Дополнительное образование России как инновационный ресурс развития : традиции,опыт, обновление

Михалева Елена Викторовна

Выступление на районном фестивале педагогических идей, повещенном 100-летию дополнительного образования в России   «Дополнительное образование России как инновационный ресурс развития : традиции,опыт, обновление»       

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mihaleva_e.v.pptx2.83 МБ
Файл vystuplenie.docx32.23 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МАУ ДО «Каменский дом детского творчества» « Социальная адаптация детей с ОВЗ на занятиях творческого объединения «Сувенир» Руководитель творческого объединения «Сувенир»: Михалева Елена Викторовна

Слайд 2

Мир «особого» ребенка интересен и пуглив. Мир «особого» ребенка безобразен и красив. Неуклюж, порою странен, добродушен и открыт Мир «особого» ребенка. Иногда он нас страшит. Почему он агрессивен? Почему он так закрыт? Почему он так испуган? Почему не говорит? Мир «особого» ребенка – он закрыт от глаз чужих. Мир «особого» ребенка допускает лишь своих !

Слайд 3

Обучающийся с ОВЗ - это физическое лицо, имеющий недостатки в физическом и ( или) психологическом развитии, подтверждённые ПМПК и препятствующие получению образования без создания специальных условий.

Слайд 4

Программа дополнительного образования «Мир в ладошках» Возраст обучающихся: 8 до 14 лет Срок реализации: 2года

Слайд 5

Цель адаптированной программы «Мир в ладошках »: создание условий, обеспечивающих развитие механизмов адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья в социуме, их личностного развития посредством самовыражения в художественно-творческой деятельности .

Слайд 6

Занятия тестопластикой решают следующие задачи : Образовательные : 1. Сформировать представление детей о тестоплатике , как одном из видов художественно-творческой деятельности. 2.Формировать устойчивый интерес к художественной лепке. 3. Познакомить с технологией изготовления поделок из теста. 4. Способствовать овладению основными методам и приёмами лепки из теста. 5. Познакомить с основами проектирования в художественно-творческой деятельности.

Слайд 7

Развивающие задачи : 1. Развивать художественный вкус, фантазию, пространственное воображение, внимание, усидчивость. 2. Способствовать развитию мелкой моторики рук. 3. Развивать коммуникативные способности учащихся. 4. Способствовать развитию индивидуальной творческо-поисковой деятельности . 5. Развивать способности к личному самоопределению и самореализации.

Слайд 8

Воспитательные задачи : 1. Воспитать художественную культуру учащихся, дисциплинированность, ответственность , трудолюбие , аккуратность . 2. Формировать опыт групповой и коллективной работы.

Слайд 9

Коррекционно-развивающие задачи: 1. Корригировать и развивать сенсорную деятельность и мелкую моторику (формирование ручной умелости, развитие ритмичности, плавности движений, соразмерности движений) при работе над изделиями из соленого теста. Коррекция и развитие тактильного восприятия через лепку и раскрашивание изделий из соленого теста. 2. Формировать у учащихся навыки самостоятельной работы и самоконтроля. 3. Расширять активный словарь. 4. Тренировать образную память. 5. Развивать мыслительную и творческую деятельность. 6. Развивать целенаправленность в работе.

Слайд 10

Прогнозируемые результаты освоения программы: 1. Рост адаптационных возможностей детей с ограниченными возможностями здоровья в социуме 2. Рост личностного развития через самовыражение художественно-творческой деятельности. 3. Активизация интереса к лепке. 4. Приобретение новых знаний по технологии, методам и приемам тестопластики . 5. Активное участие в групповой и коллективной работе. 6. Умение поддерживать эмоционально-устойчивое поведение в группе коллективе. 7. Улучшение мелкой моторики рук. 8. Овладение коммуникативными навыками. 9. Адекватное оценивание своих возможностей, готовность к самовыражению.

Слайд 16

Спасибо з а внимание!!!



Предварительный просмотр:

 

Социальная адаптация детей с ОВЗ на занятиях творческого объединения «Сувенир»

   «Ребенок, развитие которого осложнено дефектом, не просто менее развитой, чем его нормальные сверстники, но развитой иначе».

Л. С. Выготский.

      Под социальной адаптацией детей с ОВЗ понимают специально организованный, непрерывный образовательный процесс привыкания ребенка к условиям социальной среды через усвоение им правил и норм поведения, принятых в обществе. С точки зрения социальной адаптации, группа детей с ОВЗ является наиболее проблемной из-за ограниченности их приспособительных возможностей. Основными причинами трудной адаптации в социуме детей с ОВЗ являются:

- Недостаток психического и физического здоровья;

- Ограниченность социального опыта;

- Неблагоприятная семейно-экономическая ситуация.

   Число детей с ограниченными возможностями год от года только увеличивается. Этому способствует множество не до конца изученных факторов. Злободневность проблемы детей с  ОВЗ в обществе только возрастает. В нашей стране вплоть до начала 21-го века проблемы людей с ограниченными возможностями, в том числе и детей, оставались «за границами» жизни здорового человека.

Социализация, обучение и развитие детей с ОВЗ происходило в специальных интернатах, практически изолированно от общества. Сейчас «оживились» и наука, и практика, и общественное сознание в отношении детей с ОВЗ. Само понятие   «ребенок с ограниченными возможностями» стало наполняться другим содержанием, приобретать не только медицинский, но и социальный смысл.

   Большой проблемой для детей - инвалидов является недостаток общения. Острота проблемы заключается в том, что дети - инвалиды не имеют возможности постоянного общения среди сверстников в силу закрытого образа жизни. Дети-инвалиды не пассивные объекты социальной помощи, а развивающиеся личности, которые имеют право на удовлетворение разносторонних социальных потребностей в познании, творчестве.

   Для таких детей предусмотрена индивидуальная форма обучения. Однако тогда с проблемой сталкивается педагог, так как нет специальных программ для обучения таких детей. Создание же программ крайне затруднено из-за огромного количества вариантов проявления дефекта. Практически программа должна создаваться под каждого ребенка индивидуально».

   В этих условиях учреждения дополнительного  образования должны быть адаптивными к потребностям и возможностям особой части своего контингента – детям с ОВЗ. Для решения проблемы адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов в социуме, их личностного развития необходимо создать условия для самовыражения через художественно-творческую деятельность. Тестопластика - один из видов декоративно-прикладного творчества, который способствует развитию художественного вкуса, фантазии, пространственного воображения, а также развивает способность к личному самоопределению и самореализации.

    Я работаю в Каменском доме творчества руководителем творческого объединения «Сувенир» Занимаюсь с детьми тестопластикой, флористикой  и  с недавних пор пластилинографией. На протяжении уже многих лет кружок тестопластики посещают не только здоровые дети, но и дети с ограниченными возможностями здоровья.

    Для детей, которые по состоянию здоровья не могут   обучаться в общеобразовательных учреждениях, с согласования администрации дома творчества мною была организована индивидуальная форма работы  в технике тестопластика и пластилинография. Прием детей на обучение  осуществляется на основе личного заявления родителей, занятия проводятся индивидуально в присутствии родителей.

   Занятия проходят на основе адаптированнной программы «Мир в ладошках» Особенность данной программы заключается в постоянном, заинтересованном и ответственном диалоге с семьей. Родители получают от меня информацию, рекомендации, пожелания.  Индивидуальные консультации для родителей значительно повышают эффективность образовательной и воспитательной деятельности.

   Мною создаётся  благоприятный психологический климат в образовательном процессе, для этого я применяю личностно значимые способы учебной работы, индивидуальные задания разных типов и уровней, индивидуальный темп работы и выбор видов учебной деятельности для каждого воспитанника

   Изучение материала происходит по принципу «от простого к сложному». За год обучения дети овладевают сначала первичными навыками и понятиями, а в дальнейшем, в процессе работы совершенствуют свои знания и умения. Учитываются не только нарушения психофизических функций, но и относительная сохранность других. Поэтому обучение осуществляется с учетом не только особенностей учащихся, но и их возможностей. Каждый ребенок с нарушениями интеллекта - это особая личность со своими учебными, двигательными возможностями, характером и поступками.

   Моя программа «Мир в ладошках» базируется на гармоничном развитии детей. Особое внимание уделяется психомоторным, художественным и интеллектуальным возможностям в зависимости от возраста и состояния здоровья. Занятия ведут к улучшению сенсорной чувствительности; развитию воображения и пространственного мышления; синхронизации работы рук в паре; улучшению психологического здоровья; умению планировать, достигать поставленных целей и т.д.

  Лепка из солёного теста (тестопластика) – столь же естественная и органическая потребность ребенка, как и игра. Лепка - самый осязаемый вид художественного творчества. То, что ребенок сделал, что он вылепил, прекрасно закрепляется в его сознании: вылепить - это, прежде всего, многократно вызвать в своем сознании образ той вещи, которую лепишь, и этот образ нужно повторить в материале. Ребенок переносит в работу свой искренний интерес, удивление или восхищение, он не только отражает мир, но и познает его.

Основными направлениями этой работы являются:

•         развитие сферы образов-представлений;

формирование пространственно-временных представлений;

•          развитие умственных способностей через овладение действиями замещения и наглядного моделирования в различных видах деятельности;

•         развитие зрительно-моторной координации, стимулирование рефлекторных зон и нервных окончаний ладоней и пальцев;

•         развитие творческих способностей.

   Кроме того решаются и специальные задачи развития и коррекции недостатков эмоционально-волевой сферы и формирующейся личности, что предполагает:

  • развитие и тренировку механизмов обеспечивающих адаптацию ребенка к новым социальным условиям;

•         профилактику и устранение встречающихся аффективных, негативистских, аутистических проявлений, других отклонений в поведении;

•         развитие социальных эмоций;

•         формирование способности к волевым усилиям, произвольной регуляции поведения;

   Тестопластика выступает как средство познания действительности и имеет большое значение для умственного развития детей с ограниченными возможностями здоровья, способствует      поддержанию положительной мотивации и познавательной активности детей с психофизическими нарушениями. Исходя из этого, в каждом отдельном случае я разрабатываю индивидуальный маршрут, учитывая психофизические особенности ребенка. В качестве примера хочу рассказать об индивидуальном маршруте Димы (9лет). В силу разного рода особенностей развития психики (см. Диагноз),ребёнок имеет гиперреактивность, сложность с восприятием материала и удержанием произвольного внимания на какой-либо деятельности, что затрудняет процесс обучения.

  Моя миссия как педагога при работе с данным ребёнком - помочь в приобретении навыков, необходимых для обучения и дальнейшей социализации. Основой для успешного освоения любого образовательного материала, на мой взгляд, должно стать в данном случае освоение навыка выстраивания алгоритма действий по достижению цели и следование этому алгоритму.

   Так как произвольное внимание ребёнку удерживать сложно, при создании данного маршрута возникла необходимость работы  через непроизвольное внимание, что возможно только при наличии большого интереса к деятельности и установлению эмоционального контакта педагога с обучающимся. В связи с этим стало очевидно, что должна быть организована совместная деятельность с ребёнком, основанная на интересующей его теме. Поэтому  совместный с обучающимся выбор темы мной рассматривается как основа осуществления программы и ему уделяется особое внимание.

  Моя задача как педагога, таким образом, сводится к тому, чтобы, установив эмоциональный контакт с ребёнком посредством работы в рамках интересующей темы, обучить его приёмам выстраивания алгоритма действий по достижению цели и следования этому алгоритму. Для этого идеально подходит работа с солёным тестом, что и было нами выбрано, достижение цели в данном случае - изготовление поделки. Таким образом, изготовив несколько поделок, появляется  навык выстраивания алгоритма и вырабатывается навык достижения цели. Ребёнок с помощью педагога, по конкретной схеме, каждый раз выстраивает этот алгоритм и.... результат - позитивные эмоции от итога - поделки по теме, которая интересна - момент успеха и позитива закрепляет навык.

   Возможности тестопластики в коррекционно-развивающей работе безграничны; при этом важно соблюдать непременное условие на занятиях - создавать атмосферу доверия и заинтересованного общения между ребенком и взрослым, учитывать индивидуальные возможности и темп психического развития каждого ребенка.

Индивидуальный маршрут для Ивана (8лет), имеющего заболевания опорно-двигательного аппарата и проблемы с развитием речи, был составлен на основе знаний  о значении развития руки, о влиянии движения пальцев на развитие мозга детей, так как через руки проходит огромный поток информации. Не зря немецкий философ И. Кант назвал руку "выдвинутым наружу головным мозгом". Значит, чтобы развивался ребенок и его мозг, нужно тренировать руки. Развитие интеллекта идет параллельно с развитием руки, все более тонких движений пальцев. Для этого на занятиях широко использую пальчиковые игры, гимнастику и массаж пальцев, упражнения для рук с предметами  : "Сухие бассейны", наполненные косточками разных размеров, пуговицами, пробками, камешками.

 Учёные доказали, что с анатомической точки зрения, около трети всей площади двигательной проекции коры головного мозга занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко от речевой зоны. Поэтому развитие речи ребёнка неразрывно связано с развитием мелкой моторики.

   Применение занятий с солёным тестом незаменимо для предупреждения тяжёлых эмоциональных нарушений .Тестопластика представляет ребёнку широкие возможности для эмоционального реагирования социально приемлемым способом.

  Во время совместной деятельности с ребенком, имеющим ограниченные возможности здоровья, использование приемов работы с солёным тестом дает возможность закреплять цвет, количество, форму,  счет, а также расширять и уточнять знания об окружающем мире.

 Опираясь на данные возможности тестопластики, были разработаны индивидуальные маршруты для детей инвалидов Натальи и Ирины, обучающихся в  Политехническом техникуме по специальности повар-кондитер.

  Даже неусидчивые дети в процессе работы проявляют несвойственную им столь долгую концентрацию внимания на одном виде деятельности. Практически нет детей, которые отказались бы поэкспериментировать с тестом, оставляя на нем отпечатки различными предметами, поиграть с формочками и стеками или слепить что-то на свое усмотрение.

   Работа с тестом - это своего рода упражнения, оказывающие помощь в развитии тонких дифференцированных движений, координации, тактильных ощущений, необходимых в работе  детям с ограниченными возможностями здоровья.

   Чтобы повысить интерес детей к результатам своего труда использую игровые мотивации. А в конце занятия предлагаю детям обыграть свою поделку и обязательная фотография с выполненной работой- для истории. 

   Использование тестопластики позволяет решать и коррекционно-воспитательные задачи: воспитывать такие положительные качества, как самостоятельность и целенаправленность в выполнении работы, усидчивость и настойчивость, умение довести работу до конца, аккуратность, т. е. все те качества, которые слабо выражены у детей с задержкой психического развития.   

 На наших занятиях имеют место игры с разнообразным готовым содержанием и правилами. Использование диалогической речи в игре позволяет не только развивать речь у ребенка, но и облегчить общение друг с другом и с другими - здоровыми детьми. Потому как,  наряду с индивидуальной формой занятий, имеют место совместные занятия со здоровыми детьми,  а также присутствие детей с ОВЗ на внеклассных мероприятиях творческого объединения и общих мероприятиях дома творчества.

 Очень важно, что здоровые дети внимательны, отзывчивы и толерантны по отношению  к больным детям. Им интересно творчество друг друга.

  На занятиях тестопластикой, каждый старается проявить свою индивидуальность, воплотить свой замысел. Успех на каждом занятии это своего рода психотерапия, позволяющая избавиться от нервного напряжения, плохого настроения, поверить в себя и в свои силы, о чем свидетельствуют наши работы.

   Занятия вместе со здоровыми  детьми  помогают развитию коммуникативных способностей, социальной адаптации и развитию творческих возможностей.

   Эти методы раскрепощают детей, повышают уровень их познавательной активности, учебной мотивации, способствуют эмоциональной уравновешенности и уверенности в собственных возможностях. Такой подход позволяет снизить тревожность и психическое напряжение детей с ОВЗ и  помогают добиваться определенной эффективности в работе.

 А об эффективности нашей работы можно судить по результатам конкуров и выставок, в которых принимают участие дети с ОВЗ. Здесь стоит заметить, что мои воспитанники принимают участие не только в специализированных конкурсах для детей с ОВЗ, но и во многих других конкурсах и выставках, о чем свидетельствуют наши награды.  

Заключение

Детство признается важным этапом жизни человека и исходит из принципов приоритетности подготовки детей к полноценной жизни в обществе, развития у них социально ценных качеств. Это касается всех детей, независимо от состояния их здоровья. Утверждается равно внимательное отношение государства ко всем его детям. Но на практике использование детьми с ОВЗ равных прав со сверстниками представляет серьезную проблему.

   Таким образом, социальная адаптация детей с ОВЗ – это не только семейное дело, комплекс этих проблем должен затрагивать общество в целом, и не на бумаге, а в реальной жизни. И дополнительное образование, я считаю должно, и может внести посильную лепту в решение этой проблемы.