Рабочая программа: "Технология ткацкого производства"

Программа по специальности "Ткач"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Департамент образования г. Москвы

ГОУ СПО Педагогический колледж № 16

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по дисциплине «Технология ткацкого производства»

профессия 19143 Ткач

(начальное профессиональное образование)

Преподаватель: Калугина Юлия Николаевна

Москва, 2013

Пояснительная записка

«Технология ткацкого производства» - это дисциплина, относящаяся к курсу профессиональной подготовки по профессии 19143 «Ткач» (ручное ткачество) для учащихся, выпускников специальных (коррекционных) школ VIII вида, имеющих умеренную степень умственной отсталости. Данный предмет включает в себя лабораторно-практические задания и общие вопросы теории, связанные с выполнением ткацких работ в условиях производства, а также сведения о материалах, оборудовании и технологии, относящихся к конкретной специализации – ручному ткачеству. Содержание курса «Технология ткацкого производства» тесно взаимосвязано с дисциплиной «Производственное обучение» так, чтобы теоретические аспекты, разбираемые в процессе изучения данного предмета подкреплялись соответствующими практическими заданиями по подготовке и наладке оборудования, по выполнению работ в различных техниках ручного ткачества. Таким образом осуществляются межпредметные связи между основными дисциплинами профессиональной подготовки.

В соответствии с Государственным образовательным стандартом начального профессионального образования по профессии 19143 «Ткач» «Технология ткацкого производства» рекомендуется для изучения на 1 и 2 курсах. Это позволит с первых дней обучения начать профессиональную подготовку.

Целью обучения является профессиональная подготовка молодых людей с умеренной степенью умственной отсталости по профессии 19143 «Ткач» (ручное ткачество) в соответствии с требованиями 2-го разряда.

Для осуществления данной цели решаются следующие задачи:

- воспитание интереса к будущей профессиональной деятельности, определение назначения профессии ткача, ее роли в современном обществе;

- изучение правил охраны труда и техники безопасности на ткацком производстве и в мастерской;

- ознакомление с устройством, назначением, принципом работы, правилами обслуживания и ремонта оборудования для ручного ткачества;

- приобретение теоретических знаний о технологии выработки безворсовых, ворсовых, махровым ковров и ковров-сумахов, а также сюжетно-тематических изделий, выполняемых с использованием различных техник ручного ткачества с цветовой гаммой свыше 10 цветов на ручных и полумеханических ткацких станках;

- изучение технологических требований к качеству пряжи, тканого полотна и отделочных материалов для изделий ручного ткачества;

- определение факторов, воздействующих на ход технологического процесса и качества выпускаемого ассортимента изделий ручного ткачества;

- развитие эстетических представлений, расширение кругозора для понимания особенностей традиционного народного и современного декоративно-прикладного искусства.

По завершению обучения выпускник должен знать (иметь представление):

- о правилах безопасности труда;

- о технологических процессах ткачества и отделки тканых изделий;

- об устройстве и взаимодействии отдельных частей и механизмов ручных ткацких станков;

- о технологических процессах выработки изделий ручного ткачества в зависимости от техники выполнения;

- о назначении и видах пряжи;

- о способах заправки станков;

- об особенностях художественного оформления, орнаментации и цветового решения изделий ручного ткачества.

По завершению обучения выпускник должен уметь:

- выполнять правила безопасности труда;

- подбирать материалы ткачества в зависимости от ассортимента изделий;

- осуществлять подготовку и наладку оборудования для ручного ткачества;

- определять технику изготовления и выявлять пороки тканого полотна и способы его устранения или предупреждения.

Преподаватель в процессе обучения имеет право вносить коррективы в содержание теоретического материала с учетом особенностей его восприятия учащимися и в зависимости от успешности освоения ими предыдущих тем. В случае необходимости допускается сокращать или обобщать вопросы, связанные с оборудованием, техниками и технологиями ткачества, которые учащиеся не будут осваивать на практике. Также гибко можно подойти к вопросам изучения особенностей исторического развития и художественного оформления изделий ручного ткачества.

По окончанию изучения курса: «Технология ткацкого производства» предусматривается экзамен. Учитывая контингент учащихся, его лучше проводить в форме тестирования или теоретические вопросы совместить с выполнением практических заданий.

Технология ткацкого производства (ручное ткачество).

Тематический план.

№ п/п

№ тем

Наименование разделов и тем

Кол-во уч. недель

Кол-во часов

I семестр

17

34

1

1

Введение в предмет

1

2

2

2

Гигиена труда ткача. Охрана труда и техника безопасности на ткацком производстве и в мастерской

1

2

3

3

Материалы и оборудование для ручного ткачества

2

4

4

4

Подготовка к работе и обслуживание ткацких станков

3

6

5

5

Тканое полотно и виды его переплетений

2

4

6

Гладкое прямое ткачество

31

62

6

6.1

Технология изготовления тканого полотна с одноцветным перебором

2

4

7

6.2

Пороки тканого полотна с одноцветным перебором

1

2

8

6.3

Техника изготовления простых узоров в гладком ткачестве

2

4

9

6.4

Виды соединений разноцветных нитей в прямом гладком ткачестве

3

6

II семестр

23

46

10

6.5

Развитие технологий узорного ткачества на ручных полумеханических и механических станках

2

4

11

6.6

Технология изготовления орнаментального рисунка в ручном гладком ткачестве

2

4

12

6.7

Пороки тканого полотна с орнаментальным рисунком

2

4

13

6.8

Отличительные особенности гобелена и технологии его выполнения на ручных ткацких станках

3

6

14

6.9

Изготовление шаблонов и их применение в ткачестве гобелена

2

4

15

6.10

Пороки в ткачестве гобелена и их устранение

2

4

16

6.11

Заправка и натяжение основы на ручных ткацких станках

2

4

17

6.12

Процесс зевообразования в гладком ручном ткачестве

2

4

18

6.13

Устройство и обслуживание вертикального ручного ткацкого станка

2

4

19

6.14

Изготовление и применение технического рисунка в гладком ковроткачестве

2

4

20

6.15

Расчет плотности тканого полотна в гладком ручном ткачестве

1

2

21

6.16

Ассортимент изделия в гладком прямом ткачестве

1

2

III семестр

17

34

7

Ковры-сумахи

8

16

22

7.1

Технология выполнения ткачества ковров-сумахов

2

4

23

7.2

Изготовление технического рисунка для ковров-сумахов

2

4

24

7.3

Расчет плотности ковров-сумахов

1

2

25

7.4

Пороки в ткачестве полотна в технике ковров-сумахов

2

4

26

7.5

Ассортимент изделия ручного ткачества в технике ковров-сумахов

1

2

8

Ворсовое ткачество

14

28

27

8.1

Структура и дизайн ворсовых ковров

1

2

28

8.2

Устройство ткацкого станка для ворсовых ковров

1

2

29

8.3

Виды ворсовых узлов и техника их выполнения в коврах ручной работы

2

4

30

8.4

Расчет плотности ворсового ковра

2

4

31

8.5

Изготовление технического рисунка для ворсового ковра

2

4

32

8.6

Пороки в ткачестве ворсового ковра

1

2

IV семестр

8

16

33

8.7

Виды махровых петель. Технология изготовления махрового полотна

2

4

34

8.8

Пороки в ткачестве махрового полотна

1

2

35

8.9

Разновидности ворсовых и махровых ковров ручной работы

2

4

36

9

Организация выполнения декоративных работ по ручному художественному ткачеству

1

2

37

10

Ассортимент штучных художественно-декоративных изделий в современном ручном ткачестве

1

2

38

11

Современные техники и технологии ткачества и перспективы их развития

1

2

Итого:

130

Примерное содержание предмета

I семестр.

  1. Введение в предмет

Значение отрасли для социально-экономического статуса России. Место работы по профессии «Ткач ручного ткачества» на предприятиях, в специализированных мастерских и в процессе индивидуальной трудовой деятельности. Роль профессионального мастерства ткача в обеспечении высокого качества выполняемых работ.

2. Гигиена труда ткача. Охрана труда и техника безопасности на ткацком производстве и в мастерской.

Гигиена труда. Производственная санитария и профилактика травматизма. Причина травматизма и профзаболеваний. Охрана труда, электробезопасность и пожарная безопасность на предприятии и в мастерской.

3. Материалы и оборудования для ручного ткачества.

Виды ткацких станков для ручного ткачества: вертикальный ковровый или гобеленовый станок, горизонтальный напольный полумеханический станок, рама для ткачества (настольный станок с бердом). Их внешний вид, устройство и назначение. Дополнительные инструменты ткачества: ковровая колотушка, челноки, ткацкие ножницы, гобеленовые иглы, нож-крючок и гребни. Материалы для ткачества: нити и волокна для основы и утка, их классификация по составу, техническим характеристикам, внешнему виду, художественным особенностям. Хранение материалов в мастерской. Организация рабочего места.

Задание: упражнения по подбору пряжи по составу, качеству, фактуре и толщине нити.

4. Подготовка к работе и обслуживание ткацких станков

Классификация ткацких станков. Краткая история их развития от ручного ткачества до механического. Устройство ручного горизонтального полумеханического станка. Механизм и детали, связанные с пуском ткацкого станка в работу, осуществляющие движение основы и подачу утка на примере крестьянского стана. Изучение названий и назначение его основных деталей и механизмов таких как: сволок, притужальник, ниченки, ремизки, бердо, набилки, челнок, подножки, поднебник и т.д.

Устройство ткацкой рамы с бердом, название и назначение ее частей. Последовательность подготовки рамы к работе. Устройство ткацких рам с ремизками, их разновидности. Различные способы подготовки их к работе.

Задание: повторение названий основных частей и механизмов ткацкого станка, ткацких рам и последовательности их подготовки к работе.

5. Тканое полотно и виды его переплетений

Понятие о строении тканого полотна. Переплетение нитей основы с нитями утка в различных ткацких переплетениях. Виды переплетений в гладком ткачестве: полотняное, саржевое, атласное, рогожка, сумаховое и т.д. Виды переплетений в ворсовом ткачестве: петельное (махровое), ворсовое, перевивочное или ажурное. Крупноузорчатые переплетения.

Задание: анализ образцов тканого полотна и распределение их по видам переплетений.

6. Гладкое прямое ткачество

6.1. Технология изготовления тканого полотна с одноцветным перебором

Последовательность выполнения технических операций по изготовлению тканого полотна с одноцветным перебором. Назначение и техника выполнения разравнительной плетенки. Навивание утка на челнок, закрепление конца уточной нити. Прокидка уточных рядов путем поднятия четных или нечетных нитей основы с помощью берда, ремизок или разделительной палки. Правила прокладки и прибивки уточной нити. Завершение работы, снятие изделий со станка, закрепление нитей основы.

Задание: повторить последовательность ткачества.

6.2. Пороки тканого полотна с одноцветным перебором

Пороки тканого полотна, возникающие в процессе ткачества, их виды, характеристика и способы устранения: стягивание краев, пропуск основы, узлы и петли на полотне, петли и узлы по краям, видны нити основы, слабое рыхлое полотно и т.д.

Задание: упражнения на определение пороков тканого полотна и объяснение способа их устранения.

6.3. Техника изготовления простых узоров в гладком ткачестве

Техника тканья узоров на берде (бердечке). Последовательность выполнения узора «столбики» с помощью двух челноков на ткацкой раме. Правила чередования челноков и переплетения цветных нитей для образования правильной кромки. Выполнение узоров «змейки», «узелки» с помощью фактурно-скрученной нити. Использование технического рисунка на канве для ткачестве простых узоров. Виды несложных геометрических орнаментов в народном ткачестве.

Задание: повторить основные правила техники ткачества простых узоров на станке и на берде.

6.4. Виды соединений разноцветных нитей в прямом гладком ткачестве

Виды сцеплений уточной нити при узорном ткачестве: «палас» - без сцепления утков, «килим» - сцепление двух цветных утков между собой, «на одну нить основы» - огибание цветных утков одной нитью основы. Технология их выполнения, основные схемы переплетения, характеристика их достоинств и недостатков, применение в ковроткачестве и гобелене.

Задание: провести анализ образцов ткачества и распределить их по видам сцепления уточной нити.

II семестр.

6.5. Развитие технологий узорного ткачества на ручных полумеханических и механических станках

Историческое значение станка с подвязями для развития технологии узорного ткачества, его устройство и принцип работы. Отличительные особенности текстильных изделий, выполненных на станках с подвязями: китайские шелковые узорные ткани, орнаментированные итальянские ткани середины 13 – начала 15 века, французские позументы и английские шали 17 века.

Механические станки для крупноузорчатого ткачества Джозефа Жаккара. Особенности выработки узорных тканей и гобеленов на жаккардовых станках. Отличительные особенности тканей, выполненных на механических ткацких станках.

Задание: повторить общие принципы работы ручных полумеханических и жаккардовых станков для выработки узорных тканей, провести анализ ткани и образцов гладкого ткачества и определить технологию их изготовления: ручное ткачество, ткачество на полумеханических или механических станках.

6.6. Технология изготовления орнаментального рисунка в ручном гладком ткачестве

Примеры орнаментов, характерных для ручного гладкого ткачества у разных народов. Технология гладкого ткачества двух, трех и многоцветных орнаментов с использованием различных видов сцепления уточных нитей. Ткачество по образцу, эскизу, шаблону.

Задание: повторить основные положения технологии изготовления орнаментального рисунка в ручном гладком ткачестве.

6.7. Пороки тканого полотна с орнаментальным рисунком

Пороки тканого полотна, возникающие в процессе ткачества, их виды, характеристика и способы устранения: искажения рисунка в ширину, в высоту, деформация отдельных цветовых элементов, искажения пропорций орнаментальных элементов разного цвета относительно друг друга. Дыры на границах цветных утков.

Задание: упражнения на определение пороков тканого полотна и объяснение способов их устранения.

6.8. Отличительные особенности гобелена и технологии его выполнения на ручных ткацких станках

Гобелен как художественное произведение ручного ткачества, его отличительные особенности. История развития гобелена с раннего средневековья до наших дней. Художественные особенности классических и современных гобеленов. Техника создания классических шпалер на станках «готлис» и «басслис». Устройство современного гобеленового станка. Технология ткачества мини-гобелена на настольных ремизных рамах. Техники и приемы ткачества, применяемые в мини-гобеленах. Отделка и оформление гобеленов.

Задание: анализ репродукций фотографий гобеленов и определение по внешнему виду их отношения к классическим или современным произведениям, упражнения на определение способов отделки гобелена.

6.9. Изготовление шаблонов и их применение в ткачестве гобелена

Использование картона в ткачестве шпалер на станках «готлис» и «басслис». Особенности выполнения эскиза гобелена на шаблоне. Стилизация изображения и цвета для художественного ткачества. Правила обозначения цветов и их переходов на шаблоны. Трудности при ткачестве по многоцветному эскизу и возможности их преодоления.

Задание: раскрасить шаблон для гобелена не более, чем в 6 цветов. Подобрать пряжу в соответствии с шаблоном. Уметь по шаблону определять количество утков в ряду.

6.10. Пороки в ткачестве гобелена и их устранение

Пороки, возникающие в процессе ткачества гобелена, их виды, характеристика и способы устранения: стягивание краев, неровные волнообразные уточные ряды, пропуск основы, дыры на границах цветных утков, деформация смещения рисунка относительно шаблона, узлы и петли на полотне и по краям, видна основа.

Задание: найти пороки в мини-гобеленах – работах учащихся, определить, почему они произошли, и объяснить, как можно их устранить.

6.11. Заправка и натяжение основы на ручных ткацких станках

Способы снования основы на горизонтальных полумеханических станках (на примере крестьянского стана), на ручных вертикальных гобеленовых станках. Создание запаса нити основы с помощью навоя, назначение товарного валика, механизмы отпуска и натяжения основы на ручных и полумеханических станках.

Способы навивания основы на ткацкие рамы, последовательность выполнения требования к качеству. Способы привязывания и присучивания основы в случае обрыва.

Задание: определить по полученным образцам плотность основы, название и качества нитей, которые для нее использовались, определить ошибки в навивании основы на ткацкие рамы.

6.12. Процесс зевообразования в гладком ручном ткачестве

Способы зевообразования в ручном гладком ткачестве: с помощью ремиз, проборных планок, разделительные рейки, берда. Заправка ручных и полумеханических станков с учетом механизма зевообразования. Виды и устройства ремизок, берда. Применение проборных планок при ткачестве рисунка.

Задание: по количеству нитей основы определить, сколько нужно ремизок, а затем сгруппировать их в пучки. Вставить проборную планку в зависимости от чередования цветов на техническом рисунке орнамента.

6.13. Устройство и обслуживание вертикального ручного ткацкого станка

Общее устройство вертикального ручного ткацкого станка для ковров и гобеленов, его оптимальные размеры, составные части и детали, особенности конструкции. Рекомендации по установке и подготовке к работе и обслуживанию вертикального ручного ткацкого станка. Правила безопасности труда при работе на нем.

Задание: повторение особенностей общего устройства вертикального ручного ткацкого станка и подготовки его к работе.

6.14. Изготовление и применение технического рисунка в гладком ковроткачестве

Орнаментация и цветовая гамма ковров в гладком ручном ткачестве на примере ковров-паласов, ковров-килимов. Геометрические и растительные орнаменты в гладком ручном ткачестве. Методы расчета и построения технического рисунка (шаблона) по канве. Использование шаблонов и образцов в узорном ткачестве и гладком ручном ковроткачестве.

Задание: определить по техническому рисунку высоту ряда, сколько цветных утков в указанном ряду.

Скопировать орнамент на канву (миллиметровую или клетчатую бумагу), раскрасить технический рисунок орнамента.

6.15. Расчет плотности тканого полотна в гладком ручном ткачестве

Определение плотности как характеристики качества тканого полотна, ее зависимость от толщины и качества пряжи, от силы прибоя уточных нитей. Определение плотности уточных рядов на 1 см, 1 дм.

Задание: измерить плотность тканого полотна на образцах и определить правильных размер клеток канвы для технического рисунка.

6.16. Ассортимент изделия в гладком прямом ткачестве

Применение изделий ручного гладкого ткачества в современной жизни. Художественные изделия для эстетического оформления интерьера: мини-гобелены, мини-ковры. Предметы одежды и интерьера, имеющие практическое применение: коврики, подстилки, кашпо, абажуры, сумки, чехлы для мелких предметов, косметички, наволочки… Особенности их художественного оформления и декоративной отделки.

Задание: посещение художественного салона, выставки. Подобрать отделочные материалы к недоделанным изделиям ручного ткачества.

III семестр

7. Ковры-сумахи

7.1. Технология выполнения ткачества ковров-сумахов

Особенности техники ткачества «сумах». Ее применение в ковроткачестве народов Северного Кавказа. Основные технические приемы ткачества «сумах»: сумах лицевой, с наклоном вправо, с наклоном влево, с чередованием наклонов (рыбий косяк), «сумах по изнанке» или египетское плетение. Последовательность выполнения технических операций ткачества в технике «сумах» при выполнении тканого полотна на ручном настольном ткацком станке, на раме или вертикальном ковроткацком станке. Основные схемы сумаховых плетений.

Задание: перечертить техники переплетений в технике «сумах», определить по образцам и тканым изделиям, какие технические приемы ткачества сумах были использованы при их изготовлении.

7.2. Изготовление технического рисунка для ковров-сумахов

Особенности орнаментации дагестанских ковров-сумахов: их цветовая гамма, основные композиционные схемы. Основные декоративные мотивы ковров-сумахов, их символика. Методы расчета и построения технического рисунка (шаблона) по канве. Использование шаблонов и образцов при выполнении орнаментального рисунка в технике «сумах».

Задание: определить по техническому рисунку высоту ряда, сколько цветов и утков в указанном ряду. Скопировать орнамента на канву (миллиметровую или клетчатую бумагу), раскрасить технический рисунок орнамента.

7.3. Расчет плотности ковров-сумахов

Зависимость плотности ткачества в технике «сумах» от толщины и качества пряжи, от силы затягивания челночной нити при обвивании ею нитей основы, от плотности прибоя уточной пряжи. Определение плотности уточных рядов на 1 см, 1 дм.

Задание: измерить плотность тканого полотна на образцах и определить правильный размер клеток канвы для технического рисунка.

7.4. Пороки в ткачестве полотна в технике ковров-сумахов

Пороки, возникающие в процессе ткачества в технике «сумах», их виды, характеристика и способы устранения: стягивание краев, неровные уточные ряды, пропуск основы, пропуск арматурной челночной нити, нарушение фактуры полотна, образование петель, дыры на границах цветных утков, деформация и смещение рисунка относительно шаблона, узлы и концы нитей на полотне и по краям, видна основа.

Задание: найти пороки на образцах и изделиях, выполненных в технике «сумах», определить, почему они произошли и объяснить как можно их устранить.

7.5. Ассортимент изделия ручного ткачества в технике ковров-сумахов

Применение и распространение ткачества «сумах» в ручном ковроткачестве. Зависимость художественного оформления ковров-сумахов от их назначения: праздничные, свадебные, молитвенные, погребальные, повседневные.

Художественные изделия в технике «сумах» для эстетического оформления интерьера: коврики, подстилки, чехлы на стулья, наволочки, сумки, мешочки для хранения и т.д. Особенности их художественного оформления и декоративной отделки. Применение технических приемов ткачества «сумах» в современном гобелене, при ткачестве в смешанных техниках. Выразительные возможности техники «сумах».

Задание: определить наличие техники сумахового плетения в гобеленах и художественных ткацких изделиях, имеющих смешанные фактуры. Объяснить их выразительные возможности.

8. Ворсовое ткачество.

8.1. Структура и дизайн ворсовых ковров

Структура восточного ворсового ковра, его главные составные части: основа, уток, узлы, ворс, боковые кромки, завершающие кромки, бахрома и бортики. Их назначение, используемые материалы и технические требования к ним.

Составляющие части дизайна ковров: поле, главный бордюр, малые внутренние и внешние бордюры, медальоны: центральные и угловые, скобы, подвески, борта и бахрома. Примеры художественного оформления ворсовых ковров.

Задание: по образцам ворсового ткачества определить составные части полотна и материалы, которые в них использовались. По изображениям восточных ковров определить составляющие части дизайна ковров.

8.2. Устройство ткацкого станка для ворсовых ковров

Разновидности вертикальных ткацких станков: станок с закрепленными валиками, станок Тербиз, станок с валиками, прикрепленными к вращающему устройству.

Устройство простейшего ручного вертикального станка для ковроткачества: боковые стойки, крепящие балки, верхний ремиз, нижний ремиз. Особенности его заправки и последовательность работы на нем. Инструменты и материалы для ворсового ковроткачества: пряжа, челнок, нож-крючок, колотушка ковровая, ткацкие ножницы.

Специфика подготовки ткацкой рамы для выполнения работ по ворсовому ткачеству.

Задание: определение плотности навивания основы по образцам ковроткачества. Повторить специфику ручного вертикального станка для ковроткачества.

8.3. Виды ворсовых узлов и техника их выполнения в коврах ручной работы

Основные ворсовые узлы в коврах ручной работы: персидский или сенне, турецкий или жордес. Их основные схемы, технические характеристики, технологи их выполнения. Другие разновидности ворсовых узлов: непрерывный, испанские узлы на одну нить, двойной ковровый узел. Их схемы, характеристики и способы применения в ручном ткачестве.

Задание: по предложенным образцам определить, какие виды ворсовых узлов использовались в процессе их ткачества.

8.4. Расчет плотности ворсового ковра

Средняя плотность восточных ворсовых ковров ручной работы на 1 м2. Расчет времени на создание ковра 2х3 м по плотности узлом на м2. Счет количества узлов на линейный см вдоль нитей основы и вдоль утка. Способы подсчета узлов, если нити основы ковра лежат в одной плоскости и если нити основы смещены. Подсчет узлов на 1 м2. Зависимость плотности ворсового ткачества от толщины пряжи и основы и количества нитей основы на 1 см, 1 дм.

Задание: вычислить плотность ворсового ткачества по предложенным образцам.

8.5. Изготовление технического рисунка для ворсового ковра

Особенности орнаментации ворсовых ковров: их цветовая гамма, основные композиционные схемы, декоративные материи и их символика. Методы расчета и построения технического рисунка (шаблона) по канве. Использование шаблона и образцов при выполнении орнаментального рисунка для ворсового ткачества.

Задание: определить по техническому рисунку высоту ряда, сколько узлов и сколько цветов в указанном ряду. Скопировать орнамент на канву (миллиметровую или клетчатую бумагу), раскрасить технический рисунок орнамента.

8.6. Пороки в ткачестве ворсового ковра

Пороки, возникающие в процессе ворсового ткачества, их виды, характеристика и способы устранения: стягивание краев, неровные кромки, слабые и неровные уточные ряды, пропуск основы, слабые узлы, неровный ворс, смещение рисунка относительно шаблона, узлы и концы нити по краям.

Задание: найти пороки на образцах и изделиях, выполненных в технике ворсового ткачества, определить, почему они произошли и объяснить как можно их устранить.

IV семестр

8.7. Виды махровых петель. Технология изготовления махрового полотна

Художественные технологические характеристики махрового полотна. Применение махровых петель в изделиях ручного ткачества и ковроткачества народов Северного Кавказа, центральной России, Скандинавии и современных мастеров художественного ткачества. Основные типы махровых петель: коптские, шведские. Их основные схемы. Последовательность выполнения технических операций ткачества махрового полотна на ручном настольном ткацком станке, на раме или вертикальном ткацком станке.

Задание: перечертить схемы махровых переплетений. Определить по образцам и ткацким изделиям, какие типы махровых петель были использованы для их изготовления.

8.8. Пороки в ткачестве махрового полотна

Пороки, возникающие в процессе ткачества махрового полотна, их виды, характеристика и способы устранения: стягивание краев, неровные кромки, слабые и неровные уточные ряды, пропуск основы, пропуск арматурной челночной нити, нарушение порядка выполнения петель, слабые петли, разная высота петель, слабые узлы, смещение рисунка относительно шаблона, нарушение однородности фактуры махрового полотна, узлы и концы нити по краям.

Задание: найти пороки на образцах и изделиях, выполненных в технике махрового ткачества, определить, почему они произошли и объяснить как можно их устранить.

8.9. Разновидности ворсовых и махровых ковров ручной работы

Ковры в истории и культуре разных народов, их место в жилище человека. Ковер в восточной культуре. Материалы, используемые в производстве ворсовых ковров ручной выделки. Цвета и красители, распространенные в ковроткачестве. Художественные особенности и технические характеристики изделий, изготовленных в наиболее известных регионах ковроткачества: Персии, Анатолии (Турции), Кавказе, Средней Азии (Западном и Восточном Туркестане), Индии, Китае и Тибете. Орнаментальная структура этих ковров, характерная символика и специфика изображений мотивов, цветовая гамма.

Задание: по предложенным изображениям ковров определить, в каком регионе они могли быть изготовлены, учитывая структуру орнамента, характерные мотивы и цветовую гамму.

9. Организация выполнения декоративных работ по ручному художественному ткачеству

Основные этапы выполнения работ по ручному художественному ткачеству: выбор изделия, выбор готового образца или выполнения эскиза шаблона для него, подготовка материалов и оборудования (подбор пряжи в соответствии с эскизом по цвету, качеству, составу и фактуре нити, выбор основы, фурнитуры и отделки, заправка рамы, станка…, подготовка челноков, ножниц, игл…), ткачество изделия в соответствии с образцом или шаблоном, завершение ткачества, сборка и отделка изделия. Назначение технологических карт и правила их использования в процессе выполнения конкретного изделия в технике ручного художественного ткачества.

Задание: используя готовую технологическую карту, рассказать как нужно выполнить представленное в ней изделие, указав в правильной последовательности все необходимые действия и технические операции.

10. Ассортимент штучных художественно-декоративных изделий в современном ручном ткачестве

Разнообразие применения изделий, выполненных в технике ручного ткачества в быту, художественном оформлении интерьера, дизайне одежды. Ассортиментный ряд штучных художественных изделий, выполненных на настольном ручном ткацком станке, ремизной раме и на берде: пояса, сумки, кошельки, очечники, браслеты-фенечки, ожерелья, чехлы на мобильный телефон, коврики, салфетки, чехлы на стулья, наволочки, абажуры, игрушки-сувениры, мини-гобелены. Разнообразие стилей (народный, авангардный, историко-художественный, примитивный, брутальный…) в изделиях современного художественного ткачества. Проявление их специфики во внешнем виде изделия, его отделке. Смешение стилей, технологий, материалов и фактур в современных ткацких изделиях.

Задание: по изделиям, выполненным в технике ручного ткачества, определить их назначение, стиль, материалы и техники ткачества, применяемые в процессе их изготовления.

11. Современные техники и технологии ткачества и перспективы их развития

Усовершенствование материалов и оборудования для ручного ткачества: появление новых видов химических и синтетических волокон и выработка основы и пряжи более разнообразных по фактуре, цвету, техническим характеристикам. Модернизация ручных ткацких станков, разработка приспособлений для ткачества, полотен и изделий, разных по форме, фактуре и назначению. Появление новых приемов оформления и отделки изделий.

Усовершенствование машинного узорного ткачества. Автоматизация ткацкого производства. Современные изделия машинного крупноузорчатого ткачества: ковры, гобелены, их отличия от изделий ручной работы.

Задание: сравнить современные изделия ручного и машинного ткачества, найти их отличия. Желательно использовать образцы, похожие по фактуре. Определить назначение современных приспособлений для ткачества и отделки изделий.

Список литературы

  1. Грановский Т.С. Удивительная специальность – ткачество: пособие для школьников – М.: Легпромбытиздат, 1989. – 78 с.
  2. Дворкина И.А. Гобелен за десять вечеров. – М.: Культура и традиции, 1998. – 184 с.: ил.
  3. Журавлева И.Д. Ткани, обработка, уход, окраска, аппликация, батик. – М.: Издательство ЭКСМО, 2003. – 176 с.: ил.
  4. Зариф М. Ковры: [справочник]/Мехди Зариф; пер. с ит. И. Замойской – М.: АСТ: Астрель, 2006. – 319 с.; ил.
  5. Калугина Ю.Н. Художественная обработка материалов (Текстиль): методические рекомендации для преподавателей и студентов педагогических колледжей и училищ. – М.: Министерство общего и профессионального образования РФ; Научно-методический центр СПО, 1999. – 65 с.
  6. Неелов В.И. Ткачество: от плетельных рам до многозевных машин. – М.: Легпромбытиздат, 1986. – 176 с.
  7. О’Рейли Сюзи. Плетение: уроки детского творчества. – СПб.: Полигон, 1998. – 31 с.
  8. Основы художественного ремесла в 2 ч. – ч. 1 – Вышивка. Кружево. Художественное ткачество. Ручное ковроделие. Художественная роспись ткани. Композиция и колорирование художественных текстильных изделий/под ред. В.А. Барадулина, О.В. Танкус. – М.: Просвещение, 1986. – 254 с.: ил.
  9. Савицкая В.И. Превращение шпалеры. – М.: Галарт, 1995. – 198 с.: ил.
  10. Уталишвили Н.А. Эксклюзивный гобелен: Техника. Приемы. Изделия: Энциклопедия. – М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2009. – 80 с.: ил.
  11. Фрейтаг И.П., Аникина Л.Л. Что умеют мастера. Детям о традиционной культуре Русского Севера. – Выпуск 5. – Ткачество: учебное пособие по трудовому обучению для учащихся начальной школы. – СПб.: Издательство «СМИО Пресс», 2007. – 40 с.: ил.
  12. Художественные промыслы РСФСР: справочник/сост. В.Т. Смолицкий, З.С. Скваронская – М.: Легкая индустрия, 1973. – 303 с.
  13. Восточные ковры – дизайн ковров, структура, инструменты, оборудование, технология изготовления. – Электрон. статья – Режим доступа: http://www.heriz.ru/sostav.html - загл. с экрана.