Организация и проведение мониторинга эффективности внеурочной деятельности в системе художественного образования "Народное искусство и художественное творчество. 1-4 класс" В. Н. Банникова

Карпова Татьяна Николаевна

Мониторинг эффективности внеурочной деятельности в системе художесвтенного образования, оценка результаттов программы, система оценки результатов

Скачать:


Предварительный просмотр:

Карпова Т.Н. Выступление.

Организация и проведение мониторинга эффективности внеурочной деятельности в системе художественного образования

"Народное искусство и художественное творчество. 1-4 класс"

 В. Н. Банникова.

"Любое знание становится настоящим знанием, только тогда,

когда оно становиться личностным опытом"

В.Н.Банников

На основании приказа Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа Югры от 31 марта 2014 года № 344 нашей образовательной организации присвоен статус пилотной площадки по апробации учебно-методического пособия В.Н. Банникова "Внеурочная деятельность «Народное искусство и художественное творчество. 1-4 класс".

Педагогами школы составлена и реализуется программа внеурочной деятельности «Народное искусство и художественное творчество. 1-4 класс» в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, разработанной в соответствии с методическим пособием В.Н.Банникова. В связи с этим, учителю, педагогу дополнительного образования требуются новые знания, подходы  к организации этой деятельности, отслеживанию результатов и планированию дальнейшей работы.          

Одним из новых видов деятельности стало для педагогов отслеживание результатов реализации пилотной площадки и оценка достижений результатов внеурочной деятельности.

Оценка результатов данной программы осуществляется  на трех уровнях:

•представление коллективного результата группы обучающихся в рамках одного направления (результаты работы кружка, детского объедения, системы мероприятий, лагерной смены и т. п.);

индивидуальная оценка результатов внеурочной деятельности каждого обучающегося;

качественная и количественная оценка эффективности деятельности ОУ по направлениям внеурочной деятельности на основании суммирования индивидуальных результатов обучающихся.

Представление коллективного результата группы обучающихся в рамках данного направления происходит на общешкольных праздниках (мероприятии) "Фестиваль Дружбы народов", "Дари добро и радость людям", "Венок  Когалыма"  в форме творческой презентации, творческого отчёта, выставки работ.

          Для индивидуальной оценки результатов внеурочной деятельности каждого обучающегося используется портфолио – накопительная система оценивания, характеризующая динамику индивидуальных образовательных достижений. Анализ работы над портфолио и исчисление итоговой оценки проводится комиссией, которая создается приказом руководителя ОУ. В состав комиссии входят: классный руководитель, члены школьного парламента- кабинет министров р/р "Эколандия", педагоги психологи и социальные педагоги и т.д. По результатам оценки портфолио выявляются учащиеся, набравшие наибольшее количество баллов в классе, параллели, школе. Определяются победители и лауреаты в различных номинациях. На общешкольном празднике «Путь к совершенству» в конце учебного года объявляются результаты и награждаются обучающиеся, набравшие максимальное количество баллов по данному направлению.

Для оценки эффективности деятельности ОУ внеурочной деятельности «Народное искусство и художественное творчество. 1-4 класс» используется карта достижений, в которую вносятся индивидуальные результаты учащихся.

Для представления результатов достижений используются также такие формы, как выставка достижений учащихся, самооценка, оценка проекта, педагогический мониторинг, практические работы, творческие работы, самоанализ, наблюдения и др.

Система оценки  результатов внеурочной деятельности

Система оценки результатов

Индивидуальная  оценка

Коллективный результат

Оценка эффективности по направлениям внеурочной деятельности

Основные функции оценки

Диагностирующая

Диагностирующая и корректирующая

Диагностирующая и контролирующая

Форма предоставления результатов

Портфолио

Творческий отчет / презентация и пр.

Карта достижений (суммирование индивидуальных результатов обучающихся в рамках одного направления)./

Содержание

  • Оценка освоения программы внеурочной деятельности (педагог).
  • Участие в мероприятиях различного уровня.
  • Дипломы, сертификаты, награды и пр.
  • Самоанализ
  • Др.
  • Продукт совместной деятельности / проекта.
  • Внешняя экспертиза коллективного творчества
  • Награды, сертификаты, поощрения.
  • Материалы рефлексии
  • Индивидуальные результаты в рамках одного направления (зам. дир по ВР)
  •  Продукт мультипректа – проекта, организованного в рамках одного направления (куратор проекта).

Этапы диагностики

Входная диагностика, диагностика в конце года и по окончании освоения программы (как показатели динамики)

В конце года или отчетного периода.

В конце года.

По окончании мультипректа.

Формы оценивания

Персонифицированная и Неперсонифицированная

Неперсонифицированная

Неперсонифицированная

Инструменты оценивания

Критерии оценки портфолио (Положение о портфолио).

Критерии оценки проекта (Положение о проектной деятельности, экспертный лист оценки проекта на НПК)

Критерии оценки продуктов деятельности (Положения о творческих праздниках гимназии).

Критерии оценки проекта (Положение о проектной деятельности, экспертный лист оценки проекта на НПК)

Диагностика художественно-творческих способностей учащихся:

  1. «5  РИСУНКОВ» (Н.А.Лепская)
  2. Диагностики эстетического восприятия учащихся (авторы  Е.Торшилова и Т.Морозова)
  3. Диагностика чувства формы (Тест «Геометрия в композиции»).
  4. Тест «Громкий — Тихий», тест  «МАТИСС», тест  «ЛИЦА», тест «ВАН ГОГ», тест «БАБОЧКА».
  5. Метод творческих заданий, разработанный Р. В. Овчаровой (дорисовывание фигур и различных линий);
  6. Тесты Гилфорда (в модификации В. М. Сорокина).
  7. Участие в выставках, конкурсах.

На протяжении 2-х лет учащиеся занимающиеся по программе разработанной педагогами на основании методического пособия В.Н. Банникова являются активными участниками олимпиады по изобразительному искусству и ДПИ «Инфоурок»; городских выставок-конкурсов "И славим мы тот самый Май Победный"; предстоящего городского конкурса-выставки "Под небом голубым есть город Когалым"; всероссийского конкурса проектов "Алые паруса"; всероссийских и международных конкурсов "Талантоха" и т.д.

Садовая Е.Л.

Мониторинг эффективности внеурочной деятельности по результатам реализации пилотной площадки

 внеурочной деятельности

 «Народное искусство и художественное творчество. 1-4 класс»

Цель мониторинга – создание системы организации, сбора, обработки и распространения информации,  отражающей результативность внеурочной деятельности в соответствии с ФГОС ООО.

Объекты мониторинга: все участники образовательного процесса (обучающиеся, родители, педагоги).

Предмет мониторинга: состояние управления процессом организации внеурочной деятельности

Задачи мониторинга:

  • получение комплексной информации об уровне управления процессом организации внеурочной деятельности;
  • отбор программ внеурочной деятельности с положительной динамикой результатов,  изучение и представление опыта работы их руководителей;
  • организация оперативного реагирования на негативные тенденции в системе внеурочной деятельности;
  •  подготовка ежегодных отчетов по результатам мониторинга;
  • подготовка методических рекомендаций для организации внеурочной деятельности.

Основные принципы организации и проведения мониторинга

  • использование информационных данных и системы мониторинговых показателей (индикаторов), наиболее полно и достоверно характеризующих исследуемое явление;
  • осуществление мониторинга в течение более или менее длительного срока с определенными интервалами сбора информации;
  • взаимосвязь мониторинговых исследований на всех уровнях, иерархичность построения системы мониторинга, подчиненность «нижних» уровней «верхним».

Мониторинг предполагает примерные показатели определения результативности реализации Программы:

  • рост личностных достижений всех субъектов деятельности;
  • удовлетворенность участников внеурочной деятельности уровнем и качеством образовательных услуг;
  • востребованность форм и мероприятий внеурочной деятельности;
  • расширение познавательных интересов, образовательных запросов  обучающихся в рамках учебной и внеурочной работы;
  • положительная динамика участия школьников в творческих коллективах, студиях и т.п. системы дополнительного образования школьного/районного/городского уровней;
  • положительная динамика участия в творческих конкурсах, фестивалях, выставках и т.п. школьного / районного / городского уровней;
  •  успешность участия школьников в  проектах различного уровня школьного, районного, регионального уровня (победители в % к общему кол-ву школьников);
  • расширение спектра образовательных программ  внеурочной деятельности, взаимодополняющий и интеграционный характер их содержания;
  • повышение эффективности применения педагогами продуктивных технологий в воспитании, используемых  внеаудиторных форм деятельности и активное формирование банка авторских образовательных программ, методических разработок;  
  • расширение социально-педагогического партнерства;
  • общественная экспертиза внеурочной деятельности школы (публикации, отзывы, сертификаты, экспертные заключения,  благодарности и т.п.);
  • расширение использования материально-технического и ресурсного обеспечения  внеурочной деятельности школы;
  • сохранность контингента.

Мониторинг и анализ результатов работы по программе "Внеурочная деятельность " Народное искусство и художественное творчество. 1-4 класс"

1. Анкетирование (2 раза в год)

2. Тестирование (3 раза в год):

а) тест Е. Торренс( дорисовывание фигур);

б) тест Роршака (цветовые пятна);

3. Диагностика (3 раза в год):

4. Отчетные выставки. (2 раза в год): Фестиваль Дружбы народов, День открытых дверей.

5. Конкурсы разного уровня.

        Программа  внеурочной деятельности «Народное искусство и художественное творчество. 1-4 класс» является первоосновой обучения школьников изобразительному искусству. Народное искусство, выступает, как часть культуры, в интеграции с другими видами искусства. Содержание учебных занятий позволяет более глубже погрузиться в «Истоки» традиционной художественной культуры.

        В 2016-2017 учебном году мы планируем на базе нашей образовательной организации запустить проект "Ярмарка мастеров".  Проект будет реализован в рамках учебной и внеучебной деятельности по данной программе. При планировании и организации тематических мероприятий в рамках реализации Проекта учитываются условия многонациональности учеников школы, особый акцент уделяется формированию культуры межнационального общения и на этой основе формированию у детей чувства интернационализма, толерантности.

        Реализация проекта позволит: сплочение творческого коллектива школьников, обеспечение исторической преемственности поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию русского народа.


Образец анкет для срезового опроса детей и родителей

(предложенный В.Н. Банниковым)

Выявление духовных качеств личности

средствами народного искусства

Вопросы детям

  1. Знаете ли Вы название города (поселка, деревни, села), в котором живете?
  2. Почему Ваш город (поселок, деревня, село) называется именно так?
  3. Назовите столицу края, в котором живете.
  4. Знаете ли Вы, что такое традиция?
  5. Знаете ли Вы свою национальность?
  6. Знаете ли Вы традиции своего народа?
  7. Знаете ли Вы, что такое традиционная художественная культура?
  8. Знаете ли Вы, что такое устное народное творчество?
  9. Интересна ли Вам традиционная художественная культура?
  10. Как Вы объясните слова «искусство», «народное искусство»?
  11. Знаете ли Вы загадки, пословицы и поговорки?
  12. Знаете ли Вы считалки, присказки и прибаутки?
  13. Знаете ли Вы песни, попевки, заклички?
  14. Читаете ли Вы сказки?
  15. Нравится ли Вам слушать народные сказки?
  16. Надо ли знать народные былины и сказки?
  17. В Вашей семье употребляют пословицы и поговорки?
  18. Знаете ли Вы народные игры? Какие?
  19. Знаете ли Вы национальные инструменты?
  20. Умеете ли Вы играть на национальных инструментах? Каких?
  21. Хотелось бы Вам познакомиться с музыкой и танцами своего народа?
  22. Знаете ли Вы народные игрушки?
  23. Почему их называют народными?
  24. Есть ли в Вашем доме изделия народного искусства?
  25. Умеете ли вы шить, вышивать, плести из бисера?
  26. Есть ли у Вас изделия, сделанные своими руками?
  27. Какой язык Вы считаете родным?
  28. Есть ли у Вас дома народные костюмы?
  29. Есть ли у Вас дома семейный альбом, в котором есть фотографии бабушек, дедушек, прабабушек, прадедушек?
  30. Носят ли Ваши бабушки или дедушки народные костюмы?
  31. Хотели бы Вы знать язык, на котором говорили Ваши бабушки, дедушки и далекие предки?


Выявление духовных качеств личности

средствами народного искусства

Вопросы родителям

  1. Пели ли Вы своему ребенку колыбельные?
  2. Читаете (рассказываете) ли Вы своему ребенку сказки?
  3. Рассказываете ли Вы ему поучительные истории из своей жизни?
  4. Знает ли Ваш ребенок о своих прабабушках и прадедушках?
  5. Знаете ли Вы традиции своего народа?
  6. Проводите ли Вы в семье народные праздники?
  7. Имеете ли Вы фотоальбом своего рода?
  8. Занимаетесь ли Вы с ребенком совместным трудом?
  9. Есть ли у Вас дома произведения народного искусства?
  10. Обращаетесь ли Вы в разговоре с ребенком к пословицам и поговоркам?
  11. Как часто Вы читаете ребенку народные сказки и былины?
  12. Готовы ли Вы поучаствовать в демонстрации народных костюмов?
  13. Знаете ли Вы народные художественные промыслы России и Югры?
  14. Умеете ли Вы сами изготавливать предметы (изделия) народного искусства?
  15. Передаете ли Вы эти умения (опыт) своим детям?
  16. Сумеете ли Вы объяснить своему ребенку значение того или иного орнамента?
  17. Знает ли Ваш ребенок генеалогическое древо своей семьи?
  18. Обсуждаете ли Вы в семье тему своей национальной принадлежности?
  19. Знакомите ли Вы ребенка с традициями, культурой, фольклором своего рода?
  20. Знакомите ли Вы ребенка с культурой коренных народов Югры?
  21. Считаете ли Вы, что Вашему нужно ребенку изучать культуру народов Севера?
  22. Хотели бы Вы, чтоб Ваш ребенок занимался изучением народного искусства?

     23. Готовы ли Вы оказывать помощь в работе студии, где занимается Ваш ребенок?