиотеках.
  • Библиотеки и музеи мира.

• Расширение информационного словаря.

ЗАНЯТИЕ 7 (В кабинете)

Задача

  • Как оформить выставку?

Действия читателей-учащихся

  • Работа в творческих группах.
  • Презентация выполненных заданий.

Познавательная информация библиотекаря, педагога

  • Консультирование и помощь по запросам читателей-учащихся.

Творческие задания

(Учащиеся делятся на творческие группы. Задание каждой группе выдает библиотекарь.)

  • Художники пишут название выставки, вопросы, цитаты.
  • Оформители делают модели из бумаги.
  • Дизайнеры делают инсталляции.
  • Пиарщики сочиняют рекламу для презентации.
  • Редакторы выбирают лучшие обложки, цитаты, вопросы, если необходимо, вносят исправления.
  • Литераторы обрабатывают сведения об авторе.

ЗАНЯТИЕ 8 (В библиотеке)

Задача

• Монтаж выставки в библиотеке.

Действия читателей-учащихся

• Обсуждение места экспозиции.

• Делегирование от каждой творческой группы представителя в монтажную группу.

Познавательная информация библиотекаря, педагога

• Правила монтажа и размещения материалов на выставке с учетом возрастных особенностей.

Творческие задания

• «Я думаю так!»

(Каждый участник высказывает свое мнение и обосновывает выбор места для экспозиции, выбирает мебель (это могут быть полки для стеллажа, переносной стеллаж, парта с поднимающейся крышкой, стол и т. п.).)

Образовательный эффект

. Ведение экскурсии.

  • Обоснование мнения.

  • Бесконфликтное решение проблем.

ЗАНЯТИЯ 9-10

(В библиотеке, актовом зале)

На данных занятиях проводится презентация выставки, к которой ребята готовились на протяжении всех предыдущих занятий.

Презентация состоит из двух частей: организаторской и праздничной. Идея выставки-проекта сводится не только к представлению выставки, но и привлечению читателей и, конечно, к организации дискуссии по проблеме книги, продвижения книги и автора к читателю.

На презентацию выставки приглашаются прежде всего педагоги и родители участников проекта. Также в качестве зрителей и участников дискуссии приглашаются учащиеся параллельного класса, но для этого с ними необходимо прочитать книгу и провести предварительную беседу. В дискуссию по теме «Зачем мы друг другу?» надо обязательно привлечь психолога, социального педагога с правом выступления по проблеме. Сценарий презентации составляется руководителем проекта. Ведущие презентации — участники проекта.

Ребята готовят:

  • слово об авторе (лучше компьютерную презентацию);
  • вопросы по тексту для аудитории;
  • театрализованное представление по рассказу;
  • игры с аудиторией.

ЗАНЯТИЕ 11

(Последнее занятие представляет собой этап рефлексии, обозначенный выше.)

Задача

• Написать впечатления о проделанной работе.

Действия читателей-учащихся

• Самостоятельная работа. Познавательная информация

библиотекаря, педагога

• Правила заполнения анкеты.

• О самоопределении.

• О достижении жизненных целей.

Творческое задание

• Заполнить анкету. Образовательный эффект

• Обработка результатов.

• Анализ проделанной работы.

• Самооценка.

Приложение

Варианты вопросов к рассказу «Шекспиру и не снилось»

  1. Как звали девочек?(Маша Иванова, Таня Лопахина,Милка Кислицина)
  2. Какой спектакль смотрели девочки?(Шекспир «Ромео и Джульетта»)

Таня Лопахина

  1. Что произошло у Тани Лопахиной?(новорождённую сестру отвезли в реанимацию)
  2. В чём себя винит Таня?(ревновала маму к сестре)
  3. Что изменилось в сознании Тани?(Подумала, что сестры могло не стать)
  4. Что она сделала?( легла в кроватку к сестре)
  5. Для чего она легла к сестре(чтобы слышать как она дышит)
  6. Над чем смеялась Таня?(вспоминала как улыбалась сестра и танцевала мама)

Милка Кислицина

  1. Что она думает про Джульетту?(Джульетта – дура, что напилась всякой дряни)
  2. Что случилось в семье Милки(Ушёл отец из семьи)
  3. Что сделала мама Милки?(лежала повернувшись к стене)
  4. Что решила Милка?( спасти всех)
  5. Как повели себя взрослые:

- мама

- папа

-его новая жена

#1054;пишите характер Вероники Гавриловны?

Темы для дискуссии:

  1. Знакомо ли вам слово «горе»?

пять стадий переживания горя:

  • отказ, отрицание;
  • злость, агрессия;
  • избегание упоминания о проблеме;
  • депрессия;
  • принятие.)

2. Без чего никак не стать счастливым?

3. Чьё мнение для вас важнее родителей или одноклассников?

4. Жить в сказке (собственного или чьего-то сочинения) или только в непосредственном контакте с жёсткой реальностью? Какой мир – выдуманный или реальный – ваш?