«История празднования Нового года или Новогодние традиции. Что мы о них знаем?»
Научно-практическая конференция "Первые шаги в науку".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
1proektnaya_rabota_istoriya_prazdnovaniya_novogo_goda_kozlova_k.docx | 38.55 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА»
п. ХАНЫМЕЙ ПУРОВСКОГО РАЙОНА
Научно-практическая конференция «Первые шаги в науку»
Информационный проект
«История празднования Нового года
или Новогодние традиции. Что мы о них знаем?»
Выполнила: учащаяся студии «Мир фантазии»
МБОУ ДО «ДДТ» п. Ханымей
Козлова Кристина (12 лет)
Руководитель: Плугару Татьяна Геннадьевна,
педагог дополнительного образования
п. Ханымей
2015 г.
Содержание
I. Введение………………………………………………………………………………………. 3
II. Основная часть……………………………………………………………………………….. 4
III. Заключение………………………………………………………………………………….. 9
IV. Список использованной литературы……………………………………………………...10
V. Приложение………………………………………………………………………………….11
I. Введение
Тема проекта: «История празднования Нового года или Новогодние традиции. Что мы о них знаем?»
Каждый год с31 декабря на 1 января мы встречаем всеми любимый праздник «Новый год». Мне стало интересно, откуда и когда появилась традиция праздновать Новый год. Почему на новый год принято ставить хвойное деревце и украшать его? Откуда появились Дед Мороз и Снегурочка, почему на новый год принято подавать обильные угощения и веселиться как ни в какой другой праздник? Все эти новогодние почемучки я представила одной проблемой, которую попыталась решить, осуществив данный, проект.
Эта тема актуальна, так как интересует многих моих ровесников и других ребят. Рассказать об истории появления праздника «Новый год» и его традициях стало целью моей работы.
Проектным продуктом будет брошюрка об истории встречи «Нового года» и его традициях. Этот продукт поможет достичь цель проекта, так как любой интересующийся данной темой, может им воспользоваться, и пополнить свои знания.
План работы
№ п/п | Что необходимо сделать | Сроки |
1. | Формулировка проблемы, цели и темы проекта. | начало декабря |
2. | Определение проектного продукта. | середина декабря |
3. | Планирование работы, выявление имеющихся ресурсов. | середина декабря |
4. | Сбор информации: - узнать с каких времён празднуют Новый год; - составить перечень новогодних традиций; - найти смысловое значение каждой традиции. | конец декабря- начало января |
4.1 | Посещение библиотеки. | середина января |
4.2 | Опрос знакомых. | середина января |
4.3 | Работа с интернет - ресурсами. | середина января |
5. | Обработать и систематизировать собранную информацию. | середина января |
6. | Оформление проектного продукта: - придумать внешний вид и содержание брошюрки; - работа с текстом; - найти нужные иллюстрации к каждой главе; - изготовление обложки для брошюры; - оформление брошюрки в конечном варианте. | середина января- конец января |
7. | Работа над письменной частью проекта. | февраль |
8. | Подготовка презентации. | февраль |
II. Основная часть
После того как я определилась с темой и целью проекта, спланировала последовательность действий и конечный продукт моей работы, приступила к реализации имеющегося плана. Начала свою работу с опроса знакомых людей, родственников и ребят в школе о том, что они знают о празднике «Новый год». С какими новогодними традициями они знакомы, знают ли их смысл и историю происхождения. К моему удивлению даже взрослые люди затруднялись с ответами на эти вопросы, что ещё больше утвердило меня в необходимости работы над данной темой.
В поселковой библиотеке я узнала, что о Новом годе, Снегурочке, Деде Морозе и новогодней ёлке написано много стихотворений, рассказов и сказок. Известными композиторами написаны музыкальные произведения и песни, также эта тема освещена художниками и кинематографами.
Полную информацию об этом празднике я узнала из интернета и систематизировала.
История праздника Нового года
Обычай праздновать Новый год – один из самых древних, впервые он появился в Месопотамии. Первые упоминания об этом празднике встречаются примерно 25 веков назад. По мнению ученых, первый Новый год был отпразднован в третьем тысячелетии до нашей эры (уточним, что 2015год считается от Рождества Христова, а от сотворения мира сегодня 7523 год).Постепенно обычай праздновать Новый год приобретал все больший размах — иудеи, находившиеся в вавилонском плену, позаимствовали эту традицию, от них она перешла к грекам, а уже от греков — к народам Западной Европы. Когда Юлий Цезарь ввел новый календарь (сейчас его называют Юлианским), первым днем нового года стали считать первый день января (январь назван в честь двуликого римского бога Януса).
В древности многие народы начинали новый год осенью или весной, а в Древней языческой Руси его начало было 1 марта. Связывая это с пробуждением земли и приходом Ярилы – весеннего солнца. Отмечался он как праздник солнца, весны, ожидания нового урожая.
По другой версии его связывали с божеством Колядой, и праздновали в День зимнего солнцестояния. Главной символикой был огонь костра, изображающий и призывающий свет солнца, которое после самой долгой ночи в году должно было подниматься все выше и выше. Ритуальный новогодний пирог - каравай – по форме тоже напоминал солнце. Кроме того, он связывался с плодородием, что отражено в его названии, которое этимологически связано со словом «корова». Многие новогодние обряды исполнялись детьми, которые изображали молодой год. Дети ходили по дворам и пели так называемые «колядки» - магические заклинания для благополучия в домах, за это им щедро раздавали подарки. Колядование часто сопровождалось «ряженьем» в козу, корову и других животных, воплощавших плодородие.
После крещения Руси, в конце X века, встречу нового года перенесли на 1 сентября. Такой обычай был перенят из Византии, откуда к нам пришла христианская вера. Так было с 988года по 1699год. Здесь надо сказать, что по церковной традиции Новый год до сих пор отмечается 1 сентября по старому стилю, а по новому стилю эта дата выпадает на 14 сентября. По-другому его называют церковным индиктом.
Но в конце 1699года Петром 1 был издан указ, встречать новый год, как в Европе – 1 января, для удобства установления деловых контактов, а летоисчисление вести от дня Рождества Христова.
Этот праздник хорошо был принят простым народом, поскольку примерно в это же время праздновались традиционные святки – рождественские гуляния.
После октябрьской революции, в 1917 году, праздновать Новый год запретили, власть объявила Новый год старорежимным праздником, считая его поповским. И так было около 20 лет, и только накануне 1935года было разрешено встречать Новый год.
Новогодняя ёлка
Одной из традиций, без которой мы не мыслим этот праздник, является новогодняя ёлка — прямой потомок рождественской ёлки. Наши далекие предки относились к деревьям, как к живым существам и наделяли их способностью творить добро и зло, считая, что в вечнозеленых ветвях ели зимуют добрые духи, люди несли им подношения, украшали пушистые ветви подарками. Отсюда и пошел обычай украшать душистую ель. Кроме России, традиция устанавливать новогодние ёлки существует и в других странах.
Впервые этот обычай родился у жителей древней Германии. Немцы считали, что это священное дерево и что в его ветвях обитает добрый «дух лесов» - защитник правды. Зеленая в любое время года, ель олицетворяла бессмертие, вечную молодость, смелость, верность, долголетие, достоинство. Сама ель и ее шишки были символами огня жизни, восстановления здоровья.
По преданию, первые рождественские елки стали украшать на этой земле еще в VIII веке. Рассказывают, что однажды, в те далекие времена, святой Бонифаций проповедовал язычникам, которые жили в лесах и поклонялись деревьям, считая их божествами. Чтобы убедить их в ошибочности этого верования, Бонифаций срубил один из дубов, считавшихся священными. Когда срубленный дуб падал, он повалил на своем пути все остальные деревья и не тронул лишь маленькую ёлочку. Святой удивился этому чуду и воскликнул: «Пусть будет это дерево деревом Христа!» Конечно, это всего лишь легенда, однако и серьезные исследователи единодушно сходятся в том, что праздничная ель впервые появилась именно в Германии, причем в конкретной ее области — Эльзасе. Письменные свидетельства о том, что под Рождество в Эльзасе ставили маленькие елочки, украшенные яблоками, но еще без свечей, датируются XVI в.
В Россию обычай украшать новогоднюю елку пришел в несколько приемов. Как говорилось ранее, Новый год у нас стали отмечать по указу Петра Великого с 1 января 1700 года. В царском указе говорилось: «По знатным и проезжим улицам у ворот и домов учинить некоторые украшения из древ и ветвей сосновых, еловых и можжевеловых…». Но настоящая рождественская ель вошла в русские дома лишь спустя столетие, при императрице Александре Федоровне, ставшей супругой императора Николая I в 1817 году. Маленькие пучки еловых веток стали праздничным атрибутом на столах в Зимнем дворце в канун Рождества Христова, в память о сладкой (для сердца бывшей принцессы Шарлотты) родной Пруссии, где елочки с горящими свечками украшали все ее детство.
В 1916 году рождественские елки на русской земле вдруг оказались в опале. Шла кровопролитная война с Германией, и Святейший синод призвал русских патриотов не ставить в домах колючие деревца, поскольку они пришли к нам из немецкой традиции.
А в 1918 году на елку ополчилась и советская власть — уже как на религиозный предрассудок. Тем не менее, многие продолжали тайно праздновать Рождество, и теперь украшение недавно запрещенной Синодом «немецкой» елки стало для русских людей исповеданием их веры во Христа.
Запрещенной елка оставалась до тех пор, пока у властей не появилась идея: праздновать с елочкой не Рождество, а Новый год. Серебряная восьмиконечная Вифлеемская звезда на верхушке елки стала красной пятиконечной, и под нарядными елками страна встретила новый 1935 год от Рождества Христова. Так прекратились гонения на елочку в нашей стране, и с тех пор мы празднуем Новый год и Рождество в ее компании, даже не подозревая о том, каким долгим был ее исторический путь в наши дома.
Дед Мороз и Снегурочка
Дед Мороз — сказочный персонаж восточнославянского фольклора, изначально прообраз древнеславянских божеств Позвизда, Зимника и Корочуна. В славянской мифологии — олицетворение зимних морозов, кузнец, сковывающий воду. Великий старец Севера, повелитель ледяного холода и пурги, морозивший людей. Считалось, что Мороз бродит по лесам и стучит своим могучим посохом, отчего в этих местах начинаются трескучие морозы, носится по улицам, отчего на окнах появляются незамысловатые снежно-морозные рисунки. Наши предки представляли себе Мороза стариком с длинной седой бородой. Своеобразный характер языческих божеств обусловил первоначальное поведение Деда Мороза — поначалу он воровал детей и уносил их в мешке. В качестве «откупного» ему полагалось дарить подарки. Однако со временем - и под влиянием православных традиций Дед Мороз подобрел и стал уже сам одаривать детишек подарками. Не всем известно, что Дедушка Мороз стал тем, кто он есть из-за существования вполне конкретного и живого прототипа. В IV веке в малой Азии жил и творил богоугодные дела святой Николай Чудотворец (в католической и лютеранских версиях – святой Николас или Клаус).Святой Николай ночью, тайно помогал бедным, подкидывая в дома мешочки с монетами или другими подарками.
Но одаривать детишек подарками не главная забота Деда Мороза. Считалось, что всю зиму, с ноября по март у него очень много дел, он несет свой дозор по лесам и полям, помогает растениям и животным приспособиться к суровой студеной зиме.
Живёт Дед Мороз в г. Великий Устюг или в Лапландии. Ездит на тройке лошадей, на лыжах или передвигается пешком. Женат - на Зиме-старухе. На праздник приходит с внучкой — Снегурочкой и дарит детям подарки, которые приносит в мешке за спиной.
Снегурочка появилась в конце 19 века, благодаря писателю и драматургу А.Н. Островскому и его сказке «Снегурочка».Жила она в лесу и выходила к людям, очарованная прекрасной музыкой, которую от них слышала. Также к образу Снегурочки приложили руку такие известные художники как М.А.Врубель, Н.К. Рерих, В.М. Васнецов. Знаменитый русский композитор Н.А. Римский-Корсаков посвятил целую оперу этому привлекательному сказочному персонажу.
Дед Мороз стал символом праздника Нового Года и впервые появился на Рождество в 1910 году, однако он не приобрел массового распространения.
В советское время был создан новый имидж: он появлялся детям под Новый год и дарил подарки; этот образ создан советскими кинематографистами в 1930-х годах.
В декабре 1935 года соратник Сталина, член Президиума ЦИК СССР Павел Постышев опубликовал в газете «Правда» статью, где предложил организовать для детей празднование Нового Года, впервые после революции 17-го года.
Профессиональный праздник Дедов Морозов отмечается каждое последнее воскресенье августа.
Традиции празднования Нового года
15 декабря 1699 года барабанный бой возвестил народу на Красной площади (из уст царского дьяка) о том, что в знак доброго начинания и начала нового столетия, после благодарения Богу и молебногопения в церкви, велено было по большим проезжим улицам, и знатным людям перед воротами, учинить некоторое украшение от древ и ветвей сосновых, еловых и можжевеловых. А людям скудным (т.е. бедным) хотя по древу или ветви над воротами поставить. И чтоб то поспело к 1-му числу 1700 сего года, а стоять тому украшению инваря (т.е. января) по 7-е число того же года. В 1-й день, в знак веселия, друг друга поздравлять с Новым годом, и учинить сие, когда на Красной площади огненные потехи начнутся, и стрельба будет. В указе рекомендовалось по возможности всем на своих дворах из небольших пушечек или мелких ружей учинить трижды стрельбу и выпустить несколько ракет. С 1-го по 7 января по ночам огни зажигать из дров, или из хвороста, или из соломы.
Первым пустил ракету царь Петр I. Извиваясь в воздухе огненной змейкой, она возвестила народу наступление Нового года, а вслед за тем началось празднование и по всей Белокаменной. В знак всенародного праздника палили из пушек, а вечером, в темном небе вспыхивали разноцветные невиданные прежде огни фейерверка. Полыхала иллюминация. Люди веселились, пели, танцевали, поздравляли друг друга и дарили новогодние подарки. Петр I неуклонно следил за тем, чтобы этот праздник был у нас не хуже и не беднее, чем в других европейских странах. Был он человеком решительным и одним махом разрешил все календарные неудобства.
У славян новогодний вечер (31 декабря) известен как Васильев. Щедрый вечер, канун Нового года. На стол подавали обильную праздничную трапезу: «Свинку да боровка для Васильева вечерка». В язычестве этому дню предшествовала Велесова неделя, в честь святого Василия Велеса, покровителя скота. Поэтому особенным блюдом новогоднего стола всегда был поросёнок, зажаренный целиком. Считалось, что это блюдо приносит в дом достаток и благополучие.А ещё на Руси выпекали на Новый год из теста домашних животных: коней, коров, быков, не разрешалось использовать птицу или зайца (существовало поверье, что удача в новом году улетит или ускачет). А когда в дом приходили колядовать, гостей одаривали этими фигурками, разными сладостями, орехами.
Обильный праздничный стол, по древнему поверью, как бы обеспечивал благополучие на весь предстоящий год и считался залогом богатства семьи. Поэтому его стремились украсить всем тем, что хотели бы иметь в достатке в своем хозяйстве. В Новом году подавали множество мясных, крупяных и мучных блюд, варили компоты, взвары, кисель, пиво. Пекли пироги с различной начинкой. Много угощений готовили из свинины, так как свинья считалась символом плодовитости, У русских, украинцев, белорусов, молдаван ритуальным новогодним блюдом была сладкая каша-кутья, блины.Кашу варили из целых зерен, а то и из нескольких видов злаков. Считалось: будет обильная трапеза на Новый год, значит, будет дом – полная чаша весь год.
Также считали, что Новый год надо встречать в новом платье, обуви - тогда и весь год ходить в обновах.
Обычно перед Новым годом отдавали все долги, прощали все обиды, те, кто были в ссоре, обязаны были помириться, поэтому просили друг у друга прощения. Под Новый год выбрасывали из дома всю разбитую посуду, мыли окна и зеркала.
Именно с 1 января 1700 года народные новогодние забавы и веселья получили свое признание, а празднование Нового года стало носить светский (нецерковный) характер. Отныне и навсегда этот праздник был закреплен в российском календаре. Вот так и пришел к нам Новый год, с елочными украшениями, огнями, поскрипыванием снега на морозе, зимними детскими забавами - санками, лыжами, коньками, снежными бабами, Дедом Морозом и подарками.
III. Заключение
Всю изученную информацию я оформила в виде брошюрки. Подобрала иллюстрации к тексту, сделала обложку и теперь могу предложить вниманию всех желающих. В ходе работы над проектом, я узнала много нового, и не только о «Новом годе», но и ещё об истории нашей страны и о некоторых фактах из истории других стран. Мне очень понравилось делать маленькие книжечки, может быть, я подберу интересующую меня и моих друзей тему, и сделаю еще одну брошюрку. Работа над проектом показала мне, что не надо бояться трудностей предстоящей работы, нового и неизвестного.
IV. Список использованной литературы
1. Алексеева А. И. Пока рука держит кисть... / А. И. Алексеева - [б. м.]: Советская Россия, 1982. - 251 с.
2. Большая книга Рождества / сост.: Н. Будур, И. Панкеев; худож. Т. Хрычёва. - [б. м.]: ОЛМА-ПРЕСС, 2000. - 863 с.
3. В лесу родилась ёлочка: новогодние стихи. - Москва : Оникс, 2008. - 64 с.: ил.
4. Вандерхилл, Элизабет. Мистики ХХ века : энциклопедия / Элизабет Вандерхилл; вступ. ст. А. Ровнера. - [б. м.] : Локид : Миф, 1997. - 522, [6] с.: ил.
5. Ватолина, Нина Николаевна. Прогулка по Третьяковской галерее: путеводитель / Н. Н. Ватолина. - [б. м.]: Советский художник, 1976. - 254 с.: фото цв., цв. ил.
6. Евсеев Б. Т. Русские композиторы: История музыкальной культуры России в рассказах о великих композиторах / Б. Т. Евсеев; худож. А. И. Чаузов. - [б. м.]: Белый город, 2002. - 48 с.: цв.ил. - (История России).
7. Островский А.Н. Снегурочка: Весенняя сказка в четырёх действиях с прологом / А.Н. Островский; Вступ.ст. Б. Никольского, Худ. О. Ионайтис. - Москва: Детская литература, 2009. - 220 с.: ил. - (Школьная библиотека).
8. Интернет ресурсы.
V. Приложение
Критерии оценивания проекта
Критерий №1. Исследование. Максимум 6 баллов
0 | Проблема не сформулирована |
1-2 | Ученик определил проблему, нашёл информацию из одного источника |
3-4 | Ученик чётко определил проблему, нашёл информацию из нескольких источников |
5-6 | Ученик чётко определил проблему, объяснил, почему она важна, нашёл информацию из нескольких разнообразных источников |
Критерий №2. Дизайн. Максимум 6 баллов
0 | Ученик не предложил ни одного варианта эскиза |
1-2 | Ученик предложил один вариант эскиза и сделал попытку его обосновать |
3-4 | Ученик предложил несколько вариантов эскизов, выбрал один из них, сделал попытку обосновать свой выбор |
5-6 | Ученик предложил несколько вариантов эскизов, оценив их, выбрал один и убедительно обосновал свой выбор |
Критерий №3.Планирование. Максимум 6 баллов
0 | План отсутствует |
1-2 | Ученик представил краткий план работы |
3-4 | Ученик представил подробный план работы |
5-6 | Ученик представил подробный план работы с указанием сроков |
Критерий №4.Создание. Максимум 6 баллов
0 | Изделие не изготовлено, письменная часть отсутствует |
1-2 | Изделие и письменная часть выполнены частично |
3-4 | Качественно выполнены изделие или письменная часть |
5-6 | Изделие и письменная часть выполнены качественно |
Критерий №5.Оценивание. Максимум 6 баллов
0 | Оценивание изделия отсутствует |
1-2 | Оценивание изделия представлено в общих чертах |
3-4 | Доказана общественная польза изделия, дана его оценка |
5-6 | Доказана общественная польза изделия, дана его глубокая оценка |
Критерий №6.Отношение к работе. Максимум 6 баллов
0 | Ученик не достиг ничего, что описано ниже |
1-2 | Ученик не активен в работе, не всегда эффективно сотрудничает с другими, нарушает технику безопасности |
3-4 | Ученик не всегда активно работает, эффективно сотрудничает с другими, соблюдает технику безопасности |
5-6 | Ученик активно работает, эффективно сотрудничает с другими, соблюдает технику безопасности |