Рабочая программа по информационной культуре школьников

Соелма Владимировна Доржиева

 

     Программа библиотечно-информационной грамотности рассчитана на обучение детей с 7-летнего возраста. Она построена с учетом возрастных особенностей учащихся.                                                                      

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное образование «Иволгинский район»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Нижне-Иволгинская средняя общеобразовательная школа

«Согласовано»

Заместитель директора по УВР

МОУ Нижне-Иволгинская СОШ:

__________Банзаракцаева С.М.

«Утверждено»

Директор

МОУ Нижне-Иволгинская СОШ

_______________ Галданов С.С.

РАБОЧАЯ   ПРОГРАММА

библиотечно – информационной культуры

Класс: 1-11

Срок реализации программы – 2024/2025 учебный год

Рабочую программу составили:

педагог-библиотекарь Доржиева С.В.

Нижняя Иволга,

2024 г.

Пояснительная записка

     Программа библиотечно-информационной грамотности рассчитана на обучение детей с 7-летнего возраста. Она построена с учетом возрастных особенностей учащихся.                                                                      

     Предусматривается постепенное накопление и углубление знаний о книге: от первого знакомства с библиотекой – к изучению содержания различных разделов книжного фонда.

Библиотечные уроки позволяют охватить большое количество учащихся, способствует приобретению определенных знаний. Система библиографических занятий направлена на повышение качества чтения и

воспитательного воздействия литературы на детей и подростков, на расширение их кругозора. «Основы библиотечно – информационных знаний» для 1 – 11 классов, позволяют моделировать информационную среду для детей и юношества, способствуют социализации личности, удовлетворяя культурные, эстетические и творческие потребности личности.

Цели программы:

  • основная цель библиотечных уроков – дать учащимся знания, умения и навыки информационного самообеспечения их учебной деятельности;
  • обучение читателя навыкам пользования библиотекой, ее фондом;
  • формирование навыков использования справочно-библиографического аппарата;
  • формирование навыков работы с книгой и другими информационными ресурсами библиотеки;
  • формирование навыков обработки и представления информации;
  • развитие аналитической деятельности;
  • развитие коммуникативной культуры обучающихся через умения передавать информацию в письменной и устной форме;
  • воспитание бережного отношения к книге, изучение правил хранения и обращения с книгой;
  • представление о книге как о художественно-историческом памятнике.

Общая характеристика курса

     Содержание программы предполагает формирование основы культуры работы с информацией через умения самостоятельно осуществлять поиск и обработку информации, используя различные виды печатных изданий, справочный аппарат библиотеки и опыт самостоятельной деятельности. Освоение рациональных приемов и способов самостоятельного ведения поиска информации в соответствии с возникающими в ходе обучения задачами. Учение учащихся работать с книгой, приобщать их к систематическому пользованию библиотекой. Пропаганда ценности чтения и книги.

Место курса в учебном плане

 Учебные занятия проводятся на классных часах и библиотечных уроках.

Результаты изучения курса

  Личностные результаты:

  • сформированность познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей обучающихся;
  • мотивация образовательной деятельности обучающихся на основе личностно-ориентированного подхода;
  • формирование ценностных отношений к друг другу, к учителю, к результатам обучения; приобретение положительного эмоционального отношения к отечественной и мировой литературе;
  • приобретение умения ставить перед собой познавательные цели, конструировать высказывания, доказывать свою точку зрения по обсуждаемому вопросу;
  • самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;
  • развитие читательской активности и воспитание позитивного отношения к себе как к читателю, к обществу как к носителю книжной культуры, к тексту как сложной иерархической системе культуры;
  • формирование представлений об информационно-поисковой деятельности как жизненно важной в современном информационном обществе
  • овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее существования
  • формирование представлений об информационно-поисковой деятельности как жизненно важной в современном информационном обществе.

Предметные результаты:

  • представлять значение книги в жизни человека;
  • понимать ценность книги;
  • знать структуру книги, основные понятия и термины в библиотечном деле, правила пользования библиотекой, правила работы с алфавитным каталогом, историю возникновения информационных ресурсов;
  • формирование отношения к книге как важнейшей культурной ценности;
  • осознание и формулирование своих информационных потребностей;
  • умение выбирать книгу для самостоятельного чтения, ориентируясь на справочно-библиографический аппарат библиотеки;
  • использовать разные виды чтения (ознакомительное, изучающее,
  • выборочное, поисковое);
  • умение оценить результаты собственной самостоятельной информационной деятельности.

Содержание программы

1 класс.

Тема 1. Первое посещение библиотеки. Путешествие по библиотеке. Знакомство с «книжным домом». Понятия «читатель», «библиотека», «библиотекарь». Основные правила пользования библиотекой. Как самостоятельно записаться в библиотеку. Как самостоятельно выбрать книгу (тематические полки, книжные выставки, ящики для выбора книг).

Тема 2. Правила и умения обращаться с книгой. Формирование у детей бережного отношения к книге. Обучение простейшему ремонту книг.

2 класс.

Тема 1. Роль и назначения книги. Понятие об абонементе и читальном зале. Расстановка книг на полках. Самостоятельный выбор книг при открытом доступе.

Тема 2. Структура книги. Кто и как создает книги. Из чего состоит книга. Внешнее оформление книги: обложка, переплет, корешок. Внутреннее оформление: текст, страница, иллюстрация.

3 класс.

Тема 1. Структура книги. Углубление знаний о структуре книги: титульный лист (фамилия автора, заглавие, издательство), оглавление, предисловие, послесловие.

Тема 2. Выбор книги в библиотеке. Знакомство с расстановкой книг в библиотеке.

4 класс.

Тема 1. Структура книги. Углубление знаний о структуре книги: титульный лист (фамилия автора, заглавие, издательство), оглавление, предисловие, послесловие.

Тема 2. Научно-познавательная литература.

Тема 3. Справочная литература.

 

5 класс.

Тема 1. Художественное оформление книги

Тема 2. Записи о прочитанном. Дневник читателя

6 класс.

Тема 1. Справочная литература. Словари, энциклопедии.

Тема 2. Периодические издания

7 класс.

Тема 1. Справочно-библиографический аппарат библиотеки. (Библиографическое описание источников информации (традиционных носителей, электронных носителей, Интернет-ресурсов)) Аналитическое описание. Список использованной литературы.

Тема 2. Периодические издания для младших подростков.

8-9 класс

Тема 1. Справочно-библиографический аппарат библиотеки. Назначение и принципы построения библиотечных каталогов. Виды каталогов (алфавитный, систематический). Систематизация книг по отраслям знаний. Разделители, отражающие структуру каталога. Систематическая картотека газетно - журнальных статей. Электронный каталог.

Тема 2. Методы самостоятельной работы с литературой.

Тема 3. Аннотация и реферат. Критическая литература.

10-11 класс.

 Тема 1. «Свёртывание» информации. Сходство и отличие аннотации и реферата как

вторичных документов. Обзор литератур как наиболее сложный вид аналитико –

синтетической переработки текстов.

Тема 2. Фактографический поиск и алгоритм его выполнения. Понятие о

фактографической информации; справочные издания как источник фактографической

информации; алгоритм выполнения фактографического запроса.

Тема 3. Тематический поиск и алгоритм его выполнения. Тематически запросы как

выражение информационной потребности; правила формулирования тематических

запросов. Систематический каталог и картотека статей как источник разыскания в

библиотеке.

Тема 4. Технология подготовки реферативного обзора литературы. Особенности

составлении обзора, его сущность, назначение, отличительные особенности. Алгоритм

поиска литературы по теме обзора. Технология подготовки доклада, реферата.

Персональный компьютер как основа новых информационных технологий.

Тематическое планирование

Класс

Название темы урока

Кол-во часов

Ответственный

1

  1. Первое посещение библиотеки.
  2. Знакомство с «книжным домом».
  3. Правила и умения обращаться с книгой.
  4. Обучение простейшему ремонту книг.

1 ч.

1 ч.

1 ч.

1 ч.

Педагог - библиотекарь

2

  1. Роль и назначения книги.  Понятие об абонементе и читальном зале.
  2. Расстановка книг на полках.
  3. Структура книги.  Кто и как создает книги.

1 ч.

1 ч.

1 ч.

Педагог - библиотекарь

3

  1. Структура книги. Углубление знаний о структуре книги: титульный лист (фамилия автора, заглавие, издательство), оглавление, предисловие, послесловие.
  2. Выбор книги в библиотеке. Знакомство с расстановкой книг в библиотеке.

1 ч.

1 ч.

Педагог - библиотекарь

4

  1. Углубление знаний о структуре книги
  2. Научно-познавательная литература.
  3. Справочная литература.

1 ч.

1 ч.

1 ч.

Педагог - библиотекарь

5

  1. Художественное оформление книги
  2. Записи о прочитанном. Дневник читателя

1 ч.

1 ч.

Педагог - библиотекарь

6

  1. Справочная литература. Словари, энциклопедии.
  2. Периодические издания

1 ч.

1 ч.

Педагог - библиотекарь

7

  1. Справочно-библиографический аппарат библиотеки.
  2. Периодические издания для младших подростков.

1 ч.

1 ч.

Педагог - библиотекарь

8

  1. Справочно-библиографический аппарат библиотеки. Назначение и принципы построения библиотечных каталогов.
  2. Методы самостоятельной работы с литературой.

1 ч.

1 ч.

Педагог - библиотекарь

9

  1. Справочно-библиографический аппарат библиотеки.
  2. Аннотация и реферат. Критическая литература.

1 ч.

1 ч.

Педагог - библиотекарь

10

  1. «Свёртывание» информации. Обзор литератур
  2.  Фактографический поиск и алгоритм его выполнения.

1 ч.

1 ч.

Педагог - библиотекарь

11

  1. Тематический поиск и алгоритм его выполнения.
  2. Технология подготовки реферативного обзора литературы.

1 ч.

1 ч.

Педагог - библиотекарь

Итого:

26 ч.

Планируемые результаты изучения данной программы

По окончании начальной школы, результатами освоения данной программы являются:

  • знание правил пользования библиотекой;
  • знание основных элементов книги (титульный лист, оглавление, предисловие, аннотация, форзац);
  • умение правильно называть произведение (фамилия автора, заглавие книги);
  • умение самостоятельно определять жанр книги (художественная, научно-популярная, справочная);
  • использование для решения познавательных и коммуникативных задач справочной, научно-популярной литературы, периодических изданий для младших школьников.

По окончании основной школы, результатами освоения данной программы являются:

  • знание принципов систематизации информационных ресурсов;
  • знание алгоритмов самостоятельной работы с информацией;
  • знание библиографического и аналитического описания источников информации;
  • умение пользоваться справочно-библиографическим аппаратом библиотеки;
  • умение пользоваться справочным аппаратом книги;
  • умение отличать и использовать особенности справочной, научно-популярной литературы, периодических изданий;
  • умение пользоваться информационными ресурсами на электронных носителях информации.

По окончании средней школы, результатами освоения данной программы являются:

  • знание использовать в учебных целях справочную, научно-популярную литературу и периодические издания;
  • умение применять библиотечно – библиографические знания при изучении дисциплин и в процессе самообразования;
  • умение подготовки доклада, реферата;
  • умение аналитико –синтетической переработки текстов.

Литература:

  1. Антипова, В.Б. Библиотечные уроки. Формирование информационной грамотности учащихся в школьной библиотеке. Выпуск 3[Текст]: методическое пособие / В.Б. Антипова. – М.: Глобус, 2009. - 336 с. – (Уроки мастерства).
  2. Библиотечные уроки. Выпуск 2: обучение школьников основам библиотечно-библиографических знаний. Методическое пособие. 1-11 классы – 2-е изд., стереотипное – М.: Глобус. Волгоград: Панорама, 2008.
  3. Бровина М.Б., Воробьева Н.Н. Тематическое планирование работы творческого

объединения учащихся «Юный библиотекарь» // Шк. библиотека. -№1/2010. – С.41- 43

  1. Чулкина Г.Д.  Библиотечно – библиографические и информационные знания школьникам // Шк. библиотека. – 2001 – № 1. –  С. 8 – 13.

Интернет-ресурсы: 

  1. Записная книжка школьного библиотекаря: http://bibnout.ru
  2. Поурочные планы, методическая копилка, информационные технологии в школе: www.uroki.ru
  3. Учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий»: http://www.km.ru/education
  4. Электронная библиотека: http://bibliotekar.ru/

   

Технические средства обучения

  1. Компьютер.
  2. Интерактивная доска.