Приобщение подрастающего поколения на основе изучения традиционных народных промыслов и ремесел.

Кудрова Елена Семеновна

В данной статье написано о проблеме пробщения детей к национальной культуре с регтиональным компонентом  через ознакомление с народными промыслами. О необходимости изучать именно свои, местные ремесла. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл priobshchenie_k_natsionalnoy_kulture.docx31.54 КБ

Предварительный просмотр:

ПРИОБЩЕНИЕ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ НА ОСНОВЕ ИЗУЧЕНИЯ НОРОДНЫХ ПРОМЫСЛОВ И РЕМЕСЕЛ.

Е.С. Кудрова

МБОУДО Жердевская ДШИ


zherdevka_dschi@mail.ru

Жердевская ДШИ

В настоящее время, время компьютеризации, современных технологий и  инноваций, где  засилье всего иностранного, чужеземного в окружающей жизни  человека — в быту, на телевидении, в музыке и т.п., назрела необходимость обогащения содержания образования, воспитания и обучения детей педагогическими идеями, накопленными народом в ходе многовековой истории развития.

Поэтому, одной из важных  задач в воспитании подрастающего поколения является приобщение его к национальной культуре, формирование в обществе патриотического чувства — чувства любви к своей родине. Народная культура и искусство способствует глубокому воздействию на мир ребёнка, обладают нравственной, эстетической, познавательной ценностью, воплощают в себе исторический опыт многих поколений. Сейчас, очень актуальна проблема художественного воспитания детей на основе русской национальной культуры, на собрании национальных достижений.          Ведь среда, в которой растут сейчас наши дети, представляет собой хаотичный набор элементов различных традиций и культур, что таит в себе угрозу развития равнодушия,                            ведь невозможно постигать, понимать и любить всё одновременно. Что-то должно быть в жизни особенным. Этим особенным для наших детей должна являться родная национальная  русская культура. Ведь культурное наследие народа содержит педагогические ценные идеи и веками проверенный опыт воспитания.

Во времена СССР воспитание патриотизма и любви к национальной культуре в детях было основано на большевистской идеологии. После, были долгие годы затишья, отсутствие какой-либо идеологии и морали, и как следствие, выросло целое поколение российской молодёжи с безразличным или даже негативным отношением к своей стране, не интересующееся историей России, не знающее и не понимающее её культурных традиций, живущее равнодушно, обособлено, на гране культурного застоя.  Становится больно, когда приходится наблюдать как мы походя, невнимательно относимся к своей истории и культуре и как следствие – утрачиваем то, что невозможно вернуть.

В последние годы  в Российском государстве, а значит и в российской системе образования, произошли определённые позитивные перемены в плане обновления содержания образования и воспитания детей, где большую роль доверили дополнительному образованию. Устраиваются фестивали, конкурсы, олимпиады на различные тематики, основанные на знании особенностей жизни, языка и быта, истории, искусства и культуры своей страны.  Это помогает детям прочувствовать духовную жизнь своего народа, творчески утвердить себя в ней, приобщиться к истокам национальной русской народной культуры. Родная культура, с раннего детства, как отец и мать, должна стать неотъемлемой частью души ребёнка, началом зарождающим личность. От нас (педагогов) зависит, будут ли наши дети любить свой край, понимать его, тянуться к нему, поддерживать, уважать и развивать традиции. Будут ли приобщаться наши  детей к истокам русской народной культуры. Необходимо  донести до сознания детей, что они являются носителями русской народной культуры, воспитывать детей в национальных традициях. Для этого необходимо обратится к её истокам и, в первую очередь, к художественным промыслам. Ведь его содержание отражает жизнь русского народа, его опыт, просеянный через сито веков, духовный мир, мысли, чувства наших предков.  Русская игрушка, будь она глиняная, тряпичная или деревянная, русская вышивка, русский танец, русская песня, русская музыка, должны стать частичкой жизни ребёнка.

Во многих европейских и азиатских странах народная культура составляет неотъемлемую часть общего  эстетического воспитания детей. А русский народ, как показывает опыт, знает наше прошлое, истоки отечественной культуры, обычаи, нравы, традиции и т.п.  очень поверхностно.  Получается, что мы Иваны, не помнящие родства. Мы должны больше обращать внимания к национальной культуре, ее древним пластам, традиции в целом, как к неисчерпаемому источнику  художественного воспитания и развития человека. Потому что именно национальная культура  связана с глубокой духовностью и мудростью народного творчества, с непрерывностью процесса передачи родной культуры из поколения в поколение.

Так что же такое, национальная культура?

Культура –это движущийся,  развивающийся процесс, в котором постоянно происходят изменения, развитие новых качеств, присвоение личностью ценного. С развитием общества многое меняется, в том числе и культура, наследуя прогрессивные традиции прошлого. Культуру обычно принято рассматривать в двух основных формах - материальной и духовной.

Под национальной культурой принято понимать культуру определенного народа, основанную на традициях, обрядах, фольклоре, декоративно прикладного искусстве, литературе, танцах, присущих только этому народу, нации.

Национальная культура - это отражение души нации, его национального характера, самосознания.

Культуру Руси можно сравнить с величавым дубом, крона которого имеет тысячи ветвей, многочисленную листву и мощные уходящие в глубину корни. А  педагог, способен помочь ребёнку прикоснуться к этому могучему древу русской культуры, ощутить её, понять и принять, как свою собственную.

Русское народное искусство, русская национальная культура должны стать стержнем и основой для возрождения русской духовности, для приобщения к национальной культуре в целом. Посредством народных художественных промыслов развиваются духовно-нравственные качества личности ребёнка, навыки культурного поведения, художественное развитие. Общечеловеческие ценности, несомненно, должны внести вклад в воспитание чувства красоты и добра.

Основой любой национальной культуры являются художественные промыслы, создаваемые народом на протяжении его многовековой истории, в которых отражается народная мудрость, традиции. Не случайно во многих странах народному творчеству, приобщению молодежи к национальной культуре, к традициям отводится важная роль в формировании личности ребенка, сохранению и укреплению национальной культуры. Наша Россия не должна быть исключением.

Многие ученые в свое время обращали на данную проблему внимание.

Еще К.Д. Ушинский писал, чтобы дети, начиная с раннего возраста, усваивали элементы народной культуры, овладевали родным языком, знакомились с произведениями устного народного творчества. Уже с раннего возраста нужно знакомить малышей с народными национальными игрушками (пирамидками, матрёшками, каталками, тряпичными куклами). Эти предметы пробуждают душу ребёнка, воспитывают в нём чувство красоты, любознательности.

Знакомство с народными промыслами, обучение детей этим народным промыслам, является включением ребёнка в разные виды продуктивной деятельности, основанные на материале народного декоративно-прикладного искусства – и это одно из главных условий полноценного эстетического воспитания ребёнка, развития его художественно-творческих способностей и приобщение к национальной культуре.

.

«Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов - авторитета, достойно завоёванного русским искусством, литературой. Мы не должны забывать о своём культурном прошлом, о наших памятниках, литературе, языке, живописи... Национальные отличия сохранятся и в 21 веке, если мы будем озабочены воспитанием душ, а не только передачей знаний» - писал Д.С. Лихачёв.

А душу ребенку можно воспитывать, опираясь именно на народные традиции, национальную культуру через приобщение ученика к художественным промыслам, фольклору и т.д.

В последние годы, что очень радует, возросло внимание со стороны деятелей культуры, в общественном сознании, в системе образования к духовному богатству культурного наследия народа. В этом следует видеть стремление народов к национальному возрождению. Нет ни одного народа, который бы не стремился к сохранению своего национального своеобразия, проявляющегося в родном языке, художественных промыслах и ремеслах, фольклоре, традициях, искусстве. Наши прадеды вряд ли выполнили бы свою задачу в воспитании детей  без опоры на народную педагогику, без воспитания уважения у подрастающего поколения к традициям, языку, культуре своего народа.

Приобщение к народному творчеству, и как следствие к национальной культуре, приведет нас к значительным успехам в деле нравственно-патриотического, духовного и эстетического воспитания детей, поможет привить им интерес, развить культурные ценности и любовь к национальным играм, танцам, фольклору, художественным ремеслам. Все мы прекрасно знаем, что такое восточные танцы, лезгинка, фламенко, но не все знают    называния наших национальных танцев, и тем более, практически все не умеют их танцевать. Речь идет о Кадрили, Трепаке, Таноке, Камаринской.

Так же всем известны такие слова как: скрапбукинг, квиллинг, скретчбук. Все эти новшества может в чем - то и хороши для развития творческого потенциала детей, но только не в привлечении подрастающего поколения к национальной культуре. Последнее время детские наборы для творчества китайского происхождения заполонили отечественный рынок. Дети просто  помешаны на наборах для плетения из резиночек. Родители охотно покупают станочки для плетения и сами резиночки. Почему бы не обратить внимание на такой вид национального художественного ремесла, как плетение поясов на берде, на дощечках, на пальцах? Такой же браслетик можно соткать в технике «Дерганье» (плетение поясов на пальцах). Из собственного опыта уже могу сказать, если детей заинтересовать, показать на собственном примере, давая обычный мастер-класс по плетению, допустим, поясов на пальцах, да сопровождая это действо занимательным рассказом об этом промысле, то успех гарантирован. Мальчишки и девчонки, заинтересовавшись, разбивались попарно, горячо обсуждали что именно они будут плести (браслет ли, ручку для сумочки или даже длинный пояс), выбирали и подбирали цвет ниток (вот вам цветоведение и колористика), считались друг с другом кто будет плести, а кто будет «прибивальщиком» (вот вам русские считалочки, поговорки), отмеряли сами нужную длину нитей, помогая друг другу (вот вам взаимовыручка). После сделанного, уже они, школьники, принеся домой свои изделия, рассказывали родителям о промысле, о том, что таким способом раньше плели веревки, ведь купить было негде. Что прежде чем ее сплести, надо посадить и вырастить лен, коноплю (здесь всегда рассказываю о том, что конопля, если использовать ее по назначению, хорошее и полезное растение), убрать урожай, обработать его, спрясть нитки, а уж потом плети что угодно. Таким способом, через учеников, мы приобщаем и молодых родителей к национальной культуре.  «И эти знания будут прочны потому, что, (как писал Н.Д. Бартрам - известный исследователь игрушки, ученый, педагог) «вещь», сделанная самим ребёнком соединена с ним живым нервом, и всё, что передаётся его психике по этому пути, будет неизменно живее, интенсивнее, глубже и прочнее».

Особой силой воспитательного воздействия и приобщения к национальной культуре в системе народной педагогики обладали традиции и обычаи.  Тут можно и нужно знакомить детей через декоративно-прикладное творчество  с национальными праздниками: Масленица, Пасха, Рождество и т.д. Не нужно способствовать детям заниматься подготовкой и участвовать в таком празднике как - «Хеллоуин». Это извращает нашу национальную культуру. У нас существует свой замечательный праздник «Колядки». Многие обычаи и традиции отложили свой отпечаток в декоративно - прикладном искусстве, также национальной по своей природе. Прикладное творчество рождается из обычаев, привычек, верований народа. Русский народ проявлял свои творческие способности лишь в создании предметов, необходимых  в быту, т.е. предметов несших функциональное значение. Однако, в этом мире бытовых вещей отражалась духовная жизнь народа, его понимание окружающего мира, красоты, природы, людей и т.д. Народные мастера не стремились копировать природу буквально, они стилизовали реальность, окрашивали ее своей фантазией. Как следствие, рождались самобытные образы, сказочные росписи на простейшей мебели, посуде, узоры в кружеве, вышивке, ткачестве, появлялись забавные игрушки. Образы игрушек созревали у мастеров также на основе быта, окружающей действительности.

Игрушки…Что мы понимаем под словом игрушка? Предмет, предназначенный для забавы детей? Возможно это и так. Но именно через игрушку, с самых ранних этапов детства ребенка, именно через эту вещицу, предмет, предназначенный для игры, который является прямым проводником в приобщении современных детей к народному искусству, мы можем воспитывать интерес к национальной культуре. Воспитательная ценность игрушки в том, что «только в народной игрушке заключена теплота, которая выражается в заботливом, ее любовном ее исполнении» (Е.А. Флерина).

Изучение народной игрушки является корнями к истокам любого искусства.

Народные игрушки являются  частью культурного национального наследия. Будь они из глины, дерева, соломки и т.д. У каждого народа игрушки имеют свои характерные особенности, которые зависят от национально-психологических черт и культуры народа.  При изучении игрушек, нельзя замыкаться только на русских игрушках. Для изучения традиции, что - бы ее понять, нужно иметь возможность сравнивать ее с чем –то, с другой традицией.  У каждого народа с незапамятных времен существуют свои игрушка, в которых отражается общественный уклад, быт, нравы и обычаи, технические и художественные достижения.

Традиционная народная игрушка отражает общую картину народного искусства, раскрывает характерные особенности местного стилевого решения в соответствии с местными культурно-историческими условиями и художественными вкусами, так сказал наш современник,  ( А.Г.Кулешов).

Еще один наш современник, исследователь игрушки Г. Дайн, сказала следующее: «Глубоко нравственные и гуманные основы народного творчества обеспечивают ему во все времена связь с общей культурой. Игрушка является примером того, как прививали ребенка к навыкам ручного труда, развивали способности к творчеству. Игрушка усиливает образовательное значение: появляются новые темы, сюжеты, дидактические свойства. Для развития нашего современного общества, необходимы игрушки - самоделки, игрушки рукотворные, в которых заложен ощутимый художественный труд и важнейший воспитательный принцип - поощрение детского творчества. Народное искусство хранит память национальной культуры, ее возможности».

Первым создателем народной игрушки был сам ребенок. В объединенном творчестве взрослых и детей создавались игрушки всех основных типов, со всеми их специфическими чертами.

Народные умельцы, создавая игрушки для детей, учитывали интересы и желания ребенка. Строго соблюдалась возрастная принадлежность. Для детей раннего возраста предназначались занимательные игрушки со звуками и яркой окраской, стимулирующие моторную деятельность: погремушки, трещотки и т. д. С развитием ребенка и его потребностей усложнялись и игрушки. Это уже игрушки, развивающие координацию движений и способность к ориентации: игрушки бросания, стрельбы и т. д.

Древние игрушки (потешки), как правило выполнялись из самых доступных на Руси материалов: глина, дерево, тряпица, растительные материалы (соломка, веточки). Что бы делать их более занимательными, наши предки заставляли их функционировать, действовать, т.е. совершать несложные движения, издавать звуки и шумы. Вековой опыт народной педагогики показывает, что игрушки, становились первыми средствами воспитания и приобщения к культуре.

Примитивность и некоторая недоделанность кустарных народных игрушек больше удовлетворяет фантазию ребенка, чем дорогие и законченные игрушки, с которыми творить и мыслить уже не для чего. Будет лучше для  творческого и интеллектуального развития, если ребенок начнет играть с деревянной куклой-болванкой, домысливать ее, придумывать одежду, шить одежду самостоятельно. Этому способствует народная игрушка. Народная игрушка радует ребенка, потому что данные в ней образы жизненны и близки его детскому опыту. Таким образом, народная игрушка воздействует на эмоциональный мир ребенка, на развитие его эстетического вкуса и переживаний, на становление личности в целом, приобщает к национальной культуре.

На своих уроках в школе искусств по лепке и прикладному творчеству, я использую знания и навыки о нашем местном Тамбовском керамическом промысле. Я говорю о «Федоровской» гончарной посуде и игрушке из деревни Федоровка Кривополянского сельсовета Бондарского района. Всем известна глиняная игрушка из Кирова, - это «Дымковская» игрушка, знаем мы и о «Филимоновской» из Тулы, слышали и о «Плешковской» из Орла, даже знаем как выглядит Дагестанская игрушка, но мало кто знает о существовании нашей местной глиняной игрушки, не имеет даже представления о том как она выглядит. Тем не менее, Федоровская игрушка не менее привлекательна чем Филимоновская или Старооскольская. Она по – своему замечательна и интересна. Другое дело, что она не разрекламирована, ее мало исследовали , о ней мало кто писал, не занимался восстановлением промысла. Огромный вклад в исследование Федоровской керамики внес Мордовский педагог Колмыков В., он достоверно описывает Федоровскую керамику в своей книге « Высокий огонь». Старооскольский исследователь Брыжик Т.Г. бывала в нашей Федоровке, знакомилась с мастерами и собирала материал. Современные исследователи (Каллас Е.С., Кудрова Е.С.) находят все больше информации о Федоровской керамике. Игрушки и посуда хранятся в различных музеях России. Это Русский музей в Санкт - Петербурге, Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства в Москве, игрушка и посуда хранится в фондах Государственного Российского Дома Народного Творчества в Москве, хорошая коллекция Федоровской керамики в Декоративно -прикладном музее в Липецке, в интерактивном музее «Забавушка» г. Москва, в Тамбовском областном краеведческом музее, в музее традиционного искусства народов мира (г.Москва), а также в частных коллекциях. Наш земляк, художник Домарев Ю.В.  коллекционировал Федоровскую глиняную игрушку еще при Советской власти. Тамбовская художница Балагурова Нина Сергеевна имела в своих фондах Федоровскую керамику. Еще живы мастера этого промысла, которые с удовольствием делятся накопленными знаниями и опытом.

Федоровская игрушка  существовала в параллели с гончарным промыслом, которым занималась все деревня и в основном лепилась мужчинами, что заметно в пластике, в размере игрушки. Эти особенности нашей местной игрушки, основанной на народных традициях, мы изучаем вместе с детьми. Без знания своих корней, традиций своего народа, нельзя воспитать  полноценного человека. Знакомство с традициями, обычаями русского народа, художественными промыслами помогает воспитывать любовь к истории, культуре русского народа, помогает сохранить прошлое. Русские народные промыслы — это дорожка от прошлого, через настоящее, в будущее, источник чистый и вечный. Поэтому познание детьми народной культуры, русского народного творчества, народного фольклора, находит отклик в детских сердцах, положительно влияет на эстетическое развитие детей, раскрывает творческие способности каждого ребёнка, формирует общую духовную культуру. И начинать приобщение к ценностям народной культуры необходимо начинать с малых лет. Детские впечатления неизгладимы. Дети очень доверчивы, открыты. К счастью, детство — это время, когда возможно подлинное искреннее погружение в истоки национальной культуры.       И мы –преподаватели, можем и должны этому способствовать.