Творческая мастерская "Миниатюрная живопись"

Васильева Екатерина Николаевна

Мастер-класс по рисованию пейзажа на древесном спиле

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prezentatsiya_miniatyurnaya_zhivopis.pptx2.03 МБ
Файл konspekt_miniatyur_zhivopis.docx22.75 КБ

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Подписи к слайдам:

Слайд 1

Творческая мастерская «Миниатюрная живопись» Подготовила: педагог дополнительного образования Васильева Екатерина Николаевна

Слайд 2

Миниатюра - произведение изобразительного искусства, отличающееся небольшими размерами и тонкостью художественных приемов.

Слайд 3

Палех

Слайд 4

Мстёра

Слайд 5

Холуи Федоскино

Слайд 7

Инструменты и материалы Древесный спил; Простой карандаш, ластик; Гуашевые краски; Синтетическая кисть № 1; Синтетическая круглая кисть № 3; Палитра; Салфетки, емкость для воды.

Слайд 8

Выполнение карандашного наброска

Слайд 9

Выполнение «подмалёвка»

Слайд 10

Разложение на основные цветовые пятна

Слайд 11

Прорисовка дальнего плана

Слайд 12

Постепенный Переход на передний план

Слайд 13

Переход к более детальной прорисовке

Слайд 14

Мелкая деталировка, завершение работы

Слайд 17

Спасибо за внимание!



Предварительный просмотр:

Творческая мастерская

Тема: "Миниатюрная живопись".

Цель: Познакомить педагогических работников с техникой миниатюрной живописи.

Задачи:

  • Познакомить с искусством миниатюрной живописи, ее историей.
  • Выполнить работу в технике миниатюрной живописи

Оборудование: 

Для педагога: ноутбук, презентация, работы педагога в предложенной тематике.

Для участников: древесный спил, гуашевые краски, кисти синтетические №1, №3, емкость для воды, салфетка, палитра, простой карандаш, ластик.

Ход занятия:

  1. Вводная часть.

Здравствуйте, уважаемые коллеги! Наша сегодняшняя творческая мастерская посвящена искусству миниатюрной живописи. (слайд 1)

В своей творческой мастерской я объединила два вида творчества: искусство пейзажа и искусство лаковой миниатюры. Мы с вами сегодня постараемся выполнить работу в технике миниатюры, и, если вам понравится, вы можете не только самостоятельно работать в этой технике,  но и  применить полученные умения в своей педагогической работе. Ведь создавать что-то своими руками приносит эстетическое удовольствие. И материалы для работы вполне доступны.

Вы также сможете работать в этой технике с детьми на занятиях – дети с удовольствием работают на древесных спилах, т.к. для них это нечто новое и интересное.

Как я уже говорила, наша работа включает в себя пейзаж и миниатюру. Думаю, с пейзажем мы все знакомы, а вот с лаковой миниатюрой я вас познакомлю более подробно. Давайте начнем с истории возникновения лаковой миниатюры.

  1. Основная часть.

Миниатюра – это произведение изобразительного искусства, отличающееся небольшими размерами и тонкостью художественных приемов. (слайд 2)

Искусство миниатюрной лаковой живописи родилось на Востоке, в Японии и Китае, еще в глубокой древности.

В средние века искусство росписи лаковой поверхности проникло в Персию, а в начале XVIII века — в Европу.

Изготовление первых лаковых изделий в России относится к началу XVIII века. При декоративном оформлении "Китайского кабинета" дворца Монплезир в Петергофе (1716-1722) было использовано 94 лаковых панно, выполненных русскими мастерами-иконописцами в китайском стиле. В середине - конце XVIII века появилось большое число лаковых табакерок из папье-маше. Роспись, украшающая их поверхность, превратила эти изделия в настоящую драгоценность.

Массовое производство лаковых изделий в России начинается в конце XVIII века. Центрами лаковой росписи стали: Палех, Мстёра и Холуи. Возродился и наполнился новым содержанием старинный промысел бывшей лукутинской миниатюры в селе Федоскино.

Такие центры, как Палех, Мстёра и Холуи возникли на месте старинных иконописных промыслов Ивановской и Владимирской областей. Они создали новое искусство, насытив его новым содержанием и образами, используя традиционную технику темперной живописи, соединив ее с технологией изготовления папье-маше. Мотивами для мастеров миниатюры могли служить как бытовые сцены, так и пейзаж, натюрморт и различные декоративные композиции. (слайды 3-5)

Мы с вами сегодня почувствуем себя такими же настоящими мастерами миниатюрной живописи, как мастера Палеха, Мстёры и Холуи.

Для работы я выбрала осенний пейзаж, так как на дворе у нас сейчас осень. Красота осенней природы во все времена года всегда была источником вдохновения для поэтов, музыкантов, художников. (слайд 6)

  1. Практическая работа.

Давайте подготовим все необходимое для работы: древесные спилы, гуашевые краски, кисти, простой карандаш, ластик, палитру, салфетку или ветошь. (слайд 7)

Сегодня мы с вами будем работать гуашевыми красками на небольших спилах.

Работать гуашью удобнее всего синтетическими кистями, т.к. они не вбирают в себя много краски, и благодаря умеренной жесткости синтетики, мы можем легко контролировать направление мазка на плоскости. Т.к. работа у нас небольшая по размеру, мы будем работать кисточками под номерами 3 и 1 для самых мелких деталей

Начинаем работу с эскиза для нашей будущей работы. Набросок делаем карандашом, в случае ошибки можно воспользоваться ластиком, карандаш хорошо стирается с дерева. (слайд 8) (2-3 минуты)

После мы делаем подложку для нашей миниатюры. Она у нас будет голубого цвета. Берем кисточку № 3 и смешиваем на палитре синий и белый, делая подмалевок для нашей картины, закрашиваем практически все на нашей миниатюре, оставляем нетронутыми лишь березы. Можно сделать легкую растяжку, не доходя до края спила, таким образом у нас получится некое подобие рамки для нашей работы. (слайд 9) (2-3 минуты)

Затем мы раскладываем на спиле основные цветовые пятна. Работу мы всегда начинаем с фона, с задней плоскости, т.е. работаем по мере приближения предметов, такой метод позволяет нам совершить намного меньше ошибок, т.к. передняя плоскость всегда будет перекрывать заднюю. (слайд 10) (5 минут)

После мы прорисовываем дальний план, деревья вдалеке у нас будут иметь холодный коричневый цвет, уходящий в синий. (слайд 11) (10 минут)

Затем мы нарисуем деревья, находящиеся ближе к нам, они будут иметь более теплый коричневый оттенок, нежели деревья, находящиеся вдалеке на картине. Не забудьте также нарисовать небольшую елочку, находящуюся на заднем плане, она будет иметь холодный изумрудный оттенок. После мы нарисуем коричнево-зеленую траву на переднем плане. Дорожку мы нарисуем теплого коричневого оттенка, затем мы с вами можем нарисовать две березы, смешав белый, синий и коричневый цвета. (слайд 12) (10 минут)

Далее мы с вами можем перейти к более детальной прорисовке. Начинаем с заднего плана, расставляя более светлые и теплые оттенки, находящиеся на свету. То же самое делаем и с передним планом. Таким образом наша работа приобретает объем. (слайд 13) (10 минут)

Затем мы можем взять более тонкую кисточку (№ 1) и нарисовать очень мелкие детали: траву на переднем плане, ветки деревьев и т.д. (слайд 14) (5 минут)

После того, как наша миниатюра подсохла, ее можно покрыть лаком. Лучше всего подойдет прозрачный акриловый лак в аэрозоле.

Вы можете выполнять на спиле дерева не только пейзажные мотивы, но и любые декоративные элементы, портрет или даже натюрморт. (слайд 15)

Можно приклеить на свою работу магнитную ленту и у вас получится замечательный магнит на холодильник. (слайд 17) 

Также мини-картина на срезе дерева послужит хорошим подарком, украшением комнаты, ее можно повесить на стену или, сделав подставку, просто поставить на полочку.

  1. Итог.

Итак, наша  работа готова.

Понравилось ли вам работать в технике миниатюрной живописи? Пригодится ли вам в работе данная техника?

Благодарю вас за внимание и желаю творческих успехов!