Методическая разработка на тему: «Изготовление оберега «Плетень».

Чинчаладзе Ирина Ивановна

Данная методическая разработка  на тему: "Изготовление оберега Плетень" прививает любовь к своему краю учащихся через традиции и обычаи своего народа и знакомит детей со Славянскими оберегами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metod.razrabotka_zanyatiya_obereg_pleten.docx25.88 КБ

Предварительный просмотр:

Чинчаладзе Ирина Ивановна

МАУ ДО ЦРТДЮ г. Новотроицка Оренбургской области

Педагог дополнительного образования

Высшей категории

Методическая разработка  на  тему: «Изготовление оберега «Плетень».

Литература и интернет ресурсы:

Поленова, Т.П. Золотая книга защитных оберегов. [Текст]/Т.П.Поленова. – Ростов н/Д: Владивосток, 2010. – 640 с.

https://masterilkino.ru/load/mir_innovacij/konspekty_urokov_i_nod/izgotovlenie_tradicionnoj_narodnoj_kukly_oberega_kubyshka_travnica/5-1-0-59

https://www.liveinternet.ru/users/kasatik5/post358595139

https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/227579-konspekt-zanjatija-narodnaja-kuklakubyshka-t

Информационная карта занятия

Тема

 Изготовление оберега «Плетень».

Время

3 ч.

Год обучения

3

Вид занятия

интегрированный

Методы

словесный, наглядно-иллюстративный, практический.

Формы занятия

фронтальная, групповая, индивидуальная.

Цели

научить изготавливать оберег «Плетень».

Задачи 

        Познавательные:

  • расширить знания обучающихся о различных видах декоративно – прикладного творчества,
  • учить применять полученные знания и умения в своей практической деятельности;
  • познакомить детей со Славянскими  оберегами.

Развивающие:

  • развивать творческие способности детей, их воображение и пространственные представления;
  • способствовать развитию у учащихся моторики мелких мышц рук;
  • способствовать формированию и развитию познавательного  интереса  обучающихся к ремеслу;
  • накопление практических навыков и развитие творческого отношения к работе.

Воспитательные:

  • прививать любовь к своему краю через традиции и обычаи своего народа;
  • приобщить к национальной культуре как системе общечеловеческих ценностей;
  • прививать любовь к художественному творчеству, воспитывать чувство красоты, усидчивость, терпение, аккуратность, трудовую культуру;
  • воспитывать творческие способности в практической деятельности;
  • воспитывать уважение и интерес к различным видам декоративного искусства;
  • формирование навыков правильной организации рабочего места, аккуратности, точности в работе.

Оборудование занятия и материалы

Мультимедийный проектор, компьютер. Презентация «Славянские Обереги», ивовые прутья; лоскуток ткани; кусок древесной коры; сухие ягоды шиповника; фасоль; тыквенные семечки; искусственные цветы и листья сухие ягоды рябины; пшеничный колосок; клей ПВА. Момент.

Межпредметные связи

История; изо цветоведение.

Музыкальный ряд

 Группа Коляда

План занятия.  

I.   Организационный момент.

II.    Основная часть.

1. Теоретический материал (Показ Презентации, Мастер-класс педагога).

2. Физминутка.

III. Практическая часть

1.Самостоятельная работа.

IV. Заключительная часть.

1. Беседа, анализ занятия. Рефлексия.

2. Уборка рабочего места.

Ход занятия

I.Организационный момент.  Проверка готовности к занятию. Материалы и инструменты.

Введение в тему.

Ни один славянский дом не обходился в древности без оберегов и одним из самых важных, бесспорно, был плетень. Ведь традиционное славянское подворье представляло собой настоящую модель мира, и первым барьером на пути враждебных сил была именно ограда, плетень. Он выполнял защитные функции, не пуская во двор чужаков и врагов, на него вешали подковы, глиняные горшки и старые лапти для отпугивания злых сил.

В наши дни нарядный оберег – плетень, повешенный, на стену, защитит семью от голода, холода и болезней. Кроме того, переплетение прутьев символизирует тесные семейные связи, приятные новые знакомства и крепкие дружеские отношения.

 Давайте создадим ивовый оберег-плетень, и пусть он прорастет в вашем доме добром, любовью, достатком и счастьем!

II.    Основная часть.

Теоретический материал (Показ Презентации «Славянские Обереги», Мастер-класс педагога).

Интересен  материал, из которого выполнен наш плетень. Немногие знают, что в волшебных сказках разных народов именно из ивы делали «волшебные палочки», а в Древней Греции ива была посвящена богине колдовства Гекате. Многие великие врачеватели прошлого писали о целебных свойствах ивы. Авиценна, Парацельс и другие ученые рекомендовали препараты из коры и сока ивы при различных заболеваниях.

На Руси распускающиеся ранней весной пушистые шарики козьей ивы стали главным символом Вербного воскресенья, одного из главнейших православных праздников, предшествующего Пасхе.

Возможно, это связано с удивительной способностью ивы к возрождению — народная мудрость говорит об этом: «Ива и из тычка растет», или: «Иву выкосили, а она снова выросла». И правда, срезанный ивовый прутик, воткнутый во влажную землю, почти наверняка прорастет, а случалось, что расти начинали и ивовые плетни!

Каждый элемент оберега имеет свое символическое значение: 

-монеты - успех в делах;

- горох, фасоль - богатство и изобилие в доме;

-яблоко – символ любви и радости;

-семечки подсолнуха - здоровье детей и энергия солнца;

-крупа – мир, лад в доме;

-гречка - плодородие и достаток;

-пшено - от сглаза;

-фасоль - зарождение новой жизни;

- орех - символ умственной силы и здоровья;

-чеснок, лук - от нечистой силы;

-шишка-трудолюбие и достижение успеха;

-тыква, семена тыквы – символ плодородия, женского начала

-мешковина – изобилие.

Выберите самые важные, для вашей семьи обережные элементы на Плетень.

Чтобы сделать такой оберег-плетень, вам понадобятся:

Если вы хотите придать вашему плетню форму трапеции, в процессе плетения, двигаясь вниз, усиливайте натяжение прутьев.

1. Соберите и подготовьте к работе ивовые прутья. Очистите их от листьев, срежьте слишком тонкие или поврежденные участки. Прутья должны быть разной толщины: покороче и потолще для «кольев» плетня, и длинные тонкие для заплетания.

2. Разрежьте толстые прутья на отрезки длиной 15-20 см. Это будет высота плетня. Разложите их на столе на расстоянии 2-3 см друг от друга. Количество прутьев выбирайте в зависимости от желаемой длины. Если вы захотите сделать плетень подлиннее и повыше, соответственно используйте большее количество более длинных прутьев.

3. Возьмите тонкий длинный прут (прутья для плетения разрезать не нужно) и начинайте переплетать «колья», пропуская прутья через один. Чтобы облегчить себе задачу, начинайте плетение с середины, по направлению к низу плетня.

4. Когда прутик закончится, аккуратно закрепите его конец среди плетения, возьмите новый прут и продолжайте плести в ту же сторону.

5. Дойдя до нижнего ряда, закрепите прут и продолжайте плетение от середины, на этот раз продвигаясь вверх. В результате у вас должен получиться вот такой хорошенький плетень.

6. Приготовьте все необходимые элементы декора, продумайте композицию.

7. Наклейте на плетень кусочек ткани, символизирующий рушник. Хорошенько загрунтуйте его клеем ПВА для придания жесткости.

8. Поместите на рушник символ хлеба- изделия из теста (сушки), и закрепите его с помощью клея Момент.

9. Теперь настала очередь древесной коры – чтобы она лучше держалась на плетне, ее лучше приклеивать, используя клей Момент.

10. Продолжайте наклеивать остальные выбранные вами символы – цветы, колосок и т. д.

11. После завершения работы тщательно промажьте кусочек коры клеем ПВА для придания ему блеска и более прочного соединения с композицией. Готовое изделие можно покрыть бесцветным лаком.

Физминутка для  рук:

 круговые вращения кистей рук: «Моя семья», «Замок», «Гости».

 Физминутка для глаз:

1. Расслабляем глаза – частое моргание без всякого напряжения.

2. Движения зрачков вниз - вверх, влево - вправо, из угла в угол, по кругу.

3. Крепко зажмурить глаза на 10-20 секунд. Ослабить мышцы, открыть глаза

4. Сосредоточение на кончике носа. Это считается в йоге одним из самых полезных для глаз.

5. Слегка поглаживать себя пальцами по векам, бровям, вокруг глаз (эти упражнения приносят успокоение).

III. Практическая часть

       Самостоятельная работа. Дети выполняют все действия, показанные педагогом самостоятельно.

Текущий инструктаж. Индивидуальная работа.

Помогайте друг другу, спрашивайте, если что – то не поняли.

IV. Заключительная часть.

1. Беседа, анализ занятия. Рефлексия.

Ребята, вы – молодцы! Потрудились на славу.

- Что нового вы для себя узнали? Чему научились?

- Сложно было?

-Давайте поставим наши работы на выставку и посмотрим, что у кого  что получилось!

      Ребята, обратите внимание, пожалуйста, на доску, здесь вы видите несколько незаконченных предложений, продолжите одно любое из них по своему усмотрению!

Предложения:

Сегодня на занятии я узнал (ла)…

Оказывается из ивы…

Я научился (лась)…

Мне особенно понравилось…

Уборка рабочего места.