Сказочные герои, выполненные в технике аппликации

Деменева Татьяна Владимировна

Открытый урок

Скачать:


Предварительный просмотр:

     Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

"Детская школа искусств" пгт. Нижний Одес                                       ____________________________________________________________

Конспект открытого урока

по предмету

"Прикладное творчество"

«Сказочные герои, выполненные в технике аппликации»

Преподаватель художественного отделения:

Деменева Татьяна Владимировна

пгт. Нижний Одес

2017

               

 

Конспект открытого урока по прикладному творчеству на тему: «Сказочные герои, выполненные в технике аппликации»

предмет – прикладное творчество

Возраст обучающихся – 7,8 лет.

тип урока – комбинированный урок.

Цель: способствовать развитию художественно–творческих способностей учащихся, формировать устойчивый интерес к прикладному творчеству.

Задачи:

- закрепление умения и навыков в практической работе с аппликацией;

- продолжение знакомства с новыми художниками иллюстраторами сказочных персонажей;

- формирование умения стилизации форм животного мира;

- обучение детей выражать свои фантазии через аппликацию;

- развитие наблюдательности, внимания к живой природе;

- укрепление связей между предметами (лепка, история искусств);

- развитие практических навыков и умений при решении творческих задач при поиске вариаций и импровизаций в работе обрывной аппликации;

Зрительный ряд:

- Детские книжки с изображением иллюстраций животных и зверей.

- Таблицы из коллекции изобразительного искусства

- Таблицы, выполненных педагогом с изображением зверей в технике обрывной аппликации.

- Снимки с интернета. Т. Маврина «Рисунки животных»

Методы, формы работы:

- Метод единства восприятия и созидания

- Метод сообщения знаний в форме диалога учителя и ученика.

- Метод сравнений.

- Метод коллективных или групповых работ.

Этапы урока:

  1. Организационный этап.

Приветствие. Название темы урока. Вступительное слово педагога.

  1. Основной этап.

Повторение пройденного материала.

Напомните мне, кого называли художниками – анималистами?

(художников, которые рисовали зверей и животных)

Анималистический жанр. Этот жанр есть и в живописи, и в графике, и в скульптуре, и в декоративно – прикладном искусстве. Анималисты изображают о жизни животных, птиц, насекомых, иллюстрируют книги о животных.

 (рассматриваем иллюстрации  В.А. Горячевой, Евгения и Никиты Чарушиных, В.А.Ватагина)

Ребята, вы знаете, есть такая страна, которой нет ни на одной карте мира. В этой стране очень интересно. Это страна сказок. В той стране живут необыкновенные герои. Герои сказок борются со злом и несправедливостью. Иногда в сказке живут и действуют только звери и птицы, но характерами и поступками они оказываются очень похожими на людей. Сказки пришли к нам из глубины веков, когда человек не умел ни читать, ни писать.  Чудесные истории передавались из уст в уста, из поколения в поколение.  Простые люди мечтали о лучшей жизни, о победе добра над злом, высмеивались жадность, глупость, зависть. Сказку слушали, запоминали и пересказывали, часто добавляя в содержание какие -  нибудь новые истории. Потом пришло время, когда сказки стали записывать, появились картинки.

А как называли людей, кто записывал сказки?

(писатели)

А как называют людей, которые рисуют картинки к сказкам?  

( иллюстраторы)

 По преданиям первыми появились сказки о животных. С давних времён люди холили на охоту, а настоящие охотники знали все повадки, характер животных, знали, где они обитают, чем они питаются и как выглядят. Всё, что они знали о лесных жителях, конечно, рассказывали своим детям. А дети в силу своих фантазий уже придумывали человеческие черты. А народные сказители придумывали различные истории об этих животных.

Чем отличаются иллюстрации сказочных персонажей животных от иллюстраций обычных животных?

(показать это отличие на примерах иллюстраций В.А. Горячевой и всем известной сказки «Колобок», иллюстрации Е.Рачёва и сказка «Три медведя», иллюстрации Ю. Васнецова)

В сказках животные живут как мы, в домах, избах, носят нашу одежду, едят из той же посуды, спят в таких же кроватях, ходят на двух задних лапах. Значит, они живут человеческой жизнью. Отсюда делаем вывод, что эти животные- это зеркальное отражение людей. С помощью животных пытаются рассказать всем об отрицательных чертах и пороках людей. Люди, которые создавали эти сказки, хорошо знали, как ведут себя животные. У  каждого из них есть свой образ и характер и знакомые черты, например;  говорю «лиса» и вы уже можете описать её образ. Или я могу назвать другое животное, например; «заяц» и вы можете описать его образ, и рассказать, как  он выглядит и какой у него характер. Ведь у каждого из них есть знакомые черты.

Какой образ и характер в сказках волка? Лисы? Медведя? Зайца? Петуха?

(рассматриваем и обсуждаем характеры и образы этих животных)

Например: волк, которого мы встречаем в сказках, всегда голоден и зол, он жадный и часто бывает простоватым и  глупым. Он почти отрицательный герой. Из-за своей злости или жадности он всегда попадает впросак. Лисица  - хитрая, она может обмануть всех животных. У неё характер пронырливый, хитрый , даже коварный, всегда делали её более сильной, нежели её вечных спутников в сказках – волка, медведя, хотя считается, что они сильнее лисы, не то что заяц. Характер у зайца трусливый, он, как правило, является вечной жертвой лисы и волка, его всегда спасают собственные «ноги»  или встают в защиту более сильные звери.

(рассматриваем сказку «Лиса и заяц», где был у лисы дом ледяной, а у зайца лубяной.)

 Все звери в этой сказке пытаются защитить зайца. Медведь в сказках  - это хозяин леса, царь. Обычно в сказках его изображают справедливым защитником и мудрым правителем леса, а иногда показывают неуклюжим и простодушным, его охотно можно обхитрить, например, сказка «Три медведя» иллюстратор Ю.А. Васнецов,  (рассматриваем  иллюстрации к этой сказке). Все они в сказках живут в домах, общаются, спорят, ссорятся, дружат, враждуют. Все животные показаны с чертами характеров присущих людям. И ведут себя как настоящие люди,  ходят на задних лапах, носят человеческую одежду, их окружают предметы повседневного обихода и обстановки, имеют собственные имена. Коза – дереза; заяц – побегаец; Михайло Потапыч или Топтыгин; лиса-Алиса, лиса – Патрикеевна, Лизавета Ивановна, Кот – Василий, Котофей Иванович, Петя - Петушок и многие другие тоже имеют имена. В большинстве они показаны в русских народных костюмах – это сарафан или юбка, кокошник, бусы, фартук, рубаха, штаны, жилет и пояс.

А теперь давайте рассмотрим иллюстрации о животных художника Т. А. Мавриной.

(рассматриваем рисунки животных на экране телевизора)

Все эти животные немножко декоративны и поэтому они очень забавные и смешные, изображены в ярких красках, в разном цветовом фоне. Мы с вами на прошлом уроке разговаривали, что означает « декоративность»? (жду ответа)

Это упрощение рисунка или стилизация, как у Т. Мавриной, Е. Рачёва, Ю. Васнецова и других иллюстраторов.  Значит, в рисунках не обязательно стремится изображать реалистические подробности, детально всё прорисовывать, для нас важно сказочность образа. Вы на прошлом уроке уже нарисовали своих зверей. Каждый из вас нарисовал своих животных интересно, и с выдумкой. Осталось выполнить в цвете. Цвет в рисунках играет не только декоративную роль, он создаёт настроение и чаще всего радостное. Сейчас каждый из вас выполнит в цвете своё животное, но не красками, а обрывной аппликацией. Вы эту технологию выполнения уже знаете, только мы не будем брать для аппликации цветную бумагу, а воспользуемся цветными салфетками.

Показать, технологию выполнения обрывной аппликации цветными салфетками.

Практическая работа обучающихся: изображение стилизованных животных в технике обрывной аппликации.

  1. Заключительный этап.

Подведение итогов.

Анализ и показ выполненных работ.

В конце урока рассматриваем  друг у друга творческие работы, указываем самые интересные моменты в образах животных, отмечаем самые удачные по цвету решения. Анализируем, на какие детали надо обратить внимание при дальнейшей работе.