китч в произведениях декоративно-прикладного искусства

Кудрова Елена Семеновна

Статья о  народных промыслах

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_na_polenovskie3.docx360.77 КБ

Предварительный просмотр:

КИТЧ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА

         Е.С. Кудрова

МБОУДО Жердевская ДШИ

e-mail:elena.kudrova1978@yandex.ru

В современном Российском обществе все большую актуальность приобретает формирование имиджа регионов, ведь  грамотно сформированный имидж  позволит привлечь инвесторов, интеллектуальный потенциал, туристов.. К решению этих вопросов  представители власти привлекают деятелей культуры и искусства, исследователей и практиков различных сфер. Их усилия направлены на поиск новых путей, средств формирования и продвижения региональных брендов. Для успеха реализации, специалистам различного уровня, необходимы нестандартные решения, творческие находки. Среди различных факторов, влияющих на формирование имиджа региона, большое значение специалисты уделяют развитию традиционных промыслов и  ремесел  населения. Делают попытки найти уникальное, неповторимое, то есть, «изюминку» в «лице» региона и  «сделать» из нее бренд. Некоторые регионы с успехом справляются с данной задачей. К примеру, ежегодный бунинский фестиваль в Ельце «Антоновские яблоки» известен далеко за пределами Липецкой области.  А традиционная  глиняная Романовская игрушка в селе Троицком – это известный бренд как в  РФ, так и за ее пределами. Далеко не все регионы могут похвастаться такими успехами. В погоне за имиджем, специалисты начинают выискивать  и привлекать к своей работе различные направления деятельности: предпринимателей, музыкантов, художников  т.д. Особое внимание уделяется народным промыслам, народному искусству, декоративно-прикладному искусству. Порой, не всегда, найденные «мастера» могут воспроизвести изделие, которое смело можно отнести  к произведениям искусства. Скорее, их работы можно назвать поделками, подделками, китчем. Причина банальна, это погоня за прибылью. Все таки «лицом» региона должно быть  настоящее, подлинное  и что немало важно –традиционное произведение искусства.  Под это определение попадают традиционные народные промыслы и ремесла. Чтобы добиться этого настоящего и подлинного, необходимо понимать, различать и отфильтровывать произведения народного декоративно-прикладного искусства от так называемого «китча». Необходимо сохранять и придерживаться традиций. В настоящее время главная насущная задача - сохранить традиции и духовность в сложное для России время. Именно духовность, накопленная веками традиция, удивительная богатейшая культура спасет подлинное искусство.  Это необходимо также для обучения и  воспитания подрастающего поколения. Современную систему художественного образования необходимо уберегать от псевдоискусства. По возможности, как можно больше насыщать  образовательный процесс подлинными  произведениями искусства,  будь то иллюстративный ряд, наглядные и методические пособия. Дать понятие, разъяснить, разобраться,  что же такое «китч» и произведение искусства.

Произведе́ние иску́сства, худо́жественное произведе́ние — объект, обладающий эстетической ценностью;продукт художественного творчества

(искусства), сознательной деятельности человека. Произведение искусства всегда уникально, где оригинал только один.

Понятие произведения искусства включает в себя произведения изобразительного искусства (живописьдекоративно-прикладное искусствоскульптурафотография и другие); художественные литературные тексты (романы, повести и т.д.) музыкальные композиции; театральные постановки; балетные или оперные постановки; кинематографмультипликацию; а также все объекты, в первую очередь представляющие интерес с точки зрения своих художественных достоинств.

Народное декоративно-прикладное искусство (НДПИ) является неотъемлемой частью художественной культуры, которое развивается по своим законам. Произведения, созданные мастерами народного декоративно-прикладного искусства, отражают художественные традиции, миропонимание, мировосприятие и художественный опыт народа, сохраняют историческую память и имеют духовную и материальную ценность, отличаются красотой и пользой.

Мастера народного декоративно-прикладного искусства создают свои произведения из разнообразных материалов. Они передают навыки технического мастерства из поколения в поколение. В силу этого, закрепляемая столетиями традиция, отбирает только наилучшие творческие достижения. [1, С.24]

https://ds02.infourok.ru/uploads/ex/0ad0/00050057-6636f2bd/img22.jpg

Рис.1

Произведения (изделия)  народных мастеров объединяет продуманность, целостность и стилистическое единство всех составляющих. (рис.1). Здесь совершенно не уместно излишество и украшательство, к чему нередко прибегают некоторые современные «мастера». К примеру, покрыть «золотой» акриловой  краской рога глиняному  лосю, который, как утверждают авторы этой поделки, выполнен в традициях ремесла,  считается для них искусством и нормой.
   Народные Мастера  анализируют, продумывают выразительные средства образа своей работы не один год, как правило, перенимают у старшего поколения.     Продумывают выразительность линий, силуэтов, ритма, цвета, пропорций, формы. Все это оттачивается годами и даже веками. Мастерство передается от одного поколения к другому, обеспечивая преемственность.  «Выразительность, качество произведения так же зависит  от выбранного материала, технологии  обработки. При изучении некоторых произведений  народных мастеров, поражает  пластика формы, чёткость узора, образность, гармоничное сочетание цветов, соотношение пропорций, ритмов.» [4,С.17] «Художественное совершенство предметов народного искусства – это результат понимания творцом пластических и художественных свойств материалов. Удивительно выверенная композиция орнаментов и узоров в вышивке, ткачестве, керамике, домовой резьбе говорит о высоком художественном вкусе и эмоциональном отношении мастеров к миру. Но красота предметов не только в украшении, форма, даже самая простая, которая хорошо отвечает своему практическому назначению, имеет свое художественное содержание.» [3,С.343]

Народный мастер или художник декоративно-прикладного искусства своим мастерством стремится показать самым выгодным образом эстетические качества материалов: дерева, текстиля, металла, керамики, стекла, бумаги, кости, кожи, камня и др. Керамика является одним из интереснейших и разнообразнейших по красоте, богатству, уникальности содержания разделов ДПИ. Еще в древние времена, когда человек  приручил огонь и понял, что глиняная  плошка, оказавшись в костре приобретала уникальные свойства, становилась легкой и прочной, уже тогда некоторые изделия можно отнести к произведениям декоративно-прикладного искусства. Ваза или кувшин  из чистой глины, шкатулка из  дерева может просто изумлять своим совершенством и их  художественная ценность становится очевидной. (рис.2).  Типичные ошибки псевдомастеров  всегда лежат на поверхности. Они занимаются украшательством, ошибочно считая, что в простых  формах нет ничего хорошего.

https://www.booksite.ru/trade_vologda/picture/15_71.jpg

https://pp.userapi.com/c841029/v841029777/4ae3a/bR5uPBW-bFM.jpg

Рис.2

Рис.3

А вот если эти формы украсить каким-нибудь узором, да покрасить его «золотой» краской,  так она сразу превратится в произведение искусства. (рис.3). «Художники» не задумываются над тем, в рамках  какой художественной традиции будет  создана их работа, сохранятся ли признаки образа определенного промысла и технология обработки материала. Не задумываются над тем, что создание произведений из глины-это создание изделия из  материала вечного и прекрасного.
И на деле выходит совершенно иное. Зачастую
орнаменты, нанесенные на  вазу, делают ее безвкусной подделкой, превращают в китч. «Мастера» стремятся угодить публике, наделать как можно больше своих
поделок, чтобы заработать большие гонорары, ставят  приоритетом новизну традиции, что приводит к обеднению народного искусства. Отсутствие теоретической подготовки, информации, добытой в исследованиях о промысле, изучение специфики промысла, приводит  к самодеятельному творчеству, к изготовлению безвкусных вещиц. Тиражирование своей продукции, далекой от региональных традиций, приводит к разрушению народного мастерства.   Народные ценности подменяет подделка под народное, псевдонародность, которая плодит безвкусицу. Подлинное, оригинальное изделие  декоративно-прикладного искусства должно полностью удовлетворить и самый изысканный  вкус грамотного в этой сфере человека и вкус массовой аудитории.
  Разрыв современных «мастеров» с традиционной школой приводит к бесперспективности и обмельчанию искусства, дискредитирует народные региональные ценности, дезорганизует труд мастеров, отрицательно сказывается на воспитании эстетического вкуса подрастающего поколения.      Такая тенденция  угрожает сломать целостный мир народного творчества, где прошлое всегда соединено с настоящим, традиция мастерства живет в преемственности поколений.  Вот в  это время   «мастер» производит пошлость. Вместо произведений, где  культура отработана, отточена в веках, появляется нечто вроде пластиковых зверюшек из одноразовых стаканчиков, раскрашенных дешевыми красками. Так плодятся безвкусица, вкусовщина, китч. 
«Китч» в искусстве (иногда также кич, от нем. Kitsch — халтура, безвкусица, дешёвка, низкопробные произведения) – направление, которое характеризуется использованием образов из массовой культуры, ориентацией на предпочтения потребителя и стремлением к созданию внешнего эффекта, без какого-либо внутреннего содержании [5, С.9]. Слово «китч» вызывает ассоциации с чем-то вычурным, преувеличенным, кричащим и дешевым. С большим количеством украшений, за которыми не видно сути. Преувеличение, преслащение, «псевдоискусство», когда теряется чувство меры, нарушается стиль. Или же «мастер» допускает недодуманность.  Он не осмыслил, он сэкономил на материалах (покрасил Дымковскую барышню той же акриловой «золотой» краской.) Наконец, он не обладает объективным видением своей работы со стороны, зачастую агрессивно реагируя на замечания и критику.

Все это говорит о нехватке профессионализма, о незнании элементарных правил построения композиции, о незнании теории.

В качестве своего пиара «мастера», как правило,  используют паразитирование на известных произведениях искусства, будь то народные промыслы или полотна знаменитых художников. Попросту сказать, воруют идеи, замыслы, создают свои «поделки» выдавая их за произведения искусства. Собственный низкий полет фантазий не позволяет создать оригинальную, авторскую, высокохудожественную   вещь, к которой никто  и никогда не будет иметь никаких претензий. Ведь это его собственное произведение, созданное им самим, а не ссылка на исторические корни, традиции.  Не эстетические ценности произведения, а запросы массового потребителя делает китч доступным и выгодным с коммерческой точки зрения, и существует он в рыночном пространстве, а не в пространстве искусства, на что претендуют  псевдомастера. И, как разный товар, функционирует в системе "спрос-предложение". 
В народных массах «китч», конечно, будет существовать, потому, что это доступно, это будет покупаться «просто так». Народ будет привозить сувениры из разных городов, не особо заботясь о своем культурном содержании.

Не совсем правильно, чтобы такая тенденция в области народного, декоративно-прикладного, изобразительного и т.д. искусства развивалась как бренд или «лицо» региона. Правильнее будет, когда при названии определенного региона возникают ассоциации с детищем этого региона. К примеру, вся та же Липецкая область. Мы говорим: «Липецк», и в сознании возникает образ традиционной Романовской игрушки, известной далеко за пределами РФ как произведение искусства, которая хранится в музеях РФ и за рубежом. Была бы она «китчем», вылепленной псевдомастерами, естественно не стала бы знаменитой. Все это приводит к тому, что искусство превращается в коммерцию в угоду современным требованиям. Коммерциализация народных промыслов приводит к уничтожению   традиции,  утрате национально-культурной идентичности и разрушению культурной индивидуальности. Уничтожение    культуры очень быстро приведет к утрате историко-культурной самобытности отдельных территорий, городов и регионов. Сейчас  можно увидеть мастеров, изготавливающих Балхарскую керамику где –то в центральной России...  Все это ведет к утрате технологий ремесел и народных промыслов, потере традиционных форм, превращению изделий народного творчества в китч, в  разновидность массовой сувенирной продукции.

Надо вернуться к национальным корням, повернуться лицом к подлинному искусству, к традиционной школе…

Искусствовед М.А. Некрасова пишет: «В понятие школы мы вкладываем культурную преемственность, утверждающую народное искусство как художественную систему, формируемую традицией в изустно-зрительной передаче от мастера к мастеру и функционирующей на различных уровнях общности: национальной, региональной и общности исторически сложившегося промысла. На этих общностях основывается коллективное творчество в народном искусстве» [3, С. 17].

Хочется верить, что «мастера», позиционирующие себя как народные, начнут для начала хотя бы изучать промысел на котором делают себе имя, перестанут производить сомнительные с художественной  точки зрения произведения, или  же поймут всю ответственность и назовут свои изделия авторскими.

Список используемых источников:

1. Константинова Т. Народное декоративно-прикладное искусство, художественные промыслы России: Часть 1. Литагент Ридеро, 2017. – С.24

2. Некрасова М.А. Народное искусство как часть культуры: теория и практика. -  М.: Изобразительное искусство, 1982.- С.343

3. Некрасова М.А. Народное художественное творчество, как тип художественного творчества // Искусство. 1981. №11 – С. 4-6

4. Разина Т.М.  Русское народное творчество, проблемы декоративного искусства .- М.: Изобразительное искусство, 1970.-С.66

5. Чегодаева М.А. Китч, китч, китч. М.: - 1990. – С.9





.