Публикация в журнале "Современное образование"№26 апрель 2016

Гаврикова Татьяна Владимировна

"Незабудковая гжель"-мастер класс для педагогов дополнительного образования по изобразительной технике Гжельской росписи в работе с детьми дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon gavrikova_master_klass.doc27 КБ

Предварительный просмотр:

Научно-методический журнал

 МОУ МЦ «Раменский Дом Учителя»

№26 апрель 2016

«Незабудковая гжель»

Мастер-класс для педагогов дополнительного образования

по изобразительной технике Гжельской росписи

 в работе с детьми дошкольного возраста.

 Педагог дополнительного образования

МОУ ДОД БЦРТДиЮ  Гаврикова Т.В

Цель: Показать педагогам дополнительного образования  технологию работы с детьми дошкольного возраста по приобщению их к русской национальной культуре.

Гжельская роспись – это древнее, традиционно русское искусство, истоки которого зародились  уже более 670 лет назад на нашей Раменской земле.

Гжельский фарфор, начиная свою историю в ремесленнических гончарных мастерских, дойдя до нашего времени, стал национальной традицией в русской истории.  На весь мир прославились гжельские народные умельцы. Из глины они творят и создают настоящие рукотворные чудеса. Сюжеты и вдохновение они черпали из живой природы. Благодаря фантазии живописцев вырастают живые деревья и цветы, поют птицы. Гжельская роспись - это романтические пейзажи, нежные голубые цветы, загадочные синие птицы и в каждом  рисунке живет любовь, гармония и традиции, накопленные и сбереженные мастерами гжельской росписи. /Показ видео клипа « Современная Гжель»/. Современная гжель – обаятельное, жизнерадостное, оригинальное искусство. Родившись на Русской земле, оно вобрало в себя глубоко лирическую красоту здешней природы и сдержанный, сильный и экспрессивный темперамент русских людей. Человек увидел в природе редкой красоты сочетание белого и синего и загорелся мыслью перенести сверкающие переливы синевы на белую гладь вазы, на большое круглое блюдо, на стройный кувшин или простую кружку. Мир кобальтового цветка открывается всем, кто умеет видеть прекрасное и радостное.

  Особенности изобразительной техники Гжельской росписи.

 В гжельской росписи нужно свободно владеть кистью, работать без заранее нанесенных контуров росписи, не бояться варьировать роспись. Посмотрите внимательно, гжельские мастера, кроме мазка, используют тонкий графический рисунок. Этот рисунок состоит из точек и линий. Выполняется он тонкой кистью. Этой же кистью выполняются различные сетки и бордюры.  Давайте познакомимся с еще одним традиционным элементом гжельской росписи – «капелькой». Этот мазок лежит в основе многих узоров и мотивов. Название его связано с внешним видом, который напоминает дождевую капельку. «Капелькой» изображают листочки, веточки и лепестки многих цветов. Очень красиво смотрятся  «капельки»,  расположенные с одной или двух сторон от стебля, особенно если размер их меняется от больших в основании стебля до совсем маленьких на верхушке. Но основной рисунок выполняется мазковой росписью. Применяется – мазок с тенью. Этот мазок представляет особую трудность  при его освоении и требует определенных навыков. Мазок с тенями – это особый тональный мазок, в котором отчетливо виден переход от темного к светлому оттенку синего цвета. Очень важно для получения хорошего мазка я правильно распределить краску по кисти – тональный переход должен быть плавным от темного к светлому. /Демонстрируются фрагменты видеофильма с показом гжельских изделий и особенностей их росписи/.

Особенности работы по  изобразительной технике Гжельской росписи  в работе с детьми дошкольного возраста.

Поскольку я работаю с детьми, которые не умеют писать,  основными задачами  считаю

  • развивать у обучающихся эстетический вкус, чувство единства с русским народом, фантазию, трудолюбие;
  • познакомить с промыслом «Гжель»;
  • показать красоту и эстетику творений гжельских изделий;  
  •  увлечь обучающихся созданием собственных художественных работ;                            

Как результат  у детей развивается чувство композиции, умение красиво располагать узор на  плоскости, расширяется словарный запас, развивается мелкая моторика так необходимая для  учебы в начальной школе.                                  

                Практическая работа:

Практическую работу ведущий начинает со стихотворения

Поверить трудно: неужели

Всего два цвета? Чудеса!..

Вот так художники из Гжели

На снег наносят небеса!

Л. Куликова

  Далее участникам предлагается самим попробовать  расписать один  из гжельских узоров. Практическое занятие обеспечивается  необходимыми для этого материалами (альбомные листы с нарисованным контуром кружки, гуашь синего цвета, кисти и пр.). Обращается внимание на типичную ошибку, которая допускается при  обучении росписи в гжельской технике: использование белой краски. Узор выполняется только синим цветом, а оттенки голубого получаются при разбавлении краски водой.  Для соответствующего настроения  ведущий включает  аудиозапись песни «Незабудковая Гжель» (муз. Ю. Чичкова, сл. П. Синявского)

               Упражнения:

  • учимся писать точки и прямые линии разной толщины.  (Идет показ и тренировка в написании).
  •  затем пишем сеточки.
  • Учимся писать бордюры (показ и тренировка).
  •  Учимся писать «капельку» (показ и тренировка).
  • Учимся писать «мазок с тенью» (показ и тренировка).
  • Учимся писать «цветочек» (показ и тренировка).
  • Составляем гжельский орнамент и композицию узора.

              Творческая работа педагогов:

Ведущий  рекомендует  сосредоточиться на композиционном решении узора и оформлении изделия. Выполнить роспись своего изделия.

              Выставка – просмотр.

Участники мастер – класса рассматривают полученные изделия. Идет обсуждение: что получилось, что не получилось, какие трудности возникали.