Открытый урок на тему: «Вытынанка-кружевница»

Чечиль Ольга Владимировна

Задачи:

- Рассмотреть историю развития вытынанки;

- Познакомиться с материалами, технологическим процессом изготовления и орнаментальной структурой вытынанки;

- Продолжить развитие мелкой моторики рук;

- Воспитывать усидчивость и аккуратность;

- Научиться правильно пользоваться специальными материалами и инструментами;

- Изучить основы искусства вырезания.

Цель: Познакомиться с традиционным видом ДПИ Украины – вытынанкой.

Материалы и инструменты:

Для преподавателя: наглядный материал (слайды на компьютере, иллюстрации, работы учителя, таблицы), несколько видов бумаги (для принтера, ватман, имитация пергамента), резиновая подстилка, макетный нож, маникюрные ножницы, карандаш.

Для учеников: белая бумага, подстилка, макетный нож или маникюрные ножницы, карандаш, ластик, цветная бумага для фона.

Методы: объяснительно-иллюстративный; самостоятельный.

Вид искусства: декоративно-прикладное.

Форма организации совместной деятельности: совместно-индивидуальная.

Тип и вид урока: урок-изучение нового материала, беседа, практическая работа.

 

 

План урока:

1.              Организационный момент.

2.              Изучение  нового материала.

3.              Практическая часть.

4.              Инструктаж к самостоятельной работе.

5.              Самостоятельная работа.

6.              Итог урока.

7.              Домашнее задание

 

 

Ход урока:

1. Организационный момент.

Вступительное слово.

Учитель: Здравствуйте, дети. Сегодня мы поговорим об одном из самых древних видов декоративного искусства.

Подготовка к восприятию нового материала.

Учитель: Какие приемы декоратизации мы знаем? Роспись, аппликация, резьба, гравировка, ажур и т.д. Но можно использовать сразу несколько приемов вместе, например, в вытынанке.

2. Изучение  нового материала.

Учитель: Вытынанка - вид декоративно-прикладного искусства - игривое кружево симметрично повторяющихся элементов, которые составляют целые обои цветов, звездочек, крестиков, причудливых зверей и т.д.

Это орнаментальные украшения жилья, ажурные или силуэтные композиции, вырезанные ножницами либо ножом из белой или цветной бумаги. В древности такие изделия использовали для отделки стен, окон, полок, печей. Как правило, традиционная вытынанка содержит сюжет - по ней можно было прочитать, что происходит в деревне, кто родился, где свадьба, какие были праздники. Современное искусство вытынанки многогранное и яркое.

Первые вытынанки появились в VII-XII веке в Китае, на родине бумаги. Накануне праздника весны китайские женщины наклеивали на окна традиционные бумажные узоры, сюжеты в виде драконов, цветов, различных символов.

Но археологические исследования свидетельствуют о появлении подобных узоров у кочевых народов Алтая, севера Европы, Балкан, славянских краев уже в V в. до н. е., только из кожи, меха и войлока.

В XIII в. бумажные украшения появились в Персии, а в XV в. через Турцию попали в Европу, сначала в Венецию, а дальше в Венгрию. В конце XVI в. Они стали популярны в  Германии. В XVIII - XIX вв. они распространились во Франции, Португалии, Дании, Голландии, Швеции, Швейцарии, Польше, Словакии, Литве, России, Белоруссии и др.

В Западной Европе вытынанки были подобны графическим изображениям, это были аппликации на одном целом листе бумаги. Славянские народы использовали вытынанку, в основном, как декоративный элемент в народных традиционных орнаментах.

В Украине предшественниками этого вида искусства были вытынанки из кожи и ткани. Известный всем кептарь (безрукавка) и доныне, кроме обильной вышивки, щедро обшивается разными вырезанными из кожи деталями. На Полтавщине до середины ХХ века верхняя женская одежда декорировалась аппликациями из бархата или другой ткани. Часто это были изображения дерева жизни, симметричных стилизованных ветвей, декоративных элементов. Первые бумажные вытынанки появились в Украине в XVII - XVIII веке. Это были подкладки для печатей, так называемые "кустодии". Когда в середине XIX века бумага дешевеет, украшения-вытынанки надолго входят в быт горожан и крестьян. Доступность и легкость технических приемов и разнообразные эффекты, которые возникают от складывания бумаги по различным схемам, сделали вытынанку традиционным украшением украинского жилища – ее можно было видеть в домах на окнах, стенах, балках, на печи. Вытынанки часто дополняли домашние росписи. Их размещали на стенах (обойные и ковровые вытынанки), лепили продольными лентами под потолком, по балке, вокруг окон. Вместе с  росписями на печи, вышытыми рушниками, резными деревянными бытовыми вещами и ткаными изделиями вытынанки составляли основу целостного и неповторимого интерьера украинского сельского дома. 

На праздники украинцы делали особенные вытынанки: в виде снежинок-звездочек, креста, барвинка или фигур ангелов. Вытынанка-крест был оберегом, ее цепляли на балку, где висела детская люлька. Бумажными салфетками с ажурно вырезанными краями украшали полки буфетов и тумбочек, они служили вместо занавесок на окнах даже в городах. На простенках между окнами в украинском доме висели вытынанки с изображением "древа жизни". На ветвях этих деревьев  "садили" птиц, внизу у дерева можно увидеть человеческие фигуры или силуэты зверей.

Вытынанка стала популярным украшением украинского жилья.

При всей своей схожести, вытынанки разных местностей имеют самобытные черты, присущие только этому определенному региону. Так, вытынанки западных областей "размыты" и мелко орнаментированы, как и писанки и рушники этого региона. Подольские вытынынки продолжают традиции народных ковров, гончарных росписей, вышивок. Вытынанки Днепропетровщины перекликаются с петриковской росписью, и в каждом бумажном украшении просматривается лицо отдельного мастера как творческой личности.

Известные мастера украинских вытынанок: Дмитрий Мимрик (с. Большой Говилов Тернопольской области), София Приймак (с. Петриковка Днепропетровской области), Любовь Процик (Львов), Людмила Лузгина (Запорожье), Галина Хмель (Киев), Андрей Пушкарев (Днепропетровск).

Искусство вытынанки популярно и среди любителей ДПИ.

3. Практическая часть.

Учитель: Все вытынанки можно разделить на три большие группы - одинарные, сложные и комбинированные.

Одинарными называют вытынанки из одного листа бумаги. Они одноцветные, отмечаются обобщенностью орнаментальных мотивов, высокой декоративностью форм. Подавляющее большинство из них имеет раппортное строение, полученное на основе симметрии и ритма. Бумагу сгибают определенное количество раз, создавая складку. Согнутые места соответствуют осям зеркальной симметрии. Сделав несколько надрезов ножницами в главной складке, получается орнаментальный мотив, идентично повторяющийся на всех остальных складках бумаги, и таким образом завершается полный узор. На основе зеркальной симметрии создается гармоничное уравновешивание орнаментальных мотивов, выразительный силуэт изображения. Ритм создается из повторения элементов или мотивов орнамента в тесном согласии с симметрией.

Сложные вытынанки (аппликационные) всегда полихромные, поскольку, в отличие от одинарных, их изготавливают из нескольких листов разноцветной бумаги. По технике изготовления и способу подачи изображения, они делятся на накладные и составные. В основе каждой накладной вытынанки лежит одинарная, которая формирует ее симметрию, ритм, ажурность и тому подобное.

Составные вытынанки - это крупномасштабные произведения, орнаменты и изображения которых образованы из отдельных элементов, гармонично сочетающихся между собой и составленных в единое целое. По сравнению с техникой наложения, где маленькие частицы вытынанки наслаиваются рельефно «горкой» друг на друга, техника составления сводится к расположению элементов и отдельных мотивов композиции на плоскости бумаги. Такой метод создает возможность поиска лучшего варианта симметричной композиции. Строгая симметрия иногда нарушается введением нового элемента, мотива, не уменшая художественную ценность вытынанки, наоборот, орнаментальное решение  просто идет в другом ритме.

Составные вытынанки имеют общие черты с народным росписью. Так, петриковские вытынанки своими художественными особенностями близки к традиционным местным росписям. Иногда вытынанка органично сочеталась с росписью, образуя единую орнаментальную систему. Произведения, возникшие в результате использования нескольких техник, имели богатый художественно-образный язык и композиционное решение. Чаще всего сочетались вытынанки, штемпелевание и роспись.

Одинарная вытынанка также может представляться без симметричных сгибов – как самостоятельная ажурная композиция. Такой вид вытынанки иногда называют бумажным кружевом или силуэтным вырезанием. Для ее создания на основу наносится готовый рисунок, а после отрезается лишнее.

4. Инструктаж к самостоятельной работе.

Учитель: При создании вытынанки нужно помнить несколько правил:

- элементы должны быть соединены между собой, в противном случае, работа распадется;

- начинать работу нудно с мелких деталей, так как в конце их будет сложно обрабатывать;

- вырезать работу нужно от центра к краям – это обеспечивает удобство работы над вытынанкой;

- так как искусство вытынанки основано на принципе силуэта, фон для работы нужно выбирать из контрастных цветов, чтобы сохранить эффект резного контура.

5. Самостоятельная работа.

Учитель: А теперь мы сами создадим одинарную вытынанку своими руками - либо в виде одночастного силуэта, либо в виде многочастного орнамента и подберем контрастный цвет для фона.

6. Итог урока.

Учитель: Давайте посмотрим, что у нас получилось. (Обращаем внимание на композицию, на цветовое решение, на узнаваемость силуэта)

Теперь мы можем украсить полученными вытынанками наш класс.

Кроме эстетичности вытынанка имеет и другие положительные стороны для вас. Например, вырезание вытынанки способствует развитию усидчивости и аккуратности. Вам особенно полезны занятия этим искусством, так как оно развивает мелкую моторику, пространственное мышление и художественный вкус.

7. Домашнее задание.

Подготовить для темы «Растительный орнамент в ДПИ» материальную базу в качестве иллюстраций, фотографий и т.д.

 

Литература:

 

              1.    Бондаренко Т. Витинанки думок. / Т. Бондаренко // Народне мистецтво  2006. – №3 – 4.– С. 31 – 33.

2.    Вакуленко О. Слобожанський куліш. Витинанки / О. Вакуленко // Народне мистецтво,2005. – №3 – 4.– С. 56–57.

3.    Вербицька В. З. Витинанки / Вербицька В. З. , Калачник Н. – Т. : Світ, 2007. – 234 с.

4.    Грищенко О. Українська витинанка кін. ХХ – поч. ХХІ ст. : тема, історіографія наукового дослідження / О. Грищенко // Мистецтвознавство ’07(01) : Науковий збірник. – Львів : СКІМ, 2007. – С. 69 – 77 с.

5.    Гургула І.  Витинанки  /  І. Гургула // Образотворче мистецтво. – № 10, 1929. –– С. 3 – 4.

6.    Каплан Н. И. Народное декоративно-прикладное искусство Крайнего Севера и Дальнего Востока / Н. И. Каплан. – М. : Декоративное искусство, 1980. – 108 с.

7.    Кара-Васильєва Т. Декоративне мистецтво України ХХ століття. У пошуках «великого стилю» / Т. Кара-Васильєва, З. Чегусова. – К.: Либідь, 2005. – 280 с.

8.    Кропотова К. Бумага и фантазия // Курская правда. 1979. – 22 июля.

9.    Мацюк О. Папір  та філіграні на українських землях / О. Мацюк. – К. : Знання, 1974. – 75 с.

10.Мельник В. М. Витинанки на уроках образотворчого мистецтва: Навчальний посібник /  Мельник В. М. , Трач С. К.  –Тернопіль: Навчальна книга – Богдан, 2006. – 48 с.

11.http://www.refine.org.ua/pageid-4971-1.html

12.http://www.omsk.aif.ru/culture/article/37458

13.http://runy.lviv.ua