"Мастер-класс как эффективная форма работы с родителями в условиях УДОД"
Одним из направлений деятельности любого образовательного учреждения является работа с семьей. Одной из перспективных форм работы с родителями, на наш взгляд, может выступать мастер-класс.
Уникальность мастер - класса, как формы вовлечения в образовательно-воспитательный процесс родителей обучающихся, заключается в отказе от традиционных социальных ролей «родитель» - «ребенок», путем создании равных условий для совместной творческой деятельности. Более подробно о том как педагоги дополнительного образования прикладного творчества МБОУ ДОД ДДТ№2 г. Новокузнецка реализуют данную форму в работе с родителями, вы можете узнать, прочитав статью «Мастер–класс как эффективная форма работы с родителями в условиях УДОД».
Скачать:
Предварительный просмотр:
Мастер–класс
как эффективная форма работы с родителями в условиях УДОД.
(слайд 1) Одним из направлений деятельности Дома детского творчества №2 является работа с семьей, в которой ребенок растет и воспитывается. Поскольку, какую бы сторону развития детей мы не рассматривали, всегда окажется, что главную роль в его эффективности на разных возрастных этапах играет семья, и основными воспитателями являются, прежде всего, родители, а задача любого образовательного учреждения – это оказание помощи и поддержки им. Но семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребенка, порой осуществляют воспитание в слепую, интуитивно. Таким образом, далеко не всегда используя в полной мере комплекс возможностей воспитательного воздействия на ребенка. Решение данной проблемы педагогический коллектив Дома детского творчества №2 видит в разработке и реализации перспективных форм работы с родителями. Одной из таких форм является мастер-класс, построенный на совместной творческой деятельности обучающихся и их родителей.
(слайд 2) Опираясь на труды таких ученых как М.М. Поташник, А. Дистервег, В.В. Сериков и Т.И. Шамова, мы рассматриваем мастер – класс как форму обучающего занятия, которая обладает следующими признаками:
(слайд 3)
- мастер – класс имеет обучающую цель;
- педагог, это мастер, который знает, как учить;
- все остальные участники, находятся в роли учеников;
- все действия выполняются пошагово, по алгоритму;
- по окончанию мастер – класса каждый участник приобретаем новое умение.
Уникальность мастер - класса, как формы вовлечения в образовательно-воспитательный процесс родителей обучающихся, заключается в отказе от традиционных социальных ролей «родитель» - «ребенок», путем создании равных условий для совместной творческой деятельности. Участвуя в мастер - классе, у родителей появляется возможность посмотреть на своего ребенка в деятельности и оценить его способности объективно, так как сам родитель является субъектом той же деятельности.
(слайд 4) Наверняка во многих ОУ ДОД используется данная форма и вряд ли она покажется новой и оригинальной. Тем не менее, проводимые нами мастер – классы имеют некоторые особенности:
(слайд 5)
Во-первых, педагогами декоративно – прикладного отдела разработан и успешно реализует на протяжении двух лет целый цикл мастер - классов под названием «Школа народных ремесел». Основной целью, которого является актуализация потребности в совместной деятельности детей и их родителей, установление сотрудничества в триаде «ребенок – родитель - педагог», привитие ценности труда, знакомство участников с особенностями различных видов русских традиционных ремесел, посредствам декоративно – прикладной деятельности.
Цикл мастер - классов представляет собой целостную систему, соответствующую единому замыслу и личностному опыту педагогов, что позволяет говорить об авторском содержании материала.
(слайд 6)
Во-вторых, сама структура каждого мастер – класса предполагает проведение не только практической части. Это целый сценарный ход с персонажами, слайдовыми презентациями, конкурсами, выставками и т. д.
Мастер – классы реализуются в каникулярное время. Длительность одного мастер - класса составляет два астрономических часа. Продолжительность первого этапа – творческой презентации – тридцать минут, на практическую деятельность отводится около полутора часов, в ходе которой участники делятся на группы по желанию, в соответствии с видом народного ремесла, которым бы хотели овладеть. По окончанию мастер – класса организуется небольшая выставка сделанных работ, участники делятся впечатлениями, оставляют отзывы о мероприятии.
(слайд 7)
Третья, и на наш взгляд самая главная особенность мастер – классов – это то, что предлагаемый материал направлен на повышение общего культурного информационного уровня взрослого и подрастающего поколения о ремесленничестве в России, приобщение к общечеловеческим и национальным ценностям.
Упор на изучение именно культуры, традиций, ремесленничества русского народа обусловлен двумя причинами:
1. На Руси издавна развивались различные промыслы и ремёсла. Их передача осуществлялась систематически от поколения к поколению в соответствии с традицией русской культурной преемственности, заключающей в себе огромный педагогический потенциал и являющейся связующей «нитью» в семейных отношениях. Такое сотворчество разных поколений, на наш взгляд, всегда способствовало гармонизации детско-родительских отношений, передаче и сохранению семейных ценностей.
2. Коллектив декоративно – прикладного отдела не только внес изменения в работе с родителями, но и стал соучастником культурно – образовательной инициативы инновационной площадки по теме «Гражданско – нравственное воспитание личности в условиях УДО на этнокультурной основе».
(слайд 8)
И, наконец, четвертой особенностью, на наш взгляд является то, что мы не просто использовали эту форму работы с родителями, но и попытались с точки зрения психологии определить эффективность ее влияния на отношения между родителями и детьми. В связи с этим педагогом - психологом было проведено исследование на основе тест - опросника авторов А.Я.Варга, В.В.Столина. Диагностика была проведена в два этапа: входная, до начала цикла мастер - классов, и контрольная, по окончанию годичного цикла мастер - классов. Эффективность используемой нами формы подтвердилась положительной динамикой в результатах.
(слайд 9)
До начала проведения мастер – классов результаты исследования показали, что большинство родителей считают своего ребенок личностно и социально несостоятельным, они стараются контролировать его поведение и навязать свою, верную, по их мнению, точку зрения, а так же стараются оградить его от трудностей и неприятностей жизни. Но, наравне с этим, родитель заинтересован в делах и планах ребенка, старается во всем помочь ребенку, сочувствует ему.
После проведения цикла мастер – классов, при повторном исследовании, наблюдалась положительная динамика критериев родительского отношения к своим детям.
(слайд 10-15 - фото)
Таким образом, можно сделать вывод, что использование формы мастер-класс, базирующейся на этнокультурной основе, способствует нравственно – культурному становлению личности ребенка, гармонизации внутрисемейных отношений, а также развитию стабильного интереса родителей обучающихся к деятельности учреждения дополнительного образования.
В перспективе, мы планируем проведение мастер – классов с привлечением не только педагогов декоративно-прикладного отдела, но и педагогов работающих в других направленностях (ансамбль русской песни «Хорошки», «Стиль и мода», «Музееведение» и т. д.), а также их воспитанников и родителей. Таким образом, увеличится количество семей, в которых, мы надеемся, будут гармонизированы детско-родительские отношения.
(слайд 16)
Спасибо за внимание!