Главные вкладки
Библиотечный урок "Конкурс по басням И.А. Крылова "А вот о том, как в баснях говорят..."
Цели мероприятия:
- расширение и углубление сведений о баснях И.А. Крылова;
- развитие творческих способностей, стимулирование развития у детей фантазии, воображения и художественного творчества;
- уяснение общечеловеческой морали басен И.А. Крылова.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 36.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Яконурская средняя общеобразовательная школа»
Усть-Канского района Республики Алтай
Конкурс по басням И.А. Крылова
(библиотечный урок)
Составитель: Лутцева Айсура Витальевна,
педагог-библиотекарь IКК
ЯКОНУР, 2023
Библиотечный урок
Конкурс по басням И.А. Крылова
“А вот о том как в баснях говорят…”
Цели мероприятия:
- расширение и углубление сведений о баснях И.А. Крылова;
- развитие творческих способностей, стимулирование развития у детей фантазии, воображения и художественного творчества;
- уяснение общечеловеческой морали басен И.А. Крылова.
Оформление: портрет И.А. Крылова, эпиграф “Его басни переживут века” (К.Н. Батюшков), иллюстрации к басням И.А. Крылова и кроссворды, выполненные учащимися; плакаты с высказываниями И.А. Крылова: “Люблю, где случай есть, пороки пощипать”, “А за меня мои звери говорят”.
ВЫСКАЗЫВАНИЯ ПИСАТЕЛЕЙ О ТВОРЧЕСТВЕ КРЫЛОВА:
«Его басни дойдут до потомства и никогда не потеряют в нём своей силы и свежести, ибо они обратились в народные пословицы, а народные пословицы живут с народом и их переживают». (В.А.Жуковский)
«Его басни переживут века!». (К.Н.Батюшков)
Оборудование. Портрет И.А. Крылова, рисунки детей к басням, книга "Басни Крылова", конверты с заданиями, иллюстрации к басням, кроссворд, карточки с именами героев, строчками из басен, названиями произведений, черный ящик, очки, зеркало.
Ход мероприятия.
- Сообщение целей и задач.
Библиотекарь. Великого русского баснописца Ивана Андреевича Крылова наш народ издавна зовет дедушкой Крыловым. У подножия его памятника в Летнем саду в Санкт-Петербурге изображены персонажи его басен.
Актуализация знаний
А кто же такой Крылов? Иван Андреевич Крылов родился в семье военного капитана Андрея Прохоровича Крылова. Семья жила под Оренбургом, в Яицкой крепости. Ванюше было 5 лет, когда отец ушел в отставку и семья переехала в Тверь. Вместе с разным домашним имуществом в Тверь был привезен простой походный сундучок, в котором хранил Андрей Прохорович самую большую свою драгоценность – книгу.
Однажды Андрей Прохорович был с сыном в гостях у помещика Львова. Там собралось много гостей. Ванюша читал стихи, играл на скрипке, изображал небольшие пьески – гости удивлялись его способностям. Львов предложил Андрею Прохоровичу прислать к нему в дом Ванюшу, чтобы он учился вместе с его детьми. Отец с радостью согласился.
Маленький Крылов был очень трудолюбив. Старательно и упорно учился всему и особенно усердно занимался итальянским и французским языками.
Когда Ване исполнилось 9 лет, отец умер. Пришлось мальчику поступить на службу. Ему всего 11, а он работает в суде. Что же он там делает? Переписывает документы, разносит пакеты, чинит гусиные перья и потихоньку читает книги, за что грубый начальник не раз бьет его.
Умный мальчик любит бродить по торговым площадям, наблюдать за детьми, любит развлечения и кулачные бои. Целыми часами мог сидеть на берегу Волги, слушать разговоры и ссоры прачек. Придя домой Ванюша рассказывал своему единственному другу – любимой маменьке все, что видел, а случалось и изображал забавные сценки, которые сам тут же сочинял.
Вскоре Крылов становится известен как автор басен, героями которых являются птицы и звери, наделенные человеческими качествами. Крылов был не только баснописцем. Он писал стихи, водевили, издавал журнал. Но ярче всего его талант проявился в баснях. Басни писали и до Крылова, но Иван Андреевич писал басни так просто, доходчиво, по-народному, что каждый легко их запоминает. В баснях Крылова фигурирует множество различных зверей. Но под видом животных он изображал людей. За львами, лисицами, воронами стоят подлинные человеческие характеры.
Каждый год на уроках чтения вы встречаетесь с баснями Крылова. И сегодняшний наш библиотечный урок проведем в виде конкурса, который позволит выявить лучшего знатока басен.
- Конкурсная программа
Учащиеся делятся на команды. За каждый правильный ответ команда получает жетон в конце конкурса подводятся итоги.
Выбери себе имя.
Командам предлагается выбрать название команды, так чтобы оно являлось однокоренным словом к фамилии Крылов. (Крыловцы, крылья, окрыленные и т.п.)
Разминка
Командам предлагается ответить на вопрос четко и грамотно:
- Что такое басня? Басня – это краткий иносказательный рассказ поучительного характера. Действующими лицами в басне часто выступают животные, предметы, которые обладают человеческими качествами. Они обычно умеют говорить.
-Что такое аллегория? Иносказание.
Библиотекарь. Молодцы, ребята! Следующие задания нашего конкурса находятся в конвертах, которые разложены на демонстрационном столе.
Дети по очереди вытаскивают конверты с заданиями, которые читает ведущий.
Конверт 1
Юный Баснописец.
Детям дается малоизвестная басня Крылова, в которой отсутствует рифма через одну строку, они должны восстановить басню. Побеждают те, которые максимально близко к тексту подберут недостающие слова.
1 команда: КАМЕНЬ И ЧЕРВЯК
«Как расшумелся здесь! Какой невежа! —
Про дождик говорит на ниве Камень, лежа. —
А рады все ему, пожалуй — посмотри!
И ждали так, как гостя дорогого,
А что же сделал он …….?
Всего-то шел часа …….
Пускай же обо мне расспросят!
Так я уж веки здесь: тих, скромен завсегда.
Лежу смирнехонько, куда меня ………,
А не слыхал себе спасибо ……….
Недаром, право, свет поносят:
В нем справедливости не вижу я никак». —
«Молчи! — сказал ему Червяк, —
Сей дождик, как его ни кратко было время,
Лишенную засухой сил
Обильно ниву ……..,
И земледельца он надежду …………;
А ты на ниве сей пустое только бремя».
-----
Так хвалится иной, что служит сорок лет:
А проку в нем, как в этом Камне, нет.
2 команда: МЕДВЕДЬ У ПЧЕЛ
Когда-то, о весне, зверями
В надсмотрщики Медведь был выбран над ульями,
Хоть можно б выбрать тут другого поверней,
Затем что к меду Мишка падок,
Так не было б ………;
Да, спрашивай ты толку у зверей!
Кто к ульям ни просился,
С отказом отпустили всех,
И, как на смех,
Тут Мишка ……...
Ан вышел грех:
Мой Мишка потаскал весь мед в свою берлогу.
Узнали, подняли ……..,
По форме нарядили суд,
Отставку Мишке дали
И приказали,
Чтоб зиму пролежал в берлоге старый ……..
Решили, справили, скрепили;
Но меду все не ……...
А Мишенька и ухом не ведет:
Со светом Мишка распрощался,
В берлогу теплую ……..,
И лапу с медом там сосет
Да у моря погоды ……..
3 команда: ЛЕВ И ВОЛК
Лев убирал за завтраком ягненка;
А собачонка,
Вертясь вкруг царского стола,
У Льва из-под когтей кусочек урвала;
И Царь зверей то снес, не огорчась нимало:
Она глупа еще и молода была.
Увидя то, на мысли Волку ……..,
Что Лев, конечно, не силен,
Коль так …….:
И лапу протянул к ягненку также он.
Ан вышло с Волком худо:
Он сам ко Льву попал на ……...
Лев растерзал его, примолвя так: «Дружок,
Напрасно, смОтря на собачку,
Ты вздумал, что тебе я также дам ……..:
Она еще глупа, а ты уж не ………!»
Конверт 2
Инсценировать басню. Задание готовится заранее.
Конверт 3 Конкурс "Юный художник"
Каждая команда должна нарисовать известную басню, а противники её отгадать.
Конверт 4. Конкурс эрудитов
Детям раздаются сетки кроссворда с вопросами.
Вопросы
- Героиня басни "Квартет".
- Героиня, которая увидела свой образ в зеркале.
- Кто без драки "хочет попасть в большие забияки"?
- У кого к зиме "был готов и стол, и дом"?
- Кто восхвалял Петуха, "не боясь греха"?
- Любимое блюдо Демьяна.
- Один из героев басни, которые "везти с поклажей воз взялись".
- Она осталась без обеда благодаря своей глупости.
Ответы: 1. Мартышка. 2. Обезьяна. 3. Моська. 4. Муравей. 5. Кукушка. 6. Уха. 7. Лебедь. 8. Ворона.
Б. Если вы правильно отгадали кроссворд, то по горизонтали в выделенных клетках прочитаете имя героини басни, которая "пропела все лето".
Д. Стрекоза.
Конверт 5
Назовите героя басни.
Она “наелась желудей досыта, до отвала”. (Свинья).
Он “виноват уж тем”, что кому-то “хочется кушать”. (Ягнёнок).
Она хотела сжечь море. (Синица).
Он вернулся из путешествия “с разбитой головою, с попорченным крылом, с повихнутой ногою”. (Голубь).
Он обещал стать охранником овечьих стад. (Волк).
Она “без души лето целое всё пела”. (Стрекоза).
Она решила заняться не своим ремеслом, пошла ловить мышей и была за это жестоко наказана. (Щука).
Она попала “в большие забияки”. (Моська).
Он “обжора и злодей”, по словам его хозяина. (Кот Васька).
Она пыталась руководить квартетом. (Мартышка).
У него на локтях продрался кафтан. (Тришка).
Он в кунсткамере не приметил такую мелочь, как Слона. (Любопытный).
Его “захлопнула злодейка-западня”. (Чиж).
У неё есть 5-6 кривляк-кумушек. (Обезьяна).
Он достал из волчьей пасти кость и был назван за это неблагодарным. (Журавль).
Её служба – ходить на задних лапах перед хозяевами. (Болонка Жужу).
Он решил “с волками иначе не делать мировой, как снявши шкуру с них долой”. (Ловчий).
Он кормил своими плодами неблагодарную свинью. (Дуб).
Он был перекормлен рыбным супом. (Фока).
У него всё вокруг только “моё”. (Волк).
Конверт 6
Конкурс "Угадай-ка"
На карточках обозначены герои басен.
У. Какие герои басен здесь зашифрованы?
– и – и – а
о – ё –
– о – ь – а
– о – о – е –
в – – –
– у – а – е –
– т – е – о – а
Ответы: Лисица, Осел, Моська, Соловей, Волк, Муравей, Стрекоза.
Конверт 7
Конкурс "Черный ящик"
Библиотекарь достает черный ящик.
- В ящике лежит предмет, при помощи которого можно было увидеть, "что там за рожа" (Зеркало).
- В ящике лежит предмет, которых героиня басни достала себе с полдюжины (Очки).
- В ящике лежит предмет, который выпал, и с ним была плутовка такова…. (Сыр).
III. Игровая программа
Б. Переходим к игровой части нашего мероприятия. Не забывайте, что вы продолжаете собирать жетоны. Первая игра называется "Путаница". Отгадайте, что здесь перепутано?
"Плутовка к берегу на цыпочках подходит, вертит хвостом, с кукушки глаз не сводит".
Д. Надо: "к дереву подходит, с вороны глаз не сводит".
Б. "Как, милый Кочеток, поешь ты громко, важно!"
Д. Надо: "Петушок".
Б. "Однажды Лебедь, Рак да Щука везти с поклажей воз впряглись".
Д. "Взялись".
Б. "Ворона гавкнула во все воронье горло".
Д. "Ворона каркнула".
Б. "Мартышка к старости слаба ушами стала".
Д. "Глазами".
Б. ""Соседка, перестань срамиться" – ей бабка говорит".
Д. "Шавка говорит".
Б. Следующая игра – "Загадочные животные".
На доске: квол пухет райвеум губоль ёсол лсон
Здесь даны названия животных – героев басен. Только буквы в них перепутаны. Поставьте буквы на место, и вы получите названия животных.
Дети выполняют задание.
– Что у вас получилось?
Д. Волк, петух, муравей, голубь, осел, слон.
Б. В каких баснях встречаются эти животные?
Д. В баснях "Волк и Ягненок", "Кукушка и Петух", "Стрекоза и Муравей", "Чиж и Голубь", "Квартет", "Слон и Моська".
Б. Следующая игра – "Лото".
На доске два игровых поля. На одном на карточках написаны строчки из басен, на втором, разрезанном на части, – названия басен.
- Лето красное пропела.
- С ним была плутовка такова.
- Соседка, перестань срамиться!
- Вперед чужой беде не смейся, Голубок!
- Я три тарелки съел.
- Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье.
- А воз и ныне там.
- А проку на волос в них нет.
- Сильнее кошки зверя нет!
Разрезанные на части картинки
- Стрекоза и Муравей
- Ворона и Лисица
- Слон и Моська
- Чиж и Голубь
- Демьянова уха
- Квартет
- Лебедь, Щука и Рак
- Мартышка и очки
- Мышь и Крыса
I V. Подведение итогов
Кто в жизни с ним не встретился своей?
Бессмертные творения Крылова
Мы с каждым годом любим всё сильней.
Со школьной парты с ними мы сживались,
В те дни букварь постигшие едва.
И в памяти навеки оставались
Крылатые крыловские слова.
Б. Итак, ребята, вы выполнили все задания конкурсной и игровой программы. При этом показали очень хорошие знания басен Крылова. Но самым лучшим знатоком басен оказался... (библиотекарь называет фамилию победителя). Он награждается эмблемой "Лучший знаток басен Крылова" и книгой "Басни И.А.Крылова".
С каким героем басен Крылова вы сравнили бы свою работу на уроке? Почему?
На память о конкурсе библиотекарь дарит каждому учащемуся красочно оформленный лист с крылатыми выражениями знаменитого баснописца.
Афоризмы Крылова
А ларчик просто открывался.
Хоть видит око, да зуб неймёт.
Слона – то я и не приметил.
Рыльце в пуху.
Полают, да отстанут.
От радости в зобу дыханье спёрло.
А Васька слушает да ест.
Да только воз и ныне там.
Если голова пуста,
То голове ума не придадут места.
Медвежья услуга.
Кукушка хвалит Петуха за то, что хвалит он кукушку.
Афоризм – краткое, отточенное по форме и выражающее обобщённую мысль изречение (может быть фразой из литературного произведения).
