Рабочая программа: "Технология ткацкого производства"
Программа по специальности "Ткач"
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 142.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Департамент образования г. Москвы
ГОУ СПО Педагогический колледж № 16
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по дисциплине «Технология ткацкого производства»
профессия 19143 Ткач
(начальное профессиональное образование)
Преподаватель: Калугина Юлия Николаевна
Москва, 2013
Пояснительная записка
«Технология ткацкого производства» - это дисциплина, относящаяся к курсу профессиональной подготовки по профессии 19143 «Ткач» (ручное ткачество) для учащихся, выпускников специальных (коррекционных) школ VIII вида, имеющих умеренную степень умственной отсталости. Данный предмет включает в себя лабораторно-практические задания и общие вопросы теории, связанные с выполнением ткацких работ в условиях производства, а также сведения о материалах, оборудовании и технологии, относящихся к конкретной специализации – ручному ткачеству. Содержание курса «Технология ткацкого производства» тесно взаимосвязано с дисциплиной «Производственное обучение» так, чтобы теоретические аспекты, разбираемые в процессе изучения данного предмета подкреплялись соответствующими практическими заданиями по подготовке и наладке оборудования, по выполнению работ в различных техниках ручного ткачества. Таким образом осуществляются межпредметные связи между основными дисциплинами профессиональной подготовки.
В соответствии с Государственным образовательным стандартом начального профессионального образования по профессии 19143 «Ткач» «Технология ткацкого производства» рекомендуется для изучения на 1 и 2 курсах. Это позволит с первых дней обучения начать профессиональную подготовку.
Целью обучения является профессиональная подготовка молодых людей с умеренной степенью умственной отсталости по профессии 19143 «Ткач» (ручное ткачество) в соответствии с требованиями 2-го разряда.
Для осуществления данной цели решаются следующие задачи:
- воспитание интереса к будущей профессиональной деятельности, определение назначения профессии ткача, ее роли в современном обществе;
- изучение правил охраны труда и техники безопасности на ткацком производстве и в мастерской;
- ознакомление с устройством, назначением, принципом работы, правилами обслуживания и ремонта оборудования для ручного ткачества;
- приобретение теоретических знаний о технологии выработки безворсовых, ворсовых, махровым ковров и ковров-сумахов, а также сюжетно-тематических изделий, выполняемых с использованием различных техник ручного ткачества с цветовой гаммой свыше 10 цветов на ручных и полумеханических ткацких станках;
- изучение технологических требований к качеству пряжи, тканого полотна и отделочных материалов для изделий ручного ткачества;
- определение факторов, воздействующих на ход технологического процесса и качества выпускаемого ассортимента изделий ручного ткачества;
- развитие эстетических представлений, расширение кругозора для понимания особенностей традиционного народного и современного декоративно-прикладного искусства.
По завершению обучения выпускник должен знать (иметь представление):
- о правилах безопасности труда;
- о технологических процессах ткачества и отделки тканых изделий;
- об устройстве и взаимодействии отдельных частей и механизмов ручных ткацких станков;
- о технологических процессах выработки изделий ручного ткачества в зависимости от техники выполнения;
- о назначении и видах пряжи;
- о способах заправки станков;
- об особенностях художественного оформления, орнаментации и цветового решения изделий ручного ткачества.
По завершению обучения выпускник должен уметь:
- выполнять правила безопасности труда;
- подбирать материалы ткачества в зависимости от ассортимента изделий;
- осуществлять подготовку и наладку оборудования для ручного ткачества;
- определять технику изготовления и выявлять пороки тканого полотна и способы его устранения или предупреждения.
Преподаватель в процессе обучения имеет право вносить коррективы в содержание теоретического материала с учетом особенностей его восприятия учащимися и в зависимости от успешности освоения ими предыдущих тем. В случае необходимости допускается сокращать или обобщать вопросы, связанные с оборудованием, техниками и технологиями ткачества, которые учащиеся не будут осваивать на практике. Также гибко можно подойти к вопросам изучения особенностей исторического развития и художественного оформления изделий ручного ткачества.
По окончанию изучения курса: «Технология ткацкого производства» предусматривается экзамен. Учитывая контингент учащихся, его лучше проводить в форме тестирования или теоретические вопросы совместить с выполнением практических заданий.
Технология ткацкого производства (ручное ткачество).
Тематический план.
№ п/п | № тем | Наименование разделов и тем | Кол-во уч. недель | Кол-во часов |
I семестр | 17 | 34 | ||
1 | 1 | Введение в предмет | 1 | 2 |
2 | 2 | Гигиена труда ткача. Охрана труда и техника безопасности на ткацком производстве и в мастерской | 1 | 2 |
3 | 3 | Материалы и оборудование для ручного ткачества | 2 | 4 |
4 | 4 | Подготовка к работе и обслуживание ткацких станков | 3 | 6 |
5 | 5 | Тканое полотно и виды его переплетений | 2 | 4 |
6 | Гладкое прямое ткачество | 31 | 62 | |
6 | 6.1 | Технология изготовления тканого полотна с одноцветным перебором | 2 | 4 |
7 | 6.2 | Пороки тканого полотна с одноцветным перебором | 1 | 2 |
8 | 6.3 | Техника изготовления простых узоров в гладком ткачестве | 2 | 4 |
9 | 6.4 | Виды соединений разноцветных нитей в прямом гладком ткачестве | 3 | 6 |
II семестр | 23 | 46 | ||
10 | 6.5 | Развитие технологий узорного ткачества на ручных полумеханических и механических станках | 2 | 4 |
11 | 6.6 | Технология изготовления орнаментального рисунка в ручном гладком ткачестве | 2 | 4 |
12 | 6.7 | Пороки тканого полотна с орнаментальным рисунком | 2 | 4 |
13 | 6.8 | Отличительные особенности гобелена и технологии его выполнения на ручных ткацких станках | 3 | 6 |
14 | 6.9 | Изготовление шаблонов и их применение в ткачестве гобелена | 2 | 4 |
15 | 6.10 | Пороки в ткачестве гобелена и их устранение | 2 | 4 |
16 | 6.11 | Заправка и натяжение основы на ручных ткацких станках | 2 | 4 |
17 | 6.12 | Процесс зевообразования в гладком ручном ткачестве | 2 | 4 |
18 | 6.13 | Устройство и обслуживание вертикального ручного ткацкого станка | 2 | 4 |
19 | 6.14 | Изготовление и применение технического рисунка в гладком ковроткачестве | 2 | 4 |
20 | 6.15 | Расчет плотности тканого полотна в гладком ручном ткачестве | 1 | 2 |
21 | 6.16 | Ассортимент изделия в гладком прямом ткачестве | 1 | 2 |
III семестр | 17 | 34 | ||
7 | Ковры-сумахи | 8 | 16 | |
22 | 7.1 | Технология выполнения ткачества ковров-сумахов | 2 | 4 |
23 | 7.2 | Изготовление технического рисунка для ковров-сумахов | 2 | 4 |
24 | 7.3 | Расчет плотности ковров-сумахов | 1 | 2 |
25 | 7.4 | Пороки в ткачестве полотна в технике ковров-сумахов | 2 | 4 |
26 | 7.5 | Ассортимент изделия ручного ткачества в технике ковров-сумахов | 1 | 2 |
8 | Ворсовое ткачество | 14 | 28 | |
27 | 8.1 | Структура и дизайн ворсовых ковров | 1 | 2 |
28 | 8.2 | Устройство ткацкого станка для ворсовых ковров | 1 | 2 |
29 | 8.3 | Виды ворсовых узлов и техника их выполнения в коврах ручной работы | 2 | 4 |
30 | 8.4 | Расчет плотности ворсового ковра | 2 | 4 |
31 | 8.5 | Изготовление технического рисунка для ворсового ковра | 2 | 4 |
32 | 8.6 | Пороки в ткачестве ворсового ковра | 1 | 2 |
IV семестр | 8 | 16 | ||
33 | 8.7 | Виды махровых петель. Технология изготовления махрового полотна | 2 | 4 |
34 | 8.8 | Пороки в ткачестве махрового полотна | 1 | 2 |
35 | 8.9 | Разновидности ворсовых и махровых ковров ручной работы | 2 | 4 |
36 | 9 | Организация выполнения декоративных работ по ручному художественному ткачеству | 1 | 2 |
37 | 10 | Ассортимент штучных художественно-декоративных изделий в современном ручном ткачестве | 1 | 2 |
38 | 11 | Современные техники и технологии ткачества и перспективы их развития | 1 | 2 |
Итого: | 130 |
Примерное содержание предмета
I семестр.
- Введение в предмет
Значение отрасли для социально-экономического статуса России. Место работы по профессии «Ткач ручного ткачества» на предприятиях, в специализированных мастерских и в процессе индивидуальной трудовой деятельности. Роль профессионального мастерства ткача в обеспечении высокого качества выполняемых работ.
2. Гигиена труда ткача. Охрана труда и техника безопасности на ткацком производстве и в мастерской.
Гигиена труда. Производственная санитария и профилактика травматизма. Причина травматизма и профзаболеваний. Охрана труда, электробезопасность и пожарная безопасность на предприятии и в мастерской.
3. Материалы и оборудования для ручного ткачества.
Виды ткацких станков для ручного ткачества: вертикальный ковровый или гобеленовый станок, горизонтальный напольный полумеханический станок, рама для ткачества (настольный станок с бердом). Их внешний вид, устройство и назначение. Дополнительные инструменты ткачества: ковровая колотушка, челноки, ткацкие ножницы, гобеленовые иглы, нож-крючок и гребни. Материалы для ткачества: нити и волокна для основы и утка, их классификация по составу, техническим характеристикам, внешнему виду, художественным особенностям. Хранение материалов в мастерской. Организация рабочего места.
Задание: упражнения по подбору пряжи по составу, качеству, фактуре и толщине нити.
4. Подготовка к работе и обслуживание ткацких станков
Классификация ткацких станков. Краткая история их развития от ручного ткачества до механического. Устройство ручного горизонтального полумеханического станка. Механизм и детали, связанные с пуском ткацкого станка в работу, осуществляющие движение основы и подачу утка на примере крестьянского стана. Изучение названий и назначение его основных деталей и механизмов таких как: сволок, притужальник, ниченки, ремизки, бердо, набилки, челнок, подножки, поднебник и т.д.
Устройство ткацкой рамы с бердом, название и назначение ее частей. Последовательность подготовки рамы к работе. Устройство ткацких рам с ремизками, их разновидности. Различные способы подготовки их к работе.
Задание: повторение названий основных частей и механизмов ткацкого станка, ткацких рам и последовательности их подготовки к работе.
5. Тканое полотно и виды его переплетений
Понятие о строении тканого полотна. Переплетение нитей основы с нитями утка в различных ткацких переплетениях. Виды переплетений в гладком ткачестве: полотняное, саржевое, атласное, рогожка, сумаховое и т.д. Виды переплетений в ворсовом ткачестве: петельное (махровое), ворсовое, перевивочное или ажурное. Крупноузорчатые переплетения.
Задание: анализ образцов тканого полотна и распределение их по видам переплетений.
6. Гладкое прямое ткачество
6.1. Технология изготовления тканого полотна с одноцветным перебором
Последовательность выполнения технических операций по изготовлению тканого полотна с одноцветным перебором. Назначение и техника выполнения разравнительной плетенки. Навивание утка на челнок, закрепление конца уточной нити. Прокидка уточных рядов путем поднятия четных или нечетных нитей основы с помощью берда, ремизок или разделительной палки. Правила прокладки и прибивки уточной нити. Завершение работы, снятие изделий со станка, закрепление нитей основы.
Задание: повторить последовательность ткачества.
6.2. Пороки тканого полотна с одноцветным перебором
Пороки тканого полотна, возникающие в процессе ткачества, их виды, характеристика и способы устранения: стягивание краев, пропуск основы, узлы и петли на полотне, петли и узлы по краям, видны нити основы, слабое рыхлое полотно и т.д.
Задание: упражнения на определение пороков тканого полотна и объяснение способа их устранения.
6.3. Техника изготовления простых узоров в гладком ткачестве
Техника тканья узоров на берде (бердечке). Последовательность выполнения узора «столбики» с помощью двух челноков на ткацкой раме. Правила чередования челноков и переплетения цветных нитей для образования правильной кромки. Выполнение узоров «змейки», «узелки» с помощью фактурно-скрученной нити. Использование технического рисунка на канве для ткачестве простых узоров. Виды несложных геометрических орнаментов в народном ткачестве.
Задание: повторить основные правила техники ткачества простых узоров на станке и на берде.
6.4. Виды соединений разноцветных нитей в прямом гладком ткачестве
Виды сцеплений уточной нити при узорном ткачестве: «палас» - без сцепления утков, «килим» - сцепление двух цветных утков между собой, «на одну нить основы» - огибание цветных утков одной нитью основы. Технология их выполнения, основные схемы переплетения, характеристика их достоинств и недостатков, применение в ковроткачестве и гобелене.
Задание: провести анализ образцов ткачества и распределить их по видам сцепления уточной нити.
II семестр.
6.5. Развитие технологий узорного ткачества на ручных полумеханических и механических станках
Историческое значение станка с подвязями для развития технологии узорного ткачества, его устройство и принцип работы. Отличительные особенности текстильных изделий, выполненных на станках с подвязями: китайские шелковые узорные ткани, орнаментированные итальянские ткани середины 13 – начала 15 века, французские позументы и английские шали 17 века.
Механические станки для крупноузорчатого ткачества Джозефа Жаккара. Особенности выработки узорных тканей и гобеленов на жаккардовых станках. Отличительные особенности тканей, выполненных на механических ткацких станках.
Задание: повторить общие принципы работы ручных полумеханических и жаккардовых станков для выработки узорных тканей, провести анализ ткани и образцов гладкого ткачества и определить технологию их изготовления: ручное ткачество, ткачество на полумеханических или механических станках.
6.6. Технология изготовления орнаментального рисунка в ручном гладком ткачестве
Примеры орнаментов, характерных для ручного гладкого ткачества у разных народов. Технология гладкого ткачества двух, трех и многоцветных орнаментов с использованием различных видов сцепления уточных нитей. Ткачество по образцу, эскизу, шаблону.
Задание: повторить основные положения технологии изготовления орнаментального рисунка в ручном гладком ткачестве.
6.7. Пороки тканого полотна с орнаментальным рисунком
Пороки тканого полотна, возникающие в процессе ткачества, их виды, характеристика и способы устранения: искажения рисунка в ширину, в высоту, деформация отдельных цветовых элементов, искажения пропорций орнаментальных элементов разного цвета относительно друг друга. Дыры на границах цветных утков.
Задание: упражнения на определение пороков тканого полотна и объяснение способов их устранения.
6.8. Отличительные особенности гобелена и технологии его выполнения на ручных ткацких станках
Гобелен как художественное произведение ручного ткачества, его отличительные особенности. История развития гобелена с раннего средневековья до наших дней. Художественные особенности классических и современных гобеленов. Техника создания классических шпалер на станках «готлис» и «басслис». Устройство современного гобеленового станка. Технология ткачества мини-гобелена на настольных ремизных рамах. Техники и приемы ткачества, применяемые в мини-гобеленах. Отделка и оформление гобеленов.
Задание: анализ репродукций фотографий гобеленов и определение по внешнему виду их отношения к классическим или современным произведениям, упражнения на определение способов отделки гобелена.
6.9. Изготовление шаблонов и их применение в ткачестве гобелена
Использование картона в ткачестве шпалер на станках «готлис» и «басслис». Особенности выполнения эскиза гобелена на шаблоне. Стилизация изображения и цвета для художественного ткачества. Правила обозначения цветов и их переходов на шаблоны. Трудности при ткачестве по многоцветному эскизу и возможности их преодоления.
Задание: раскрасить шаблон для гобелена не более, чем в 6 цветов. Подобрать пряжу в соответствии с шаблоном. Уметь по шаблону определять количество утков в ряду.
6.10. Пороки в ткачестве гобелена и их устранение
Пороки, возникающие в процессе ткачества гобелена, их виды, характеристика и способы устранения: стягивание краев, неровные волнообразные уточные ряды, пропуск основы, дыры на границах цветных утков, деформация смещения рисунка относительно шаблона, узлы и петли на полотне и по краям, видна основа.
Задание: найти пороки в мини-гобеленах – работах учащихся, определить, почему они произошли, и объяснить, как можно их устранить.
6.11. Заправка и натяжение основы на ручных ткацких станках
Способы снования основы на горизонтальных полумеханических станках (на примере крестьянского стана), на ручных вертикальных гобеленовых станках. Создание запаса нити основы с помощью навоя, назначение товарного валика, механизмы отпуска и натяжения основы на ручных и полумеханических станках.
Способы навивания основы на ткацкие рамы, последовательность выполнения требования к качеству. Способы привязывания и присучивания основы в случае обрыва.
Задание: определить по полученным образцам плотность основы, название и качества нитей, которые для нее использовались, определить ошибки в навивании основы на ткацкие рамы.
6.12. Процесс зевообразования в гладком ручном ткачестве
Способы зевообразования в ручном гладком ткачестве: с помощью ремиз, проборных планок, разделительные рейки, берда. Заправка ручных и полумеханических станков с учетом механизма зевообразования. Виды и устройства ремизок, берда. Применение проборных планок при ткачестве рисунка.
Задание: по количеству нитей основы определить, сколько нужно ремизок, а затем сгруппировать их в пучки. Вставить проборную планку в зависимости от чередования цветов на техническом рисунке орнамента.
6.13. Устройство и обслуживание вертикального ручного ткацкого станка
Общее устройство вертикального ручного ткацкого станка для ковров и гобеленов, его оптимальные размеры, составные части и детали, особенности конструкции. Рекомендации по установке и подготовке к работе и обслуживанию вертикального ручного ткацкого станка. Правила безопасности труда при работе на нем.
Задание: повторение особенностей общего устройства вертикального ручного ткацкого станка и подготовки его к работе.
6.14. Изготовление и применение технического рисунка в гладком ковроткачестве
Орнаментация и цветовая гамма ковров в гладком ручном ткачестве на примере ковров-паласов, ковров-килимов. Геометрические и растительные орнаменты в гладком ручном ткачестве. Методы расчета и построения технического рисунка (шаблона) по канве. Использование шаблонов и образцов в узорном ткачестве и гладком ручном ковроткачестве.
Задание: определить по техническому рисунку высоту ряда, сколько цветных утков в указанном ряду.
Скопировать орнамент на канву (миллиметровую или клетчатую бумагу), раскрасить технический рисунок орнамента.
6.15. Расчет плотности тканого полотна в гладком ручном ткачестве
Определение плотности как характеристики качества тканого полотна, ее зависимость от толщины и качества пряжи, от силы прибоя уточных нитей. Определение плотности уточных рядов на 1 см, 1 дм.
Задание: измерить плотность тканого полотна на образцах и определить правильных размер клеток канвы для технического рисунка.
6.16. Ассортимент изделия в гладком прямом ткачестве
Применение изделий ручного гладкого ткачества в современной жизни. Художественные изделия для эстетического оформления интерьера: мини-гобелены, мини-ковры. Предметы одежды и интерьера, имеющие практическое применение: коврики, подстилки, кашпо, абажуры, сумки, чехлы для мелких предметов, косметички, наволочки… Особенности их художественного оформления и декоративной отделки.
Задание: посещение художественного салона, выставки. Подобрать отделочные материалы к недоделанным изделиям ручного ткачества.
III семестр
7. Ковры-сумахи
7.1. Технология выполнения ткачества ковров-сумахов
Особенности техники ткачества «сумах». Ее применение в ковроткачестве народов Северного Кавказа. Основные технические приемы ткачества «сумах»: сумах лицевой, с наклоном вправо, с наклоном влево, с чередованием наклонов (рыбий косяк), «сумах по изнанке» или египетское плетение. Последовательность выполнения технических операций ткачества в технике «сумах» при выполнении тканого полотна на ручном настольном ткацком станке, на раме или вертикальном ковроткацком станке. Основные схемы сумаховых плетений.
Задание: перечертить техники переплетений в технике «сумах», определить по образцам и тканым изделиям, какие технические приемы ткачества сумах были использованы при их изготовлении.
7.2. Изготовление технического рисунка для ковров-сумахов
Особенности орнаментации дагестанских ковров-сумахов: их цветовая гамма, основные композиционные схемы. Основные декоративные мотивы ковров-сумахов, их символика. Методы расчета и построения технического рисунка (шаблона) по канве. Использование шаблонов и образцов при выполнении орнаментального рисунка в технике «сумах».
Задание: определить по техническому рисунку высоту ряда, сколько цветов и утков в указанном ряду. Скопировать орнамента на канву (миллиметровую или клетчатую бумагу), раскрасить технический рисунок орнамента.
7.3. Расчет плотности ковров-сумахов
Зависимость плотности ткачества в технике «сумах» от толщины и качества пряжи, от силы затягивания челночной нити при обвивании ею нитей основы, от плотности прибоя уточной пряжи. Определение плотности уточных рядов на 1 см, 1 дм.
Задание: измерить плотность тканого полотна на образцах и определить правильный размер клеток канвы для технического рисунка.
7.4. Пороки в ткачестве полотна в технике ковров-сумахов
Пороки, возникающие в процессе ткачества в технике «сумах», их виды, характеристика и способы устранения: стягивание краев, неровные уточные ряды, пропуск основы, пропуск арматурной челночной нити, нарушение фактуры полотна, образование петель, дыры на границах цветных утков, деформация и смещение рисунка относительно шаблона, узлы и концы нитей на полотне и по краям, видна основа.
Задание: найти пороки на образцах и изделиях, выполненных в технике «сумах», определить, почему они произошли и объяснить как можно их устранить.
7.5. Ассортимент изделия ручного ткачества в технике ковров-сумахов
Применение и распространение ткачества «сумах» в ручном ковроткачестве. Зависимость художественного оформления ковров-сумахов от их назначения: праздничные, свадебные, молитвенные, погребальные, повседневные.
Художественные изделия в технике «сумах» для эстетического оформления интерьера: коврики, подстилки, чехлы на стулья, наволочки, сумки, мешочки для хранения и т.д. Особенности их художественного оформления и декоративной отделки. Применение технических приемов ткачества «сумах» в современном гобелене, при ткачестве в смешанных техниках. Выразительные возможности техники «сумах».
Задание: определить наличие техники сумахового плетения в гобеленах и художественных ткацких изделиях, имеющих смешанные фактуры. Объяснить их выразительные возможности.
8. Ворсовое ткачество.
8.1. Структура и дизайн ворсовых ковров
Структура восточного ворсового ковра, его главные составные части: основа, уток, узлы, ворс, боковые кромки, завершающие кромки, бахрома и бортики. Их назначение, используемые материалы и технические требования к ним.
Составляющие части дизайна ковров: поле, главный бордюр, малые внутренние и внешние бордюры, медальоны: центральные и угловые, скобы, подвески, борта и бахрома. Примеры художественного оформления ворсовых ковров.
Задание: по образцам ворсового ткачества определить составные части полотна и материалы, которые в них использовались. По изображениям восточных ковров определить составляющие части дизайна ковров.
8.2. Устройство ткацкого станка для ворсовых ковров
Разновидности вертикальных ткацких станков: станок с закрепленными валиками, станок Тербиз, станок с валиками, прикрепленными к вращающему устройству.
Устройство простейшего ручного вертикального станка для ковроткачества: боковые стойки, крепящие балки, верхний ремиз, нижний ремиз. Особенности его заправки и последовательность работы на нем. Инструменты и материалы для ворсового ковроткачества: пряжа, челнок, нож-крючок, колотушка ковровая, ткацкие ножницы.
Специфика подготовки ткацкой рамы для выполнения работ по ворсовому ткачеству.
Задание: определение плотности навивания основы по образцам ковроткачества. Повторить специфику ручного вертикального станка для ковроткачества.
8.3. Виды ворсовых узлов и техника их выполнения в коврах ручной работы
Основные ворсовые узлы в коврах ручной работы: персидский или сенне, турецкий или жордес. Их основные схемы, технические характеристики, технологи их выполнения. Другие разновидности ворсовых узлов: непрерывный, испанские узлы на одну нить, двойной ковровый узел. Их схемы, характеристики и способы применения в ручном ткачестве.
Задание: по предложенным образцам определить, какие виды ворсовых узлов использовались в процессе их ткачества.
8.4. Расчет плотности ворсового ковра
Средняя плотность восточных ворсовых ковров ручной работы на 1 м2. Расчет времени на создание ковра 2х3 м по плотности узлом на м2. Счет количества узлов на линейный см вдоль нитей основы и вдоль утка. Способы подсчета узлов, если нити основы ковра лежат в одной плоскости и если нити основы смещены. Подсчет узлов на 1 м2. Зависимость плотности ворсового ткачества от толщины пряжи и основы и количества нитей основы на 1 см, 1 дм.
Задание: вычислить плотность ворсового ткачества по предложенным образцам.
8.5. Изготовление технического рисунка для ворсового ковра
Особенности орнаментации ворсовых ковров: их цветовая гамма, основные композиционные схемы, декоративные материи и их символика. Методы расчета и построения технического рисунка (шаблона) по канве. Использование шаблона и образцов при выполнении орнаментального рисунка для ворсового ткачества.
Задание: определить по техническому рисунку высоту ряда, сколько узлов и сколько цветов в указанном ряду. Скопировать орнамент на канву (миллиметровую или клетчатую бумагу), раскрасить технический рисунок орнамента.
8.6. Пороки в ткачестве ворсового ковра
Пороки, возникающие в процессе ворсового ткачества, их виды, характеристика и способы устранения: стягивание краев, неровные кромки, слабые и неровные уточные ряды, пропуск основы, слабые узлы, неровный ворс, смещение рисунка относительно шаблона, узлы и концы нити по краям.
Задание: найти пороки на образцах и изделиях, выполненных в технике ворсового ткачества, определить, почему они произошли и объяснить как можно их устранить.
IV семестр
8.7. Виды махровых петель. Технология изготовления махрового полотна
Художественные технологические характеристики махрового полотна. Применение махровых петель в изделиях ручного ткачества и ковроткачества народов Северного Кавказа, центральной России, Скандинавии и современных мастеров художественного ткачества. Основные типы махровых петель: коптские, шведские. Их основные схемы. Последовательность выполнения технических операций ткачества махрового полотна на ручном настольном ткацком станке, на раме или вертикальном ткацком станке.
Задание: перечертить схемы махровых переплетений. Определить по образцам и ткацким изделиям, какие типы махровых петель были использованы для их изготовления.
8.8. Пороки в ткачестве махрового полотна
Пороки, возникающие в процессе ткачества махрового полотна, их виды, характеристика и способы устранения: стягивание краев, неровные кромки, слабые и неровные уточные ряды, пропуск основы, пропуск арматурной челночной нити, нарушение порядка выполнения петель, слабые петли, разная высота петель, слабые узлы, смещение рисунка относительно шаблона, нарушение однородности фактуры махрового полотна, узлы и концы нити по краям.
Задание: найти пороки на образцах и изделиях, выполненных в технике махрового ткачества, определить, почему они произошли и объяснить как можно их устранить.
8.9. Разновидности ворсовых и махровых ковров ручной работы
Ковры в истории и культуре разных народов, их место в жилище человека. Ковер в восточной культуре. Материалы, используемые в производстве ворсовых ковров ручной выделки. Цвета и красители, распространенные в ковроткачестве. Художественные особенности и технические характеристики изделий, изготовленных в наиболее известных регионах ковроткачества: Персии, Анатолии (Турции), Кавказе, Средней Азии (Западном и Восточном Туркестане), Индии, Китае и Тибете. Орнаментальная структура этих ковров, характерная символика и специфика изображений мотивов, цветовая гамма.
Задание: по предложенным изображениям ковров определить, в каком регионе они могли быть изготовлены, учитывая структуру орнамента, характерные мотивы и цветовую гамму.
9. Организация выполнения декоративных работ по ручному художественному ткачеству
Основные этапы выполнения работ по ручному художественному ткачеству: выбор изделия, выбор готового образца или выполнения эскиза шаблона для него, подготовка материалов и оборудования (подбор пряжи в соответствии с эскизом по цвету, качеству, составу и фактуре нити, выбор основы, фурнитуры и отделки, заправка рамы, станка…, подготовка челноков, ножниц, игл…), ткачество изделия в соответствии с образцом или шаблоном, завершение ткачества, сборка и отделка изделия. Назначение технологических карт и правила их использования в процессе выполнения конкретного изделия в технике ручного художественного ткачества.
Задание: используя готовую технологическую карту, рассказать как нужно выполнить представленное в ней изделие, указав в правильной последовательности все необходимые действия и технические операции.
10. Ассортимент штучных художественно-декоративных изделий в современном ручном ткачестве
Разнообразие применения изделий, выполненных в технике ручного ткачества в быту, художественном оформлении интерьера, дизайне одежды. Ассортиментный ряд штучных художественных изделий, выполненных на настольном ручном ткацком станке, ремизной раме и на берде: пояса, сумки, кошельки, очечники, браслеты-фенечки, ожерелья, чехлы на мобильный телефон, коврики, салфетки, чехлы на стулья, наволочки, абажуры, игрушки-сувениры, мини-гобелены. Разнообразие стилей (народный, авангардный, историко-художественный, примитивный, брутальный…) в изделиях современного художественного ткачества. Проявление их специфики во внешнем виде изделия, его отделке. Смешение стилей, технологий, материалов и фактур в современных ткацких изделиях.
Задание: по изделиям, выполненным в технике ручного ткачества, определить их назначение, стиль, материалы и техники ткачества, применяемые в процессе их изготовления.
11. Современные техники и технологии ткачества и перспективы их развития
Усовершенствование материалов и оборудования для ручного ткачества: появление новых видов химических и синтетических волокон и выработка основы и пряжи более разнообразных по фактуре, цвету, техническим характеристикам. Модернизация ручных ткацких станков, разработка приспособлений для ткачества, полотен и изделий, разных по форме, фактуре и назначению. Появление новых приемов оформления и отделки изделий.
Усовершенствование машинного узорного ткачества. Автоматизация ткацкого производства. Современные изделия машинного крупноузорчатого ткачества: ковры, гобелены, их отличия от изделий ручной работы.
Задание: сравнить современные изделия ручного и машинного ткачества, найти их отличия. Желательно использовать образцы, похожие по фактуре. Определить назначение современных приспособлений для ткачества и отделки изделий.
Список литературы
- Грановский Т.С. Удивительная специальность – ткачество: пособие для школьников – М.: Легпромбытиздат, 1989. – 78 с.
- Дворкина И.А. Гобелен за десять вечеров. – М.: Культура и традиции, 1998. – 184 с.: ил.
- Журавлева И.Д. Ткани, обработка, уход, окраска, аппликация, батик. – М.: Издательство ЭКСМО, 2003. – 176 с.: ил.
- Зариф М. Ковры: [справочник]/Мехди Зариф; пер. с ит. И. Замойской – М.: АСТ: Астрель, 2006. – 319 с.; ил.
- Калугина Ю.Н. Художественная обработка материалов (Текстиль): методические рекомендации для преподавателей и студентов педагогических колледжей и училищ. – М.: Министерство общего и профессионального образования РФ; Научно-методический центр СПО, 1999. – 65 с.
- Неелов В.И. Ткачество: от плетельных рам до многозевных машин. – М.: Легпромбытиздат, 1986. – 176 с.
- О’Рейли Сюзи. Плетение: уроки детского творчества. – СПб.: Полигон, 1998. – 31 с.
- Основы художественного ремесла в 2 ч. – ч. 1 – Вышивка. Кружево. Художественное ткачество. Ручное ковроделие. Художественная роспись ткани. Композиция и колорирование художественных текстильных изделий/под ред. В.А. Барадулина, О.В. Танкус. – М.: Просвещение, 1986. – 254 с.: ил.
- Савицкая В.И. Превращение шпалеры. – М.: Галарт, 1995. – 198 с.: ил.
- Уталишвили Н.А. Эксклюзивный гобелен: Техника. Приемы. Изделия: Энциклопедия. – М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2009. – 80 с.: ил.
- Фрейтаг И.П., Аникина Л.Л. Что умеют мастера. Детям о традиционной культуре Русского Севера. – Выпуск 5. – Ткачество: учебное пособие по трудовому обучению для учащихся начальной школы. – СПб.: Издательство «СМИО Пресс», 2007. – 40 с.: ил.
- Художественные промыслы РСФСР: справочник/сост. В.Т. Смолицкий, З.С. Скваронская – М.: Легкая индустрия, 1973. – 303 с.
- Восточные ковры – дизайн ковров, структура, инструменты, оборудование, технология изготовления. – Электрон. статья – Режим доступа: http://www.heriz.ru/sostav.html - загл. с экрана.