Главные вкладки
Рабочая программа "Библиотечно-библиографическая грамотность"
Рабочая программа внеурочной деятельности "Библиотечно-библиографическая грамотность" для 7 класса
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 246.15 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Библиотечно-библиографическая грамотность» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и основного общего образования и реализует общекультурное и общеинтеллектуальное направления во внеурочной деятельности в 7 классах.
Курс реализуется в 7 классе и рассчитан на 34 часа в год, 1 час в неделю. Программа имеет практико-ориентированный, деятельностный и интегрированный характер. При реализации содержания данной программы расширяются знания, полученные детьми при изучении школьных курсов литературного чтения, истории, литературы, мировой и художественной культуры и др.
Актуальность программы. Сегодня в стране ведется серьезная работа по привлечению внимания к проблемам чтения. Нечитающий ребёнок – это не только препятствие к становлению личности, но и огромный риск для общества. Самостоятельный процесс чтения дополнительной к учебнику литературы вызывает у ребёнка трудности в восприятии и понимании текста, особенно научно-познавательных книг, и он заменяет книгу другими источниками информации, более доступными для восприятия. Таким образом, происходит снижение роли книги в жизни ребёнка. Важно развивать способность к самостоятельной творческой и читательской активности на занятии по внеурочной деятельности в библиотеке, на занятиях по внеклассному чтению присущими библиотеке формами.
Цель курса внеурочной деятельности «Библиотечно-библиографическая грамотность»:
формирование и удовлетворение потребностей детей в интеллектуальном и духовном развитии посредством книги; социализация и развитие творческих способностей школьников во внеучебное время.
Задачи курса внеурочной деятельности «Библиотечно-библиографическая грамотность:
- Знакомство с основными правилами пользования библиотекой и книгой, акцентируя внимание обучающихся на роли книги в истории человеческой цивилизации как основного источника информации;
- раскрытие значения книги в формировании духовной культуры человека;
- представление о книге как художественно-историческом памятнике в контексте мировой культуры, культуры России;
- формирование умений работы с книгой;
- формирование основы культуры работы с информацией через умения самостоятельно осуществлять поиск и обработку информации, используя различные виды печатных изданий, справочный аппарат библиотеки;
- развитие коммуникативной культуры обучающихся через умения передавать информацию в письменной и устной форме;
- развитие устойчивого интереса к книге и желание преодолеть трудности чтения;
- развитие творческой и познавательной активности, развитие самостоятельности и инициативы, ответственности за порученное дело;
- формирование умения работы по проведению массовых мероприятий;
- воспитание бережного отношения к книге, изучение правил хранения и обращения с книгой;
К концу освоения данного курса обучающиеся должны:
- знать основные правила пользования библиотекой и книгой;
- понимать значение специальных библиотечных и книжных терминов, определённых программой;
- уметь самостоятельно осуществлять поиск информации, используя знания о структуре и справочном аппарате книги;
- вести информационный диалог через умение читать и самостоятельно делать библиографическую запись, используя библиографические пособия, и составлять простые библиографические списки;
- уметь самостоятельно находить информацию в справочных изданиях, выстраивать алгоритм поиска;
- обрабатывать информацию через умение самостоятельно делать элементарные записи: выписки, составлять план, тезисы, конспекты;
- ориентироваться в книжной и информационной среде детской и школьной
Планируемые результаты реализации внеурочной деятельности:
Личностными результатами обучения являются:
- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий;
- сформированность познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей обучающихся;
- мотивация образовательной деятельности обучающихся на основе личностно-ориентированного подхода;
- формирование ценностных отношений к друг другу, к учителю, к результатам обучения; приобретение положительного эмоционального отношения к отечественной и мировой литературе;
- приобретение умения ставить перед собой познавательные цели, конструировать высказывания, доказывать свою точку зрения по обсуждаемому вопросу;
- самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений.
Метапредметными результатами обучения являются:
Познавательные:
- приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источников и новых информационных технологий;
- умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, сообщения и выступления в устной и письменной форме;
- представлять результаты своей деятельности в различных формах;
- умение структурировать знания;
- смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели.
Регулятивные результаты:
- Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы;
- Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознано выбирать наиболее эффективные способы решения;
- Умение соотносить свои действия с планируемым результатом, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата. Корректировать свои действия в соответствии с изменившейся ситуацией;
- Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи;
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятие решений и осуществление осознанного выбора в познавательной и игровой деятельности.
Коммуникативные результаты:
- Организовывать сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать и аргументировать своё мнение;
- Умение осознано использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей, потребностей; планирование и регуляция своей деятельности; владение устной и письменной речью;
- Формирование и развитие компетентности в области использования информационно- коммуникативных технологий.
Предметные результаты обучения:
- Представлять: значение книги в жизни человека;
- Понимать: ценность книги;
Содержание программы внеурочной деятельности
«Библиотечно-библиографическая грамотность»
Тема 1. Возникновение книг и библиотек. (5 часов)
История книги. Материалы для передачи информации: камень, глиняные таблички,
папирус, пергамент. Первые книги. Появление бумаги. Из чего её делали и где бумага впервые появилась. Рукописные книги. Изобретение первого печатного станка в Германии. Развитие книгопечатания на Руси. Путь книги от писательской рукописи до читателя. Итоговое занятие по истории книги и книгопечатания.
Тема #1048;стория развития книгопечатания. (4 часа)
Изобретение книгопечатания. Иоганн Гутенберг и его книги. Книгопечатание на Руси. Иван Федоров и его книги. История возникновения письменности, история появления библиотек, развитие книгопечатания. Как печатают книги сейчас.
Тема 3. Возникновение письменности. (3 часа) История возникновения письменности. Узелковое письмо. Первый алфавит. Письменность в Древней Руси. Принятие христианства. Появление первой азбуки. «Кириллица» .24 мая – День славянской письменности и культуры.
Тема 4. Книга как предмет искусства. (2 часа)
Книга как предмет искусства и полиграфии. Виды иллюстраций в зависимости от их места на странице (иллюстрация-портрет, иллюстрации-действия, познавательные иллюстрации, иллюстрации-настроения, иллюстрации к техническим книгам). Художники- иллюстраторы детских книг (Ю. Васнецов, Т. Маврина, Е. Чарушин, А. Пахомов, братья Трауготы, М. Майофис и др.). Формат изданий. Уникальные и необычные издания (книги-малютки, книги-толстяки, книги-гиганты и др.). Экслибрис для школьной библиотеки. Книга как предмет искусства.
Тема 5. Энциклопедии, словари, справочники. (4 часа)
Представление об энциклопедиях, справочниках, словарях. Цели обращения к словарям и энциклопедиям и как ими пользоваться. Первые энциклопедии «Что такое? Кто такой?», «Почемучка». Структура энциклопедии. Расположение материала по алфавиту. Тематические словарики (подробный рассказ об изобразительном искусстве, о растениях, о животных, о вулканах и др.). Выделение общих признаков: алфавитное расположение материала, алфавитный указатель и наличие вопросов в конце словарика. Знакомство с энциклопедиями на CD – ROM . Игра – поиск «Книги обо всем на свете». Составление и разгадывание кроссвордов, головоломок (5, стр. 54-58).
Практикум. Поисковая деятельность с использованием энциклопедий и справочников. Практикум «Поиск информации в словарях».
Тема 6. Современные способы передачи и хранения информации. (3 часа)
Информация. Источники и приемники информации. Способы получения информации. Информационные процессы. Носители и источники информации: печатные и электронные. Локальный диск С, диск 3,5 А; CD; USB.
Тема 7. Справочный аппарат книги. (3 часа)
Структура книги. Содержание и оглавление. Предисловие и послесловие. Элементы книги. Справочный аппарат книги. Титульный лист.
Тема 8. Библиотека – информационный центр школы. (5 часов)
Библиотека – информационный центр школы. Структура библиотечной системы. Правила пользования школьной библиотекой. Назначение библиотечных каталогов. Алфавитный каталог. Систематический каталог. Электронный каталог. Медиатека. Библиографическое описание документа. Расстановка фондов в школьной библиотеке.
Практикум «Поиск литературы в фонде».
Тема 9. Основные формы работы с книгой. (5 часов)
Как читать книги. Организация рабочего места. Записи о прочитанном. Дневник чтения. Отзыв о книге.
Практикум «Оформление библиографической записи».
Календарно-тематическое планирование внеурочной деятельности
№ п/п | Название темы | Кол-во часов | Дата проведения занятия |
Тема 1. Возникновение книг и библиотек | 5 | ||
1 | История книги. Материал для передачи информации: камень, глиняные таблички. | 1 | 2 неделя (сентябрь 2024г.) |
2 | Материал для передачи информации: папирус, пергамент. Первые книги. | 1 | 3 неделя (сентябрь 2024г.) |
3 | Появление бумаги. | 1 | 4 неделя (сентябрь 2024г.) |
4 | Рукописные книги. | 1 | 1 неделя (октябрь 2024г.) |
5 | Первые библиотеки. Восьмое чудо света. Необычные библиотеки мира. | 1 | 2неделя (октябрь 2024г.) |
Тема #1048;стория развития книгопечатания. | 4 | ||
7 | Изобретение первого печатного станка в Германии. Изобретение книгопечатания. Деятельность Иоганна Гутенберга. | 1 | 3 неделя (октябрь 2024г.) |
8 | Начало книгопечатания на Руси. Первые книгопечатники Руси. Жизнь и деятельность Ивана Федорова и Петра Мстиславца. | 1 | 4 неделя (октябрь 2024г.) |
Развитие книгопечатания на Руси. | 1 | 1 неделя (ноябрь 2024г.) | |
9 | История развития книгопечатания. Книгопечатание в настоящее время. | 1 | 2 неделя (ноябрь 2024г.) |
10 | Тема 3. Возникновение письменности | 3 | |
История возникновения письменности. Узелковое письмо. Первый алфавит. | 1 | 3 неделя (ноябрь 2024г.) | |
11 | Письменность в Древней Руси. Принятие христианства. Появление первой азбуки. «Кириллица» | 1 | 4 неделя (ноябрь 2024г.) |
12 | 24 мая – День славянской письменности и культуры. | 1 | 2 неделя (декабрь 2024г.) |
13 | Тема 4. Книга как предмет искусства. | 2 | |
Искусство художественного оформления книги. | 1 | 3неделя (декабрь 2024г.) | |
14 | Художники-иллюстраторы детских книг. | 1 | 4 неделя (декабрь 2024г.) |
18 | Тема 5. Справочная и научно-познавательная литература | 4 | |
Энциклопедии, виды энциклопедий. Алфавитный указатель и содержание. | 1 | 3 неделя (январь 2025г.) | |
19 | Словари, справочники. Виды словарей. Значение алфавита в работе со справочной литературой. | 1 | 4 неделя (январь 2025г.) |
20 | Практикум. Поисковая деятельность с использованием энциклопедий и справочников. | 1 | 5 неделя (январь 2025г.) |
21 | Практикум «Поиск информации в словарях». | 1 | 1 неделя (февраль 2025г.) |
Тема 6. Современные способы передачи и хранения информации. | 3 | ||
22 | Информация. Источники и приемники информации. Способы получения информации. | 1 | 4 неделя (февраль2025г.) |
23 | Информационные процессы. | 1 | 1 неделя (март 2025г.) |
24 | Современные способы хранения и переработки информации. | 1 | 2 неделя (март 2025г.) |
Тема 7. Справочный аппарат книги. | 5 | ||
Структура книги. Содержание, оглавление. | 1 | 3 неделя (март 2025г.) | |
Предисловие и послесловие. | 1 | 4 неделя (март 2025г.) | |
25 | Титульный лист | 1 | 1 неделя (апрель 2025г.) |
26 | Научно-справочный аппарат книги | 1 | 2 неделя (апрель 2025г.) |
27 | Справочный аппарат книги | 1 | 3 неделя (апрель 2025г.) |
Тема 8. Библиотека – информационный центр школы. | 5 | ||
Выбор книг в библиотеке. Аннотация. | 1 | 4 неделя (апрель 2025г.) | |
28 | Библиотека – информационный центр школы. | 1 | 5 неделя (апрель 2025г.) |
29 | СБА библиотеки. Алфавитный и электронный каталоги. | 1 | 1 неделя (май2025г.) |
30 | Расстановка фондов в школьной библиотеке. | 1 | 2 неделя (май2025г.) |
31 | Практикум «Поиск литературы в фонде». Работа с СБА библиотек. | 1 | 3 неделя (май 2025г.) |
Тема 9. Основные формы работы с книгой. | 3 | ||
32 | Практикум «Оформление библиографической записи». | 1 | 4 неделя (май 2025г.) |
33 | Как читать книги. Книжный дневник | 1 | 5 неделя (май2025г.) |
34 часа | |||
Список литературы
- Антипова В. А вдруг в этом что-то есть?: размышления перед единственным уроком/ В. Антипова // Б-ка в шк.- № #1057;.6.;
- «Библиотека в школе». Ежемесячный Всероссийский научно-методический журнал, 2018;
- Бединская, Е. Основы информационной культуры школьников: программа для учащихся 5-7 классов / Е. Бединская // Школьная б-ка. – 2002. – № 3. – С. 3-10. Бесхлебникова, В. Тематическое планирование по предмету «Основы книжной культуры» / В. Бесхлебникова // Школьная библиотека. – 2001. – № 2. – С. #1041;иблиотечная энциклопедия / Российская государствен ная библиотека. – М.: Пашков дом, 2007. – 1300 с. : ил.Библиотечно-библиографическая классификация: таблицы для детских и школьных библиотек / РГБ ;
- Валькова В. О тайнах профессии: программа подготовки старшеклассников к профессии библиотекаря / В. Валькова // Библиотекарь.#8470; #1057;.20.;
- Колыжева Г.И. Программа факультативного курса «Работа с книгой» / Г.И. Колыжева // Активные формы работы с книгой.- Сыктывкар, С.54-58;
- Крук Н. [Программа уроков «Библиотечно-библиографическая грамотность», 1-8 классы. Тематический план курса: «Основы информационной культуры»- 9класс] / Н. Крук // Школ. б-ка.#8470;#1057;.20.
- Серых П.А. Роль школьных библиотек в повышении информационной грамотности.//Библиография, 2000, № 7;
- Сизюхина Г. Как пройти в страну чудес через страшный темный лес / Г.Сизюхина // Библиотека.- #8470; #1057;.46-47;
- Формирование информационной культуры личности в библиотеках и образовательных учреждениях / Н.И. Гендина, Н.И. Колкова, И.Л. Скрипор, Г.А. Стародубова.- М.: Школ. б-ка, 2002. -284с.- (Приложение к журналу «Школьная библиотека») – (Профессиональная библиотечка школьного библиотекаря);
- Хуторской А. Книговедение / А. Хуторской // Частная шк.- № С. 26-27.