"Формирование у детей сопричастности и уважения к декоративно-прикладному искусству путем выявления новых подходов развития народных художественных промыслов на занятиях в школе искусств"

          Народные художественные промыслы как вид традиционного искусства в настоящее время испытывают выраженную тенденцию к исчезновению и сокращению. Сегодня, когда многие изделия утратили свою утилитарность, а т радиционные технологии производства устарели, необходим новый подход к возрождению и развитию художественных промыслов. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_bashkova_e.r.docx27.15 КБ

Предварительный просмотр:

МУДО Раменский Центр

 Развития Творчества Детей  и Юношества

ДОКЛАД

«Формирование у детей сопричастности и уважения к декоративно-прикладному искусству

 путем выявления новых подходов развития народных художественных промыслов в работе на занятиях творческого объединения  «Художественная роспись»

                                                                    Подготовил:

        педагог доп.образования

        Башкова Э.Р.

                           

г.Раменское 2017

Народные художественные промыслы как вид традиционного искусства в настоящее время испытывают выраженную тенденцию к исчезновению и сокращению. Сегодня, когда многие изделия утратили свою утилитарность, а традиционные технологии производства  устарели, необходим новый подход к возрождению и развитию художественных промыслов.

Народные художественные промыслы обладают уникальным, постоянно накапливающимся историко-культурным потенциалом и представляют собой один из основных ресурсов России, который сегодня мало востребован. Поэтому считаю очень важным активное включение промыслов в образовательный процесс на всех этапах развития детей.

И.Я.Богуславская определяла народное искусство как «сложную художественную систему, обладающую специфическими законами строения и развития. Традиции в народных промыслах подобны почве, которая в зависимости от людской заботы может дать щедрый урожай или засохнуть. Глубокое понимание и знание традиций местного искусства - не пути или тормоз для художника, а своего рода широкий фарватер, направляющий его поиски к новым творческим достижениям».

Позиция Бакушинского А.В. сводилась к сохранению искусства промыслов именно как большого художественного явления. Он глубоко изучал историю промыслов и, тонко зная их художественные особенности, направлял поиски мастеров.

Развитие системы дополнительного образования, домов ремесел и студий народных художественных промыслов будет способствовать возрождению и сохранению исчезающих видов художественных промыслов, через преемственность технологий, этнохудожественное  воспитание и образование.

Наше объединение «Художественная роспись»  призвано привить любовь детей к художественным традициям декоративно-прикладного искусства, тем самым способствовать сохранению этих традиций. На занятиях обучающиеся овладевают определенными навыками работы и получают возможность приобщиться к культуре, эстетическим ценностям народа - источнику неиссякаемой мудрости. Народное декоративно-прикладное искусство бережно сохраняет и творчески развивает традиции, пришедшие из глубокой древности. Его основу составляет творческий ручной труд мастера. Красивые художественные изделия, выполненные народными мастерами, помогают прививать детям любовь к - родному краю, учат их видеть и понимать природу, уважать труд людей. Произведения народного декоративно - прикладного искусства свидетельствуют о духовном величии, громадных творческих и созидательных возможностях народа.

Народных промыслов на территории России существует достаточно много. Каждый из них своеобразен и сохраняет корни технологического процесса. Овладеть искусством промысла дело сложное, долговременное. Народные расписные промыслы существуют столетиями и сохраняют первоначальные мотивы, колорит и приемы росписи. Все расписные промыслы объединяют общепринятые приемы кистевой росписи, которыми могут овладеть дети младшего школьного возраста. Городецкая роспись является доступным для изучения видом народного декоративно-прикладного искусства. И именно на занятиях по Городецкой росписи можно формировать навыки кистевой росписи, которые являются неотъемлемой частью процесса обучения младших школьников. Формирование таких навыков развивает мелкую моторику рук, что позволяет более успешно усвоить навыки письма и изобразительной деятельности; способствует развитию мышления, а также развитию эстетического вкуса.

В образовательных программах декоративно-прикладному искусству отводится значительная роль и главная задача таких уроков – выполнение традиционных мотивов, но без отработки навыков кистевой росписи, обучающиеся выполняют задания на низком уровне. Главная проблема уроков по декоративно-прикладному искусству – недостаточное количество времени на отработку приемов кистевой росписи. Именно поэтому я предлагаю программу кружка "Городецкие чудо", целью которой является формирование навыков кистевой росписи.

Художественные расписные изделия близки и понятны ребенку, они правдиво и просто передают красоту окружающей жизни. В узорах, выполненных народными умельцами, ребенок с радостью узнает знакомые силуэты ягод, листьев, птиц и зверей. Декоративная трактовка произведений народного искусства, но и освоение приемов работы кистью, широко и разнообразно используемых народными мастерами (плоскостное изображение, локальность цвета, контурность рисунка, ритмичность нанесения пятен и мазков) соответствует возрастным особенностям изобразительной деятельности ребенка.

Видный исследователь детского творчества Н. П. Сакулина убедительно доказывает преимущества развития детского творчества средствами народного искусства: "Знакомство детей с народными орнаментами, формирование у них некоторых приемов народной росписи вызвали бурное развитие декоративного творчества детей. Относительно простая изобразительная основа орнамента — многократно повторяющиеся растительные мотивы — позволяет детям сосредоточить внимание на построении пространственно-цветовой композиции рисунка".

На занятиях я стараюсь активно привлекать произведения народного искусства, изучать приемы кистевой росписи, развивать восприятие детей. На занятиях с младшими школьниками принимаются во внимание сенсорный и эстетический опыт, приобретенный ребенком в детском саду. Учитель должен уметь сочетать развитие мышления и речи с эстетическим познанием и художественным развитием.

Дополнительное образование детей – это поисковое образование, апробирующее иные, нетрадиционные пути развития графических навыков у детей младшего школьного возраста.

  Основной целью считаю формирование знаний, умений, а главное навыков Городецкой росписи и закрепление их в процессе практических занятий; формирование художественного вкуса, общей эстетической культуры. Городецкая живопись развивает в детях смелую, свободную манеру работы, раскрывает красоту и обаяние, учит видеть мир разнообразным и объединяет прошлое и настоящее. Дети любуются звонкими сочетаниями красок, забавными сюжетами сцен из жизни провинциального города. Изящные кони, сказочные птицы вызывают у них восхищение, будят воображение, учат видеть необычное в окружающем мире, дорожить традициями своей семьи, школы, своего народа.

Также считаю, что возрождение, сохранение и развитие народных промыслов и ремесел должно идти в ногу с современными технологиями. Поэтому считаю важным использование на своих занятиях информационно-коммуникационных технологий:

1. Создание сайта учителя как вида электронно-образовательных ресурсов, целью которого является создание Интернет ресурса, содержащего интерактивный материал для формирования образовательного пространства взаимодействия учителя с обучающимися и их родителями. Личный сайт повышает мотивацию учащихся, стимулирует их увлеченность предметом, способствует повышению эффективности образовательного процесса. Работа с такого рода материалом направлена на подготовку учащихся к жизни (развитие компетентностей) в информационном обществе, включая формирование таких характеристик, как:

   Способность учиться;

  Коммуникабельность, умение работать в коллективе (технология общения);

  Способность осуществлять выбор и нести за него ответственность;

  Способность самостоятельно мыслить и действовать;

 Способность решать нетрадиционные задачи, используя приобретенные предметные, интеллектуальные и общеучебные умения и навыки.

2. Проведение урока Web-квест,  целью которого является расширить интерес  и  углубить знания учащихся о народной  культуре на примере изучения городецкой росписи. В связи с поставленной целью задачи выглядят следующим образом:

Обучающие:

  • научить основам художественной грамотности;
  • привить стойкий интерес к художественной деятельности;
  • научить основам цветовидения;
  • закрепить практические навыки росписи по дереву;
  • научить творчески использовать полученные умения и практические навыки;
  • научить планировать свою работу, сотрудничать друг с другом;
  • научить работать с избыточной информацией, вычленять необходимое;
  • научить аргументировать ответы.

Воспитательно-развивающие:

  • развивать художественный вкус, фантазию, пространственное воображение;
  • приобщение к народным традициям;
  • воспитывать внимание, аккуратность, трудолюбие, доброжелательное отношение друг к другу, сотворчество;
  • соединение обучения с воспитательным процессом;
  • воспитывать стремление к разумной организации своего свободного времени.

3. Создание кроссвордов, тестов, которые помогают в учебном процессе контролировать знания обучающихся. Все тестируемые ставятся в одинаковые условия – одинаковые вопросы, определенный промежуток времени. Субъективизм преподавателя в этом случае исключается.

На данном этапе развития человечества утрачивается значение художественных  ремесел и дети должны узнать о таком известном промысле как Городец, о мастерах, которые возрождали промысел и давали толчок для его дальнейшего развития.

Список используемой литературы:

1. Бакушинский А.В. Художественное творчество и воспитание.

2. Богуславская И. Я.  Проблемы традиций в искусстве современных народных художественных промыслов.

3. Журкина А.Я. Эстетическое образование: дидактическое обеспечение деятельности педагога дополнительного образования (методические рекомендации). М., 2004.

4.  Круглова О. Русская народная резьба и роспись по дереву. – М, Изобразительное искусство, 1974.

5. Соколова М.С.  Художественная роспись по дереву. Технология народных художественных промыслов. М.: Владос 2005

6. Супрун Л.Я. Городецкая роспись. М.: Культура и искусство, 2006.

7.  Федотов Г.Я. Большая энциклопедия ремёсел. М.: Эксмо, 2009.аврина Т.А. Городецкая роспись. – Л., 1970