Методическая разработка «Формирование эстетического мышления детей и подростков через занятия в коллективе «Мастерская деревообработки «Интерьер».

Методическая разработка «Формирование эстетического мышления детей и подростков через занятия в коллективе «Мастерская деревообработки «Интерьер».

Обобщение педагогического опыта

(Из опыта работы Мастерской деревообработки «Интерьер»

МБОУ ДОД ЦВО «Творчество» г.о. Самара)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка «Формирование эстетического мышления детей и подростков через занятия в коллективе «Мастерская деревообработки «Интерьер».

Обобщение педагогического опыта

(Из опыта работы Мастерской деревообработки «Интерьер»

МБОУ ДОД ЦВО «Творчество» г.о. Самара)

Содержание.

1. Информационная карта инновационного опыта участника Приоритетного Национального проекта «Образование»:

1.1. Общие сведения.

1.2. Самоэкспертиза опыта.

1.3. Сущностные характеристики опыта.

2. Этапы и сроки работы  по внедрению инновационного опыта Мастерской деревообработки «Интерьер» МБОУ ДОД «ЦВО «Творчество» г.о. Самара:

2.1. Первый этап.

2.2. Второй этап.

2.3. Третий этап.

2.4. Четвертый этап.

2.5. Пятый этап.

2.6. Завершающий этап.

 3. Приложение 1. Методики педагогического диагностирования, используемые при реализации инновационного опыта.


1. ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ИННОВАЦИОННОГО ОПЫТА УЧАСТНИКА

Приоритетного национального проекта «Образование»

1.1. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ

Ф.И.О. автора опыта, адрес электронной почты

Учреждение, в котором работает автор опыта, адрес сайта

Должность с указанием преподаваемого предмета или выполняемого функционала

Стаж работы в должности

Колесов Олег Иванович

МБОУ ДОД ЦВО «Творчество» г.о. Самара

Педагог дополнительного образования

15 лет

1.2.. САМОЭКСПЕРТИЗА ОПЫТА

Тип опыта (сектор применения, масштаб изменений, предмет изменений)

Сектор применения – дети и подростки; масштаб изменений – модульный; предмет изменений – содержание, методы и формы организации образовательной деятельности в коллективе «Мастерская деревообработки «Интерьер».

Характеристики ценности опыта (новизна для потребителя, актуальность, эффективность: потенциальная полезность, надежность, перспективность)

Представленный опыт направлен на решение проблемы формирования эстетического мышления детей и подростков через занятия в коллективе «Мастерская деревообработки «Интерьер».

Перспективность предполагаемой системы работы обеспечивается ее направленностью на реализацию задач федерального государственного образовательного стандарта, предусматривающего решение широкого круга воспитательных задач, формирование общечеловеческих ценностей, которые можно реализовать через дополнительное образование.

Характеристики опыта, определяющие ее трудоемкость освоения

Распространение опыта не требует больших материально – технических, программно – методических, финансовых, правовых, организационных затрат. Образовательная деятельность полностью соответствует возможностям потребителей опыта – учреждений дополнительного образования.

1.3.. СУЩНОСТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ОПЫТА

1. Тема инновационного педагогического опыта

Занятия в коллективе «Мастерская деревообработки «Интерьер».

2. Источник изменений (противоречия, новые средства обучения, новые условия образовательной деятельности и др.)

Актуальность исходит из важности формирования эстетического мышления как формы формирования творческой личности воспитанника, способной к успешной интеграции в современное общество.

Противоречие заключается в ограниченности общения детей и подростков и их же потребности в социализации.

Задачи:

1. Изучить научную разработанность проблемы формирования эстетического мышления.

2. Изучить опыт работы педагогов дополнительного образования, способствующий формированию эстетического мышления.

3. Изучить уровень эстетического мышления – воспитанников коллектива «Мастерская деревообработки «Интерьер».

4. Разработать систему занятий (методики) в рамках реализации ДОП – дополнительной образовательной программы, способствующую формированию  эстетического мышления.

5. Диагностировать уровень эстетического мышления – воспитанников «Мастерской деревообработки «Интерьер».

3. Идея изменений (в чем сущность ИПО: в использовании образовательных, коммуникационно – информационных или других технологий, в изменении содержания образования, организации учебного и воспитательного процесса и др.)

Занятия в «Мастерской деревообработки «Интерьер» позволяют:

- развить художественный вкус через образовательную деятельность;

-сформировать эстетические идеалы, умение любоваться красотой через образовательную и воспитательную деятельность;

- связать теоретические знания и практические умения, привлекая воспитанников к участию в мероприятиях ЦВО, а также мероприятиях районного, городского, областного, российского и международного уровня (выставках, выставках – ярмарках, конкурсах, творческих мастерских, мастер – классах декоративно – прикладного творчества и народных промыслов и проч.)

- заложить основы мастерства народного мастера, основы деятельности стажера – преподавателя декоративно – прикладной направленности.

Ожидаемые результаты исследовательской деятельности:

1. Формирование списка литературы по данной теме.

2. Сбор материала и анализ работы по теме.

3.Корректировка ДОП, создание методических материалов по теме.

4. Результативное участие воспитанников «Мастерской деревообработки «Интерьер» в мероприятиях различного уровня.

4. Концепция изменений (способы реализации идеи)

При соблюдении в процессе реализации ДОП «Мастерская деревообработки «Интерьер» следующих условий:

1.Сформированность эстетической воспитанности детей и подростков через:

  • Использование современных образовательных технологий, методик, приемов, техник, способствующих формированию творчески активной личности подростка.
  • Участие подростков – воспитанников мастерской в подготовке и проведении мероприятий различного уровня, участие в выставках, конкурсах, творческих мастерских, мастер – классах декоративно – прикладного творчества и народных промыслов.
  • Создание творческих проектов воспитанниками коллектива.

2.Достаточно полная материально – техническая, учебно – методическая оснащенность образовательного процесса.

возможно в процессе обучения в коллективе «Мастерская деревообработки «Интерьер» сформировать эстетически развитую и творчески активную личность воспитанника данного объединения.

5. Условия реализации изменений (включая личностно – профессиональные качества педагога и достигнутый им уровень профессионализма)

Освоение педагогом сущности образовательной деятельности с подростами через изучение педагогической, психологической, методической литературы.

Внутренняя мотивация педагога на конечный результат – сформированность эстетической воспитанности детей и подростков и их социализация и творческих способностей.

6. Результат изменений

  • Сформированность художественного, эстетического  вкуса.
  • Сформированность эстетических идеалов.
  • Сформированность умения любоваться красотой.
  • Развитие творческих, коммуникативных способностей.
  • Приобретение навыков мастерства народного мастера, основ деятельности стажера – преподавателя декоративно – прикладной направленности.
  • Подготовка работы выставок, конкурсов, творческих мастерских, мастер – классов декоративно – прикладной и художественной направленности для других воспитанников.

За три прошедших года обучения подростки – воспитанники мастерской приняли участие в различных конкурсах, выставках:

-XV городской фестиваль детского творчества «Подснежник» - 3 лауреата (награждены поездкой на теплоходе «Семен Буденный»).

-XIII городской фестиваль детского творчества «Мир, в котором я живу» - 2 лауреата.

-Областной фестиваль художественно, прикладного и технического творчества детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья «Зимняя сказка» - 2012-, 2013, 2014 -3 лауреата.

-Областной этнографический фестиваль – в номинации «Подмастерье» - 1 лауреат.

-Областной фестиваль «Символы великой России» - 1 лауреат.

-Российский фестиваль «Радужная кисть» - 1 лауреат.

В процессе занятий, подготовки мероприятий воспитанники открывают в себе новые творческие начала, осознают свою неповторимость, индивидуальность,  проходят важный путь самопознания и самоопределения.

8. Предполагаемый масштаб распространения опыта

Опыт рекомендуется для распространения на муниципальном уровне для педагогов дополнительного образования, работающих с детьми и подростками по направлению декоративно – прикладным творчеством – работе с деревом.


2. Этапы и сроки работы по внедрению инновационного педагогического опыта.

Этап

Содержание деятельности

Результат

Сроки

2.1.

Первый этап

Изучение и анализ психолого – педагогической, специальной литературы по теме.

Формирование списка литературы по проблеме.

Сентябрь – декабрь 2008 г.

2.2.

Второй этап

Изучение опыта работы педагогов, с детьми и подростками по направлению декоративно – прикладным творчеством – работе с деревом по формированию эстетического мышления, творчески активной личности

Собранные материалы, описывающие опыт работы УДОД, педагогов по изучаемой проблеме, описание опыта работы.

Сентябрь 2008 г. –

май 2009 г.

2.3.

Третий этап

Подбор методик, корректировка ДОП, диагностирование воспитанников «Мастерской деревообработки «Интерьер» - подростков с ограниченными возможностями здоровья с целью выявления уровня эстетического мышления.

Материалы результатов диагностирования, составление графиков, диаграмм и т.п., характеризующих уровень эстетического мышления

воспитанников «Мастерской деревообработки «Интерьер».

Сентябрь 2009 г. – май 2010 г.

2.4.

Четвертый этап

Выбор форм, методов, приемов, техник, средств работы и т.п., позволяющих формировать эстетическое мышление «Мастерской деревообработки «Интерьер» и внедрение этих разработок в практику: подготовка воспитанников к участию в мероприятиях различного уровня.

Методические разработки отдельных занятий, УМК – учебно – методические комплекты, ДОП «Мастерская деревообработки «Интерьер»

Сентябрь 2010 г .-

май 2011г.

2.5.

Пятый этап

Повторное диагностирование воспитанников «Мастерской деревообработки «Интерьер» с целью изучения и выявления уровня эстетического мышления. Сравнительный анализ результатов изучения эстетического мышления воспитанников.

Составление количественного – качественного анализа, полученного в ходе изучения информации о воспитанниках.

Выводы о результатах опытно – экспериментальной работы, корректировка ДОП.

Сентябрь 2011 г. – май 2012 г.

2.6.

Завершающий этап

Оформление результатов научного исследования.

Обобщение методического материала по теме.

Написание статьи по теме.

Сентябрь 2012 г.


3. Приложение 1. Методики педагогического диагностирования, используемые при реализации инновационного опыта.

3.1. Педагогическое диагностирование уровня творческого развития личности обучаемого.

Педагогическая диагностика является процессом и конечным итогом изучения результативности учебно-воспитательного процесса на основе изменений в уровне воспитанности и образованности обучающихся и роста педагогического мастерства.

Возрастание разнообразия и сложности процессов, возникающих в современном мире, обуславливает необходимость обучения, воспитания и развития людей, обладающих творческим мышлением и способностью к нестандартному разрешению проблем.

 Наука (генетика, физиология, психология, социология) и реальная практика обучения многократно доказали не только наличие индивидуальных различий в успешности обучения, но и различие творческих возможностей обучающихся, составляющее их индивидуальный творческий потенциал. Дифференциация людей в любом возрасте по их творческому потенциалу достаточно разнообразна - от умственной отсталости до высокой талантливости и общей одаренности.

Ученые пришли к признанию того, что творческие способности не являются синонимами способностей к обучению и редко отражаются в тестах, направленных на определение IQ. На данном этапе пристальный интерес исследователей сместился от типа ученого осмотрительного, точного и критически мыслящего, к личности изобретателя, нестандартного, оригинального и остроумного, а способность к творчеству, долгое время считавшаяся необходимой в основном для создания произведений искусства, всё больше и больше признается также и основой научных достижений.

Творчество – происходит от слова творить и в социальном смысле означает искать, изобретать и создавать нечто такое (духовные и материальные ценности), что ещё не встречалось в индивидуальном или общественном опыте. Творчеству противопоказан шаблон, оно наполняет жизнь радостью, возбуждает потребность в новых знаниях усиливает работу мысли, вводит человека в атмосферу непрерывного поиска. (Л. Болотина. Краткий словарь социального педагога общеобразовательного учреждения).

Под термином «креативность» понимается способность особого рода - способность порождать необычные идеи, отклоняться в мышлении от традиционных схем, быстро разрешать проблемные ситуации. Креативность охватывает некоторую совокупность мыслительных и личностных качеств, способствующих становлению способности к творчеству.

Опросник креативности был основан на двух подходах к данной проблеме. Первый подход: по Торренсу креативность проявляется, когда существует дефицит знаний; в процессе включения информации в новые структуры и связи; в процессе идентификации недостающей информации; в процессе поиска новых решений; их проверке; в процессе сообщения результатов. По Джонсону ( 1973 ), для поведения, возможного для наблюдения, креативность проявляется как неожиданный, с позитивной опорой исполнителя на самого себя, продуктивный акт, совершенный исполнителем спонтанно в определенной обстановке социального взаимодействия.

Предлагаем комплект материалов по диагностике творческих характеристик обучающихся.


3.2. Методика «Опросник креативности Джонсона»

Автор: Джонсон Д.Л. (адаптация Туник Е.Е.).

Время проведения:  10 -20 минут.

Возраст респондентов: с18 лет и старше.

Цель: исследование проявлений креативности личности (самооценка, оценка другими лицами).

Данный опросник позволяет провести как самооценку обучающимися. так и экспертную оценку креативности другими лицами: педагогами, др. обучающимися и т.д.

С работой над опросником креативности можно быстро справиться самостоятельно и также самостоятельно произвести подсчеты.

Инструкция

Используя пятибалльную систему (постоянно – 5; часто – 4; иногда – 3; редко – 2; никогда - 1), оцените в какой степени вы или ваш обучающийся обладает нижеописанными творческими характеристиками.

Данная методика позволяет оценить наличие у обучающегося характеристик креативности:

  1. Ощущать тонкие, неопределенные, сложные особенности окружающего мира (чувствительность к проблеме, предпочтений сложностей).
  2. Выдвигать и выражать большое количество различных идей в данных условиях (беглость).
  3. Предлагать разные виды, типы и категории идей (гибкость).
  4. Предлагать дополнительные детали, идеи, версии или решения (находчивость, изобретательность, разработанность).
  5. Проявлять воображение, чувство юмора и развивать гипотетические возможности (воображение, способности к структурированию).
  6. Демонстрировать поведение, которое является неожиданным, оригинальным, но полезным для решения проблемы (оригинальность, изобретательность и продуктивность).
  7. Воздержаться от принятия первой, пришедшей в голову типичной, общепринятой идеи, выдвигать различные варианты и выбрать наилучший (независимость).

8.  Проявлять уверенность в своем решении, несмотря на возникшие затруднения, брать на себя ответственность за нестандартную позицию, мнение, содействующее решению проблемы (уверенный стиль поведения с опорой на себя, самодостаточное поведение).

Ниже представлены «Лист ответов для самооценки самимиобучающимися и наблюдений др. обучающимися» и «Лист оценки педагогом».

Лист ответов для самооценки обучающимися и наблюдений др. лицами

Фамилия, имя, Отчество_______________________________________________________

Дата___________ Место работы__________ Должность_____________ Возраст __________

Список характеристик креативности  

Оценочные баллы

постоянно

5 баллов

часто

4 балла

иногда

3 балла

редко

2 балла

никогда

1 балл

Творческая личность способна:

1.Ощущать тонкие, неопределенные, сложные особенности окружающего мира.

2.Выдвигать и выражать большое количество различных идей в данных условиях.

3.Предлагать разные виды, типы и категории идей.

4.Предлагать дополнительные детали, идеи, версии или решения.

5. |Проявлять воображение, чувство юмора и развивать гипотетические возможности.

6.Демонстрировать поведение, которое является неожиданным, оригинальным, но полезным для решения проблемы.

7.Воздержаться от принятия первой, пришедшей в голову типичной, общепринятой идеи, выдвигать различные варианты и выбрать наилучший.

8.Проявлять уверенность в своем решении, несмотря на возникшие затруднения, брать на себя ответственность за нестандартную позицию, мнение, содействующее решению проблемы.

Общее количество баллов:

Лист оценки для педагогов

ФИО

Творческие характеристики

Сумма баллов

Уровень

креативности

1

2

3

4

5

6

7

8

Обработка полученных данных:

Общей оценкой креативности является сумма баллов по восьми пунктам (минимальная оценка — 8, максимальная оценка —-40 баллов). В таблице 1 предлагается распределение суммарных оценок по уровням креативности.

Таблица 1. Соотношение креативности и суммарных оценок опросника

Уровни креативности 

Шкала общих оценок опросника

Очень высокий 

40-34

Высокий 

33-27

Нормальный, средний 

26-20

Низкий 

19-15

Очень низкий 

14-0

3.3.  Методика «Тест дивергентного (творческого) мышления»

Автор: Вильямс Ф.Е. (адаптация Туник Е.Е.).

Время проведения:  для детей 5 – 10 лет - 25 минут;  11 – 17 лет – 20 минут.

Возраст респондентов: с 18 лет истарше.

Цель: выявление способности к творческому самовыражению.

Тестирование проводится в групповой форме. Желательно, чтобы во время тестирования обучающиеся сидели за столом или партой по одному. 

Инструкция

Перед началом тестирования нужно прочитать инструкцию к Тесту дивергентного мышления: «Это задание поможет узнать, насколько вы способны к творческому самовыражению с помощью рисунков. Вам предлагается 12 рисунков. Работайте быстро. Постарайтесь нарисовать настолько необычную картинку, которую никто другой не сможет придумать. Вам будет дано 20 (25) минут, чтобы нарисовать ваши рисунки. Работайте в квадратиках по порядку, не прыгайте беспорядочно с одного квадрата на другой. Создавая картинку, используйте линию или фигуру внутри каждого квадрата, сделайте ее частью вашей картины. Вы можете рисовать в любом месте внутри квадрата, в зависимости от того, что вы хотите изобразить. Можно использовать разные цвета, чтобы рисунки были интересными и необычными. После завершения работы над каждым рисунком подумайте над интересным названием и запишите название в строчке под картинкой. Не волнуйтесь о правильном написании. Создание оригинального названия более важно, чем почерк и орфография. Ваше название должно рассказать о том, что изображено на картинке, раскрыть ее смысл».

Далее приводятся незаполненные бланки тестовой тетради, необходимые для проведения тестирования.

Тестовая тетрадь состоит из трех отдельных листов, стандартного формата А-4, на каждом листе бумаги изображено по четыре квадрата, внутри которых имеются стимульные фигуры. Под квадратами стоит номер фигуры и место для подписи.

Работа с каждой из трех методик обсуждается отдельно ниже.

Обработка полученных данных

Описываемые далее четыре когнитивных фактора дивергентного мышления тесно коррелируют с творческим проявлением личности (правополушарный, визуальный, синтетический стиль мышления). Они оцениваются вместе с пятым фактором, характеризующим способность к словарному синтезу (левополушарный, вербальный стиль мышления). В результате получаем пять показателей, выраженных в сырых баллах:

- беглость(Б)   

- гибкость (Г)

- оригинальность (О)

- разработанность {?) 

- название (Н)

1. Беглость - продуктивность, определяется путем подсчета количества рисунков, сделанных ребенком, независимо от их содержания.

Обоснование: творческие личности работают продуктивно, с этим связана более развитая беглость мышления. Диапазон возможных баллов от 1 до 12 (по одному баллу за каждый рисунок).

2. Гибкость - число изменений категории рисунка, считая от первого рисунка.

Четыре возможные категории:

- живое (Ж) - человек, лицо, цветок, дерево, любое растние, плоды, животное, насекомое, рыба, птица и т. д.

- механическое, предметное (М) - лодка, космический корабль, велосипед, машина, инструмент, игрушка, оборудование, мебель, предметы домашнего обихода, посуда и т. д.

- символическое (С) - буква, цифра, название, герб, флаг, символическое обозначение и т.д.

- видовое, жанровое (В) - город, шоссе, дом, двор, парк, космос, горы и т. д. (см. иллюстрации на следующей странице). 

Обоснование: творческие личности чаще предпочитают менять что-либо, вместо того чтобы инертно придерживаться одного пути или одной категории. Их мышление не фиксировано, а подвижно. Диапазон возможных баллов от 1 до И, в зависимости от того, сколько раз будет меняться категория картинки, не считая первой.

3. Оригинальность - местоположение (внутри-снаружи относительно стимульной фигуры), где выполняется рисунок.

Каждый квадрат содержит стимульную линию или фигуру, которая будет служить ограничением для менее творческих людей. Наиболее оригинальны те, кто рисует внутри и снаружи данной стимульной фигуры.

Обоснование: менее креативные личности обычно игнорируют замкнутую фигуру-стимул и рисуют за ее пределами, т. е. рисунок будет только снаружи. Более креативные люди будут работать внутри закрытой части. Высоко креативные люди будут синтезировать, объединять, и их не будет сдерживать никакой замкнутый контур, т. е. рисунок будет как снаружи, так и внутри стимульной фигуры.

1 балл - рисуют только снаружи (см. образец 1).; 2 балла - рисуют только внутри (см. образец 2).

3 балла - рисуют как снаружи, так и внутри (синтез - см. образец 3).

Общий сырой балл по оригинальности (О) равен сумме баллов по этому фактору по всем рисункам.

4. Разработанность — симметрия-асимметрия, где расположены детали, делающие рисунок асимметричным.

0 баллов - симметрично внутреннее и внешнее пространство (образец 1)

1  балл - асимметрично вне замкнутого контура (образец 2).

2 балла - асимметрично внутри замкнутого контура (образец 3).

3 балла - асимметрично полностью: различны внешние детали с обеих сторон контура и асимметрично изображение внутри контура (образец 4).

Общий сырой балл по разработанности (Р) - сумма баллов по фактору разработанность по всем рисункам.

5. Название - богатство словарного запаса (количество слов, использованных в названии) и способность к образной передаче сути изображенного на рисунках (прямое описание или скрытый смысл, подтекст).

0 баллов - название не дано

1 балл - название, состоящее из одного слова без определения (см. пример 2 заполненной тестовой тетради: рисунки 2, 4, 8, 10, 12)

2 балла - словосочетание, несколько слов, которые отражают то, что нарисовано на картинке (см. пример 1 заполненной тестовой тетради: рисунки 5, 9, 11)

3 балла - образное название, выражающее больше, чем показано на картинке, т. е. скрытый смысл (см. пример /заполненной тестовой тетради: рисунки 1, 3, 6, 7)

Общий сырой балл за название (Н) будет равен сумме баллов по этому фактору, полученных за  каждый рисунок.

Итоговый подсчет по тесту дивергентного мышления 

(смотри оценки Б - Г - О - Р - Н, приведенные в образце теста на следующих страницах).

БЕГЛОСТЬ

Общее количество выполненных рисунков. Возможно  тах 12 баллов (1 балл за каждый рисунок).

ГИБКОСТЬ

Количество изменений категорий, считая от первой картинки. Возможно тах 11 баллов (1 балл за каждое изменение категории).

ОРИГИНАЛЬНОСТЬ

Где выполняется рисунок:

- вне стимульной фигуры - 1 балл

- внутри стимульной фигуры - 2 балла

- внутри и снаружи стимульной фигуры - 3 балла (суммируются баллы по данному фактору по всем нарисованным картинкам). Возможно тах 36 баллов.

РАЗРАБОТАННОСТЬ

Где дополняющие детали создают асимметрию изображения:

— симметрично повсюду — 0 баллов

— асимметрично вне стимульной фигуры — 1 балл

— асимметрично внутри стимульной фигуры — 2 балла

— асимметрично внутри и снаружи — 3 балла

(суммируются баллы по данному фактору для всех нарисованных картинок). Возможно тах 36 баллов.

НАЗВАНИЕ

Словарный запас и образное, творчес-

кое использование языка:

— название не дано — 0 баллов

— название из одного слова — 1 балл

— название  из  нескольких  слов  — 2 балла

— образное   название,   выражающее больше, чем показано на картинке — 3 балла        

(суммируются баллы по данному фактору для всех нарисованных картинок). Возможно тах 36 баллов.

Примеры заполненной и обработанной тестовой тетради

Пример 1

Баллы по пяти факторам, оценивающим креативность, приводятся слева от рисунка, рядом с соответствующей буквой (первая буква названия фактора).

Итог подсчета по основным параметрам 

теста дивергентного мышления

Беглость - обучающийся работает быстро, с большой продуктивностью. Нарисовано 12 картинок. Оценивание - по одному баллу за каждую картинку. Максимально возможный сырой балл - 12.

Гибкость-  обучающийся способен выдвигать различные идеи, менять свою позицию и по-новому смотреть на вещи. Один балл за каждое изменение категории, считая с первой перемены (существует четыре возможные категории). Максимально возможный суммарный сырой балл - 11.

Оригинальность - обучающегося не сдерживают замкнутые контуры, он перемещается снаружи и внутри контура, чтобы сделать стимульную фигуру частью целой картины. По три балла за каждую оригинальную картинку. Максимально возможный суммарный сырой балл - 36.

Разработанность — обучающийся добавляет детали к замкнутому контуру, предпочитает асимметрию и сложность при изображении. По три балла за каждую асимметричную внутри и снаружи картинку. Максимально возможный суммарный сырой балл - 36.

Название — обучающийся искусно и остроумно пользуется языковыми средствами и словарным запасом. По три балла за каждую содержательную, остроумную, выражающую скрытый смысл подпись к картинке. Максимально возможный суммарный сырой балл - 36.

Максимально возможный общий суммарный показатель (в сырых баллах) за весь тест — 131.

Краткое объяснение обработки данного примера 1.

Беглость. - Максимально возможное число рисунков - 12. По одному баллу за рисунок. В наличии 12 рисунков. Оценка - 12 баллов.

Гибкость. - Максимально возможное число изменений - 11, считая от первого изменения категории - по одному баллу за каждое изменение. Категория первой картинки — живое (Ж) сохраняется во второй картинке без изменений. На третьей картинке - механическое (М), изменение 1, на четвертой картинке - вид (В), изменение 2. Изменения отсутствуют до шестой картинки, на которой - символ (С) - это изменение 3. Затем изменение на восьмой картинке - вид (В), изменение 4. Снова изменение на символ (С) в картинке девять - изменение 5. Последнее изменение в картинке десять на категорию живое (Ж) дает изменение 6. Эта категория сохраняется и на 11-12 картинках. Суммарная оценка по гибкости - шесть баллов.

Оригинальность  где рисует обучающийся. Наибольшее количество баллов (три балла) за рисунок внутри и снаружи стимульной фигуры. Девять рисунков, имеющих изображения внутри и снаружи стимульной линии (№ 1,2,4, 5, 6, 8, 9, 10, 11) получают по  три балла. Рисунки три и семь получают только по одному баллу - рисунок только вне стимульной фигуры. Рисунок 12 получает два балла - рисунок только внутри замкнутого контура. Суммарная оценка по оригинальности - 31 балл.

Разработанность - где размещаются детали для получения  асимметричного изображения (асимметрия - отсутствие зеркальности относительно любых воображаемых осей). Наибольшее количество баллов (три) начисляется за асимметрию рисунка и внутри и снаружи стимульной линии или формы. Только один рисунок 8 является асимметричным и внутри и снаружи 1 и получает три балла. Рисунки 3, 9, 11, 12 симметричны внутри и снаружи и получают ноль баллов за разработанность. Рисунки 1, 2 и 5 асимметричны внутри замкнутого контура и дают по два балла. Рисунки 4,6,7 и 10 имеют асимметрию снаружи замкнутого контура и получают по одному баллу за разработанность. Суммарная оценка за разработанность - 13 баллов.

Название. - Здесь оценивается словарный запас: количество употребляемых слов, сложность и образность названия. Наибольшее количество баллов (три) за образное название, выражающее нечто неочевидное в рисунке. Рисунки 1, 3, 6 и 7 имеют образное название и получают по три балла каждый. Рисунки 2, 4, 8, 10 и 12 имеют название, состоящее из одного слова, и получают по одному баллу каждый. Названия всех остальных рисунков (5, 9 и 11) представляют собой словосочетания описательного характера и получают по два балла. Суммарная оценка названий по всем рисункам - 23 балла.

Общий суммарный сырой результат 85 получился при суммировании баллов по всем факторам Б+Г+О+Р+Н = 12+6+31+13+23 = 85.

ТЕСТОВАЯ ТЕТРАДЬ

Тест творческого мышления

ФИО___________________________________________________________

Дата______________________________________Возраст_______________

Место работы_____________Должность__________________Город______________

1 __________________________2_____________________

3__________________________     4___________________

5_________________________      6_____________________

7___________________________ 8______________________

9_________________________      10_____________________

11________________________        12____________________


3.4. Анкеты «День за днем» и «Мнение» для проведения рефлексии «здесь и теперь»

Анкета 1.  День за днем!

Не спеши. Остановись. Подумай.

Как прожит этот день?

               Обозначь свое настроение в конце дня:

☺ - восторженное

• - спокойное

☹ - плохое

Что больше всего повлияло на твое настроение во время занятия?

(укажи соответствующую цифру)

1 – содержание дел

2 – твоя роль в общих делах группы

3 – твои отношения с товарищами

4 – твои отношения с ведущим

5 – твое отношение к предпочитаемому сверстнику

 

Каковы были твои отношения с товарищами в течение занятия?

(поставь условные знаки)

= - ровные

↔ - конфликтные

| | - безразличные

+ - уважительные

х - неуважительные

Какую позицию ты занимал

во время занятия?

(поставь соответствующий значок)

$ - пассивный созерцатель

$$ - активный участник

$$$ - знаток, умелец

$$$$ - инициатор

$$$$$ - организатор

       Твой личный итог дня

(обозначь заглавной буквой)

О – открыл в себе новое

Н – научился…

П – преодолел в себе (себя)

И – изменил точку зрения (свою позицию)

В - влюбился

Анкета 2.   «Мнение»

Я ___________________________                        Дата ____________________

  1. Степень твоей включенности (обведи кружочком соответствующий балл)

1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

  1. Что мешает тебе быть более включенным в деятельность? ________________________
  2. Основные ошибки твоей работы в группе?  (Подчеркни нужное)
  • Отношение к себе
  • Отношение в группе
  • Отношение к ведущему
  1. Что больше всего понравилось на занятиях?____________________________________

 _____________________________________________________________________________

   Что тебе не понравилось и почему? ___________________________________________

_____________________________________________________________________________Твои пожелания на будущее (по содержанию, форме занятий и т.п.) _______________

_________________________________________________________________