Программа МДК "Технология ткацкого производства"

Программа по специальности "Ткач"

Скачать:


Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ Г.МОСКВЫ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ № 16

ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

Технология ткацкого производства

2015


Примерная программа профессионального модуля профессиональной подготовки лиц с выраженными психофизическими нарушениями, в том числе с умеренной умственной отсталостью и со сложной структурой дефекта разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальностям начального профессионального образования (далее – НПО).

Разработчики:

Бритикова Т.Ю., преподаватель Педагогического колледжа № 16

Калугина Ю.Н., к.п.н., преподаватель Педагогического колледжа № 16

Кошечкина О.В., преподаватель Педагогического колледжа № 16

Столярова Н.Г., преподаватель Педагогического колледжа № 16


СОДЕРЖАНИЕ

1. ПАСПОРТ ПРИМЕРНОЙ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

4

2. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

8

3. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

11

4 УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

18

5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ (ВИДА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ) 

18


1. ПАСПОРТ ПРИМЕРНОЙ ПРОГРАММЫ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

Методическое обеспечение образовательного процесса

1.1. Область применения программы

Примерная программа профессионального модуля профессиональной подготовки лиц с выраженными психофизическими нарушениями, в том числе с умеренной умственной отсталостью и со сложной структурой дефекта (далее примерная программа) – составлена на основе  ФГОС по специальности НПО по профессии для профессиональной подготовки специалистов в части освоения основного вида профессиональной деятельности (ВПД): технология ткачества, и соответствующих профессиональных компетенций (ПК).

Примерная программа профессионального модуля профессиональной подготовки лиц с выраженными психофизическими нарушениями, в том числе с умеренной умственной отсталостью и со сложной структурой дефекта рассчитана на выпускников специальных (коррекционных) школ VIII вида.

Примерная программа профессионального модуля может быть использована в основной профессиональной образовательной программе по профессии 19143 (согласно ОК 016-94) «Ткач»; подготовке и переподготовке кадров; в дополнительном образовании.

1.2. Цели и задачи модуля – требования к результатам освоения модуля

Целью профессиональной подготовки молодых людей с выраженными психофизическими нарушениями, в том числе с умеренной умственной отсталостью и со сложной структурой дефекта по профессии 19143 «Ткач» (ручное ткачество) является овладение общими и профессиональными компетенциями в соответствии с требованиями 2-го разряда.

Для осуществления данной цели решаются следующие задачи:

- воспитание интереса к будущей профессиональной деятельности, определение назначения профессии ткача, ее роли в современном обществе;

- изучение правил охраны труда и техники безопасности в мастерской;

- ознакомление с устройством, назначением, принципом работы, правилами обслуживания и ремонта оборудования для ручного ткачества;

- приобретение теоретических знаний о технологии выработки тканого полотна с одноцветным перебором, а также технике изготовления простых узоров на ручных ткацких станках;

- изучение технологических требований к качеству пряжи, тканого полотна и отделочных материалов для изделий ручного ткачества;

- определение факторов, воздействующих на ход технологического процесса и качества выпускаемого ассортимента изделий ручного ткачества;

- развитие эстетических представлений, расширение кругозора для понимания особенностей традиционного народного и современного декоративно-прикладного искусства.

С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями обучающийся в ходе освоения профессионального модуля должен:

иметь практический опыт: 

  • выполнения правил безопасности труда;
  • подготовки и наладки оборудования для ручного ткачества;
  • ухода за оборудованием и рабочим местом;
  • определения техники изготовления и выявления пороков тканого полотна и способы его устранения или предупреждения;
  • выработки тканого полотна с одноцветным перебором на ручных ткацких станках;
  • исправления дефектов в изделии, очистки изделий от концов нитей;
  • снятия наработанных изделий;

уметь: 

  • выполнять правила безопасности труда;
  • подбирать материалы ткачества в зависимости от ассортимента изделий;
  • осуществлять подготовку и наладку оборудования для ручного ткачества;
  • определять технику изготовления и выявлять пороки тканого полотна и способы его устранения или предупреждения.
  • распознавать волокна, нити, ткани и нетканые материалы по внешнему виду, составу, строению и свойствами и цвету;

знать (иметь представление): 

  • о правилах техники безопасности, санитарии и гигиены на производстве текстильных материалов;
  • о технологических процессах прядения, ткачества, отделки тканей и других текстильных материалов;
  • о факторах, воздействующих в процессе производства на качество выпускаемого ассортимента продукции;
  • о технологических требованиях к качеству пряжи ткани и других материалов, их физико-механические параметры;
  • об устройстве и взаимодействии отдельных частей и механизмов ручных ткацких станков;
  • о технологических процессах выработки изделий ручного ткачества в зависимости от техники выполнения;
  • о назначении и видах пряжи;
  • о способах заправки станков;
  • об особенностях художественного оформления, орнаментации и цветового решения изделий ручного ткачества.

1.3. Рекомендуемое количество часов на освоение программы профессионального модуля

Максимальная учебная нагрузка обучающегося 130 часов, включая:

  • обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося –  130

1.4. Особенности организации  обучения по  программе профессионального модуля

В курсе обучения «Технология ткацкого производства» учащиеся приобретают  теоретические знания о технологии ткацкого производства и практические умения.  Учитывая психофизические особенности учащихся с  выраженными психофизическими нарушениями, в том числе с умеренной умственной отсталостью и со сложной структурой дефекта курс «Технология ткацкого производства» не содержит лекционных занятий. Основной формой обучения является учебно-практическая деятельность учащихся. Каждая тема включает в себя основные теоретические сведения и разнообразные практические задания (по видам деятельности, уровню сложности и т.п.). При этом предполагается, что изучение материала МДК, связанного с практическими работами, должно предваряться необходимым минимумом теоретических сведений.

Примерная программа конкретизирует содержание тем МДК, дает примерное распределение учебных часов по темам курса и рекомендованную последовательность изучения тем с учетом логики учебного процесса и психофизических особенностей учащихся. В процессе обучения преподаватель может вносить коррективы в содержание теоретического материала с учетом особенностей его восприятия учащимися и в зависимости от успешности освоения ими предыдущих тем. При необходимости возможно  увеличение (в пределах 20%)  количества часов, отведенных на изучение основных тем, не усвоенных учащимися в достаточной мере, и необходимых для отработки практических навыков в процессе производственной практики за счет сокращения и/или обобщения вопросов, связанных с изучением художественного оформления изделий ручного ткачества, знакомством  с оборудованием, техниками и технологиями которые учащиеся не будут непосредственно осваивать на практике.

Учебно-познавательная деятельность учащихся  строится на применении разнообразных образовательных технологий,  методов и приемов обучения.  

Преподаватель должен учитывать психофизические особенности молодых людей с выраженными психофизическими нарушениями, в том числе с умеренной умственной отсталостью и со сложной структурой дефекта, поэтому реализация профессионального модуля должна опираться на большое количество наглядного материала: реальные объекты, плакаты с изображением станков, механизмов, приспособлений, технические и технологические схемы, кинофильмы и слайды, образцы волокон, нитей, пряжи, тканей и нетканых материалов. Для большей наглядности можно провести экскурсию на ткацкую фабрику или в мастерские.

Одним из важнейших  методов  работы с молодежью с выраженными психофизическими нарушениями, в том числе с умеренной умственной отсталостью и со сложной структурой дефекта является выполнение практических упражнений  при совместной деятельности преподавателя и учащегося или по показу образца действия. По мере овладения практическими навыками преподаватель должен сокращать оказываемую помощь (переходить от показа к подсказке способа действия) и усложнять выполняемые упражнения.

Словесные методы, используемые в профессиональной подготовке лиц с выраженными психофизическими нарушениями, в том числе с умеренной умственной отсталостью и со сложной структурой дефекта должны играть вспомогательную роль, и использоваться только в сочетании с наглядными и практическими методами.

Успех профессиональной подготовки определяется не передачей определенной суммы знаний, а такому выстраиванию траектории обучения, которая позволит использовать максимально потенциальные возможности самореализации и задействует компенсаторные процессы каждого учащегося.


2. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

Результатом освоения программы профессионального модуля является овладение обучающимися видом профессиональной деятельности: технология ткачества в том числе профессиональными (ПК) и общими (ОК) компетенциями:

Код

Наименование результата обучения

Профессиональные    компетенции

Обслуживание  и  обеспечение  работы ткацкого оборудования

ПК 1.1.

Выполнять основные рабочие приемы и выбирать рациональные методы обслуживания ткацкого оборудования.

ПК 1.2.

Осуществлять уход за оборудованием и рабочим местом.

ПК 1.3.

Выявлять и предупреждать причины возникновения пороков тканого полотна и ликвидировать их.

ПК 1.4.

Выявлять и устранять мелкие неполадки технологической оснастки ткацкого оборудования.

Ведение технологического процесса ткачества

ПК 2.1.

Обеспечивать процесс образования тканого полотна на ручном ткацком станке.

Контроль качества сырья, тканого полотна

ПК 3.1.

Контролировать качество выпускаемой продукции.

Общие компетенции

ОК 1.

Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней интерес.

ОК 2.

Планировать и организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем и с его помощью.

ОК 3.

Выполнять трудовое действие в привычных условиях деятельности и  при изменении условий (уметь переносить навык)

ОК 4.

Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности под контролем и  с помощью руководителя, нести ответственность за результаты своей работы.

ОК 5.

Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.

Для успешного овладения учащимися  с выраженными  психофизическими нарушениями, в том числе с умеренной умственной отсталостью и со сложной структурой дефекта, общими и профессиональными  компетенциями необходимо обладать определенным уровнем психофизического развития и личными качествами,  которые определяются характеристикой  профессиональной деятельности ткача 2 разряда.  

Для ткача необходим определенный уровень развития:

   -  произвольного внимания, который  позволит  наблюдать  за динамикой изменений технологического процесса,  а так же  высокий уровень сосредоточенности и концентрации внимания, так как при монотонной работе требуется четкое и безошибочное выполнение задания.    

   - наглядно-образного   (предметного) вида  памяти – запоминание составляющих изделия, их свойств, цветового решения, пространственного соотношения частей и т.д.;

  -  координации движений,  мелкой моторики, тактильной  и мышечно-суставной  чувствительность для того, чтобы воспринимать на ощупь качество обрабатываемого материала.

   В целом качества личности, обеспечивающие успех в работе  ткача, следующие: невосприимчивость к помехам, физическая выносливость, устойчивость к монотонным операциям, терпение, усидчивость,  уравновешенность, аккуратность и тщательность.

Допустимые нарушения основных функций организма человека для работы по специальности  «Ткач» 2 разряда:

  1. Нарушения психических функций:
  • восприятия, внимания, памяти, мышления – легкие или умеренные нарушения легкие или умеренные нарушения
  • речи  - нарушения любой сложности
  • эмоций – легкие или умеренные нарушения
  • воли  -  легкие или умеренные нарушения
  1.    Нарушения сенсорных функций:
  • зрения -  легкие или умеренные нарушения
  • слуха  -  легкие или умеренные нарушения
  • обоняния –  легкие или умеренные нарушения
  • осязания  - легкие или умеренные нарушения

  1.    Нарушения статико-динамических функций:
  • незначительные нарушения функций верхних конечностей,
  • незначительные или выраженные нарушения нижних конечностей

   Исходя из своих  индивидуальных психофизических возможностей учащиеся  с психофизическими нарушениями, в том числе с умеренной умственной отсталостью могут овладеть общими и профессиональными компетенциями на разных уровнях:

1 уровень

Имеет фрагментарные /общие представления о технологических процессах ткачества, выполняет операции подготовки оборудования и подбора необходимых материалов при постоянном сопровождении.

2 уровень

Владеет знаниями  о технологических процессах ткачества, умеет применять их в практической деятельности,  может самостоятельно выполнять простые операции по подготовке оборудования и необходимых материалов, может использовать технологическую карту при помощи руководителя.

3 уровень

Владеет знаниями  о технологических процессах ткачества, умеет применять их в практической деятельности,  самостоятельно выполняет  операции по подготовке оборудования и необходимых материалов, используя технологическую карту под контролем руководителя.  Имеет возможность использования творческого поиска в самостоятельной практической деятельности.


3. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

3.1. Тематический план профессионального модуля

Наименование разделов профессионального модуля (ПМ), междисциплинарных курсов (МДК) и тем

Содержание учебного материала, примерные  практические задания, самостоятельная работа обучающихся

Объем часов

ПМ.01 Технология ткацкого производства

Раздел 1.

МДК.01.01 Технология ткацкого  производства

Тема 1.1.1

Введение в предмет

Содержание

3

Значение профессии ткача. Работа по профессии «Ткач ручного ткачества» на предприятиях, в специализированных мастерских и в процессе индивидуальной трудовой деятельности.  Разнообразие ассортимента ткацкой продукции.

Примерные практические задания

Составление рассказа о профессии ткача.  Формулировка (с помощью преподавателя) понятия профессионального мастерства и характеристики качества работы ткача.

Организация экскурсий в ткацкие мастерские, музеи и выставки, представляющие произведения ткацкого искусства.

Тема 1.1.2

Гигиена труда ткача. Охрана труда и техника безопасности на ткацком производстве и в мастерской

Содержание

3

Гигиена труда. Производственная санитария и профилактика травматизма. Причины травматизма и профзаболеваний. Охрана труда, электробезопасность и пожарная безопасность на предприятии и в мастерской.

Примерные практические задания

Перечисление и/или запись, зарисовка, подбор напечатанных на карточках основных положений   производственной санитарии, причин травматизма и профзаболеваний, охраны труда, электробезопасности и пожарной безопасности на предприятии и в мастерской.

   Тема 1.1.3  

Материалы и оборудование для ручного ткачества

Содержание

6

Виды ткацких станков для ручного ткачества: вертикальный ковровый или гобеленовый станок, горизонтальный напольный полумеханический станок, рама для ткачества (настольный станок с бердом). Их внешний вид, устройство и назначение.

Дополнительные инструменты ткачества: ковровая колотушка, челноки, ткацкие ножницы, гобеленовые иглы, нож-крючок и гребни.

Материалы для ткачества: нити и волокна для основы и утка, их классификация по составу, техническим характеристикам, внешнему виду, художественным особенностям.

Хранение материалов в мастерской.

Организация рабочего места.

Примерные практические задания

Определение и называние видов ткацких станков, описание (с помощью преподавателя) устройства ткацкого станка и его назначения.

Перечисление и/или запись, зарисовка дополнительных инструментов ткачества, соотнесение напечатанных на карточках названий и  инструментов ткачества.

Соотнесение образца пряжи с названием, напечатанным на карточках. Определение визуально и на ощупь и описание пряжи по составу, качеству, фактуре и толщине нити.

Перечисление и/или запись, зарисовка, подбор напечатанных на карточках правил хранения материалов в мастерской.

Называние правил организации рабочего места. Самостоятельная подготовка рабочего места. Исправление ошибок в организации рабочего места (предложенной преподавателем).

Тема  1.1.4.

Подготовка к работе и обслуживание оборудования для ручного ткачества

Содержание

8

Устройство ткацкой рамы с бердом, название и назначение ее частей. Последовательность подготовки рамы к работе. Устройство ткацких рам с ремизками, их разновидности. Различные способы подготовки их к работе.

Примерные практические задания

Определение и название основных частей ткацких рам и  перечисление и/или запись, зарисовка, подбор и раскладывание в правильном порядке напечатанных на карточках  последовательности их подготовки к работе. Исправление ошибок в последовательности подготовки к работе ткацкой рамы предложенной преподавателем (на карточках)

Тема  1.1.5.

Тканое полотно и виды его переплетений

Содержание

8

Понятие о строении тканого полотна. Переплетение нитей основы с нитями утка в различных ткацких переплетениях. Виды переплетений в гладком ткачестве: полотняное, саржевое, атласное, рогожка, сумаховое и т.д. Виды переплетений в ворсовом ткачестве: петельное (махровое), ворсовое, перевивочное или ажурное. Крупноузорчатые переплетения.

Примерные практические задания

Упражнение в переплетении нитей тканого полотна на полосках бумаги, анализ образцов тканого полотна и распределение их по видам переплетений (на карточках), анализ образцов и называние видов переплетений.

Тема  1.1.6.

Гладкое прямое ткачество

Содержание

18

Технология изготовления тканого полотна с одноцветным перебором

Последовательность выполнения технических операций по изготовлению тканого полотна с одноцветным перебором. Назначение и техника выполнения разравнительной плетенки. Навивание утка на челнок, закрепление конца уточной нити. Прокидка уточных рядов путем поднятия четных или нечетных нитей основы с помощью берда, ремизок или разделительной палки. Правила прокладки и прибивки уточной нити. Завершение работы, снятие изделий со станка, закрепление нитей основы.

Примерные практические задания

Перечисление и/или запись, зарисовка, подбор напечатанной на карточках последовательности  технических операций по изготовлению тканого полотна с одноцветным перебором.

Пороки тканого полотна с одноцветным перебором

Пороки тканого полотна, возникающие в процессе ткачества, их виды, характеристика и способы устранения: стягивание краев, пропуск основы, узлы и петли на полотне, петли и узлы по краям, видны нити основы, слабое рыхлое полотно и т.д.

Примерные практические задания

Перечисление и/или запись, зарисовка, определение на образцах пороков тканого полотна и объяснение способа их устранения.

Техника изготовления простых узоров в гладком ткачестве

Техника тканья узоров на берде (бердечке). Последовательность выполнения узора «столбики» с помощью двух челноков на ткацкой раме. Правила чередования челноков и переплетения цветных нитей для образования правильной кромки. Выполнение узоров «змейки», «узелки» с помощью фактурно-скрученной нити. Использование технического рисунка на канве для ткачестве простых узоров. Виды несложных геометрических орнаментов в народном ткачестве.

Примерные практические задания

Перечисление и/или запись, зарисовка, подбор напечатанных на карточках основных правил техники ткачества простых узоров на станке и на берде (бердечке). Анализ и описание работы с использованием технического рисунка на канве. Самостоятельное создание технического рисунка.

Тема  1.1.7.

Отличительные особенности гобелена и технологии его выполнения на ручных ткацких станках

Содержание

6

Гобелен как художественное произведение ручного ткачества, его отличительные особенности. Техника создания классических шпалер на станках «готлис» и «басслис». Устройство современного гобеленового станка. Технология ткачества мини-гобелена на настольных ремизных рамах. Техники и приемы ткачества, применяемые в мини-гобеленах. Отделка и оформление гобеленов.

Примерные практические задания

Описание отличительных особенностей гобелена, устройства современного гобеленового станка. Анализ репродукций фотографий гобеленов и определение по внешнему виду их отношения к классическим или современным произведениям. Перечисление и/или запись, зарисовка, подбор напечатанной на карточках последовательности технических операций по изготовлению мини-гобелена на настольных ремизных рамах.  Перечисление и/или запись, зарисовка способов отделки гобелена

Тема  1.1.8.

Изготовление шаблонов и их применение в ткачестве гобелена

Содержание

6

Использование картона в ткачестве шпалер на станках «готлис» и «басслис». Особенности выполнения эскиза гобелена на шаблоне. Стилизация изображения и цвета для художественного ткачества. Правила обозначения цветов и их переходов на шаблоны. Трудности при ткачестве по многоцветному эскизу и возможности их преодоления.

Примерные практические задания

Раскраска шаблона для гобелена не более, чем в 6 цветов. Подбор пряжи в соответствии с шаблоном. Определение  по шаблону количества утков в ряду.

Тема  1.1.9.

Пороки в ткачестве гобелена и их устранение

Содержание

6

Пороки, возникающие в процессе ткачества гобелена, их виды, характеристика и способы устранения: стягивание краев, неровные волнообразные уточные ряды, пропуск основы, дыры на границах цветных утков, деформация смещения рисунка относительно шаблона, узлы и петли на полотне и по краям, видна основа.

Примерные практические задания

Нахождение пороков в мини-гобеленах – работах учащихся, определение причин происхождения и путей преодоления.

Тема  1.1.10.

Технология изготовления элементарной отделки гобелена из пряжи

Содержание

6

Назначение и виды  отделки гобелена из пряжи. Техника изготовления помпонов, кистей, бахромы.

Примерные практические задания

Перечисление и/или запись, зарисовка, подбор образцов и  напечатанных на карточках названий  видов отделки гобелена.  Описание порядка изготовления каждого вида отделки.

Тема  1.1.11

Заправка и натяжение основы на ручных ткацких станках

Содержание

6

Способы навивания основы на ткацкие рамы, последовательность выполнения требования к качеству. Способы привязывания и присучивания основы в случае обрыва.

Примерные практические задания

Определение по полученным образцам плотность основы, качества нитей, которые для нее использовались, определение ошибок в навивании основы на ткацкие рамы.

Тема  1.1.12.

Процесс зевообразования в гладком ручном ткачестве

Содержание

8

Способы зевообразования в ручном гладком ткачестве: с помощью ремиз, проборных планок, разделительных реек, берда. Заправка ручных станков с учетом механизма зевообразования. Виды и устройства ремизок, берда. Применение проборных планок при ткачестве рисунка.

Примерные практические задания

Определение по количеству нитей основы количество ремизок, группировка  их в пучки. Описание видов и устройства ремизок, берда. Постановка  проборной планки в зависимости от чередования цветов на техническом рисунке орнамента.

Тема  1.1.13.

Устройство и обслуживание вертикального ручного ткацкого станка

Содержание

6

Общее устройство вертикального ручного ткацкого станка для ковров и гобеленов, его оптимальные размеры, составные части и детали, особенности конструкции. Рекомендации по установке и подготовке к работе и обслуживанию вертикального ручного ткацкого станка. Правила безопасности труда при работе на нем.

Примерные практические задания

Повторение особенностей общего устройства вертикального ручного ткацкого станка и подготовки его к работе.  Формулировка (с помощью преподавателя) правил безопасности труда на вертикальном ручном ткацком станке.

Тема  1.1.14.

Изготовление и применение технического рисунка в гладком ковроткачестве

Содержание

8

Орнаментация и цветовая гамма в гладком ручном ткачестве. Геометрические орнаменты в гладком ручном ткачестве. Методы расчета и построения технического рисунка (шаблона) по канве. Использование шаблонов и образцов в ручном ткачестве.

Примерные практические задания

Определение по техническому рисунку высоту ряда, сколько цветных утков в указанном ряду. Копирование орнамента на канву (миллиметровую или клетчатую бумагу), раскраска технического рисунка орнамента.

Тема  1.1.15.

Расчет плотности тканого полотна в гладком ручном ткачестве

Содержание

6

Определение плотности как характеристики качества тканого полотна, ее зависимость от толщины и качества пряжи, от силы прибоя уточных нитей. Определение плотности уточных рядов на 1 см, 1 дм.

Примерные практические задания

Измерение плотности тканого полотна на образцах и определение правильных размеров клеток канвы для технического рисунка.

Тема  1.1.16.

Использование технологической карты при выполнении изделия

Содержание

6

Назначение технологических карт и правила их использования в процессе выполнения конкретного изделия в технике ручного художественного ткачества.

Примерные практические задания

Составление рассказа по  готовой технологической карте, как нужно выполнить представленное в ней изделие, указав в правильной последовательности все необходимые действия и технические операции

Тема  1.1.17.

Организация выполнения декоративных работ по ручному художественному ткачеству

Содержание

8

Основные этапы выполнения работ по ручному художественному ткачеству: выбор изделия, выбор готового образца или выполнения эскиза шаблона для него, подготовка материалов и оборудования (подбор пряжи в соответствии с эскизом по цвету, качеству, составу и фактуре нити, выбор основы, фурнитуры и отделки, заправка рамы, станка…, подготовка челноков, ножниц, игл…), ткачество изделия в соответствии с образцом или шаблоном, завершение ткачества, сборка и отделка изделия.

Примерные практические задания

Перечисление и/или запись, зарисовка, подбор напечатанных на карточках этапов выполнения работ по ручному художественному ткачеству.

Тема  1.1.18.

Ассортимент штучных художественно-декоративных изделий в современном ручном ткачестве

Содержание

6

Разнообразие применения изделий, выполненных в технике ручного ткачества в быту, художественном оформлении интерьера, дизайне одежды. Ассортиментный ряд штучных художественных изделий, выполненных на настольном ручном ткацком станке, ремизной раме и на берде: пояса, сумки, кошельки, очечники, браслеты-фенечки, ожерелья, чехлы на мобильный телефон, коврики, салфетки, чехлы на стулья, наволочки, абажуры, игрушки-сувениры, мини-гобелены. Разнообразие стилей (народный, авангардный, историко-художественный, примитивный, брутальный…) в изделиях современного художественного ткачества. Проявление их специфики во внешнем виде изделия, его отделке. Смешение стилей, технологий, материалов и фактур в современных ткацких изделиях.

Примерные практические задания

Определение по изделиям, выполненным в технике ручного ткачества, их назначение, стиль, материалы и техники ткачества, применяемые в процессе их изготовления

Тема  1.1.19.

Современные техники и технологии ткачества и перспективы их развития

Содержание

6

Усовершенствование материалов и оборудования для ручного ткачества: появление новых видов химических и синтетических волокон и выработка основы и пряжи более разнообразных по фактуре, цвету, техническим характеристикам. Разработка приспособлений для ткачества, полотен и изделий, разных по форме, фактуре и назначению. Появление новых приемов оформления и отделки изделий Современные изделия машинного крупноузорчатого ткачества: ковры, гобелены, их отличия от изделий ручной работы.

Примерные практические задания

Сравнение современных изделий ручного и машинного ткачества  (желательно использовать образцы, похожие по фактуре). Определение назначения современных приспособлений для ткачества и отделки изделий.


4. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

4.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы модуля предполагает наличие учебных кабинетов общей технологии ткачества; мастерская ткачества

указывается наименование                                                

        Оборудование учебного кабинета и рабочих мест кабинета: оборудование учебного класса, комплекты методических пособий и материалов, мини библиотечный фонд.

Технические средства обучения: видео материалы, видео или DVD проигрыватель, компьютер с проектором, экран или  интерактивная доска.

        Оборудование и технологическое оснащение рабочих мест на практических занятиях:

4.2. Общие требования к организации образовательного процесса

        Занятия проводятся в учебных аудиториях и библиотеке, оснащенных необходимым комплектом методических и учебных материалов, ТСО и ИКТ. Осуществляется тесная связь с производственным обучением, выполнением самостоятельной работы.

4.3. Кадровое обеспечение образовательного процесса

Реализация  профессиональной образовательной программы по  профессии Ткач обеспечивается  педагогическими кадрами,  имеющими среднее профессиональное или высшее  профессиональное  образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины (модуля).

  1. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ (ВИДА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ)

Результаты

(освоенные профессиональные компетенции)

Основные показатели оценки результата

ПК 1.1. Выполнять основные рабочие приемы и выбирать рациональные методы обслуживания ткацкого оборудования

1 уровень

Имеет фрагментарные /общие представления о технологических процессах ткачества, выполняет операции подготовки оборудования и подбора необходимых материалов при постоянном сопровождении.

2 уровень

Владеет знаниями  о технологических процессах ткачества, умеет применять их в практической деятельности,  может самостоятельно выполнять простые операции по подготовке оборудования и необходимых материалов, может использовать технологическую карту при помощи руководителя.

3 уровень

Владеет знаниями  о технологических процессах ткачества, умеет применять их в практической деятельности,  самостоятельно выполняет  операции по подготовке оборудования и необходимых материалов, используя технологическую карту под контролем руководителя.  Имеет возможность использования творческого поиска в самостоятельной практической деятельности.

ПК 1.2. Осуществлять уход за оборудованием и рабочим местом

ПК 1.3. Выявлять и предупреждать причины возникновения пороков тканого полотна и ликвидировать их

ПК 1.4 Выявлять и устранять мелкие неполадки технологической оснастки ткацкого оборудования

ПК 2.1. Обеспечивать процесс образования тканого полотна на ручном ткацком станке

ПК 3.1. Контролировать качество выпускаемой продукции.

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения должны позволять проверять у обучающихся не только сформированность профессиональных компетенций, но и развитие общих компетенций и обеспечивающих их умений.

Результаты

(освоенные общие компетенции)

Основные показатели оценки результата

ОК 1.  Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней интерес.

1 уровень

Имеет фрагментарные /общие представления о профессии, технологических процессах ткачества. Выполняет  операции по  подготовке оборудования и подбора необходимых материалов, организации  собственной  деятельности, осуществления анализа, контроля и оценивания своей деятельности, взаимодействия в коллективе  только при  руководстве и  постоянном  сопровождении руководителя.

2 уровень

Имеет знания о профессии ткача,  технологических процессах ткачества, умеет применять их в практической деятельности. Может организовывать собственную деятельность, самостоятельно выполнять простые операции по подготовке оборудования и необходимых материалов, используя технологическую карту; осуществлять анализ, контроль, коррекцию собственной деятельности,    и  взаимодействовать  в коллективе при  помощи руководителя.

3 уровень

Владеет знаниями  о профессии,  технологических процессах ткачества, умеет применять их в практической деятельности,  самостоятельно выполняет  операции по подготовке оборудования и необходимых материалов, используя технологическую карту. Может организовывать собственную деятельность, осуществлять анализ, контроль, коррекцию собственной деятельности,    и  взаимодействовать  в коллективе под контролем руководителя.   Имеет возможность использования творческого поиска в самостоятельной практической деятельности.

ОК 2. Планировать и организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем и с его помощью.

ОК 3. Выполнять трудовое действие в привычных условиях деятельности и  при изменении условий (уметь переносить навык)

ОК 4.  Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности под контролем и  с помощью руководителя, нести ответственность за результаты своей работы.

ОК 5.  Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.

По окончанию изучения курса: «Технология ткацкого производства» предусматривается экзамен. Учитывая психофизические особенности  учащихся, его лучше проводить в форме тестирования или теоретические вопросы совместить с выполнением практических заданий.