Проект музей "Русская изба"

Федотовская Елена Сергеевна

Представляю вашему вниманию мой проект, который уже сдан и работает в нашем саду - музей "Русская изба".

Художественно-творческий проект «Русская изба» в нашем детском саду посвящён ознакомлению дошкольников с историей русского быта, устройством деревенской избы, народными традициями и искусством. Проект построен с учётом доступности, стимулирования активности детей и взрослых.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkaya_izba.pptx2.47 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальная бюджетная дошкольная образовательная организация Центр развития ребенка - детский сад № 17 "Василек" ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ Музей «РУССКАЯ ИЗБА» Подготовил: педагог доп. образования по изобразительной деятельности Федотовская Е.С.

Слайд 2

Художественно-творческий проект «Русская изба» в нашем детском саду посвящён ознакомлению дошкольников с историей русского быта, устройством деревенской избы, народными традициями и искусством. Проект построен с учётом доступности, стимулирования активности детей и взрослых . Актуальность проекта: в нашем саду ведётся работа по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников. Одна из его задач – знакомство детей с русскими народными традициями и обычаями. Но в наши дни дети мало получают информации о русской культуре. Родители всё реже говорят о культуре страны своим детям, да и сами за частую забывают о ней. Поэтому необходимо всерьёз задуматься над проблемой приобщения дошкольников к истокам русской народной культуры. Цель проекта: Формирование интереса детей дошкольного возраста к истории русской национальной культуры .

Слайд 3

Задачи проекта: - Расширять знания детей о русской избе – жилище крестьянской семьи, о предметах старинного русского быта (печь, прялка, посуда, коромысло и т. д.). - Обогатить словарь детей народными пословицами, поговорками, загадками, частушками. - Дать понятие «устаревшие слова» и познакомить с их значением: ухват, чугун, прялка, коромысло, рушник. - Расширять и углублять знания детей о жизнедеятельности людей на Руси. - Воспитывать бережное отношение к предметам старины. - Воспитывать любовь и уважение к культуре и быту русского народа, к народным традициям, развивать интерес к ней. Вид проекта: художественно-творческий. Проект долгосрочный: с 01.09.2017 по 31.05.2018. Ожидаемый результат проекта: Обустройство музея «Русская изба». Обогащение детей знаниями о традициях и истории нашей Родины.

Слайд 4

СТЕНЫ Издавна, считалось, что плотник – 1-ый на селе работник . Плотник укладывал брёвна так плотно, что и щёлочки не увидишь. Крестьянский дом назывался «родной, родимый» , как называли близкого, родного человека. Исстари в нашем крае дома строили из дерева . При строительстве деревянного дома отдавалось предпочтение деревьям хвойных пород. Недаром бытовала поговорка: «Изба елова , да сердце здорово!»

Слайд 5

ОКНА Двери в избе делали как можно ниже, а окна располагали повыше. Так тепло меньше уходило из избы. До IX века окон в русских избах вообще не было . До XX века окна в русских избах не открывались. Проветривали избу через дверь и дымник (деревянная вентиляционная труба на крыше). Ставни защищали избы от непогоды и лихих людей. Закрытое ставнями окно днем могло служить «зеркалом». В старину ставни были одностворчатыми. Двойных рам в старину тоже не было. Зимой для тепла окна закрывались снаружи соломенными матами или просто заваливались копнами соломы.

Слайд 6

ПЕЧЬ Что мы видим при входе в избу? Печь, которая служила одновременно и источником тепла, и местом приготовления пищи, и местом для сна, использовалась при лечении от самых различных заболеваний. Начиная возводить избу, сначала определяли, где сложить печь, и лишь после этого делали планировку остальных помещений. Отсюда и пошли знаменитые пословицы и поговорки: «Плясать от печки» и «Догадлив крестьянин — на печи избу поставил». Печку строили на настиле массивного сруба — опечье , а под ним оставляли пустое место — подпечье . На опечье хранили всю печную утварь: ухваты, кочерги, лопаты для выпечки хлеба. В подпечье зимой сажали кур, чтобы они грелись и лучше несли яйца.

Слайд 7

Интересный факт: Печка и зола в деревнях использовались для стирки. Для этого золу смешивали с водой, настаивали несколько дней и получали мыльный на ощупь раствор – концентрированный настолько, что его приходилось дополнительно разводить водой, иначе одежда при стирке таким сильным щелоком могла быстрее изнашиваться. Женщина складывала белье в чугунный горшок, наполненный водой, опускала туда мешочек с золой и ставила в печь. После кипячения с темно-серой золой белье становилось не только белоснежным, но и более прочным.

Слайд 8

КУХОННАЯ УТВАРЬ Утварь - это посуда для заготовки, приготовления и хранения пищи, подачи ее на стол; различные емкости для хранения предметов домашнего обихода, одежды; предметы для личной гигиены и гигиены жилища; предметы для разжигания огня, хранения и употребления табака и для косметических принадлежностей . В поверьях русского народа горшок часто выступает как оберег. В Вятской губ., например, чтобы предохранить кур от ястребов и ворон, на забор вешали вверх дном старый горшок. Это делалось обязательно в Великий четверг до восхода солнца, когда были особенно сильны колдовские чары. Горшок в этом случае как бы впитывал их в себя, получал дополнительную волшебную силу.

Слайд 9

КРАСНЫЙ УГОЛ В русской избе всегда по диагонали от печи располагался красный угол, где мы можем увидеть иконы, Библию, молитвенные книги, изображения предков – те объекты, которым придавалась высшая культурная ценность. Красный угол – священное место в доме, что подчеркивается его названием: красный – красивый, торжественный, праздничный. Вся жизнь была ориентирована на красный (старший, почетный, божий) угол. Здесь трапезничали, молились, благословляли, именно к красному углу были обращены изголовья постелей. Иконы должны были обязательно стоять, а не висеть, так как почитались «живыми».

Слайд 10

СТОЛ Неотъемлемая часть избы – стол. Уставленный яствами стол – символ изобилия, процветания, полноты, устойчивости. Здесь сконцентрирована и будничная, и праздничная жизнь человека, сюда сажают гостя, сюда кладут хлеб, святую воду. Стол уподобляется святыне, алтарю, что накладывает отпечаток на поведение человека за столом и вообще в красном углу («Хлеб на стол, так стол престол, а хлеба ни куска – так и стол доска»). В различных обрядах особое значение придавалось передвижениям стола: во время трудных родов стол выдвигали на середину избы, в случае пожара из соседней избы выносили стол, покрытый скатертью, и обходили с ним кругом загоревшиеся строения.

Слайд 11

Возникновение образа «Избушки на курьих ножках» исторически связывается с деревянными срубами, которые в древности на Руси ставились на пеньки с обрубленными корнями, чтоб предохранить дерево от гниения. В словаре В. И. Даля сказано, что « куръ » — это стропила на крестьянских избах. В болотистых местах избы строили именно на таких стропилах. В Москве одна из старинных деревянных церквей называлась «Никола на курьих ножках», поскольку из-за болотистости местности стояла на пеньках. Изба на курьих ножках — на самом деле они КУРНЫЕ, от слова курная изба. Курными избами назывались избы, топившиеся «по-чёрному», то есть, не имевшие печной трубы. Использовалась печь без дымохода, называвшаяся «курной печью» или «чёрной». Дым выходил наружу через двери и во время топки висел под потолком толстым слоем, отчего верхние части бревен в избе покрывались копотью.

Слайд 12

КАК И ЧЕМ ГЛАДИЛИ В СТАРИНУ Рубель и скалка. Рубель представлял собой прямоугольную доску с рукоятью: на нижней стороне были вырезаны, вырублены поперечные скругленные зарубки, а верхняя, лицевая сторона зачастую украшалась резьбой. Для того, чтобы погладить, хозяйка складывала одежду, скатерть, полотенце вдоль, стараясь придать ей ту же ширину, что и у скалки.И обворачивали ими скалку, образуя тугой сверток. Рубель клали сверху и от края стола прокатывали вперед , размягчая и разглаживая льняную ткань - катали . И это был механический способ глаженья.

Слайд 13

ПЕРВЫЕ УТЮГИ Такой утюг в деревенской жизни был вещью дорогой и редкой, и оттого служил зачастую показателем благосостояния (как и самовар, например). Во-вторых, технология глаженья по сравнению с катанием белья рубелем была даже более трудоемкой. Различали два основных типа утюгов – портняжные и прачечные, хотя в ходу в домах были и те и другие. Портняжный утюг, по сути, был остроносым бруском из чугуна с ручкой. Его накаляли на огне и осторожно брали прихваткой за ручку, чтобы не обжечься. Такие утюги были самых разных размеров – от совсем небольших, для глажения мелких складок на одежде, до гигантов, поднять которые мог только мужчина.

Слайд 14

КРОВАТЬ Непременной принадлежностью горницы была нарядно убранная, с большим количеством подушек кровать, а около божницы висели в рамах фотографии родни и часы-ходики .

Слайд 15

ЛЮЛЬКА Маленькие дети спали в колыбели. Как только их не называли: люлька, зыбка, качалка, баюкалка , колыска , ванек-встанек , но какое бы название не носили эти замечательные кроватки, предназначались они для одного - удобного сна маленького человечка. Чаще люльку вешали в задней части избы, рядом с подтопком. В толстое потолочное бревно вбивали кольцо, на него вешался моток проволоки, так называемый «качок», на который и вешалась на веревках люлька. Качать такую люльку можно было при помощи специального ремешка рукой, а в случае занятости рук, и ногой. «Рулить» люлькой надо было умеючи: чуть посильнее качнешь , и, кувырк , младенец на полу. Часто « рулить» доверяли несовершеннолетним: девочкам 7-8 лет , среди которых обнаруживались настоящие таланты – « славные пестуньи», которые легко могли угомонить слишком резвого дитятку. Кстати, качать пустую люльку строго-настрого возбранялось , иначе не видать малышу спокойных снов. Эта примета дошла и до наших дней.

Слайд 16

ПРЯЛКА Прялка и веретено - древнейшие орудия женского труда. Прялка служила свадебным даром жениха невесте. Такой затейливый предмет не только украшал крестьянскую избу, но и согревал душу неутомимой пряхе, в полном смысле скрашивал бесконечный монотонный труд . Прялка была ценным подарком: отец дарил ее дочери , жених - невесте, муж - жене. В некоторых местах , по обычаю, жених должен был изготовить прялку собственноручно, а старую родительскую сломать в знак помолвки. Поэтому такой важный в крестьянском обиходе предмет украшали особенно тщательно. Красивую прялку-подарок берегли, передавали из поколения в поколение. Пряли на веселых сборищах деревенской молодежи - посиделках - и у себя по избам. В прежние времена девочку сажали за прялку лет с семи. Она должна была напрясть и наткать столько, чтобы хватило и на приданое, и на подарки родне. После замужества женщина занималась этой работой урывками. В тех местностях, где прядение составляло промысел, женщина за прялкой проводила всю молодость.

Слайд 17

Ребята охотно посещают музей и знакомятся с русскими народными традициями и обычаями.