Духовно-нравственное развитие: проблемы – традиции – перспективы

Карпова Татьяна Николаевна

Реализация духовно-нравственного воспитания серез программу "Народное искусство и художественное творчесвто"

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Духовно-нравственное развитие: проблемы – традиции – перспективы»

Реализация духовно-нравственного воспитания через программу

 «Народное искусство и художественное творчество»

        Школа – единственный социальный институт, через который проходят все граждане России. Ценности личности, конечно, в первую очередь формируются в семье. Но наиболее системно, последовательно и глубоко духовно-нравственное развитие и воспитание личности происходит в сфере образования. Поэтому именно в школе должна быть сосредоточена не только интеллектуальная, но и духовная, культурная жизнь школьника.

        Духовно-нравственное развитие и воспитание в школе осуществляется согласно программе воспитательной работы школы «Наш дом Россия», а также через уроки, внеурочную деятельность, дополнительное образование, внеклассную работу, часы  общения, является первостепенной задачей современной образовательной системы и представляет собой важный компонент социального заказа для образования.

        Одним из ярких примеров духовно-нравственного развития и воспитания в нашей образовательной организации  является работа творческих объединений, художественных студий по программе «Народное искусство и художественное творчество.1-4 класс», разработанной в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основании учебно-методического пособия В.Н.Банникова. По средством данной программы учащиеся учатся ценить произведения искусства, создавать творческие работы, переосмысливая увиденное и услышанное  на занятиях.        

        Цель программы - ввести детей в мир русской народной культуры, способствовать принятию ими нравственных ценностей русского народа (единство человека и природы, любовь к родной земле, милосердие, трудолюбие и т.д.).

        На занятиях создана структура деятельности, создающая условия для творческого развития воспитанников на различных возрастных этапах и предусматривающая их дифференциацию по степени одаренности.

        Основные дидактические принципы программы: доступность и наглядность, последовательность и систематичность обучения и воспитания, учет возрастных и индивидуальных особенностей детей. Например, в группе первого года обучения дети  выполняют творческие задания, в группе второго года – тоже, но на более сложном творческом и техническом уровне, оттачивая свое мастерство, исправляя ошибки.

        Программа состоит из модулей: в течение трех первых четвертей реализуются модули «Роспись по дереву», «Мастерилка», где учащиеся  знакомятся с азами искусства, путешествуют по разным городам нашей России-матушки, изучают традиции народов населяющих нашу необъятную Родину, а также: породы деревьев и их декоративные качества, виды росписи, основы цветоведения, основные сведения о композиции, построение композиции с различными видами орнамента, роспись художественных изделий из дерева и т.д.; приобретают навыки ведения последовательной работы над композицией, поэтапного проведения всей работы – от начала до завершения, а во втором полугодии: 3,4 четверти - модуль «Народное искусство и художественное творчество» учебно-методичсекого пособия разработанного В.Н. Банниковым. Модули  взаимосвязаны между собой по тематике и дополняют друг друга: 2 класс-тема модуля «Роспись по дереву»- «Орнамент и его виды. Построение композиции с различными видами орнамента» взаимосвязана с темами модуля «Художественное творчество» УМК В.Н. Банникова: «Древо жизни - древо моих предков. Орнамент. Вышивка. Росписи», «Птица - счастье. Орнамент. Домовая резьба. Вышивка. Росписи»; модуль «Мастерилка» - темы «Ниточная страна», «Веселый лоскуток» взаимосвязаны с темами УМК «Кукла скрутка. Тряпичная кукла-скрутка».

         Программой предусмотрено, чтобы каждое занятие было направлено на овладение основами народных художественных промыслов России и современного искусства, на приобщение детей к активной познавательной и творческой работе. Процесс обучения  строится на единстве активных и увлекательных методов и приемов учебной работы, при которых в процессе усвоения знаний, законов и правил у учащихся развиваются творческие начала. В целях отработки первоначальных умений и навыков по отдельным приемам и операциям в необходимых случаях могут проводиться упражнения учебно-тренировочного характера.

        Одно из главных условий успеха обучения детей и развития их творчества – это индивидуальный подход к каждому ребенку. Важен и принцип обучения и воспитания в коллективе. Он предполагает сочетание коллективных, групповых, индивидуальных форм организации на занятиях.

        Для качественного развития творческой деятельности юных художников, мастеров, умельцев программой предусмотрено:

- предоставление ребенку свободы в выборе деятельности, в выборе способов работы, в выборе тем;

- система постоянно усложняющихся заданий с разными вариантами сложности, это обеспечивает овладение приемами творческой работы всеми обучающимися;

-в каждом задании предусматривается исполнительский и творческий компонент;

-создание увлекательной, но не развлекательной атмосферы занятий;

-создание ситуации успеха, чувства удовлетворения от процесса деятельности;

-  объекты творчества обучающихся имеют значимость для них самих и для общества;

        Ребятам предоставляется возможность выбора художественной формы, художественных средств выразительности. Они приобретают опыт художественной деятельности. Если развивать у ребенка только фантазию или учить только, копировать, не связывая эти задания с грамотным выполнением работы, значит, в конце концов, загнать ученика в тупик. Поэтому, традиционно совмещаются правила рисования с элементами фантазии. Теоретические знания по всем разделам программы даются на самых первых занятиях, а затем закрепляются в практической работе. Практические занятия и развитие художественного восприятия представлены в программе в их содержательном единстве. Применяются такие методы, как беседы, объяснения, лекции, игры, конкурсы, выставки. Некоторые занятия проходят в форме самостоятельной работы, где стимулируется самостоятельное творчество. В начале каждого занятия несколько минут отведено теоретической беседе, завершается занятие просмотром работ и их обсуждением. Широко применяются занятия по методике «мастер-класс», когда педагог вместе с обучающимися выполняет работу, последовательно комментируя все стадии ее выполнения, задавая наводящие и контрольные вопросы по ходу выполнения работы, находя ученические ошибки и подсказывая пути их исправления.

        Наглядность является самым прямым путем обучения в любой области, а особенно в изучении народного искусства и художественного творчества. Программа обеспечена разнообразными видами методической продукции разработанной кандидатами педагогических наук  Л.Н. Устенко, Т. Я. Шпикаловой, В.Н. Банниковым, так и педагогами школы -  это разработки художественно-творческих пособий, адаптированных для  младшего школьного возраста.         

        Чтобы занятия были увлекательными и интересными, а работа вызывала у детей чувство радости и удовлетворения, созданы условия для проведения образовательного процесса, при которых познавательная и созидательная деятельность переплетаются с процессом наглядности (использование на занятиях средств мультимедиа, документ-камеры и т.д.). Такая установка не только соответствует возрасту детей, для которых предназначена программа, но и помогает выявить творческие способности детей с учетом возраста и индивидуальности каждого ребенка, ведь дети, занимающиеся внеурочной деятельностью с разной степенью одаренности и различным уровнем исходной базовой подготовки. Поэтому так важно обеспечить индивидуальный подход к каждому ребенку. Наглядность помогает педагогу выстроить образовательный процесс по принципу от простого к сложному; освоить материал  в соответствии с индивидуальными возможностями ребенка, создав при этом каждому ситуацию успеха, ведь каждый ребенок – уникальная личность. Он обладает своим характером, темпераментом, чувствами, увлечениями. У каждого – свой ритм и темп работы. Например, ученицы 3 класса обучающиеся по данной программе уже 2 год: Шаброва Полина и Шаброва Софья - близнецы, похожи как две капли воды не только внешне, но и внутренне, но совершенно с разными способностями и подходами к решению задач.

        Одним из новых видов деятельности стало для педагогов отслеживание результатов реализации пилотной площадки и оценка достижений результатов внеурочной деятельности учащихся, воспитанников.

        Оценка результатов данной программы осуществляется  на трех уровнях:

•представление коллективного результата группы обучающихся;

•индивидуальная оценка результатов внеурочной деятельности каждого обучающегося;

•качественная и количественная оценка эффективности деятельности ОУ по направлениям внеурочной деятельности на основании суммирования индивидуальных результатов обучающихся.

        Представление коллективного результата происходит на общешкольных праздниках (мероприятиях):  "Фестиваль Дружбы народов", "Дари добро и радость людям", "Венок  Когалыма"  в форме творческой презентации, творческого отчёта, выставки работ.

        Для индивидуальной оценки результатов внеурочной деятельности каждого обучающегося используется портфолио – накопительная система оценивания, характеризующая динамику индивидуальных образовательных достижений.

        Для оценки эффективности деятельности ОУ внеурочной деятельности «Народное искусство и художественное творчество. 1-4 класс» используется карта достижений, разработанная педагогами, в которую вносятся индивидуальные результаты учащихся.

        Для представления результатов достижений используются также такие формы, как выставка достижений учащихся (1-2 раза в год), самооценка, оценка проекта, педагогический мониторинг (диагностика учащихся 4 раза в год - вводная, текущая, промежуточная, итоговая), практические работы, творческие работы, самоанализ, наблюдения и др.

        Изучение народной культуры не только способствует развитию личности ребёнка, его познавательного, коммуникативного, физического, эстетического потенциалов, но и воспитывает его духовно через приобщение к истокам культур, традициям и обычаям. На занятиях формируются навыки межличностного общения, что помогает вести работу по сплочению коллектива, вовлекать в воспитательный процесс родителей.

        Главным результатом реализации программы в МАОУ СОШ №7 стало создание каждым ребенком своего оригинального продукта, а главным критерием оценки ученика является не столько его талантливость, сколько его способность трудиться, способность упорно добиваться достижения нужного результата. Следует учитывать, что в связи с индивидуальными особенностями учащихся, результативность в усвоении учебного материала может быть различной.

        В 2016-2017 учебном году на базе нашей образовательной организации был реализован проект "Ярмарка мастеров".  Проект реализован в рамках учебной и внеучебной деятельности. При планировании и организации тематических мероприятий в рамках реализации Проекта учитывались условия многонациональности учеников школы, особый акцент уделялся формированию культуры межнационального общения и на этой основе формированию у детей чувства интернационализма, толерантности и т.д.

        Реализация проекта позволила:

  • сплочение творческого коллектива школьников,
  • обеспечение исторической преемственности поколений,
  • сохранение, распространение и развитие национальной культуры,
  • воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию русского народа.

        

Страница