Стилизованные образы кружевоплетения

Деменева Татьяна Владимировна

Открытый урок

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Детская школа искусств» пгт. Нижний Одес

________________________________________________________________________________

Конспект открытого урока

по предмету

"Прикладное творчество"

        

" Стилизованные образы кружевоплетения "

Деменева Татьяна Владимировна

преподаватель художественного отделения

16.02.2017 г.

Тема: «Стилизованные образы кружевоплетения»

Цель и задачи.

  1. Воспитывать уважение к культурному наследию  нашей страны.
  2. Формировать знания о народном декоративно -прикладном искусстве, о работе народных мастериц;
  3. Развивать интерес к народным промыслам России.
  4. Развивать чувство композиции, навыки графического изображения декоративных мотивов;
  5. Воспитывать эстетический вкус и аккуратность.
  6. Знакомство с художественными образами и освоение символического языка народного, декоративно- прикладного  искусства.
  7. воспитывать

Материалы и оборудование:

Таблицы с изображением кружевных салфеток, воротничков, панно, скатертей. Таблицы с изображением элементов разных мотивов узора. Иллюстративный материал о кружевах и технологии их изготовления (для показа на экране). Раздаточный материал.

Ход урока.

Повторение пройденного материала;

Во многих русских землях плели кружево. Особенно много мастериц было на Севере нашей страны. Но больше всех прославились мастерицы Вологодской земли. Плетение кружева требует от мастериц большого терпения и фантазии.

Вопросы:

При помощи чего плетут кружева? (коклюшек). К их концу прикрепляют и наматывают нитки.

А куда прикреплялись коклюшки?  (плотный валик). На валик накалывают сколок (булавки)- рисунок, схему узора, который при помощи точек и линий нанесён на плотную бумагу или картон.

Что – же изображали в кружевах вологодские кружевницы? (стилизованных птиц, животных, растительных мотивов; цветы, деревья и т. д.

Основной узор кружева плетут плотной, широкой извивающейся полосой, которая называется «вилюшкой».

Что служит фоном основного узора? При помощи чего соединяется узор? (сетки – решётки). Часто на сетке используют плетешок, с ним кружево становится более интересным и привлекательным.

(полотнянка – вилюшка, сетка – решётка, плетешок)

А теперь давайте выясним, почему вологодское кружево называют сцепным кружевом.Давайте ещё раз рассмотрим из чего состоит кружево. Из основного узора – «вилюшки»  и сетки решётки. «Вилюшка» обычно оформляется ажурным краем – называют – «плетешок». То – есть сцепное кружево выплетается частями, которое соединяется методом сцепки.

Сетки - решётки плетут из одной нитки, поэтому сетка получается более воздушной и служит для узора фоном и называют -  «сцепом».

В технологию кружевоплетения введено множество фоновых решёток и появились сетки со сложной композицией. Сцепление или соединение делают при помощи специального крючка.

Рассматриваем таблицу с изображениями фоновых решёток.

А сейчас я вам прочитаю одну сказку, а может быть и быль  с удивительной историей, которая произошла очень давно. Этому сказу больше трёхсот лет. И эту историю любят пересказывать вологодские кружевницы из поколения в поколение. Так вот, Царь Пётр частенько ездил в заморские страны. Любил он своими глазами посмотреть, как и что в мире делается. Прикидывал, чему хорошему у них можно научиться. Однажды приезжает он к Лазоревому морю. Заморский король его встречает, во дворец ведёт и показывает ему всякие диковинки. Жаль мне тебя, царь Пётр, - говорит он, - живёшь ты среди тёмных людей. Ничего – то они не знают, ничего – то не умеют. Взгляни – ка  ты сюда, какие мастерицы в моём королевстве имеются и показывает он кружевную скатерть.

Царь Пётр посмотрел на скатерть и засмеялся:

- Где же вы в своей стране видели берёзки да ромашки? Это русское кружево, из моего государства.

-Быть того не может! – вскричал король. Стал скатерть в увеличительное стекло рассматривать. Но смотри, не смотри – берёза берёзой и останется. Рассердился король, приказал позвать к себе купцов. Те бросились к королю в ноги и признались во всём:

- Виноваты, ваше королевское величество! Ох, виноваты! Не вели казнить, вели миловать. Не наших это мастериц скатерть, у русских кружевниц куплено. Лучше них никто кружево не плетёт, богаче узора нигде не найдёшь.

 - Да, есть в моём царстве такие кружевницы, - говорит царь Пётр. Слышать я о них слышал, хоть видеть никогда не видел.

 А заморский король разошёлся:

- Не поверю, - кричит, - пока своими глазами не увижу!

-Покажешь мне этих кружевниц! Едем к ним сию же минуту!

- ну, царям сборы недолги. Приказали лошадей запрячь, да поехали. впереди - - стража, позади – стража на тот случай, если разбойники нападут. Начали путь в коляске, а потом и в сани пересели, в собольи шубы оделись. Едут, едут, смотрят – навстречу возок ползёт. В нём – купец с большим  узелком на коленях. Спрашивает его королевский страж:

 - Добрый человек, откуда едешь, что везёшь?

 - Я от вологодских кружевниц возвращаюсь. Вот, занавески, покрывало, скатерти купил. Можете взглянуть.

Развернул купец все кружевные изделия. Все так и ахнули. Чудо, да и только.

 -Заморский король даже из саней выпрыгнул.

 На каждой из них целая сказка выплетена. На одной скатерти – весна лето догоняет, на другой зима с осенью в обнимку идёт. И на каждой скатерти разные мотивы узора. На других кружевных изделиях сплетены образы северной природы; северное сияние, северные олени, заснеженные ёлочки,снежинки, морозные узоры.Были сплетены в кружева и прекрасная, северная летняя пора; можно было прочитать целый  рассказ о красоте весеннего цветения, поре созревания ягод, почувствовать как пахнут полевые цветы, как поют жаворонки.

- Покупаю! Покупаю! -  кричит король, - Казначей, дай ему шапку золота. – а сам этот большой узел взял в охапку – и в сани. Боится, чтобы купец, чего доброго, не передумал или царь Пётр не перехватил. Ещё немного проехали и до большого села добрались. Подкатили к дому, где кружевницы живут. Вышли на крыльцо девушки, все статные, русые, ясноглазые. Поклонились они гостям в пояс, в дом к себе пригласили. А сами за работу сели. У каждой на подушечке свой узор заплетён: у одной будто волны под рукой струятся, у другой над небывалыми цветами птицы порхают, у третьей по всему кружеву звёзды рассыпаны… дух захватило у заморского короля от такой невиданной красоты. Спрашивает:

 - А кто вам узоры даёт? Кто их придумывает?

Отвечают кружевницы:

Нет у нас никаких узоров. Сказки нам народные помогают.

Захотел заморский король сказки купить, но они не продаются.

Старшая кружевница говорит:

Сказки не продажные. Тут вот какое дело, у нас что не кружево – то и сказка.

Попросил царь Пётр рассказать им о них. И рассказала старшая кружевница ему сказку, которая называется «Волшебное кружево», и в ней говорится о знаменитом вологодском кружеве.

Чем же так понравилось заморскому королю в вологодском кружеве?  Красивые узоры, похожие на сказку: (небывалые цветы и птицы; кружевные волны струятся; по кружевному небу звёзды рассыпаны; Русские берёзки, да ромашки; весна лето догоняет:  зима с осенью в обнимку идёт;  образы северной природы,  северное сияние, северные олени, заснеженные ёлочки, снежинки, морозные узоры. Красота весеннего цветения; как созревают ягоды, почувствовать, как пахнут полевые цветы, как поют жаворонки.

Сегодня мы с вами на уроке тоже попробуем изобразить кружевную сказку.

В этой кружевной сказке каждый из вас по карточкам - образцам выберет образы стилизованных птиц или животных. Растительный мотив узора и фон -сетку нужно вам придумать самостоятельно

Самостоятельная практическая работа: придумать эскиз кружевной салфетки с сцепным орнаментом.

Итог: мини – выставка детских работ с эскизами кружевных салфеток.

Самоанализ урока.

Тема: «Сцепное кружево».

Урок проведён во 2 классе. Присутствовали 6 учеников.

По программе на раздел «Кружевоплетение» отводится 16 часов. Дети уже познакомились на предыдущих уроках по следующим темам:

- история кружевоплетения на коклюшках в России;

- орнамент иобразы кружев, технология плетения;

- применение кружев, как украшение одежды и жилища;

-знакомились с основными терминами (полотнянка, вилюшка, плетешок, сетка – решётка)

 Первая часть данного урока проведена, как урок обобщения и систематизация знаний. На все вопросы, заданные учителем, дети находили ответ и отвечали грамотно. Основные термины кружевоплетения усвоили неплохо, и поняли их значение, и применение. Из ответов учеников, в результате повторения, можно было понять, что процесс создания кружев на коклюшках ученики освоили. Во второй части главный  акцент на уроке был дан на фон основного узора кружев – разновидности фоновых решёток, что имеет большое значение в кружевоплетении, на принцип соединения сетки – решётки с вилюшкой (полотнянкой). Для более полного усвоения и понятия темы детям были показаны (через экран) копии образцов кружев вологодских мастериц, предоставлен иллюстративный материал и много работ, выполненных учителем, для более полного раскрытия и изучения темы. В третьей части урока была прочитана сказка – быль, восхваляющая мастерство вологодских кружевниц. Чтение сказки было рассчитано на то, чтобы подтолкнуть учеников в выборе мотивов узора – орнамента в предстоящей работе. Чтобы вдохновить и убедить их в том, какие великолепные мастерицы были и есть у нас в России и какое значение и роль имеет кружево в народном искусстве. В практической работе были использованы карточки – задания с изображением животных и птиц. Ученики могли выбрать понравившуюся фигуру и «вплести» эту фигуру в кружевную салфетку, придумав и добавив свои элементы узора и фон сетку. Все ученики справились с заданием на «отлично».