Музейная педагогика.

Барковская Наталия Геннадьевна

Музейная педагогика, как и педагогика в целом, направлена на задачи воспитания и развития личности. Музейно-педагогический процесс представляет собой единую и динамичную систему компонентов, определяемых педагогическими категориями (воспитание, развитие, образование, обучение).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon muzeynaya_pedagogika.doc59 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогический совет «Общее дело»

__________________________________________________

14 января, 2014

Музейная педагогика.

Барковская Наталия Геннадьевна,

учитель музыки

         «Музейная педагогика – область науки, изучающая историю, особенности культурной образовательной деятельности музеев, методы воздействия музеев на различные категории посетителей, взаимодействие музеев с образовательными учреждениями».

    С 1998 года на основании приказа ГОУ нашей школе были переданы материалы Лаборатории культуры и этнографии в соответствии «Положением о федеральной экспериментальной площадке», социально-педагогическая инициатива школы была поддержана и на её базе была создана экспериментальная площадка при Министерстве образования России.

     Объект музейной педагогики – особый подход к происходящим в музее диалоговым процессам, ставящий задачу участия в формировании свободной, творческой, инициативной личности, способной стать активным участником диалога.

      Прошлый год для музея был юбилейный  - 15 лет со дня основания экспозиции, и нам бы хотелось подвести некоторые  итоги работы музея. За это время на базе экспозиции проводились не только районные, но и городские семинары для учителей труда, ИЗО, тифлопедагогике, в 2005 году был организован  семинар для завучей начальной школы  с проведением 4-х мастерских, в ноябре 2006 г. была организована выставка методических материалов к семинару директоров школ Невского района по работе экспериментальной площадки.

    Методическое объединение «Русская традиционная культура» организовывало  семинары для работников района и города, которые нам помогали проводить работники музея Этнографии, одним из которых был семинар «Символы в русской культуре» в рамках которого прошли обучающие лекции, практические занятия научного сотрудника Лысенко Олега Владимировича.

Школьная экспозиция должна работать на 3-х уровнях:

1) школа:

– уроки (при наличии интегрированной программы по литературе, истории, географии, ИЗО, музыке, технологии);

- внеклассные мероприятия (с родителями …);

- внеурочная деятельность ФГОС (1-2-3 кл.);

- дополнительное образование (работа кружков).

2) работа Совета музея (пока в работе музея – это слабое звено)

-организация и подготовка экскурсий;

- проведение экскурсий (в школе, приглашение других школ, родителей, ветеранов…);

- составление каталога /архива (в электронном виде), ведение книги отзывов посетителей;

- поисковая деятельность / исследовательская (как итог – выставки детских работ);

- работа с первоисточниками, библиотеками…;

3)  - участие в конкурсах;

    - обобщение опыта (как итог – грамоты).

    Музейная коммуникация – такая необходимая соорганизация определённых позиций, которые должны обеспечивать существование музейной культуры. Здесь необходимо обозначить следующие позиции: работа педагогов, работа с детьми, совет музея, которые реализуются через предоставление результатов его деятельности на уроках района и города.

     В 2006 году учениками нашей школы совместно с учителями была проведена большая исследовательская работа, результатом которой стал проект «Деревня». В его создании принимали участие Егорова М.Е.(руководитель проекта), Сухановская Н.Л. (изготовление домов), Алёшина Т.В. (художественное оформление), Кузнецова Н.Н. (подготовка экскурсоводов), Барковская Н.Г. (подбор муз. материала, озвучивание деревни), Лопухина З.П. (изготовление жителей деревни из мукосоли).

  • 11.11.2006 г. проект вызвал большой интерес во время участия в районном празднике «День Народного Единства», организованном ДТЮ «Семья» Невского района и как следствие в апреле 2007 г. проект получил высокую оценку на районной выставке.
  • 23.04 2007 г. проект был представлен в гимназии № 528. Готовились выступления. В частности ученицы 9 «А» класса Никишина Татьяна и Досина Екатерина вместе подготовили выступления по теме «Авторство «Слова о полку Игореве»», где рассказали о всех возможных вариантах, кто является автором этой книги. Была проведена большая исследовательская работа с первоисточниками. Выступления девочек получило высокую оценку.
  • в мае 2007 г. проект представлялся в музее декоративно-прикладного искусства (представляли проект ученицы 9 «Б» класса Потапова Анастасия и Ковач Ксения).

    13 января 2007 г. в канун Старого Нового года для школ муниципального округа, учителя методического объединения «Русская традиционная культура» были подготовили мастер-класс «Новогодние игры. Игрушки» для учащихся 5-х классов (школы № 26, № 332, № 528), в рамках которого, были проведены следующие мастерские:

  1. Егорова М.Е. – вводная лекция
  2. Алёшина Т.В. – роспись поросят
  3. Плахова Е.Г. – поделки из цветной мукосоли
  4. Барковская Н.Г. – разучивание частушек, игра на ложках (памятный сувенир: ложки-магниты)
  5. Ярова Н.Г. – изготовление открыток-колокольчиков

Все дети ушли домой с работами, которые сделали своими руками.

Поскольку музейная коммуникация включает в себя 3 основных позиции: творца, воспринимающего (зрителя, слушателя, посетителя), позиция музейного педагога,  поэтому одним из важных направлением работы музейной экспозиции является организация и проведение экскурсий.

  В 2006-2007 учебном году  под руководством Егоровой М.Е., проводились экскурсии по школьной экспозиции для начальных классов нашей и 26, 341, 639 школ.

        На базе экспозиции ученики начального и среднего звена посещали кружки:

  • Бисероплетение (Сухановская Н.Л.)
  • Вышивка лентой (Лопухина З.П.)
  • Изготовление кукол (лоскут, лента) (Лопухина З.П.)
  • Мезенская роспись (Алёшина Т.В, Мурашова И.А.)
  • Русский фольклор (Барковская Н.Г., Могачёва С.А.)
  • Мукосоль (Плахова Е.Г.)

     А в этом году проводится реализация задач ФГОС начального общего образования по духовно–нравственному воспитанию обучающихся на основе занятий по фольклору (уч. Барковская Н.Г.) и бисероплетению в 3 «А» классе в (уч. Сухановская Н.Л.).

    В 2011-2013 учебном году были организованы и проведены занятия во 2 «Б», 3 «Б», 3«В» классах «Экскурсия одного экспоната» руководителем музея Егоровой М.Е.

Уже второй год поводятся занятия по внеклассному чтению в избе «Сказка ложь, да в ней намёк…» учителем начальных  классов Богдановой П.Б.

В течение 8 лет в начальных классах проводятся занятия по русскому фольклору на базе школьного музея с использованием учебника Л.Куприяновой учителем музыки Барковской Н.Г. ,(ранее - Могачёвой С.А.).

При разработке сценариев и проведении мероприятий и культурно-массовых дел в рамках школьного музея необходимо учитывать следующие исторически сложившиеся принципы:

Интерактивность, ибо человек воспринимает только то, что делает;

Комплексность – включение всех типов восприятия (зрение-слух-осязание);

Программность, которая обеспечивает усвоение информации и приобретение умений и навыков на основе специально разработанных программ.

Благодаря ресурсам экспозиции учителями нашей школы были даны открытые уроки на город, район, для родителей в  День открытых дверей в 2012 и в этом 2013 году.

  • В рамках проведения городского семинара по тифлопедагогике РПУ им А.И.Герцена и АППО в музее было проведено фольклорное коррекционное занятие «Игры. Иргушки» в 3 «А» классе охраны зрения учителем музыки Барковской Н.Г.  
  • В школе № 323 проходил городской форум, где команда учителей и учеников представили работу музея в классах охраны зрения.
  •  «Святки. Гадание» (внеклассное мероприятие для 10 класса уч. Григорьева Е.А.)
  • «Музыка русской души» (проведение внеклассного мероприятия в 3 «В» классе уч. Барковская Н.Г.)
  • Пасхальная неделя (беседа о Пасхе). Выставка пасхальных яиц (1-4, 5-7 классы)

уч. Егорова М.Е., Барковская Н.Г.

Стало традицией  проведение в 2012 году:

  •  «Русским чаем угощаем» (проведение внеклассного мероприятия в 5 классе уч. Цыбулька С.А.)
  • «Наум, наведи меня на ум» (внеклассное мероприятие для 1 классов уч. Барковская Н.Г.)

В 2013  году на День открытых дверей:

  • «Русским чаем угощаем» (проведение внеклассного мероприятия в 5 классе уч. Ульянова И.А., Сильнова П.И., Потапова А.Р.)
  •  Для 1 классов был проведён праздник «Наум Грамотник» ( уч. Барковская Н.Г., Ярова Н.Г., Шевлякова А.В., Однокольцева А.М., Кириллова Е.А., Жданова Е.К.)

«Музейная антресоль»

«Звучат лишь письмена» к 1150-летию зарождения славянской письменности и культуры.

Музейный предмет – прежде всего подлинник, обладающий большой научной, мемориальной, исторической и художественной значимостью.

Благодаря большой исследовательской работе, подготовке материалов для участия в выставке, школьная экспозиция получила  сертификат как лучший музей Невского района в 2012-2013 уч. году.

     По итогам III районной интерактивной музейной выставки в номинации «Музейные экспозиции образовательных учреждений» коллектив, представляющий музейную экспозицию по русской традиционной культуре ГБОУ №592 (руководители Егорова М.Е., Барковская Н.Г.) стал победителем  (1 место).

     По итогам выступления учащихся на интерактивной выставке победителем       (1 место) стал учащийся 10 класса Андреев Артём.

     Музейная культура представлена, с одной стороны, как хранилище, набор музейных предметов, с другой – как культура производства и воспроизведения (пополнения и хранения) предметов культуры.

Немецкий учёный Г. Фройденталь сформулировал совокупность требований к проведению занятий в музее, актуальных и сегодня:

- каждое посещение музея – это занятие, и оно должно иметь конкретную (учебную, воспитательную, развивающую) цель;

- учитель и дети должны осознавать, что посещение музея – не развлечение, а серьёзная работа, а поэтому нужно готовиться к нему;

- посещать музей нужно после предварительной подготовки и в процессе школьных занятий, когда дети не устали и готовы к восприятию;

- следует отказаться от обзорных экскурсий, «как безумно тяжёлых не только для сознания ребёнка, но и взрослого»;

- отбирать экспонаты для экскурсионного показа нужно на основе возрастных интересов ребёнка;

- итогом посещения музея должно быть самостоятельное творчество детей (рисунок, сочинение на тему увиденного, создание моделей и т.д.).

Предложения:

1) Комплектация музея: интерактивной доской с проекционным оборудованием, музыкальным центром, что позволит активизировать процесс обучения  и сделать занятия в музее ещё более интерактивными и увлекательными.

2) Использование ресурсов экспозиции на уроках в учебно-предметной деятельности.

3) Составление программ экскурсий.

4) Организация Совета музея для обучения ребёнка умению готовить и проводить экскурсии (зависит от активной работы руководителя музея).

5) Составление электронный каталог (архив всех экспонатов).

6) Создание банка творческих работ на базе школьной экспозиции.