Открытый урок "Ведение в образовательную программу" "Бисероплетение"

Артамонова Марина Петровна

На приме изготовления стрекозы на проволочной основе дети знкомятся с основными терминами бисероплетения, схемой, способами изготовления поделки.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей

центр детского творчества «Искатель» г. Лыткарино Московской области

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ

Введение в образовательную программу «Бисероплетение»

«Знакомство с приемами  изготовления изделия на проволочной основе (на примере стрекозы)»

Педагог дополнительного образования

Артамонова Марина Петровна

г. Лыткарино

2014 – 2015 уч. год

Дополнительная образовательная программа

«Бисероплетение»

Направленность  Художественная

Уровень освоения  общий

Срок реализации  3 года

Возраст обучающихся   от 8 до 14 лет

Год обучения_____1___

Форма организации деятельности обучающихся на занятии 

групповая и   индивидуальная


Пояснительная записка к занятию «Знакомство с приемами  изготовления изделия на проволочной основе (на примере стрекозы)»

Занятие для детей первого года обучения детского объединения «Бисероплетение» составлено в соответствии с образовательной программой «Бисероплетение» (автор – педагог дополнительного образования Артамонова М.П.).

Занятия по бисероплетению  I года обучения проводятся 2 раза в неделю по 2 часа согласно расписанию.

Представленный конспект – является авторской разработкой, построенный в соответствии с дидактическими и общепедагогическими принципами:

  • Принцип равенства позиции педагога и ученика (совместное устремление к достижению общей цели, совместное прогнозирование результата деятельности);
  • Принцип активности (поддерживалась мотивация и интерес);
  • Принцип доступности (соответствие возрастным особенностям);
  •  Принцип психологической комфортности;
  • Принцип комплектности, системности и последовательности (учебная деятельность, связанная со всеми сторонами воспитательной работы, овладение новыми знаниями, умениями и навыками, опираясь на то, что усвоено).

Цель занятия: дать теоретические знания и практические навыки работы с бисером для изготовления изделия на проволочной основе.

Обучающие задачи:

  • освоить технологические приемы бисероплетения на проволочной основе;
  • научить детей последовательному изготовлению изделия на проволочной основе (стрекозы);

Воспитательные задачи:

  • содействовать формированию в детях любви к природе;
  • формировать правильное отношение к природе посредством повышения грамотности детей  в вопросах экологии через декоративно-прикладное творчество – бисероплетение;
  • воспитывать дисциплинированность, усидчивость, внимание, чувство  взаимовыручки;
  • формировать объективную самооценку  у обучающихся.

 Развивающие задачи:

  • способствовать развитию художественно – эстетических способностей обучающихся;
  • способствовать развитию познавательной активности обучающихся;
  • способствовать развитию коммуникативных навыков детей.

Для достижения цели были использованы такие методы и педагогические технологии:

  • Наглядный метод (мультимедийная презентация, картинки с изображением стрекозы, игрушки, карта путешествия);
  • Словесный метод (беседа);
  • Прием эмоциональной заинтересованности;
  • Игровой прием (игра-физминутка);
  • Элементы здоровьесберегающей и личностно-ориентированной технологий.

По содержанию занятие является интегрированным, так как части занятия объединены знаниями из нескольких областей.

Межпредметные связи:

  • ОБЖ – техника безопасности при работе с колющими и режущими предметами (ножницы, проволока);
  • Биология, экология – сведения о стрекозе;
  • Математика – использование определенного количества бусинок.

Внимание у детей младшего школьного возраста неустойчиво. Это свойство их психологии, объясняющееся слабостью тормозного процесса и впечатлительностью, усиливается по отношению к неподвижным или малоподвижным объектам. Отсюда вытекает необходимость живого, динамичного и интересного обучения на начальной стадии как необходимого условия не только формирования у детей нужных знаний, умений и навыков, но и развития произвольного внимания.

        При планировании обучающего материала, имея в виду неустойчивость внимания детей, было учтено, что необходима частая сменам видов деятельности на занятии. Ребенок обычно утомляется не деятельностью, а ее однообразием и односторонностью. Смена различных видов деятельности является хорошим видом отдыха для ребенка.

На протяжении всего занятия у детей поддерживается мотивация.   Поэтапно происходит смена видов деятельности. Дети сами являются участниками игровых моментов и активными помощниками во время занятия.   Это позволяет  сохранить у детей положительный эмоциональный настрой.

Занятие состоит из этапов, к каждому из которых даются четкие инструкции. Оно началось, с организационного момента, где активизировалось внимание детей и поддерживалось на протяжении всего занятия. В начале занятия педагог читает детям записку от Царевны-лягушки с просьбой о помощи. Занятие проходит в игровой форме (путешествие по волшебной реке). Дети являются активными участниками беседы, отвечая на вопросы педагога.

В процессе практической работы осуществляется индивидуализация обучения (минимальная помощь, советы, напоминания, наводящие вопросы, показ, дополнительное объяснение). Педагог создает условия для того, чтобы каждый ребенок достиг результата.

    На занятии прослеживается реализация личностно-ориентированной модели. Педагог проявляет  умение признавать и принимать личность детей, учитывать их точку зрения, чувства, эмоции, налажены партнерские отношения с детьми.

Очень важно, чтобы каждый ребенок узнал о результатах своей деятельности. В конце занятия педагог обязательно подводит итоги по проделанной работе. Основным назначением этого этапа является – обратить внимание детей на их достижения. Поэтому начинается подведение итогов (промежуточное) уже во время изготовления стрекозы. Оценивается наиболее правильный ход работы детей по выполнению изделия, обращается на это внимание всего коллектива, показываются  наиболее интересные, наиболее творческие по замыслу решения, отдельные ценные находки в оформлении и т.д. Тем самым педагог, с одной стороны, помогает работе всех ребят и, с другой стороны, ещё до окончательного выполнения изделия создаёт для себя и для детей вполне обоснованную оценку работы практически каждого ребёнка. Подводя итоги занятий, педагог обязательно отмечает для себя наиболее типичные недостатки, которые проявились в работе обучающихся, чтобы впоследствии выявить их причины. При подготовке к последующим занятиям нужно будет продумать, как в процессе их проведения избежать этих недостатков и по возможности исправить ошибки предшествующих детских работ на занятиях.

В конце занятия педагог анализирует его результативность, освоение детьми программных задач, проводит рефлексию деятельности и намечает перспективу деятельности, т. е. ставится  новая проблема.

Главным результатом занятия является получение  удовольствия от проведенного занятия и дальнейшее желание плести из бисера!


Тема: «Знакомство с приемами  изготовления изделия на проволочной основе (на примере стрекозы)»

Цель: дать теоретические знания и практические навыки работы с бисером для изготовления изделия на проволочной основе.

Обучающие задачи:

  • освоить технологические приемы бисероплетения на проволочной основе;
  • научить детей последовательному изготовлению изделия на проволочной основе (стрекозы).

Воспитательные задачи:

  • содействовать формированию в детях любви к природе;
  • формировать правильное отношение к природе посредством повышения грамотности детей  в вопросах экологии через декоративно-прикладное творчество – бисероплетение;
  • воспитывать дисциплинированность, усидчивость, внимание, чувство  взаимовыручки;
  • формировать объективную самооценку  у обучающихся.

 Развивающие задачи:

  • способствовать развитию художественно – эстетических способностей обучающихся;
  • способствовать развитию познавательной активности обучающихся;
  • способствовать развитию коммуникативных навыков детей.

Методы и приемы: 

  • Наглядные: схемы, показ способа плетения;
  • Словесные: объяснение, беседа, вопросы,  поощрения, практические и игровые приемы;
  • Практические: самостоятельное изготовление стрекозы;
  • Словарная работа: активизировать в речи детей термины – бисероплетение;
  • Предварительная работа: подбор иллюстраций, подготовка схем, изготовление карты путешествия.

Материалы и инструменты: бисер, бусины, медная проволока, ножницы или кусачки для проволоки, салфетки, тарелочки для бисера.

Дидактический материалкарта   путешествия (изображение реки с камышом и рогозом), готовые образцы поделок,  схемы, изображения стрекоз.

Тип занятия: объяснение нового материала.

Межпредметные связи:

  • ОБЖ – техника безопасности при работе с колющими и режущими предметами (ножницы, проволока);
  • Биология, экология – сведения о стрекозе;
  • Математика – использование определенного количества бусинок.

Структура занятия

I. Организационный момент

II. Мотивационно-ориентированный аспект занятия

  • «Внесение интриги»
  • Беседа с обучающимися
  • Ознакомление с темой занятия, постановка цели занятия

III. Физкультминутка

IV.  Содержательный аспект занятия

  • Практическая работа
  • Зарядка для глаз
  • Практическая работа

V. Результативность занятия и подведение итогов

Ход занятия

I. Организационный момент

Педагог:  Рада видеть всех вас. 
                Круг – это равенство.
                 Круг – это возможность видеть и слышать друг друга.
                 Круг – это возможность общности, целостности.
   Ребята, давайте возьмемся за руки, посмотрим друг другу в глаза, улыбнемся, поделимся радостным настроением, покажем доброе отношение друг к другу и пойдём заниматься.

Дети садятся на свои места.

Педагог. Здравствуйте, мои маленькие друзья! Давайте знакомиться. Меня зовут Марина Петровна. Я приветствую вас и приглашаю в небольшое путешествие по волшебной реке творческих фантазий. Ну что, отправляемся?

Ответы детей.

Педагог. (педагог показывает композицию реки с использованием бисерных поделок в которые входят: рогоз, камыш, аист, Царевна –лягушка и т.д.) Посмотрите на нашу волшебную речку. Кого вы здесь видите?

Ответы детей.

II. Мотивационно-ориентированный аспект занятия

«Внесение интриги»

Педагог берет Царевну – лягушку и находит у нее записку.

Педагог. Ребятки, посмотрите тут записка (читает записку). Дорогие, друзья. Как хорошо, что вы пришли на волшебную речку! Мне нужна ваша помощь. Дело в том, что злой колдун заколдовал меня и превратил в зеленную лягушку. Помогите мне, пожалуйста. Расколдовать меня помогут  3 чуда. Если вы откроете их для себя, то колдовские чары развеются. Познакомятся с этими 3 –мя чудесами, вам поможет ваш педагог.

Педагог. Ну, что, ребятки, поможем Царевне – лягушке?

Ответы детей.

Беседа с обучающимися

Педагог. Тогда начнем.

Чудо 1. «Волшебный материал». Знакомство с Его Величеством бисером. Что же такое бисер? Это маленькие шарики  или палочки с отверстием для вдевания в него проволоки, лески или нитки. Бисер появился еще четыре тысячи лет назад в Древнем Египте. Бывает он стеклянный, пластмассовый, металлический. Разный по форме и размеру, но есть в нем одна очень важная черта – он помогает создавать сказочно красивые вещи (демонстрация бисера и изделий из него).

Чудо 2. «Мир из бисера». А если мы с вами посмотрим вокруг себя, то в привычных вещах, если пофантазировать, можно увидеть мир бисера.  Эта и россыпь звезд, светящийся как бисер огонек (педагог показывает этот вид бисера), и прозрачные жемчужинки – капельки росы на розе (показывается прозрачный бисер), и раковины с жемчужинами (показываются бусины под жемчуг). Бисер, всюду бисер! Россыпи бисера вокруг нас. Как будто  Великий Мастер работает с этим удивительным материалом и создает Чудо!

Чудо  3. «Мы творим сами».  Но третье чудо можно совершить только с помощью умелых детских рук и частичек тепла детских сердец, и поэтому я прошу вашей помощи. Это последнее и самое важное задание из трех чудес. Но для этого, вы должны отправиться на реку, которая протекает в нашем городе.

Кто знает, как называется река, которая протекает в нашем городе?

Ответы детей.

Педагог. Правильно, у нас протекает Москва – река. Скажите, а какие насекомые, кроме комаров, можем мы встретить на нашей реке?

Ответы детей.

Педагог. Да, около воды мы часто видим красивых разноцветных насекомых с большими глазами – это летают стрекозы.

Стрекоза, стрекоза – Любопытные глаза.

То летит она вперёд,

То висит, как вертолёт,

Над водой голубой,

Над травой луговой

Над поляной лесной.

(показывает иллюстрации стрекоз)

Педагог. Стрекозы - лучшие летуны. Они очень быстро летают, в мгновение ока могут менять направление, скорость полёта, парить и даже лететь задом наперёд.

Педагог. Что у стрекозы довольно таки большое по сравнению с другими частями тела?

Ответы детей.

Педагог. Голова у стрекозы довольно крупная в сравнении с общими пропорциями тела и может поворачиваться практически в любом направлении. В передней части головы имеются 2 глаза, а еще 3 маленьких находятся на макушке.  Фасечные глаза состоят из большого количества маленьких «глазков». Верхняя часть их видит черно – белые тона, а нижние различают цвета. Это позволяет стрекозе видеть и опасность, и жертву, как на фоне земли, так и на фоне неба . Вы знаете, чем питаются стрекозы?

Ответы детей.

Педагог. Стрекозы питаются другими насекомыми, догоняя их в воздухе и хватая на лету своими ногами. Стрекозы живут вблизи рек, ручьев и озёр. Стрекозы поджидают свою добычу, сидя в засаде, чтобы потом сорваться в погоню. Их крылья не складываются, так что стрекозы всегда готовы к полёту. Из чего же состоит тело стрекозы?

Ответы детей.

Педагог (показывая приложение 3). У стрекозы тело состоит из трех частей: голова, грудь, брюшко, а ещё есть 2 пары крыльев. Пара передних крыльев движется независимо от пары задних. Стрекозы живут во всех регионах мира, где можно найти воду, теплую погоду, пищу. Идеальная среда обитания этих насекомых – заболоченные места. Запомнили, как выглядит стрекоза?

Ответы детей.

Ознакомление с темой занятия, постановка цели занятия

Педагог. Как вы, наверное, догадались – сегодня мы научимся делать стрекозу из бисера и бусин. Приступаем к работе. Для этого готовим свои рабочие места и повторим технику безопасности при работе с колюще – режущими предметами.

Дети повторяют технику безопасности (Приложение 1)и готовят рабочее место для практической работы.

Педагог. Итак, я вижу, что все готово для практической работы. Перед практической работой давайте немного разомнемся. Встаем все на физкультминутку.

III. Физкультминутка

Таблица 1. Физкультминутка

Вот такая стрекоза,

Как горошины, глаза

Пальцы в виде круга, на глазах

А сама, как вертолёт,

Влево, вправо, назад, вперёд

Вращения руками по заданным направлениям

И на травушке роса,

Мы ладошки отряхнули, улетела стрекоза

Встряхивают руки

Попрыгунья испугалась,

Только песенка осталась

Ладони расправлены. Ладони сжимают в кулаки

После физкультминутки дети садятся на свои места, и педагог начинает объяснение последовательности выполнения стрекозы.

IV.  Содержательный аспект занятия

Педагог. Стрекозу мы будем выполнять на проволоке, схемы первого уровня сложности (Приложение 2). По этой схеме отработаем 3 вида прохождения: «игольчатое », параллельное, петельчатое. Работу начинаем с выполнения брюшка.

  • На проволоку нанизываем 1 бисеринку, располагаем ее на середине этой проволоке, складываем проволоку пополам, равняя концы. Затем на оба конца проволоки нанизываем еще 5 продолговатых бисеринок. Брюшко готово.
  • После этого ряда  нанизываем 15 или  20бисеринок для нижних крыльев (это могут бисерины другого цвета, желательно чтобы бисерины или рубка были блестящими или прозрачными) и проходим той же проволокой, что и набрав бисерины, через 1 бисерину этой низки (петельчатое плетение). Крыло готово.

Аналогичным способом выполняется и второе крыло.

Педагог. Смотрите, можно сказать, что половина стрекозы выполнена. Давайте дадим отдохнуть глазкам, и выполним зарядку для глаз.

Зарядка для глаз

Упражнение 1.

Исходное положение, сидя, свободно, без напряжения.

  • Сложить ладошки «домиком» (тыльная сторона и паль образуют почти прямой угол, Большой палец лежит сбоку на указательном).
  • Закрыть глаза.
  • Положить согнутые таким образом ладони на глазницы, но не касаться при этом глазных яблок. Центр ладони находится напротив зрачка.
  • Представьте себе, что внутри ладоней находится маленькая печка и согревает ваши глазки.

От работы с бисером

Глазки отдыхали,

Мы согрели их ладошкой,

Чтоб не уставали.

 Молодцы, глазки отдохнули, и мы продолжаем работу.

  • Сейчас делаем верхнюю пару крыльев, из 20- 25 бисеринок таким же способом, что и нижние пары крыльев.
  • После верхних крыльев выполняем грудку. Для этого на один конец проволоки нанизываем бусину, а другим концом проволоки проходим в эту бусину способом  «в крестик».( В начале концы проволоки  смотрят друг на друга, а затем разъезжаются в разные стороны пройдя через бусину).
  • Для глаз на каждую проволоку нанизать бусины меньшего размера и протянуть их к грудки. Затем на одну из проволок нанизать бисерину и пройти через неё другой проволокой способом «в крестик». Стрекоза практически готова. Осталось закрепить проволоки, для этого вы оба соединяете вместе и, скручиваете их между собой, сделав два витка лишнюю проволоку отрезаем ножницами. Во и все готово.

 

V. Результативность занятия и подведение итогов

Педагог. Ну, что, ребятки, вы запомнили,  как  делать стрекозу?

Ответы детей.

Педагог. Ребята, давайте отправим наших стрекоз на поляну возле реки.      

(педагог собирает выполненных стрекоз и закрепляет их на поляне и меняет Царевну – лягушку на куколку в бисерном платьице).

Педагог. Ребята, где мы сегодня побывали?

Ответы детей.

Педагог. Кого мы там увидели?

Педагог. А  вам понравилось плести бисером?

Ответы детей.

Педагог. Молодцы ребята у вас получились очень красивые стрекозы. Посмотрите на нашу волшебную речку. Пока мы с вами подводили итог нашего занятия, произошло чудо, Царевна – лягушка превратилась в девушку, а это значит, что вы помогли снять с нее колдовские чары. А в память о нашем путешествии я хотела бы подарит вам вот такие веселые значки.

Педагог раздает детям значки с изображением смайликов.

Педагог. На этом я с вами прощаюсь, но призываю вас продолжить занятия бисером, этим волшебным материалом, который и дальше будет развивать ваши пальчики, логическое мышление и конечно же внимательность. До свидания, до новых встреч.


Приложение 1

Правила техники безопасности.

Общие правила техники безопасности:

  • Не отвлекайтесь во время работы;
  • Не используйте неисправные инструменты;
  • Употребляйте инструмент только по назначению;
  • Инструменты и оборудование храните только в приспособленном для этого месте;
  • Содержите в чистоте и порядке свое рабочее место.

Правила обращения с ножницами:

  • Храните ножницы в чехле в предназначенном месте;
  • При работе внимательно следите за направлением среза;
  • Не работайте с тупыми ножницами и с ослабленным шарнирным креплением;
  • Не держите ножницы концами вверх;
  • Не оставляйте ножницы с открытыми лезвиями;
  • Передавайте закрытые ножницы лезвиями вперед.

C:\Documents and Settings\Admin\Рабочий стол\10(15).jpg

C:\Documents and Settings\Admin\Рабочий стол\В РАБОТЕ\ТБ\img21.jpg

C:\Documents and Settings\Admin\Рабочий стол\В РАБОТЕ\ТБ\img22.jpg


Приложение 2


Приложение 3

strekoza1.gif