Рабочая программа "Библиотечно-библиографическая грамотность"

Рабочая программа внеурочной деятельности "Библиотечно-библиографическая грамотность" для 7 класса

Скачать:


Предварительный просмотр:

C:\Users\1\Desktop\Папка Айсура\Грамоты и фото\ВД титул.jpg


Пояснительная записка

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Библиотечно-библиографическая грамотность» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и основного общего образования и реализует общекультурное и общеинтеллектуальное направления во внеурочной деятельности в 7 классах.

Курс реализуется в 7 классе и рассчитан на 34 часа в год, 1 час в неделю. Программа имеет практико-ориентированный, деятельностный и интегрированный характер. При реализации содержания данной программы расширяются знания, полученные детьми при изучении школьных курсов литературного чтения, истории, литературы, мировой и художественной культуры и др.

Актуальность программы. Сегодня в стране ведется серьезная работа по привлечению внимания к проблемам чтения. Нечитающий ребёнок – это не только препятствие к становлению личности, но и огромный риск для общества. Самостоятельный процесс чтения дополнительной к учебнику литературы вызывает у ребёнка трудности в восприятии и понимании текста, особенно научно-познавательных книг, и он заменяет книгу другими источниками информации, более доступными для восприятия. Таким образом, происходит снижение роли книги в жизни ребёнка. Важно развивать способность к самостоятельной творческой и читательской активности на занятии по внеурочной деятельности в библиотеке, на занятиях по внеклассному чтению присущими библиотеке формами.

Цель курса внеурочной деятельности «Библиотечно-библиографическая грамотность»:

формирование и удовлетворение потребностей детей в интеллектуальном и духовном развитии посредством книги; социализация и развитие творческих способностей школьников во внеучебное время.

Задачи курса внеурочной деятельности «Библиотечно-библиографическая грамотность:

  • Знакомство с основными правилами пользования библиотекой и книгой, акцентируя внимание обучающихся на роли книги в истории человеческой цивилизации как основного источника информации;
  • раскрытие значения книги в формировании духовной культуры человека;
  • представление о книге как художественно-историческом памятнике в контексте мировой культуры, культуры России;
  • формирование умений работы с книгой;
  • формирование основы культуры работы с информацией через умения самостоятельно осуществлять поиск и обработку информации, используя различные виды печатных изданий, справочный аппарат библиотеки;
  • развитие коммуникативной культуры обучающихся через умения передавать информацию в письменной и устной форме;
  • развитие устойчивого интереса к книге и желание преодолеть трудности чтения;
  • развитие творческой и познавательной активности, развитие самостоятельности и инициативы, ответственности за порученное дело;
  • формирование умения работы по проведению массовых мероприятий;
  • воспитание бережного отношения к книге, изучение правил хранения и обращения с книгой;

К концу освоения данного курса обучающиеся должны:

- знать основные правила пользования библиотекой и книгой;

- понимать значение специальных библиотечных и книжных терминов, определённых программой;

- уметь самостоятельно осуществлять поиск информации, используя знания о структуре и справочном аппарате книги;

- вести информационный диалог через умение читать и самостоятельно делать библиографическую запись, используя библиографические пособия, и составлять простые библиографические списки;

- уметь самостоятельно находить информацию в справочных изданиях, выстраивать алгоритм поиска;

- обрабатывать информацию через умение самостоятельно делать элементарные записи: выписки, составлять план, тезисы, конспекты;

- ориентироваться в книжной и информационной среде детской и школьной

Планируемые результаты реализации внеурочной деятельности:

Личностными результатами обучения являются:

- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий;

- сформированность познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей обучающихся;

- мотивация образовательной деятельности обучающихся на основе личностно-ориентированного подхода;

- формирование ценностных отношений к друг другу, к учителю, к результатам обучения; приобретение положительного эмоционального отношения к отечественной и мировой литературе;

- приобретение умения ставить перед собой познавательные цели, конструировать высказывания, доказывать свою точку зрения по обсуждаемому вопросу;

- самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений.

Метапредметными результатами обучения являются:

Познавательные:

  • приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источников и новых информационных технологий;
  • умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, сообщения и выступления в устной и письменной форме;
  • представлять результаты своей деятельности в различных формах;
  • умение структурировать знания;
  • смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели.

Регулятивные результаты:

  • Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы;
  • Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознано выбирать наиболее эффективные способы решения;
  • Умение соотносить свои действия с планируемым результатом, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата. Корректировать свои действия в соответствии с изменившейся ситуацией;
  • Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи;
  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятие решений и осуществление осознанного выбора в познавательной и игровой деятельности.

Коммуникативные результаты:

  • Организовывать сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать и аргументировать своё мнение;
  • Умение осознано использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей, потребностей; планирование и регуляция своей деятельности; владение устной и письменной речью;
  • Формирование и развитие компетентности в области использования информационно- коммуникативных технологий.

Предметные результаты обучения:

  • Представлять: значение книги в жизни человека;
  • Понимать: ценность книги;

Содержание программы внеурочной деятельности

«Библиотечно-библиографическая грамотность»

Тема 1. Возникновение книг и библиотек. (5 часов)

История книги. Материалы для передачи информации: камень, глиняные таблички,

папирус, пергамент. Первые книги. Появление бумаги. Из чего её делали и где бумага впервые появилась. Рукописные книги. Изобретение первого печатного станка в Германии. Развитие книгопечатания на Руси. Путь книги от писательской рукописи до читателя. Итоговое занятие по истории книги и книгопечатания.

Тема #1048;стория развития книгопечатания. (4 часа)

Изобретение книгопечатания. Иоганн Гутенберг и его книги. Книгопечатание на Руси. Иван Федоров и его книги. История возникновения письменности, история появления библиотек, развитие книгопечатания. Как печатают книги сейчас.

Тема 3. Возникновение письменности. (3 часа) История возникновения письменности. Узелковое письмо. Первый алфавит. Письменность в Древней Руси. Принятие христианства. Появление первой азбуки. «Кириллица» .24 мая – День славянской письменности и культуры.

Тема 4. Книга как предмет искусства. (2 часа)

Книга как предмет искусства и полиграфии. Виды иллюстраций в зависимости от их места на странице (иллюстрация-портрет, иллюстрации-действия, познавательные иллюстрации, иллюстрации-настроения, иллюстрации к техническим книгам). Художники- иллюстраторы детских книг (Ю. Васнецов, Т. Маврина, Е. Чарушин, А. Пахомов, братья Трауготы, М. Майофис и др.). Формат изданий. Уникальные и необычные издания (книги-малютки, книги-толстяки, книги-гиганты и др.). Экслибрис для школьной библиотеки. Книга как предмет искусства.

Тема 5. Энциклопедии, словари, справочники. (4 часа)

Представление об энциклопедиях, справочниках, словарях. Цели обращения к словарям и энциклопедиям и как ими пользоваться. Первые энциклопедии «Что такое? Кто такой?», «Почемучка». Структура энциклопедии. Расположение материала по алфавиту. Тематические словарики (подробный рассказ об изобразительном искусстве, о растениях, о животных, о вулканах и др.). Выделение общих признаков: алфавитное расположение материала, алфавитный указатель и наличие вопросов в конце словарика. Знакомство с энциклопедиями на CD – ROM . Игра – поиск «Книги обо всем на свете». Составление и разгадывание кроссвордов, головоломок (5, стр. 54-58).

Практикум. Поисковая деятельность с использованием энциклопедий и справочников. Практикум «Поиск информации в словарях».

Тема 6. Современные способы передачи и хранения информации. (3 часа)

Информация. Источники и приемники информации. Способы получения информации. Информационные процессы. Носители и источники информации: печатные и электронные. Локальный диск С, диск 3,5 А; CD; USB.

Тема 7. Справочный аппарат книги. (3 часа)

Структура книги. Содержание и оглавление. Предисловие и послесловие. Элементы книги. Справочный аппарат книги. Титульный лист.

Тема 8. Библиотека – информационный центр школы. (5 часов)

Библиотека – информационный центр школы. Структура библиотечной системы. Правила пользования школьной библиотекой. Назначение библиотечных каталогов. Алфавитный каталог. Систематический каталог. Электронный каталог. Медиатека. Библиографическое описание документа. Расстановка фондов в школьной библиотеке.

Практикум «Поиск литературы в фонде».

Тема 9. Основные формы работы с книгой. (5 часов)

Как читать книги. Организация рабочего места. Записи о прочитанном. Дневник чтения. Отзыв о книге.

Практикум «Оформление библиографической записи».

Календарно-тематическое планирование внеурочной деятельности

№ п/п

Название темы

Кол-во часов

Дата проведения занятия

Тема 1. Возникновение книг и библиотек

5

1

История книги. Материал для передачи информации: камень, глиняные таблички.

1

2 неделя (сентябрь 2024г.)

2

Материал для передачи информации: папирус, пергамент. Первые книги.

1

3 неделя (сентябрь 2024г.)

3

Появление бумаги.

1

4 неделя (сентябрь 2024г.)

4

Рукописные книги.

1

1 неделя (октябрь 2024г.)

5

Первые библиотеки. Восьмое чудо света. Необычные библиотеки мира.

1

2неделя (октябрь 2024г.)

Тема #1048;стория развития книгопечатания.

4

7

Изобретение первого печатного станка в Германии. Изобретение книгопечатания. Деятельность Иоганна Гутенберга.

1

3 неделя (октябрь 2024г.)

8

Начало книгопечатания на Руси. Первые книгопечатники Руси. Жизнь и деятельность Ивана Федорова и Петра Мстиславца.

1

4 неделя (октябрь 2024г.)

Развитие книгопечатания на Руси.

1

1 неделя (ноябрь 2024г.)

9

История развития книгопечатания. Книгопечатание в настоящее время.

1

2 неделя (ноябрь 2024г.)

10

Тема 3. Возникновение письменности

3

История возникновения письменности. Узелковое письмо. Первый алфавит.

1

3 неделя (ноябрь 2024г.)

11

Письменность в Древней Руси. Принятие христианства. Появление первой азбуки. «Кириллица»

1

4 неделя (ноябрь 2024г.)

12

24 мая – День славянской письменности и культуры.

1

2 неделя (декабрь 2024г.)

13

Тема 4. Книга как предмет искусства.

2

Искусство художественного оформления книги.

1

3неделя (декабрь 2024г.)

14

Художники-иллюстраторы детских книг.

1

4 неделя (декабрь 2024г.)

18

Тема 5. Справочная и научно-познавательная литература

4

Энциклопедии, виды энциклопедий. Алфавитный указатель и содержание.

1

3 неделя (январь 2025г.)

19

Словари, справочники. Виды словарей. Значение алфавита в работе со справочной литературой.

1

4 неделя (январь 2025г.)

20

Практикум. Поисковая деятельность с использованием энциклопедий и справочников.

1

5 неделя (январь 2025г.)

21

Практикум «Поиск информации в словарях».

1

1 неделя (февраль 2025г.)

Тема 6. Современные способы передачи и хранения информации.

3

22

Информация. Источники и приемники информации. Способы получения информации.

1

4 неделя (февраль2025г.)

23

Информационные процессы.

1

1 неделя (март 2025г.)

24

Современные способы хранения и переработки информации.

1

2 неделя (март 2025г.)

Тема 7. Справочный аппарат книги.

5

Структура книги. Содержание, оглавление.

1

3 неделя (март 2025г.)

Предисловие и послесловие.

1

4 неделя (март 2025г.)

25

Титульный лист

1

1 неделя (апрель 2025г.)

26

Научно-справочный аппарат книги

1

2 неделя (апрель 2025г.)

27

Справочный аппарат книги

1

3 неделя (апрель 2025г.)

Тема 8. Библиотека – информационный центр школы.

5

Выбор книг в библиотеке. Аннотация.

1

4 неделя (апрель 2025г.)

28

Библиотека – информационный центр школы.

1

5 неделя (апрель 2025г.)

29

СБА библиотеки. Алфавитный и электронный каталоги.

1

1 неделя (май2025г.)

30

Расстановка фондов в школьной библиотеке.

1

2 неделя (май2025г.)

31

Практикум «Поиск литературы в фонде». Работа с СБА библиотек.

1

3 неделя (май 2025г.)

Тема 9. Основные формы работы с книгой.

3

32

Практикум «Оформление библиографической записи».

1

4 неделя (май 2025г.)

33

Как читать книги. Книжный дневник

1

5 неделя (май2025г.)

34 часа

Список литературы

  1. Антипова В. А вдруг в этом что-то есть?: размышления перед единственным уроком/ В. Антипова // Б-ка в шк.- № #1057;.6.;
  2. «Библиотека в школе». Ежемесячный Всероссийский научно-методический журнал, 2018;
  3. Бединская, Е. Основы информационной культуры школьников: программа для учащихся 5-7 классов / Е. Бединская // Школьная б-ка. – 2002. – № 3. – С. 3-10. Бесхлебникова, В. Тематическое планирование по предмету «Основы книжной культуры» / В. Бесхлебникова // Школьная библиотека. – 2001. – № 2. – С. #1041;иблиотечная энциклопедия / Российская государствен ная библиотека. – М.: Пашков дом, 2007. – 1300 с. : ил.Библиотечно-библиографическая классификация: таблицы для детских и школьных библиотек / РГБ ;
  4. Валькова В. О тайнах профессии: программа подготовки старшеклассников к профессии библиотекаря / В. Валькова // Библиотекарь.#8470; #1057;.20.;
  5. Колыжева Г.И. Программа факультативного курса «Работа с книгой» / Г.И. Колыжева // Активные формы работы с книгой.- Сыктывкар, С.54-58;
  6. Крук Н. [Программа уроков «Библиотечно-библиографическая грамотность», 1-8 классы. Тематический план курса: «Основы информационной культуры»- 9класс] / Н. Крук // Школ. б-ка.#8470;#1057;.20.
  7. Серых П.А. Роль школьных библиотек в повышении информационной грамотности.//Библиография, 2000, № 7;
  8. Сизюхина Г. Как пройти в страну чудес через страшный темный лес / Г.Сизюхина // Библиотека.- #8470; #1057;.46-47;
  9. Формирование информационной культуры личности в библиотеках и образовательных учреждениях / Н.И. Гендина, Н.И. Колкова, И.Л. Скрипор, Г.А. Стародубова.- М.: Школ. б-ка, 2002. -284с.- (Приложение к журналу «Школьная библиотека») – (Профессиональная библиотечка школьного библиотекаря);
  10. Хуторской А. Книговедение / А. Хуторской // Частная шк.- № С. 26-27.