Дополнительная общеразвивающая программа "Бисероплетение"

 

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Бисероплетение» носит практико-ориентированный характер и направлена на овладение учащимися основных приемов бисероплетения. Низание – самый древний вид рукоделия.

Цель программы: познакомить учащихся с одним из видов декоративно-прикладного искусства - бисерное рукоделие и научить их различным приёмам низания, ткачества, вышивки, выкладке бисера по клейкой основе, сформировать уважительное отношение к народному творчеству.

По степени творческого участия программа модифицированная. По уровню освоения – развивающая, так как направлена на формирование общей культуры ребёнка, расширение знаний, самостоятельного мышления, развития творческих способностей и эстетического вкуса. По целевому обеспечению – развивающая художественную одарённость, творческую индивидуальность, воображение, наблюдательность, фантазию.

По данной программе обучаются дети от 7 до 14 лет, срок реализации 5 лет, количество детей в группе 9-12 человек. На занятиях используется индивидуально-групповая форма работы. Отличительной особенностью программы является применение на занятиях информационно-коммуникационных технологий и проектной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_biseropletenie_plugaru_t.g.doc227 КБ

Предварительный просмотр:

Департамент образования Администрации Пуровского района

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования

«Дом детского творчества» п. Ханымей Пуровского района

Принята на заседании

методического совета

от «  _  » ______________2016 г.

Протокол № _____

                      УТВЕРЖДАЮ

                      Директор МБОУ ДО «ДДТ»

                      п. Ханымей

                      ____________ М.Г. Крылосова

                      «     » _                       _ 2016 г

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

художественной направленности «Бисероплетение»

Возраст обучающихся: 7 - 14 лет

Срок реализации: 5 лет

                                   

                                       Автор-составитель: Плугару Т.Г.,

                   педагог дополнительного образования

 

п. Ханымей

 2016 г.

Пояснительная записка

 

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Бисероплетение» (далее - программа) разработана в соответствии с нормативно-правовыми документами: Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ», приказом Минобрнауки РФ от 29.08.2013 № 1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным  общеобразовательным программам»,  распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014 № 1729-р «Концепция развития дополнительного образования детей», письмом Минобрнауки РФ от 18.11.2015              № 09-3242 «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ», Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей», Уставом МБОУ ДО «ДДТ» п. Ханымей. Программа предназначена для обучения детей младшего и среднего школьного возраста в учреждениях дополнительного образования детей, общеобразовательных школах.

Низание – самый древний вид рукоделия. Ещё до того, как люди научились делать стеклянные бусинки, они использовали различный природный материал в виде камней, костей, семян, ракушек для украшения себя  и своих жилищ. С появлением стеклянных бусин и бисера возросли творческие возможности, появились различные техники исполнения. У разных народов были свои отличные от других рисунки, цветовые решения. Бисерное рукоделие покорило все народы: от туземцев, живущих на островах, до европейских мастериц, и слои общества от цариц до простых крестьянок. Увлечены были бисерным рукоделием и многие мужчины. Бисером вышивали, оплетали, ткали, вязали, плели и выкладывали по клейкой основе. Существовали многочисленные мастерские и бисерные объединения.

Сегодня некогда забытое бисерное рукоделие обрело новую жизнь. Большой популярностью пользуются плетёные из бисера украшения, вышивка для отделки одежды и аксессуаров, украшение интерьера в виде салфеток, вазочек, цветов, картин и других сувениров из бисера. Все эти красивейшие бисерные изделия можно увидеть и приобрести в специальных магазинах, ярмарках, выставках, но цена не всегда приемлема для любителей красоты.

Программа носит практико-ориентированный характер и направлена на овладение учащимися основных приемов бисероплетения.  Обучение по программе создает благоприятные условия для интеллектуального и духовного воспитания личности ребенка, социально-культурного и профессионального самоопределения, развития познавательной активности и творческой самореализации учащихся.

Направленность программы художественная.

По степени творческого участия программа модифицированная.

По уровню освоения – развивающая, так как направлена на формирование общей культуры ребёнка, расширение его знаний, самостоятельного мышления, развития творческих способностей и эстетического вкуса.

По целевому обеспечению – развивающая художественную одарённость, творческую индивидуальность, воображение, наблюдательность, фантазию.

Актуальность программы состоит в приобщении учащихся к народному творчеству, так как бисерное рукоделие является весьма востребованным среди детей и подростков                 п. Ханымей. Получая знания и навыки на занятиях бисерного рукоделия, имеется возможность творить неповторимые, индивидуальные вещи, самовыражаться в своих работах. Занятия в студии декоративно-прикладного творчества дают возможность сотрудничества, развития коммуникативных способностей, межличностных отношений, помогают раскрывать внутренний мир красоты и гармонии. Знакомство с новыми приёмами бисероплетения вызывает у детей интерес, приносит радость и чувство удовлетворения от творческой работы.

Педагогическая целесообразность программы заключается в том, что в процессе знакомства с бисероплетением у детей формируется стойкая мотивация к избранному виду деятельности, развивается творческая инициатива, пробуждаются положительные эмоции. Постепенно обучающиеся переходят от простой техники исполнения к более сложным ее видам и как конечный результат - формируется умение создавать собственные авторские работы. Программа имеет межпредметную связь с предметами ИЗО, технология, черчение, математика, история.

Новизна программы состоит в том, что в ней систематизированы все приёмы учения бисероплетению от азов до выполнения сложных изделий, обоснованное распределение их в соответствии с возрастными особенностями детей, т.е. программа построена по принципу «от простого к сложному». Также активно используется метод творческого проектирования, который помогает понять обучающимся логику выбора темы авторской работы, и самостоятельно выстроить алгоритм выполнения технологического процесса: от цели  - к результату.

Цель программы: знакомство учащихся  с одним из видов декоративно-прикладного искусства - бисерным рукоделием: различными приёмами низания, ткачества, вышивки, выкладке бисера по клейкой основе; способствовать формированию уважительного отношения к народному творчеству.

Задачи программы:

1. Обучающие:

- формировать знания по предмету (цветоведение, материалы, инструменты, термины);

- приобретать технические знания, умения и навыки (различные техники, способы и приёмы низания);

- формировать умения самостоятельно работать по схеме, самим строить схемы.

2. Развивающие:

- расширять кругозор детей, знакомить с отличительными особенностями рукоделия;

- развивать познавательную и творческую активность, основанную на культуре бисерного рукоделия;

- формировать художественный вкус, фантазию, внимание, мышление, память, интерес;

-развивать мелкую моторику рук.

3. Воспитывающие:

-приобщать детей к народному декоративно-прикладному творчеству;

- воспитывать уважение к труду, народному искусству, аккуратности в работе;

- формировать потребность в самообразовании и дальнейшем развитии умений и навыков в бисерном рукоделии.

Принципы, на которых строится программа:

1. Систематичность и последовательность обучения.

2. Связь теории с практикой.

3. Учёт возрастных и индивидуальных особенностей.

Программа рассчитана на возрастную категорию детей  от 7 до 14 лет, на пять лет обучения, количество детей в группах 9 - 12 человек. В одной группе могут быть дети разных возрастов с учётом подготовленности и способности к занятиям. На занятиях используется индивидуально-групповая форма работы.

       

  Режим занятий

Этапы обучения

Кол-во часов \ занятий в неделю

Общее кол-во часов

1 год обучения

2\2

144

2 год обучения

2\2

144

3 год обучения

2\2

144

4 год обучения

2\2

144

5 год обучения

2\2

144

В программе отводятся часы на индивидуальные занятия, которые необходимы для подготовки  к конкурсам и мероприятиям или для занятий с учащимися, которые по каким-либо причинам отстали от программы, а также с высокомотивированными  детьми.

При реализации программы «Бисероплетение»  используются  как традиционные методы обучения, так и инновационные технологии:  словесные, наглядные, практические методы, методы проблемного обучения, алгоритмический метод, проектный, метод взаимообучения, метод скоростного эскизирования, метод временных ограничений, метод запрещений (не разрешается использование в работе какого-либо цвета, способа, что побуждает ребенка искать новое решение поставленной задачи), метод информационной поддержки,  дизайн-анализ. Использование разнообразных форм обучения повышает продуктивность занятий, повышает интерес учащихся к учебному процессу.

        В процессе обучения применяются такие формы занятий: групповые занятия, индивидуальные, теоретические, практические, игровые, семинары, творческие мастерские, конкурсы, устный журнал, занятие-фантазия, занятия игровые - имитирующие общественную практику.

Занятия проводятся в специально оборудованном, хорошо освящённом помещении.

Для реализации программы необходимо:

1. Технические средства обучения: мультимедийный проектор, компьютер, колонки, принтер, сканер, телевизор.

2. Материалы и инструменты: иглы  для  бисероплетения,  нитки, леска, бисер, бусины, стеклярус, рубка,  тонкая  проволока, карандаши, ручки, фломастеры, тетради, цветной мел, картон цветной, белый, баночки для оплетения, коробочки для хранения бисера, х/б салфетки, пластилин,  клей,  нитки мулине, станки для бисероплетения, копировальная бумага, пяльцы, пайетки, шнур, ткань для вышивки, флизелин, канва.

Для успешной реализации программы  разработаны и применяются следующие  дидактические  материалы:

иллюстративный и демонстрационный  материал:

  • иллюстрации с изображением образцов изделий;
  • иллюстративный материал к теме «История бисерного рукоделия»;
  • макет  разборной технологической карты изделия;
  • иллюстрации, репродукции к темам по истории развития искусства;
  • образцы изделий;
  • таблицы, схемы;
  • плакат «цвета и формы»;
  • инструкционные карточки-схемы, включающие в себя изображение последовательности выполнения определённого метода низания, готовый образец;
  • инструкционные карточки применяются в течение  всего курса обучения «бисероплетению», особенно на этапе объяснения нового материала и на этапе практической работы.

раздаточный материал:

  • схемы выполнения изделий;  
  • карточки с заданиями по всем годам обучения, шаблоны для первого года обучения;
  • технологические карты изделий;
  • коллекция образцов;
  • альбом с иллюстрированными подборками и схемами из книг и журналов;
  • книги и журналы по бисероплетению;
  • выставочные работы воспитанников занимающихся в студии;
  • фотографии работ участвовавших в конкурсах декоративно-прикладного творчества;
  • диски;
  • приложения, подготовленные преподавателем по темам программы;
  • методические материалы, взятые из интернета;
  • брошюры по дополнительному образованию с разработанными занятиями.

материалы для проверки освоения программы: 

  • тесты по разделам программы;
  • диагностические карты по темам образовательной программы;
  • инструктажи по технике безопасности;
  • перфорационные карты по разделам  и по годам обучения;
  • тесты;  
  • кроссворды, лото и др.

На занятиях необходимо использовать технологические карты изготовления изделий, что приучает детей к самостоятельной работе, стимулирует познавательную активность. Применение технологии создания успеха дает ребенку возможность осознать свою творческую  ценность, продвигает к новым высотам  творческих достижений.

Педагог должен создавать атмосферу радости, удовольствия, соучастия  детей в процессе восприятия материала и потребность  активной творческой отдачи при выполнении практических заданий. Творческий подход к работе, воспитанный в процессе занятий, дети перенесут в дальнейшем во все виды  общественно-полезной деятельности.

          В образовательный процесс следует включать экскурсии в музей, встречи с мастерами декоративно-прикладного искусства, что развивает у детей умение отличать настоящее искусство от его суррогатов, приходить к правильному эстетическому суждению.

Описание планируемых результатов

По окончании программы обучения учащиеся должны знать:

- историю развития бисерного рукоделия;

- какие материалы и инструменты используются при работе;

- основы цветоведения;

- термины;

- существующие разновидности бисерного рукоделия и приёмы низания.

Должны уметь:

- подбирать нужные цвета;

- работать по схеме;

- наращивать в ходе работы нить или проволоку;

- освоить изучаемые техники низания, вышивки и ткачества;

- самостоятельно создавать нужное изделие;

- самостоятельно создавать схемы и эскизы.

Формы подведения итогов и контроля

При наборе обучающихся в объединение проводится диагностирование и выявляется начальный уровень ЗУНов.

В течение учебного года для определения уровня освоения программы обучающимися проводится два диагностических теста:

- в начале учебного года каждого года обучения проводится входной контроль и выявляет степень запоминания программного материала (приложение 1);

- промежуточная аттестация проводится в конце учебного года  и выявляет степень усвоения программного материала с учетом прогнозируемых результатов деятельности (приложение 2).

Для текущего контроля знаний обучающихся по итогам изучения каждой темы проводятся: тестирование, блиц-опросы, работа с перфокартами. Контроль знаний, умений, навыков также может проводиться и в занимательной  форме: кроссворды, лото, ребусы, загадки. Формой подведения итогов по теме или разделу является практическая или самостоятельная работа, участие в конкурсах, выставках, фестивалях различного уровня.

Итоговая аттестация проводится в конце реализации программы через выполнение проверочной работы, учитывается  участие в проектной деятельности и результативность конкурсов разного уровня.

Формы    подведения    итогов   работы    по   программе  - итоговые выставки работ обучающихся в конце учебного года, участие в научно-практических конференциях и творческих конкурсах различных уровней, защита авторских творческих проектов.

Успех работы по программе определяется следующими условиями:

- созданием благоприятной эмоциональной атмосферы на занятиях и в коллективе;

- учётом психологических и индивидуальных особенностей учащихся;

- проведением упражнений для снятия утомления;

- созданием  ситуации успеха.

Программа включает в себя систему воспитательной работы  с детьми: проведение тематических бесед, привлечение учащихся к выполнению ими коллективных и семейных работ, участие в мероприятиях. В студии составлен план воспитательной работы, который отражает специфику деятельности Дома детского творчества, традиции, календарные мероприятия.  

Учебно-тематический план 1 года обучения

№ п/п

 

Тема

Количество часов

Всего

Теория

Практика

1.

Вводное занятие

- О родословной бисера. Материалы и инструменты, цветоведение.

2

2

1

1

1

1

2.

Выкладка бисера по клейкой основе

- Метод насыпка.

- Метод обмотка.

 Практическая работа.

14

4

4

6

3

1

1

1

11

3

3

5

3.

Низание

На проволоку. Петельный способ.

- Лепестки на отдельных отрезках проволоки. Тычинки в одну бисеринку.

- Лепестки в форме «капелька», «колечко», расположенные на одном отрезке проволоки.

- Лепестки из нескольких петель.

- Плоская веточка.

Низание на проволоку. Параллельный способ.

- Лепестки с острым концом.

- Овальный лепесток.

- Оформление композиции.

Практическая работа

 Низание в одну нить.

- Простая цепочка.

- Прием низания «пупырышки».

- Прием низания «крестики».

- Прием низания «петельки».

- Цветочки из 6 лепестков.

Практическая работа.

 Низание в две нити.

- Цепочка в колечки.

- Цепочка в крестик.

- Подвески.

Практическая работа

78

4

4

4

4

4

4

2

6

4

2

2

2

6

6

6

6

4

8

18

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

60

3

3

3

3

3

3

1

5

3

1

1

1

5

5

5

5

3

7

4.

Вышивка

- Шов «вперед иголку».

- Пришивание блесток, пайеток.

Практическая работа. 

14

4

4

6

3

1

1

1

11

3

3

5

5.

Работа над проектом

34

1

33

6.

Заключительное занятие

2

2

-

Итого:

144

28

116


Учебно-тематический план 2 года обучения

№ п/п

Тема

Количество часов

Всего

Теория

Практика

1.

Вводное занятие

Материалы и инструменты. Цветоведение.

2

2

-

2.

Вышивка

- Пришивание бисера поверх шнура.

- Пришивание двух бисерин.

 Практическая работа.

18

6

6

6

3

1

1

1

15

5

5

5

3.

Низание

Низание на проволоку.

- Игольный способ.

- Параллельный способ.

Практическая работа. 

Ажурное низание.

- В полромба.

- В 1,5 ромба.

- Бахрома.

- Фестоны. Горизонтальная сетка.

Практическая работа.

 Низание крестиками.

-Зубчик на цепочке в один крестик.

-Ромб на цепочке в один крестик.

- Шарик.

Практическая работа. 

Мозаика.

- Полоса шириной в шесть бусин.

- Мозаика по диагонали.

- Поперечный жгут.

Практическая работа.

78

6

6

6

4

6

4

4

8

2

4

2

4

4

6

6

6

16

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

62

5

5

5

3

5

3

3

7

1

3

1

3

3

5

5

5

4.

Ткачество

- Одной иглой с декоративными нитями основы.

- Зубчики «пико».

Практическая работа.

12

4

2

6

3

1

1

1

9

3

1

5

5.

Работа над проектом

32

1

31

6.

Заключительное занятие

Подведение итогов.

2

2

-

Итого:

144

27

117

Учебно-тематический план 3 года обучения

№ п/п

Тема

Количество часов

Всего

Теория

Практика

1.

Вводное занятие

- Материалы и инструменты. Цветоведение.

2

2

-

2.

Вышивка

- Шов «в прикреп». Одной иглой, двумя иглами. По цветной ткани.

- Шов «ленивый стежок».

Практическая работа.

14

4

4

6

3

1

1

1

11

3

3

5

3.

Низание

Низание на проволоку.

- Способ низания дугами.    Круговой, ступенчатый.  

- Параллельное низание.

 Практическая работа. 

Ажурное низание.

- Цепочка зигзаг.

- Цепочка с зубчиками в 1,5 ромба.

- Сетки.

Практическая работа. 

Кирпичный стежок.

- Техника плетения кирпичного стежка. Добавление  новой нити.

- Убавление по краю. Подплетение петли, подвесок.

Практическая работа.

80

6

8

18

4

8

10

10

4

4

8

10

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

70

5

7

17

3

7

9

9

3

3

7

4.

Ткачество

- Составление узоров для тканных изделий.

- Тканные изделия оформленные на концах уголком.

Практическая работа.

16

2

6

8

3

1

1

1

13

1

5

7

5.

Работа над проектом

30

1

29

6.

Заключительное занятие

-Подведение итогов.

2

2

-

Итого:

144

21

123

Учебно-тематический план 4 года обучения

№ п/п

Тема

Количество часов

Всего

Теория

Практика

1.

Вводное занятие

-Материалы и инструменты. Цветоведение.

2

2

-

2.

Вышивка

- Пришивание блёсток внахлёст

- Шов «штриховая гладь».

Практическая работа.

20

6

4

10

3

1

1

1

17

5

3

9

3.

Ткачество

- С потайными нитями основы.

- Соединение тканных полос.

Практическая работа.

36

12

6

18

3

1

1

1

33

11

5

17

4.

Низание

- Метод объемного низания.

-Ажурное низание.

 а) По кругу. Салфетка.

 б) Связка. Чехол для вазы.

 в) Жгут.

Кирпичный стежок.

  а) Начало кромки с увеличением бисерин.

  б) Двойной ряд. Плетение без боковой нити.

Практическая работа.

54

8

8

8

4

8

6

12

7

1

1

1

1

1

1

1

47

7

7

7

3

7

5

11

5.

Работа над проектом

30

1

29

6.

Заключительное занятие

-Подведение итогов.

2

2

-

Итого:

144

18

126

Учебно-тематический план 5 года обучения

№ п/п

Тема

Количество часов

Всего

Теория

Практика

1.

Вводное занятие

-Материалы и инструменты. Цветоведение.

2

2

-

2.

Вышивка

- История вышивки бисером. Вышивка по счету.

Практическая работа.

34

2

32

2

1

1

32

1

31

3.

Низание

- Низание на проволоку. Изготовление деревьев.

 а) Разновидности веточек и листьев.

 б) Формирование кроны дерева.

 в) Изготовление ствола дерева.

 г) «Посадка» дерева. Декорирование грунта.

- Ажурное низание.

 а) Колье.

 б) Броши. Кулоны.

- Имитация качества.

 а) Прямая. Брелок для ключей.

 б) Поперечная.

 в) Убавление бисерин методом прямой имитации ткачества.

- Цветочные фантазии из бисера.

 а) Овальные лепестки и листья, методом мозаика.

 б) Чашечка цветка ажурным методом низания, тычинки, сборка цветка.

84

2

14

4

2

12

6

6

14

10

10

4

11

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

73

1

13

3

1

11

5

5

13

9

9

3

4.

Работа над проектом

22

1

21

5.

Заключительное занятие

-Подведение итогов.

2

2

-

Итого:

144

18

126


Содержание занятий первого года обучения

п/п

Название раздела

Форма аттестации по разделу

Содержание раздела

Должны знать

Должны уметь

1.

2.

3.

4.

5.

6.

Вводное занятие.

Из родословной бисера.

Материалы и инструменты.

Цветоведение.

Выкладка бисера по клейкой основе.

Низание.

Вышивка.

Работа над проектом.

Заключительное занятие.

Практическая работа.

Практическая работа.

Практическая работа.

Практическая работа.

Опрос, тестирование оформление выставки.

Знакомство с историей возникновения и развития бисерного рукоделия, с применяемыми материалами и инструментами при работе с бисером.

Знакомство с основами цветоведения.

Знакомство с техникой выкладки бисера по поверхности, обработанной клеем,  пластилином,

методом насыпка, обмотка.

 Низание на проволоку, петельный и параллельный способы. Низание в одну и две нити: простая цепочка, приёмы низания «пупырышки», «крестики», «петельки», цветочки в 6 лепестков. Цепочка в колечки, в крестик, подвески. Изготовление цветочков, браслетов, цепочек.

Шов «вперёд иголку», пришивание блёсток, пайеток.

Выбор темы, поэтапный разбор планируемой работы.

Подведение итогов по первому году обучения.

Возникновение и  развитие бисерного рукоделия, существующие техники работы с  бисером, материалы и инструменты необходимые в работе, технику безопасности при работе с острыми колющими и режущими инструментами.

Цветовой круг, холодные и теплые цвета.

Технологию  выкладки бисера, бус и стекляруса по клейкой поверхности.

Изготовление панно, вазочек и других предметов.

Приемы низания на проволоку петельным и параллельным способом. Разновидности форм лепестка, как работать со схемой, правила предосторожности (перегибы, обломы) при работе с проволокой.

Приемы низания в одну и две  нити, понятие  ритм, схемы для каждого приема, как  создать орнамент за счёт бисерин различного цвета. Методы изготовления подвесок, как создать простое колье, закрепляя подвески на цепочке в крестик.  Используемые

термины.

Подготовку к работе, составление эскиза. Нанесение рисунка на ткань, закрепление нити на ткани. Приёмы вышивки шов «вперёд иголку», пришивание блёсток, пайеток. Как закрепить  нить в конце работы.

Метод выполнения предполагаемого изделия, материалы и инструменты необходимые в работе, порядок выполнения работы.

Теорию исполнения изделий по пройденным темам.

Строить нужные цветовые решения. Определять характер создаваемой вещи.

Соблюдать технику безопасности, при работе с острыми колющими  и режущими инструментами.

Подготовить поверхность предмета, нанести рисунок, обматывать, насыпать, обкатывать, выкладывать отдельные бисеринки. Украшать и создавать различные предметы.

 Набирать бисер на проволоку, скручивать проволоку ровными виточками, плести по схеме, собирать цветок, оформлять композицию. Варианты наращивания новой проволоки.

Вдевать нитку в иголку, делать узелок.

Закреплять первую бисеринку -  «замочек», низать по заданной схеме, закреплять нить в конце работы, удлинять нить.

Работать в 2 нити (на двух концах). Делать простые браслеты, цепочки, подвески,  колье. Закреплять застежки к колье. Сочетать цвета.

Применять изученные способы вышивки на практике, наносить рисунок на ткань. Закреплять нить на ткани.

Самостоятельно органи-зовывать свой труд, работать по выбранной теме, применять изучен-ные методы и техники исполнения.

Создавать изделия методами, изученными в течение первого года обучения.

Содержание занятий второго года обучения

        

п/п

Название раздела

Форма аттестации по разделу

Содержание раздела

Должны знать

Должны уметь

1.

2.

3.

4.

5.

Вводное занятие. Материалы и инструменты.

Цветоведение.

Низание.

   

Ткачество.

Работа над проектом.

Заключительное занятие.

Практическая работа.

Практическая работа.

Практическая работа.

Опрос, тестирование оформление выставки

Ознакомление с программмой второго года обучения. Материалы и инструменты. Цветоведение.

Низание на проволоку, игольный, параллельный способы, ажурное низание в полромба, в 1,5 ромба. Бахрома, фестоны, горизонтальная сетка. Низание крестиками - зубчик, ромб на цепочке в один крестик, шарик. Мозаика - шириной в шесть бусин, по диагонали, поперечный жгут.

Ткачество одной иглой с декоративными нитями основы. Зубчики «пико».

Выбор темы, поэтапный разбор планируемой работы.

Подведение итогов по второму году обучения.

Содержание программы. Материалы и инструменты необходимые в работе, при помощи каких инструментов, используемая фурнитура,  сочетание цвета.

Приёмы низания на проволоку игольным и ступенчатым параллельным методами низания. Использование схем с несколькими сочетаниями цветов. Геометрическая фигура – ромб, схема цепочек в полромба, в полтора ромба. Низание бахромы, фестонов, горизонтальных сеток. Схемы зубчика, ромба и шарика. Последовательность их выполнения. Технику низания мозаика, в виде прямой полосы, по диагонали, поперечного жгута.

Изделия выполнения данной техникой. Закрепление нити на станке, количество нитей относительно количества бисерин в ряду, способ низания. Оформление концов изделия. Приём изготовления зубчиков «пико».

Метод выполнения предполагаемого изделия, материалы и инструменты необходимые в работе,     последовательность выполнения работы.

Теорию выполнения изделий по пройденным темам.

Подбирать нужный материал и инструменты.

Правильно использовать цвет в создании изделий.

Соблюдение правил по ТБ

Низать в прямом и обратном направлении, представлять исполняемый элемент. Набирать цвета точно по схеме, составлять схемы. Низать цепочки в полромба, в 1,5 ромба. Подплетать к ажурным цепочкам бахрому, фестоны, горизонтальную сетку. Низать зубчики и ромбы на цепочке в один крестик. Браслеты и пояски методом мозаика, в прямом направлении и по диагонали, поперечный жгут.

Закреплять нить основы на станке, закреплять рабочую  нить. Ткать  изделия данным видом, прятать концы нити. Оформлять концы изделия, выполнять зубчики «пико».

Самостоятельно организовать свой труд, работать по выбранной теме, применять изученные методы и техники низания.

Создавать изделия методами, изученными в течение второго года

обучения.

Содержание занятий третьего года обучения

п/п

Название раздела

Форма аттестации по разделу

Содержание раздела

Должны знать

Должны уметь

1.

2.

3.

4.

5.

6.

Вводное занятие. Материалы и инструменты. Цветоведение.

Вышивка.

Низание.

Ткачество

Работа над проектом.

Заключительное занятие.

Практическая работа.

Практическая работа.

Практическая работа.

Практическая работа.

Опрос, тестирование оформление выставки

Ознакомление с программой третьего  года обучения. Материалы и инструменты. Цветоведение.

Шов «в прикреп». Одной иглой, двумя иглами. По цветной ткани. Шов «ленивый стежок».

Низание на проволоку параллельным, круговым и ступенчатым способами

Ажурное низание – цепочки зигзаг, с зубчиками в 1,5 ромба, сетки. Кирпичный стежок – техника плетения, добавление новой нити, убавление по краю, подплетение петли и подвесок.

Составление узоров для тканных изделий. Тканные изделия оформленные на концах уголком.

Выбор темы, поэтапный разбор планируемой работы.

Подведение итогов за третий год обучения.

Материалы и инструменты необходимые для реализации программы третьего года обучения, характеристика цвета.

Правила по технике безопасности.

Закрепление нити на ткани, способ  выполнения швов: «в прикреп» - одной иглой, двумя иглами, ленивый стежок.

Выполнение различных фигур параллельным методом, цветы и листья круговым и ступенчатым способами низания. Низание цепочки зигзаг, ажурной цепочки с зубчиками в 1,5 ромба, сетки. Технику плетения – кирпичный стежок, добавление  новой нити, убавление бисерин  по краю изделия, подплетение петли, подвесок.

Отличие кирпичного стежка от мозайки. Применение данной техники низания.

Составление схем для тканных изделий. Как выплести края изделия уголком.

Метод выполнения предполагаемого изделия, материалы и инструменты необходимые в работе, порядок выполнения.

 Теорию выполнения изделий по пройденным темам работы.

Подбирать нужные материалы и инструменты, принимать цветовые решения. Соблюдать правила по ТБ.

Закреплять нить на ткани.

Вышивать по контуру швом «в прикреп» одной и двумя иглами, вышивать швом «ленивый стежок».

Работать по схеме  параллельным способом низания, подплетать нужные детали, соединять их вместе. Плести цветы и листья круговым и ступенчатым способами низания. По схемам плести цепочки – зигзаг, ажурные цепочки с зубчиками в 1,5 ромба, сетки, соединять первый и последний ряды сетки.  Набирать первый ряд, низать методом      

«кирпичного стежка». Добавлять  новую нить, убавлять количество  бисерин по краю, подплетать петлю и подвески. Закреплять нить в конце работы.

Придумывать узоры, составлять схемы и работать по ним. Закреплять нить в нужном месте, выплетать уголком края изделия.

Самостоятельно организовать свой труд, работать по выбранной теме, применять изученные методы и техники исполнения.

Создавать изделия методами, изученными в течение третьего года обучения.

Содержание занятий четвёртого года обучения

Название раздела

Форма аттестации

Содержание раздела

Должны знать

Должны уметь

1.

2.

3.

4.

5.

Вводное занятие. Материалы и инструменты. Цветоведение.

Вышивка.

Ткачество.

Работа над проектом.

Заключительное

занятие.

Практическая работа.

Практическая работа.

Практическая работа.

Опрос, тестирование оформление выставки

Ознакомление с программой  четвёртого  года обучения. Материалы и инструменты Цветоведение.

Пришивание блёсток внахлёст, шов «штриховая гладь».

Ткачество с потайными нитями основы. Соединение тканных полос.

Выбор темы, поэтапный разбор планируемой работы.

Подведение итогов за четвёртый год обучения.

Материалы и инструменты необходимые для реализации программы четвёртого  года обучения, составление нужного цветового решение.

Правила по ТБ.

Составление эскиза, нанесение рисунка на ткань. Способы закрепления нити на ткань. Технику выполнения шва   «штриховая гладь», пришивание блёсток внахлёст.

Количество нитей основы относительно количества бисерин в ряду. Метод закрепления  нити на станке. Метод соединения тканных полос между собой, боковыми кромками.

Метод выполнения предполагаемого изделия, материалы и инструменты необходимыев работе, порядок выполнения работ.

Теорию исполнения изделий по пройденным темам.

Подбирать материалы и инструменты для выполнения работы, ориентироваться в характеристике цвета, выбирать нужные цвета.Соблюдать правила по ТБ.

Изобразить задуманное в эскизе, перенести рисунок на ткань. Закреплять нить изученными способами. Пришивать блёстки внахлёст по контуру рисунка, выполнять веточки швом  «штриховая гладь». Завершать смысловой сюжет.

Определять количество нитей основы относительно количества бисерин в ряду. Закреплять нить на станке, набирать бисер по схеме, плести с потайными нитями основы. Соединять тканные полосы.

Самостоятельно организовать свой труд, работать по выбранной теме, применять изученные методы и техники исполнения.

Создавать изделия методами, изученными в течение четвёртого года

обучения.

Содержание занятий пятого года обучения

п/п

Название раздела

Форма аттестации

Содержание раздела

Должны знать

Должны уметь

1.

2.

3.

4.

5.

Вводное занятие. Материалы и инструменты. Цветоведение.

Вышивка.

Низание.

Работа над проектом.

Заключительное

занятие.

Практическая работа.

Практическая работа.

Практическая работа.

Опрос, тестирование оформление выставки

Ознакомление с программой  пятого   года обучения. Материалы и инструменты Цветоведение.

История вышивки бисером. Шов «по счёту».

Низание на проволоку - изготовление  и «посадка» дерева, декорирование грунта.

Ажурное низание – колье, броши, кулоны. Техника – имитация ткачества, прямой и поперечный методы. Цветочные фантазии из бисера.

Выбор темы, поэтапный разбор планируемой работы.

Подведение итогов за пятый год обучения.

Материалы и инструменты необходимые для реализации программы пятого  года обучения, основные характеристики цвета, влияние покрытия бисера на его цвет в готовом изделии.

Историю бисерной вышивки. Технику выполнения шва «по счёту». Чтение схем. Закрепление нити на ткани, без узелка.

Разновидности веточек и листьев, как формировать крону дерева, изготовить ствол, декорировать грунт. Последовательность изготовления колье, броши и кулонов. Технику прямой и поперечной имитации ткачества. Убавление бисеринок методом прямой имитации ткачества. Способы низания лепестков и листьев методом мозаика.

Чашечки цветка ажурным способом. Изготовление тычинок и сборку цветка.

Метод выполнения предполагаемого изделия, материал и инструменты необходимые в работе, порядок выполнения работы.

Теорию исполнения изделий по пройденным темам.

Вышивать швом «по счёту». Закреплять нить на ткани без узелков.

Изготавливать различные  веточки и листья для дерева, формировать из веточек крону. Делать ствол для дерева. «Садить» дерево в грунт и декорировать грунт.

Изготавливать или закреплять готовые замочки для колье. Плести колье, броши и кулоны по схеме. Создавать схемы.

Низать в прямой и поперечной технике имитации ткачества. Делать цветы,используя техники низания мозаика и ажурное плетение.

Самостоятельно организовать свой труд, работать по выбранной теме, применять изученные методы и техники исполнения.

Создавать изделия методами, изученными в течение всего курса обучения.


Литература, используемая педагогом для разработки программы и

организации образовательного процесса

  1. Артамонова Е. Украшения из бисера. – М.: 2006.
  2. Аксессуары из разноцветного бисера. Перевод Шубина Э. – М.: 1999.
  3. Бенсон Н. Бисероплетение для новичков. – М.: 2008.
  4. Бондарева Н. Цветы из бисера. – Р.-на-Д. 2007.
  5. Бернхем С. 100 оригинальных украшений из бисера. – М.: 2006.
  6. Божко Л. Бисер для стильных девочек. – Т.: 2006.
  7. Бюрель М. Цветы из бисера. Новые идеи. – М., 2011.
  8. Виноградова Е. Браслеты из бисера и шнура. – М.: 1999 .
  9. Виноградова Е.Г. Игрушки и украшения из бисера. – М.: 2006.
  10. Вирко Е. Цветы из бисера. – М., 2011.
  11. Вильчевская Е. Пасхальные яйца из бисера. – М., 2011.
  12. Вышиваем бисером. Материалы. Техника. Модели.  Перевод с английского Сапциной У. – М.: 2007.
  13. Вирко Е. Бисер. – М.,2010.
  14. Гусева Н. 365 фенечек из бисера. – М.: 2001.
  15.  Гулидова О. Деревья из бисера. – М., 2010.
  16. Гринченко А. Вышивка бисером. – М., 2006.
  17. Дэвис Д. Энциклопедия вышивки бисером. – М., 2007.
  18. Данкевич Е. Григорьева А. Бисер. – М., С.-П. 2010.
  19. Жукова О. Бисерное рукоделие. – М.: 2004.
  20. Зотова М. Бисер. Подарки. – М.: 1999.
  21. Кох С. Стильные подарки из бусин и бисера. – Я., 2007.
  22. Кожевникова Г. Подарочные яйца из бисера. – Т., 2007.
  23. Клименко И. Бисероплетение для «чайников» и «продвинутых» мастериц. – Р.на Д., 2007.
  24. Ляукина М..Бисер. – М.: 2007.
  25. Лиско Н. Бисер. – М., 2006.
  26.  Ляукина М. Бисер. Основы художественного ремесла. – М.: 1999.
  27.  Лукашова И. Основы мастерства бисероплетения. – У.: 2006.
  28.  Лындина Ю. Бисер. Техника кирпичный стежок. – Т.: 2007.
  29. Ляукина М. Бисер для начинающих. – М., 2010.
  30.  Ляукина М. Бисер. Сувениры. – М.,1999.
  31.  Марджи Д. Бисер. Руководство по цвету для мастера. – Р.-на-Д.: 2007.
  32.  Никифорова Е. Салькова Е. Бисер для маленьких умниц. 100 развивающих уроков. – М.: 2008.
  33.  Романова Л.А. Магия бисера. – Р-на-Д.: 2005.
  34.  Смирнова Л. Энциклопедия бисера. – М., 2009.
  35. Фицджеральд Д. Цветочные фантазии из бисера. – М.: 2007.
  36.  Фигурки из бисера. Составитель Лындина Ю. – Т., 2007.
  37. Цветы вышитые бисером. Редактор Зуевская Е. – М., 2010.
  38.  Шнуровозова Т. Цветы из бисера делаем сами. – Р. на Д., 2011.

Литература, рекомендуемая для детей и родителей

  1. Бюрель М. Цветы из бисера. Новые идеи. – М., 2011.
  2. Войтенок М. Аксессуары из разноцветного бисера. – М.: 2007.
  3. Виноградова Е. Игрушки и украшения из бисера. – М.: 2006.
  4. Гулидова О. Деревья из бисера. – М., 2010.
  5. Гринченко А.С. Вышивка бисером -  М.: 2006.
  6. Гаравская Д. и др. Картины из зёрен. – М., 2010.
  7. Данкевич Е. Григорьева А. Бисер. – М., С.-П., 2010.
  8. Жукова О. Бисерное рукоделие. – М.: 2004.
  9. Клименко И. Бисероплетение для «чайников» и «продвинутых» мастериц. – Р-на-Д., 2007.
  10. Лиско Н.      Бисер. – М., 2006.
  11. Ляукина М. Бисер для начинающих. – М., 2010.
  12.  Ляукина М. Бисер: Техника. Приемы. Изделия. Энциклопедия. – М.: 2007.
  13. Лындина Ю.  Фигурки из бисера. – Т., 2007.
  14. Поделки своими руками. – Д., 2008.
  15. Романова Л. Магия бисера: новые идеи для рукодельниц. – Р. на-Д.: 2007.
  16. Тарасенко С. Забавные поделки. – 1993.
  17. Фицджеральд Д. Цветочные фантазии из бисера. – М.: 2007.
  18. Цветы, вышитые бисером. – Редактор Зуевская Е. – М., 2010.
  19. Шнуровозова Т. Цветы из бисера делаем сами. – Р.на Д., 2011.