Декоративно-прикладное искусство как средство патриотического воспитания детей

Болотникова Мария Владимировна

Доклад на тему: "Декоративно-прикладное искусство как средство патриотического воспитания детей"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_dpi.docx18.67 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА» г. ТАРКО- САЛЕ ПУРОВСКОГО РАЙОНА(МБОУ ДО «ДДТ» г. Тарко-Сале)

ТЕМА:Декоративно-прикладное искусство как средство патриотического воспитания детей

Подготовила: педагог

дополнительного образования

М.В. Болотникова

г.Тарко-Сале                                                                                                                2017г.

Патриотическое воспитание детей является одной из важных задач педагогической теории и практики. В Концепции национальной доктрины образования в Российской Федерации до 2025года подчеркивается, что главной целью общего образования  является формирование разносторонне развитой, духовно богатой, высоконравственной и образованной личности, уважающей художественное наследие, традиции и культуру народов России. Эффективным средством патриотического воспитания личностиребенка является народное  декоративно- прикладное искусство.

С учётом особенностей патриотического воспитания детей в современном обществе цель данного процесса определяется как воспитание убежденного патриота, любящего свою Родину, преданного Отечеству, готового служить ему своим трудом и защищать его интересы.

Патриот -это тот,ктолюбитсвоеотечество,предансвоемународу,

родине.

Патриотическое воспитание - это процесс взаимодействия педагога и обучающегося, направленный на развитие патриотических чувств, формирование патриотических убеждений и устойчивых норм нравственного поведения.

Идеи патриотического воспитания особенно актуальны в настоящее время, когда наблюдается рост национального самосознания, сохранения и развитие национальных культур и языков, возрождение народных традиций.

Первое чувство гражданственности и патриотизма: чувство любви к родному городу, родной природе, к своей стране. А это и есть начало патриотизма, который рождается в познании, а формируется в процессе целенаправленного воспитания.Именно поэтому родная культура, традиции творчество должны стать неотъемлемой частью души ребёнка, началом, продолжающим личность.

При знакомстве с традициями и обычаями народной культуры необходимо помнить, что старое и новое находится во взаимосвязи и взаимопонимании. Патриотическое воспитание через приобщение к национальной культуре знакомит с творческим, увлекательным подходом к народному декоративно прикладному искусству, что делает жизнь воспитанников интересной и, наполненной яркими впечатлениями, радостью творчества.

Народная игрушка своими корнями уходит в глубокую древность. Вначале учащимся было рассказано о том, как возникли первые игрушки, и знакомство начали с куклы. Ведь изначально куклы не были игрушками, и дети узнали, что первобытные люди создали изображения богов-кумиров, идолов, истуканов, чтобы чувствовать себя спокойнее. Это и были самые первые куклы. Сначала они облегчали жизнь первым людям, потом спасали множество человеческих жизней, служили оберегами от болезней, добрыми утешителями и воспитателями детей – игрушками, а также яркими сувенирами– игрушками для взрослых. И с самых древних времен до сегодняшнего дня куклы были и навсегда останутся предметом культуры и искусства.

Куклы – обереги или амулеты, спасавшие от беды и приносящие счастье, были у разных народов. Их любили, берегли, передавали по наследству. В русских крестьянских семьях игру в куклы не считали пустой забавой. Кукол дарили друг другу даже в знак любви и дружбы. Куклу сворачивали из тряпочек, наряжали в одежду из разноцветных лоскутков, украшали бусами и лентами. Кукла – это целый мир, отражающий особенности жизни того или иного народа в разные исторические эпохи. У русского народа куклы связаны с традиционными календарными праздниками крестьян. Их использовали при проведении различных обрядов в Рождество, Крещении и т.д. Такие куклы изготовляли из природных материалов: бересты, соломы, ткани, кудели и т.д. Считалось, что детские игры могут способствовать богатству, счастливому браку или же наоборот, принести несчастье. В народе замечали: когда дети много и усердно играют, в семье будет прибыль. Верили, что игрушки охраняют детский сон и покой, и как оберег клали их рядом с ребенком.
Особенно была распространена игра с простыми с точки зрения изготовления, а значит доступными куклами – закрутками. Дети могли сами сделать из разных лоскутков ткани целые семьи. Это побуждало детей к труду, творчеству, что является одним достоинством самодельной игрушки. С 5 – 6 лет дети начинали сами делать кукол. Их мастерили из шишек, веточек, свертывали из листьев, цветов, даже пряли нитки крапивы на кукольное приданое. При их изготовлении дети познавали мир природы, учились преобразовывать материал в рукотворное изделие. Наиболее распространенной игрушкой в России была тряпичная кукла.

Тряпичная кукла – это куклы, при изготовлении которых используют старинные технологии. По назначению делятся на три группы: куклы – обереги, куклы игровые и обрядовые.
Куклы – обереги. У тряпичных кукол лицо не изображалось. Это связано с древними представлениями о кукле как магическом предмете. Безликая кукла исполняла роль оберега. За две недели до рождения ребенка будущая мать помещала такую куклу – оберег в колыбель. Куклу – оберег вешали над кроватью. Верили, что она отгоняет дурные сны. В подарок на именины делали ангелочка. Игровые куклы предназначались для детских забав. Они были сшивными и свернутыми. Свернутые куклы делались без иголки и нитки. К свернутым куклам относятся и куклы закрутки.
Обрядовые куклы. Эти куклы почитали и ставили в избе, в красный угол. Они имели ритуальное значение.

Куклы в разных странах делаются по-разному. Кукла любого народа как символ культуры может рассказать о ненаписанных правилах жизни и моральных ценностях данного народа, в наряде кукол сохраняются традиции народного костюма: фасон, цвет, орнамент, украшения и т.д.Каждая мать, изготавливая кукол, старалась сохранить национальные традиции шитья, украшения. Таким образом, во все времена рукотворная кукла была средством постижения тонкостей межличностных отношений и важнейшим педагогическим инструментом, посредством которого происходила передача ценнейшего опыта жизни народа, знаний о народных традициях, обычаях и обрядах, а также различных навыков, необходимых ребенку для дальнейшей жизни. Ребенок со своей куклой переживает события собственной и чужой жизни во всех ее эмоциональных и нравственных проявлениях, доступных его пониманию.

Декоративно-прикладное искусство -является составной частью искусства народа и несет в себе духовные и эстетические ценности, накопленные трудом и талантом многих поколений, а также является одним из факторов развития личности. Посредством общения с народным искусством происходит обогащение души ребенка, прививается любовь к своему краю. Народное искусство хранит и передает новым поколениям национальные традиции и выработанные народом формы эстетического отношения к миру. Искусство народных мастеров помогает раскрыть детям мир прекрасного, развивать у них художественный вкус, любовь к своей Родине.