Главные вкладки

    Внеурочная деятельность в школе

    Карпова Татьяна Николаевна

    Внеурочная деятельность в школе. Публичный доклад.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

    «Средняя общеобразовательная школа № 7» города Когалыма

    ( МАОУ СОШ № 7)

    ул. Степана Повха,  д. 13,  г. Когалым, Ханты -Мансийский автономный округ  – Югра, (Тюменской области), 628485 факс (34667)  2-33-75, тел.  (34667) 2-31-32, ОКПО 54104196, ОГРН 1028601442682, ИНН\КПП 8608040594\860801001 р\с 40701810100003000007  в РКЦ  Сургут г.Сургут

    ПУБЛИЧНЫЙ ДОКЛАД

    из опыта организации внеурочной деятельности

    Карпова Татьяна Николаевна

    Педагог дополнительного образования


    "Любое знание становится настоящим знанием, только тогда,

    когда оно становиться личностным опытом"

    В.Н.Банников

    Школа – единственный социальный институт, через который проходят все граждане России. Ценности личности, конечно, в первую очередь формируются в семье. Но наиболее системно, последовательно и глубоко духовно-нравственное развитие и воспитание личности происходит в сфере образования. Поэтому именно в школе должна быть сосредоточена не только интеллектуальная, но и духовная, культурная жизнь школьника.

    Духовно-нравственное развитие и воспитание в школе осуществляется согласно программе воспитательной работы школы «Наш дом Россия», а также через уроки, внеурочную деятельность (в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (ФГОС НОО) основная образовательная программа начального общего образования реализуется образовательным учреждением, в том числе, и через внеурочную деятельность), дополнительное образование, внеклассную работу, часы  общения, является первостепенной задачей современной образовательной системы и представляет собой важный компонент социального заказа для образования. 

    Одним из ярких примеров духовно-нравственного развития и воспитания в нашей образовательной организации  является работа творческих объединений, художественных студий по программе «Народное искусство и художественное творчество.1-4 класс», разработанной в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основании учебно-методического пособия В.Н.Банникова.

     По средством данной программы учащиеся учатся ценить произведения искусства, создавать творческие работы, переосмысливая увиденное и услышанное  на занятиях.        Народное искусство, выступает, как часть культуры, в интеграции с другими видами искусства. Содержание учебных занятий позволяет более глубже погрузиться в «Истоки» традиционной художественной культуры. 

    Истоки многих традиционных видов рукоделия уходят в глубь веков, поэтому и отношение к народному искусству должно быть особенным. Вот что писал по этому поводу А.С. Пушкин: «Уровень культуры эпохи, как и отдельного человека, определяется отношением к прошлому».

    Самобытную традиционную художественную культуру народов России сложно вписать в пространство современного глобализированного общества.  Декоративно-прикладное, народное искусство – удивительные виды творчества, дающие возможность раскрыть свои способности любому человеку. В последние годы можно наблюдать следующую особенность – чем больше красивых и нужных вещей продают в магазинах, тем большее количество людей берут в руки различные инструменты и пытаются создать особые и неповторимые изделия.

    История страны, как в зеркале, отражается в судьбах ее граждан. Чем больше изучаешь жизнь своих предков, тем лучше познаешь нюансы крупных исторических событий, более точно понимаешь их влияние на судьбы людей. А Родина каждого человека начинается с города, села, с улицы и с дома, в котором он живёт. Каждый человек связан с прошлым, настоящим и будущим своей страны, поэтому необходимо, чтобы дети хорошо знали свои истоки, историю, культуру своего края.

    Программа состоит из модулей: в течение трех первых четвертей реализуется модуль «Роспись по дереву», где учащиеся  знакомятся с азами искусства, путешествуют по разным городам нашей России-матушки, изучают традиции народов населяющих нашу необъятную Родину, а также: породы деревьев и их декоративные качества, виды росписи, основы цветоведения, основные сведения о композиции, построение композиции с различными видами орнамента, роспись художественных изделий из дерева и т.д.; приобретают навыки ведения последовательной работы над композицией, поэтапного проведения всей работы – от начала до завершения, а во втором полугодии: 3,4 четверти - модуль «Народное искусство и художественное творчество». Модули  взаимосвязаны между собой по тематике и дополняют друг друга, например 2 класс, модуль «Роспись по дереву», тема «Орнамент и его виды. Построение композиции с различными видами орнамента» взаимосвязана с темами модуля «Народное искусство и художественное творчество» УМК В.Н. Банникова: «Древо жизни - древо моих предков. Орнамент. Вышивка. Росписи», «Птица - счастье. Орнамент. Домовая резьба. Вышивка. Росписи».

    Программой предусмотрено, чтобы каждое занятие было направлено на овладение основами народных художественных промыслов России и современного искусства, на приобщение детей к активной познавательной и творческой работе. Процесс обучения  строится на единстве активных и увлекательных методов и приемов учебной работы, при которых в процессе усвоения знаний, законов и правил у учащихся развиваются творческие начала. В целях отработки первоначальных умений и навыков по отдельным приемам и операциям в необходимых случаях могут проводиться упражнения учебно-тренировочного характера. Чтобы занятия были увлекательными и интересными, а работа вызывала у детей чувство радости и удовлетворения, созданы условия для проведения образовательного процесса, при которых познавательная и созидательная деятельность переплетаются с процессом наглядности. 

    На занятиях создана структура деятельности, создающая условия для творческого развития воспитанников на различных возрастных этапах и предусматривающая их дифференциацию по степени одаренности.

    Одним из новых видов деятельности стало для педагогов отслеживание результатов реализации пилотной площадки и оценка достижений результатов внеурочной деятельности.

    Оценка результатов данной программы осуществляется  на трех уровнях:

    •представление коллективного результата группы обучающихся в рамках одного направления (результаты работы кружка, детского объедения, системы мероприятий, лагерной смены и т. п.);

    индивидуальная оценка результатов внеурочной деятельности каждого обучающегося;

    качественная и количественная оценка эффективности деятельности ОУ по направлениям внеурочной деятельности на основании суммирования индивидуальных результатов обучающихся.

    Представление коллективного результата группы обучающихся в рамках данного направления происходит на общешкольных праздниках (мероприятии) "Фестиваль Дружбы народов", "Дари добро и радость людям", "Венок  Когалыма"  в форме творческой презентации, творческого отчёта, выставки работ.

              Для индивидуальной оценки результатов внеурочной деятельности каждого обучающегося используется портфолио – накопительная система оценивания, характеризующая динамику индивидуальных образовательных достижений. На общешкольном празднике «Путь к совершенству» в конце учебного года объявляются результаты и награждаются обучающиеся, набравшие максимальное количество баллов по данному направлению.

    Для оценки эффективности деятельности ОУ внеурочной деятельности «Народное искусство и художественное творчество. 1-4 класс» используется карта достижений, в которую вносятся индивидуальные результаты учащихся.

    Система оценки  результатов внеурочной деятельности

    Система оценки результатов

    Индивидуальная  оценка

    Коллективный результат

    Оценка эффективности по направлениям внеурочной деятельности

    Основные функции оценки

    Диагностирующая

    Диагностирующая и корректирующая

    Диагностирующая и контролирующая

    Форма предоставления результатов

    Портфолио

    Творческий отчет / презентация и пр.

    Карта достижений (суммирование индивидуальных результатов обучающихся в рамках одного направления)./

    Содержание

    • Оценка освоения программы внеурочной деятельности (педагог).
    • Участие в мероприятиях различного уровня.
    • Дипломы, сертификаты, награды и пр.
    • Самоанализ
    • Др.
    • Продукт совместной деятельности / проекта.
    • Внешняя экспертиза коллективного творчества
    • Награды, сертификаты, поощрения.
    • Материалы рефлексии
    • Индивидуальные результаты в рамках одного направления (зам. дир по ВР)
    •  Продукт мультипректа – проекта, организованного в рамках одного направления (куратор проекта).

    Этапы диагностики

    Входная диагностика, диагностика в конце года и по окончании освоения программы (как показатели динамики)

    В конце года или отчетного периода.

    В конце года.

    По окончании мультипректа.

    Формы оценивания

    Персонифицированная и Неперсонифицированная

    Неперсонифицированная

    Неперсонифицированная

    Инструменты оценивания

    Критерии оценки портфолио (Положение о портфолио).

    Критерии оценки проекта (Положение о проектной деятельности, экспертный лист оценки проекта на НПК)

    Критерии оценки продуктов деятельности (Положения о творческих праздниках гимназии).

    Критерии оценки проекта (Положение о проектной деятельности, экспертный лист оценки проекта на НПК)

    Для представления результатов достижений используются также такие формы, как выставка достижений учащихся, самооценка, оценка проекта, педагогический мониторинг, практические работы, творческие работы, самоанализ, наблюдения и др.

    По результатам мониторинга обучающихся можно сделать вывод о том, что в рамках апробации данной программы происходит расширение культурно-исторической деятельности обучающихся в условиях постижения народного искусства через славянскую мифологию. Благодаря славянским мифам дети попадают во времена совместной жизни людей и богов, где добро традиционно побеждает зло, справедливость превыше принципов, а помощь друг другу идет от чистого сердца, чистой совести. В результате чего мы получаем прорастание духовно-нравственных качеств обучающихся.

    Внеурочная деятельность позволяет ребенку раскрываться как личности. Внеурочная деятельность в условиях внедрения ФГОС приобретает новую актуальность, ведь именно стандарты закрепили обязательность ее организации, это ресурс, позволяющий школе достичь нового качества образования. Внеурочная деятельность позволяет ребенку выбрать область интересов, развить свои способности.

    Почему именно в начальной школе уделяется особое внимание внеурочной деятельности?

    Школа после уроков – это мир творчества, проявления и раскрытия каждым ребенком своих интересов, своих увлечений, своего «Я». В это время ребенок делает свои первые шаги в определении своих личностных интересов, ищет себя в социуме. Школа совместно с родителями должна помочь решить ему эту задачу, дать возможность попробовать себя в различных сферах жизнедеятельности.

     Главное при этом — осуществить взаимосвязь и преемственность общего и дополнительного образования как механизма обеспечения полноты и цельности образования. Их интеграция даёт следующие положительные результаты:

    1. Наблюдается положительная динамика в изменении качества знаний учащихся;

    2. Уменьшается также количество «трудных» детей;

    3. Результаты анкетирования, показали, что 87% родителей положительно оценивают деятельность педагогов во внеурочной деятельности, а также считают, что занятия в кружках помогают детям лучше учиться, а также находить общий язык со сверстниками и с учителями.

    4. Повысилась социальная активность учащихся, они принимают активное участие в конкурсах различного уровня, занимая призовые места. Дети  с удовольствием участвуют в выставках и викторинах. Ребята стали проявлять способности к оригинальному мышлению и стремление к творчеству.

    Важно заинтересовать ребенка занятиями после уроков, чтобы школа стала для него вторым домом. Интересное дело найти каждому, суметь открыть и показать успех каждого – вот в чём смысл нашей внеурочной деятельности. Таким образом, внеурочная деятельность направлена не только на выработку самостоятельных исследовательских умений, но и способствует развитию творческих способностей и логического мышления, объединяет знания, полученные в ходе учебного процесса на разных предметах, и приобщает к конкретным жизненно важным проблемам.

    Школа осмысленного знания... Она строится не на односторонней передаче уже существующей картины мира, а на познавательном интересе ученика, решении проблемных вопросов, умении применять знания в новых ситуациях, росте личностных результатов ребёнка, его гармоничном развитии, выработке умения преодолевать трудности. Тесное взаимодействие семьи, школы, института социального партнёрства поможет нашим детям стать успешными в жизни.